Взгляд сквозь вышиванку.

0 1153

Одним из сильных качеств знаменитых писателей является наблюдательность. Видимо без этого невозможно создать что-нибудь стоящее на литературном поприще. И если внимательно отнестись к творчеству А.С. Пушкина, то можно заметить, что он был еще тем "железячником". Его "Евгений Онегин" не случайно назван "энциклопедией русской жизни". Ничего случайного или выдуманного при описании жизни того времени в этом романе нет. Сам А.С. Пушкин уверял, что роман в стихах им писался с "Брегетом" в руках. Это характерно не только для "Онегина". Старшее поколение должно помнить один из выпусков "Ералаша", где отсутствующую учительницу литературы подменяет учительница географии (в исполнении Л.Ахеджаковой) Помните? Только школьник начал читать "Тиха украинская ночь..." как учительница тут же подтвердила, что движение атмосферных масс в данной точке Земли, поэтом описано абсолютно точно. Смех-смехом, но тут она права. Пушкин был точен во всем. Мы еще в этом убедимся при разборе его "Капитанской дочки".

Не меньшим "железячником" был и Н.В. Гоголь. Один весьма известный русофоб, как-то заметил, что в описании жизни той или иной эпохи, Гоголь "всегда исторически достоверен". Учитывая это качество Николая Васильевича, я решил внимательней глянуть на героев его произведения "Тарас Бульба". Тем более, что некоторые вещи, описанные автором как бы невзначай, мимоходом, говорят о жизни его героев и окружающего их общества больше, чем написано автором. Итак, смотрим на героев иным взглядом.

Переосмысливать не по одному разу прочтенное произведение я начал с того, что читать "Тараса Бульбу" категорически не хотел мой сын. Произведение входит в школьную программу, а читать "обязаловку" школьникам скучно. Считая, что пренебрегая классикой он многое для себя потеряет, я не стал его заставлять читать это произведение. Вместо этого, я ему заявил, что это роман о полковнике - хаме, пьянице и садисте. Полковник этот сопли не жует. Он без колебаний режет жидов и ляхов, не делая исключений и для чурок. Его отряд сжигает монастыри и церкви, не забывая при этом вволю пограбить...

"Круто!" - ответил сын и с интересом углубился в чтение разрекламированного таким способом произведения. Прочитал и задал вопрос: "Батька, а почему он резал хохлов? Он ведь в Польшу так и не зашел. Я смотрел на карту. Все указанные в книге места боев - это Украина. Там что, поляки жили?" После такого вопроса за книгу взялся уже я сам. На этот раз с "брегетом" в руках.


"Настоящий полковник!"

Итак, кто такой Тарас Бульба? Читая внимательно, выясняешь, что это не совсем казак. В том месте, где он размышляет над трупом убитого им Андрия, он называет сына дворянином. Называл он его и казаком, вот только для сыновей, как и для отца, это состояние временное. Они явились в Сечь "погулять" или на языке той эпохи "показаковать". Обычное для того времени дело. Князь Вишневецкий, в ту пору еще русский а не поляк, тоже "казаковал" в Сечи. Так и Бульба с сыновьями: нагуляются вдоволь и вернутся домой. Жить вечно в Сечи ни отец, ни его сыновья не собирались. Причины этому просты: обширное хозяйство требует пригляда и сам Тарас официально состоит на королевской службе. Начнем с хозяйства. Это вовсе не хуторок. Хотя бы потому, что Тарас содержит за свой счет целый полк. Какова бы не была численность этого полка, а судя по тексту его численность могла достигать десяти тысяч бойцов, но на доходы, которые дает даже самый богатый хутор, его содержать невозможно. Конечно, десять тысяч бойцов это не постоянный состав. Подавляющая часть бойцов Тарасова полка, это "охочекомонные" - те кто присоединяется к Тарасу только во время войны и рассчитывать может лишь на долю в добыче. Но кадровое ядро своего полка Тарас содержит и в мирное время. Они как раз и получают постоянное жалование. Пусть их всего несколько сотен, но содержать их дорого. Владея только хуторком, этого не потянуть. Тут нужно владеть селами, чье суммарное население составит не менее тридцати пяти тысяч человек. А если учесть, что и "охочекомонным" нужно рядом жить и кормиться, то получим территорию с населением 200 тысяч человек. Целое княжество! И кто тогда Тарас? Сейчас таких людей называют олигархами, в ту пору магнатами, а в более древние времена боярами. Так что Бульба - это скорее всего представитель старой русской аристократии, а не рвань перехожая. И владеет он не только прадедовскими вотчинами. Он еще на обширной территории свои порядки держит:

"Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма. Сам с своими козаками производил над ними расправу и положил себе правилом, что в трех случаях всегда следует взяться за саблю, именно: когда комиссары не уважили в чем старшин и стояли пред ними в шапках, когда поглумились над православием и не почтили предковского закона"

Получается, что на обширном пространстве, реальной властью был именно он. Вроде и не оспаривает полномочий королевских чиновников, но "терять берега" им не позволяет. И ничего королевская власть с ним поделать не может. Даже когда он в открытую против нее воюет. Просто потому, что как несомненный аристократ, хоть и "схизматик", он пользуется своим правом на "рокошь", то есть, мятеж против короля. Официально это право было признано только за католической шляхтой, но по факту им пользовались и православные аристократы. Впрочем, последних становилось все меньше и меньше.

"Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу было это не по сердцу ".

Любовью к роскоши это не ограничивалось. Русские князья и бояре в массе своей, либо отъезжали в Москву, либо меняли веру на карьеру. Все эти Потоцкие, Вишневецкие, Острожские, Мосальские... еще вчера были русскими людьми. Зато теперь эти Рюриковичи нос воротят от всего русского. Тарас был не из таких. Ни отъезжать в Москву, ни прислоняться к Варшаве он не стал. Он намертво уцепился за край своих предков. Вот только и украинцем он не стал. Когда украинские националисты, не разобравшись толком, хотели сделать из него своего героя, их быстро ткнули носом в текст книги: "Вы хоть прочтите, что там Гоголь писал!" А Гоголь в монологах Тараса описал его взгляды. Настраивая казаков на тяжелую битву, издеваясь над ляхами во время своей казни, он эти взгляды изложил весьма четко. Коротко это выглядит так: "На Русской Земле - русская вера, русский царь, русские князья и русские порядки!" И кто подпишется под этой программой? История Украины показывает, что таких людей во все времена хватало и на самой Украине. И это не пришлые монголо-кацапы. Это самые что ни на есть местные. Правда, наш герой не скрывает того, что есть среди местных и люди иного сорта:

"Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства".

Таких и сейчас хватает. Не только кстати на Украине. На всей Руси. Тарас прекрасно знает как следует поступать с этими "недоверками". Отсюда и сцены зверств, что творят его подчиненные. Оно конечно было бы неплохо, если бы наступил момент, когда "последние подлюки" извалявшиеся в саже и поклонничестве, проснутся, проклянут свою подлую жизнь и муками искупят позорное дело. Вот только для этого нужно много времени. А время военное. Прощать "подлюк" - себе дороже. Вот и режут их по всей Волыни и Подолии.

Но главная опасность исходит совсем не от них. Дело губили как раз те, кто не был предателем. Кто по наивности своей считал, что со злейшим врагом можно о чем-то договориться. Таких наивных у нас большинство. В романе это ясно показано. Это и русское духовенство, и сами казаки, считающие, что на той стороне такие же христиане, европейцы и даже славяне. Что с ними можно о чем-то договориться. Верят обещаниям, клятвам, договорам и прекращая борьбу, дают столь необходимую врагу передышку. И только Тарас понимает, что сейчас будут обещать все, что угодно, а вешать будут потом. Нельзя верить тому, кто тебя человеком не считает!

" - Эй, гетьман и полковники! не сделайте такого бабьего дела! не верьте ляхам: продадут псяюхи!

Когда же полковой писарь подал условие и гетьман приложил свою властную руку, он снял с себя чистый булат, дорогую турецкую саблю из первейшего железа, разломил ее надвое, как трость, и кинул врозь, далеко в разные стороны оба конца, сказав:

- Прощайте же! Как двум концам сего палаша не соединиться в одно и не составить одной сабли, так и нам, товарищи, больше не видаться на этом свете. Помяните же прощальное мое слово (при сем слове голос его вырос, подымался выше, принял неведомую силу, - и смутились все от пророческих слов): перед смертным часом своим вы вспомните меня! Думаете, купили спокойствие и мир; думаете, пановать станете? Будете пановать другим панованьем: сдерут с твоей головы, гетьман, кожу, набьют ее гречаною половою, и долго будут видеть ее по всем ярмаркам! Не удержите и вы, паны, голов своих! Пропадете в сырых погребах, замурованные в каменные стены, если вас, как баранов, не сварят всех живыми в котлах!"

