Все мы неоднократно видели на площадках городских мероприятий скоморохов,сжигание чучела масленицы, и где-то в глубине души догадывались, что это все только элементы традиционного обрядового ряженья, о котором и пойдет речь в настоящей статье. Особо хотелось бы обратить внимание, на весенний обрядовый цикл русского народа.
Весенний цикл включает в себя, помимо Масленицы, великопостный комплекс (Прощенный день, Жиловый понедельник, Сороки (Сорок святых), Средокрестъе, Вербное воскресенье, Чистый четверг и Страстную пятницу на Страстной/Страшной неделе накануне Пасхи), Паску Пасху, (Красную горку) и Провода/Проводы.
Масленица (март / февраль).
Праздник был популярен и в станицах, и в городах и длился неделю, которая в народе так и называлась - масляной, реже сырной и совсем редко «масныци». В единичных случаях сохранились названия дней (этапов) праздника: первый день - встреча Масленицы, второй - вязание колодок, последний - проводы (ст. Подгорная). В ст. Кубанской в последний день «провожали» Масленицу, в Гостагаевской -«отправляли» В ст. Каладжинской всю праздничную неделю называли «широкой Масленой», но «с четверга она суживалась, начинаются прощенные дни» .
В большинстве станиц встреча и проводы не выделялись, а основными компонентами праздника были вязание колодок, взаимные гостевые визиты с угощением ритуальной пищей, различные игровые и развлекательные элементы, в том числе утратившее обрядовое значение ряжение и ритуал прощения в последний день Масленицы. Этот состав праздника можно считать универсальным для Кубани, несмотря на то, что в различных станицах почти в каждом компоненте имелись свои, порой существенные, особенности.
Игровая и развлекательная сторона Масленицы разнообразна и включает элементы, имевшие в прошлом обрядово-магическое значение: ряжение, катание на санках с горы и пр.
В немногих случаях зафиксировано изготовление чучела из соломы, которое носили по станице ряженые.
Основным же моментом этого праздника были взаимные гостевые визиты, в первую очередь к родственникам по линии жены, подтверждение дружеских отношений, т.к. в эту неделю «нельзя ссориться, завидовать».
Наиболее крупными праздниками летне-осеннего периодов являлись Троица и Иван Купала.
Троица.
Такие номинации семицко-троицкой обрядности, как Семик, Духов день, «зеленые святки», «русальный Вылыкдэнь» на Кубани встречались редко и к началу XX в. практически вышли из употребления. За праздником закрепилось общее название - Троица, а среди верующего населения - Пятидесятница.
Троица как праздник - явление многокомпонентное, включающее в себя как обрядовые, так и необрядовые формы. Помимо этого, для нее, как и для других праздников и обрядов, характерны изменения во времени и вариативность отдельных компонентов. Поэтому мы остановимся лишь на основных се структурных единицах, выделив следующие из них: обряды и ритуалы, связанные с растительностью (в т.ч. относящиеся к основному обрядовому деревцу); завивание венков; кумление (панибратство); представления, связанные с русалками; обряды и представления, относящиеся к птицам и животным (обряды «крещения и похорон кукушки», «вождение комаря»); обрядовая пища и коллективная трапеза; необрядовая сторона праздника.
На Кубани эти компоненты в рамках одной станичной традиции редко представлены в полном объеме. Чаще они существуют в виде различных сочетаний.
Обряды и ритуалы, связанные с растительностью. В различных формах троицкой обрядности функции растительности неодинаковы. В выделяемой некоторыми исследователями «лесной» форме Троицы центральное место занимает персонифицированное деревце, вокруг которого развиваются основные события: завивание венков, кумление. Несмотря на то, что эта форма на Кубани была представлена достаточно широко (Темижбекская, Николаевская, Зассовская, Тбилисская), деревце, как центральный элемент праздника, известно в немногих населенных пунктах. В ст. Чамлыкской в лесу выбирали развесистое дерево, на него вешали крест, кумились, вокруг него водили хороводы, здесь же проводилась трапеза. В Бесленеевской деревце украшали венками, лентами, обряжали в женскую одежду.
Другим примером особой роли деревца (ветки) служат обряды, связанные с «кукушкой». В ст. Зассовской наряжали ветку - «тройчатку» («кукушку») цветами, венками, лентами. В Каладжинской «наряжали ветку по кукушке», а спустя несколько дней шли в лес и разбирали «кукушкину ветку». Сюда же относится и «хождение с кукушкой» в ст.Успенской, но совершался этот обряд в день жен Мироносиц.
Более типично для Кубани второй половины XIX - начала ХХ в. использование растительности в качестве обрядового декора. Для этого в некоторых станицах, как бывших линейных, так и черноморских, места проведения обрядов «обсаживали» срубленными зеленными ветками. В Тбилисской, например, «обсаживали» поляну, где девушки кумились. В Васюринской ветки втыкали вокруг стола, который устанавливали прямо на улице. В прошлом при «посадке садов», вероятно, соблюдались определенные правила. В «Кубанских станицах», например, отмечается использование белой акации, ветки которой втыкали в два ряда, а посередине устанавливали стол. В ст. Челбасской «хлопци и дивчата» (12-14 лет) на улице «Троицю строилы»: по кругу, «курэныком /куренем» закапывали большие ветки таким образом, чтобы их верхушки сходились. В середине мазали предварительно утрамбованный «пол», посыпали его травой. В одном углу куреня ставили стол для пищи, а остальное пространство отводилось для игр, танцев. Судя по полевым материалам, в ХХ в. местом проведения обряда, в основном, стали приусадебные сады, хаты или даже сараи (Воронежская, Дмитриевская, Казанская, Темижбекская и др.). В некоторых станицах могла практиковаться или та, или другая («лесная») форма (Некрасовская, Николаевская и др.).