Мудр был старый полковник! Понимал он, что нельзя остаться целым, пытаясь жить между двумя Правдами. Нужно выбирать что-то одно и идти до конца. А ведь большинство пыталось как раз между Правдами прожить. Потому и не оказали поддержки его намерениям продолжить борьбу до победного конца. Лишь каждый двенадцатый правильно понял Тараса. Именно отсутствие массовой поддержки погубило Тараса. Но и наивные ненадолго его пережили.

"Недаром провещал Тарас: так все и сбылось, как он провещал. Немного времени спустя, после вероломного поступка под Каневом, вздернута была голова гетьмана на кол вместе со многими из первейших сановников".

Вот она цена "европейского выбора". Сейчас конечно европейцы головы на колья не вешают, но это не значит, что они изменились к лучшему. Как и встарь, они обещают все, что угодно:

"Ты кабанчик только приди из дикого Русского Леса в наш европейский свинарник! Будут тебе и чистое теплое жилье под надежной крышей, и кормушка будет наполнена свежей едой, и бесплатное ветеринарное обслуживание и ласковые свиноматки. И охрана наша всегда тебя защитит. Да и права твои наш персонал будет соблюдать. Зачем тебе поросеночек жить под открытым небом, шарахаясь от волков да медведей? Зачем мерзнуть и мокнуть, да путать след, уходя от собак и охотника? Приди к нам из Русской Дикости в Европейскую Цивилизацию!"

И ведь не обманут. Все так и будет. Только не про все расскажут. Например о том, что он нужен не только ради щетины. А еще о том, что спустя короткое время с ним кое-что интересное сотворят. Тарас такие вещи нутром чуял. Потому и не верил. И пусть он был обречен на гибель в этой борьбе. Правда, которую он выбрал, обреченной не была. Ибо за этим старым могучим секачом, стоял такой родной Старый Лес. Лес, который дал жизнь и берег волю его предкам, ему самому и всегда будет защитой его потомству.

Такое вот Credo было у Тараса.


Поступки и мотивы

Как правило, приключения героев начинаются неожиданно. Так и в романе Гоголя. Не успели сыновья вернуться домой, как батьку словно муха какая укусила: прилюдно издевается над ними, вступает в драку со старшим сыном. К одежде их зачем-то прицепился, да еще резко меняет ранее озвученные планы. В общем, ведет себя как хам и самодур. А чего это на него вдруг нашло?

Начнем с одежды. Пока сыновья учились в своей бурсе и ездили ежегодно домой на каникулы, Тараса их бурсачья форма почему-то не волновала. Спокойно он к ней относился. Зато после выпуска она его вдруг смешить стала. Почему? Вопрос этот совсем не пустяковый. Это в 19 веке во всей Европе мужская и женская одежда стала унифицированной по стилю. А до этого у всякого народа одежда служила своеобразным паспортом. В это время, был важен статус конкретного человека. И этот статус нужно было обязательно демонстрировать. Иначе тебя заподозрят в неких тайных намерениях, причем неблаговидных. "По одёжке встречают..." Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тьму лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, каково его общественное положение и "гражданское состояние" - совершеннолетний или нет, сочетался ли браком и так далее. Такая "визитная карточка" позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать. Все эти сведения содержал тот орнамент, которым обязательно украшалась одежда. Глядя на нынешние "парады вышиванок", предки нынешних украинцев наверное впали бы в ступор. Взять Петра Порошенко. Кто там его обеспечивал вышиванкой я не знаю, но судя по орнаменту на рубашке, его нынешний статус: незамужняя селянка! И таких "незамужних селянок" полна Верховная Рада. Хоть бы у этнографов проконсультировались! Отметим, кстати, что человека, без крайней необходимости переодевшегося в одежду, не соответствующую его достоинству и полу, ожидало в лучшем случае осуждение, если не наказание. Узоры и орнамент на одежду, просто так не наносятся. Это прежде всего обереги. А они у всех в разной комбинации. К магической угрозе, люди относились серьезно. Поэтому, отец не мог одеть одежду сына. Этим он не только принизил бы свой реальный статус старшего в семье, но и сделал бы себя более уязвимым для чужого колдовства. Впрочем и статус вещь серьезная. Тот же глава рода не мог одеваться проще, чем рядович. Это все-равно, что полковнику одеть форму лейтенанта.

Теперь понятен гнев отца? Пока сыновья учились, бурсачья одежда на них была уместна. При выпуске, отец прислал им верховых коней, на которых им предстояло приехать домой. Раньше, им ездить верхом по статусу не полагалось. Прислал бы отец и одежду, которая соответствовала их положению в обществе и достоинству. А может быть и прислал. А эти клоуны в чем явились? Что они показать захотели? Что не селюки а "це европейцы?" Что, уже брезгуют народным платьем? Вот потому Бульба и встревожился. Так и до униатства недолго дойти. А там глядишь и отрекутся от русского имени. Потому, хоть и добродушным тоном, но издевается над ними.

" - Смотри ты, какой пышный! А отчего ж бы не смеяться?"

Эту фразу, что он сказал Остапу, нужно правильно понимать. Тут не простая издевка. Формально, "пышный" - гордый, недотрога. Но есть у этого слова второй смысл. Это все равно, что нынешнего турка назвать красавчиком. Иностранцу они это еще могут простить, но обязательно попросят больше их так не называть. Потому, что у них назвать мужчину красавчиком, все-равно что обвинить его в содомии. Тарас Остапа так именно и назвал. Вот тут Остапа и понесло:

"- Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!

- Ах ты, сякой-такой сын! Как, батька?.. - сказал Тарас Бульба, отступивши с удивлением несколько шагов назад.

- Да хоть и батька. За обиду не посмотрю и не уважу никого".

И ведь подрались! А чего еще ждать? За такие слова нужно обязательно ответить. Но это старший сын. А младший? Даже словом не вступился за брата. Хотя отец ему прямо сказал, что обязан был вместе с братом батьку дубасить. Ибо обида брата, это и его обида. Но не понял этого Андрий, потому и удостоился "ласковых" эпитетов: бейбас (бестолочь) да мазунчик (маменькин сынок).

Все это вроде бы мелочи, но Тарасу так не казалось. Все начинается с малого. Сегодня европейцем вырядился, на оскорбления не ответил, за обиду брата не вступился... А завтра что будет? Сколько он видел таких, кто начав с малого, потом перекрестился в иную веру и стал свой собственный народ презирать! Такую дурь нужно вышибать, причем немедленно, пока она укоренившись, не погубила души сыновей. Вот потому и нет покоя в отцовской душе. Даже во время пира. Не залить тревогу горилкой. И медлить нельзя. Потому, что есть еще и жена со своими бабьими соплями. Впрочем, как тут поступить, Тарас знает. Только армия выбьет из сыновей ненужную дурь и сделает из них людей! Так что нечего тянуть кота за хвост и откладывать на "потом". Потом может оказаться поздно. А потому завтра же в Сечь! Там их научат самому нужному: жить как люди и умирать как человек!

Так что хоть и выпивши был батька, но разум его был трезвым и поступки были обдуманы тщательно. А приняв решение, не откладывал его выполнение. То что Тарас далеко не так прост, каким хочет казаться, первым понял Остап:

"Вишь, какой батько! -- подумал про себя старший сын, Остап, -- все старый, собака, знает, а еще и прикидывается".

Мы и дальше увидим, что не смотря на вспыльчивость и открытое проявление чувств, Тарас никогда не шел на поводу эмоций. Иначе никогда бы не стал ни атаманом, ни полковником, да и добро бы свое немалое не сумел сберечь. Те его поступки, которые кажутся на первый взгляд пустым капризом, таковыми на самом деле не были. Все имело свою причину и логическое следствие. Чтобы это понять, стоит глянуть на еще одного персонажа романа: еврея Янкеля.


Шпион на службе ясновельможного пана

Начнем с того, что военному человеку грех не быть антисемитом. Даже если он еврей и служит в Израильской армии. Запорожцы в этом плане исключения не составляли и убивали жидов без колебаний и по каждому удобному поводу. Но и наивными детьми природы они не были. Всерьез решением известного всем вопроса они никогда не занимались. Разве что душу под настроение отвести, а этническими чистками они точно не интересовались. Потому, что весьма часто им евреи нужны были живыми и по возможности здоровыми. Об этом говорит тот странный еврейский погром, который возник накануне военного похода.