Зелеными ветками, травой и цветами в обязательном порядке украшали жилье, усадьбы, а в ряде станиц и хозяйственные постройки, а также церкви. Ветки помещали по углам жилища, у матицы, над входом, на калитке, воротах, в плетне, на колодце. Первую ветку ставили в святой угол.
Из трав на Троицу обычно использовали чебрец/чобор/чабер, мяту, любисток, пырей. Могли использовать и другие травы: маточник, душицу, «скорпию». полевой горошек, папоротник.
Ветки срубали для леченья в субботу. Делал это, как правило, отец. В субботу же убирали и украшали жилище и подворье. Мазали доливку/пол глиной с кизяком, дорожки во дворе: от двери до печи на улице, вокруг печи, к корыту с водой, колодцу. В некоторых станицах пол и дорожки разрисовывали светлой глиной: «в клетку», «як коврык.
Травой устилали пол в комнате, раскладывали по углам и т.п. В некоторых станицах посыпали и дорожки во дворе. Поверх травы «елочкой» выкладывали дорожку из папоротника (Каладжинская). Ид травы и цветов составляли букеты, плели венки. Цветы («разноцвет») просто раскладывали на окнах.
Как правило, через три дня зелень убирали. Траву, собранную в доме и в церкви, повсеместно сохраняли или, окропив предварительно крещенской водой, скармливали корове (ветки), курам (траву). В отдельных случаях (ст. Неберджаевская) ее могли относить на речку. Ветки могли и сжигать, но отдельные из них (срубленные первыми, поставленные первыми в святой угол, или определенной породы), хранили. Троицкая зелень применялась в народной медицине и ветеринарии
Особыми качествами наделялась та растительность, которая была в церкви: трава, которой устилали пол в храме, венки, в которых девушки стояли в церкви во время службы.
Прежде чем взять траву из церкви, во время молитвы трижды становились на колени, отбивали земные поклоны, а затем из-под колен набирали небольшой пучочек. Эту траву хранили и в случае болезни мыли в ней голову.
В целом, «троицкую зелень» запрещалось выбрасывать «куда попало» или «нагнояку» (навоз).
Обряд завивания венков имел в среде кубанских казаков достаточно ограниченное распространение. Ни обряд, ни само выражение не были известны в большинстве бывших черноморских станиц и в населенных пунктах Закубанья со смешанным населением (Кубанская, Варениковская, Ивановская, Старонижестеблиевская, Новонижетеблиевская, Родниковская). Однако иногда так назывались общественные гуляния (Ладожская, Неберджаевская, Отрадная) или коллективная трапеза. Характерен ответ информатора из ст. Хоперской: «Завивать венки - это значит пить вино». Однако показательно то, что трапезы с таким названием могли проходить в лесу, на поляне, у речки, а также в саду или в доме (Казанская, Темижбекская).
В некоторых станицах сохранялись элементы, свидетельствующие о существовании в прошлом более развитой формы обряда: остаточное бытование специальных или приуроченных песен, сохранение воспоминаний, что в старину «венки в реку бросали» (Темижбекская, Некрасовская), название первого и второго (Воронежская) или первого и третьего (Темижбекская) дней Троицы по обрядовым действиям: «завивание» и «развивание венков», ряжение в «жениха» и «невесту».
Принимавшие участие в трапезе девочки 10-11 лет приносили сало, яйца, а мальчики того же возраста - водку, жарили яичницу. Далее девочки садились за стол, а мальчики подносили, каждый своей избраннице, по рюмке водки, остатки которой выплескивали вверх. Затем угощались мальчики. После этого дети рассаживались парами -«кума с кумом», и начинались «вольности» и песни неприличного, по мнению автора, содержания: «Ой, Дунюшка-Любушка», «Я у кума была, у приятеля», «Ой, там лежит кладка». Примерно по такому же сценарию происходило кумление с участием детей и в других станицах, но с весьма существенным уточнением - в качестве «вина» использовались сок ягод или подкрашенная вода, «морс».
Кумились во время плетения венков девушки с девушками и девушки с парнями, в лесу или в доме (у вдовы). По ходу обряда девушки обменивались подшалышками (платками), кольцами.
На Троицу девочки-подростки шли в лес, приносили оттуда кленовые ветки, зеленую траву, чабрец. В саду устраивали «как хатку», ее украшали цветами, «пол» посыпали травой, в т.ч. чабрецом. В «хатке» устанавливали стол и обсаживали принесенными цветами. Девочки плели венки, жарили яичницу, накрывали стол. В качестве основных напитков использовали квас и узвар.
Будущие кума с кумой сидели рядом. Ритуал совершали все пары, вступающие в искусственное породнение, с соблюдением очередности, «по кругу». Каждой паре исполняли песню.
Кумившиеся целовали друг друга троекратно в щеки и обменивались платками.
После кумления действие также могло развиваться по-разному. Участницы обряда в венках шли к реке, и со слов более старших информаторов, под песню «Ой, на веночках девки загадали» бросали венки в воду.
Каких-либо оригинальных, характерных только для Троицы, форм отдыха и развлечений не существовало. Исключением можно считать «складку», которая могла быть составной частью обряда (завивания, кумления и т.п.), а могла и не быть. Однако «складки» устраивались и в другие годовые праздники. Иногда на Троицу проводились общественные гуляния. О них подробно,пожалуй в следующей нашей статье.
Продолжение следует...
Оценили 20 человек
38 кармы