Что в нем было странного? Да многое. Он совсем не похож на более поздние погромы, что устраивали петлюровцы да бандеровцы. Начну с того, что в этом логове непримиримых антисемитов жили евреи. И не просто жили, а якобы с семьями. Чем занимались? Торговлишкой разной. Скупали добычу, продавали необходимое в походе имущество и конечно же держали шинки. А где еще лихой казак мог горилку купить? Вот в шинке и покупал. Ну и мелкое ростовщичество (а может быть и не мелкое) тоже присутствовало. Хорошо, нашлись такие смелые, что согласились наживы ради жить на вулкане. А семьи свои зачем туда тащить? Неужели за них не страшно? А вот и не страшно! Вернее, не очень страшно. В Сечь конечно запрещалось тащить своих жен. Но половые потребности казаки удовлетворяли исправно. Не за счет содомии. Где шинок, там и бордель. И жидовки, что жили при хозяине шинка, это вовсе не его семья, а прислуга и по совместительству работницы борделя. Удивляться этому не стоит. Даже в 20 веке, когда эмансипация евреев была достаточно полной, до 1939 года 70% проституток в Европе и Америке были еврейками. Причем склоняли их к занятию проституцией не злобные антисемиты, а свои соплеменники.

"Бедные сыны Израиля, растерявши все присутствие своего и без того мелкого духа, прятались в пустых горелочных бочках, в печках и даже заползывали под юбки своих жидовок; но козаки везде их находили".

Обратите внимание: жидовок, под юбки которых заползали перепуганные "сыны Израиля" никто не топит в Днепре и даже не насилует. Им ничего не угрожает. Они даже не прячутся. И еще, громят шинки, но хмельного никто не пьет. Но это легко объяснить тем, что объявлен поход, а значит действует "сухой закон". Так что погромщики трезвые и адекватные в своих поступках. Да и кидание в Днепр, это еще не гибель. Хотели бы уничтожить - так сабля или нож у каждого на поясе. Но не режут и не рубят, а просто выбрасывают в воду. И даже камни на шею не привязывают. Сам Бульба при этом попытался остановить расправу.

"- Ну, пусть скажут, -- сказал Бульба, который всегда любил выслушать обвиняемого".

Да не любопытство тут и не любовь к побасенкам. Полковнику они нужны живыми. Он конечно не всевластен, но шанс оправдаться им дает. Воспользоваться им евреи все-равно не сумели, но одному повезло. Кинулся за заступничеством к Тарасу:

"Бедный оратор, накликавший сам на свою шею беду, выскочил из кафтана, за который было его ухватили, в одном пегом и узком камзоле, схватил за ноги Бульбу и жалким голосом молил:

- Великий господин, ясновельможный пан! я знал и брата вашего, покойного Дороша! Был воин на украшение всему рыцарству. Я ему восемьсот цехинов дал, когда нужно было выкупиться из плена у турка.

- Ты знал брата? - спросил Тарас.

- Ей-богу, знал! Великодушный был пан.

- А как тебя зовут?

- Янкель.

- Хорошо, - сказал Тарас и потом, подумав, обратился к козакам и проговорил так: - Жида будет всегда время повесить, когда будет нужно, а на сегодня отдайте его мне. - Сказавши это, Тарас повел его к своему обозу, возле которого стояли козаки его. - Ну, полезай под телегу, лежи там и не пошевелись; а вы, братцы, не выпускайте жида".

Ничего странным не кажется? Всех топят и процесс этот Тарас даже не пытается остановить, но стоит Янкелю назвать имя Дороша, как Бульба прячет у его себя. Мало ли кто и кого знал? Врагов иногда тоже прекрасно знают в лицо и по имени, что не останавливает расправ. Да и какова заслуга Янкеля? Дал денег на выкуп из плена? Так Дорош их давно вернул и с процентами. Да и не обязывают деньги ни к чему. В те времена, да и сейчас, настоящую цену имеет то, что можно взять с помощью любви и крови. Чем заслужил Янкель заступничество со стороны немалого в Сечи человека? Службой! А какой? Той, которую обычно не афишируют. В те времена, служили люди не только государству. Важным персонам тоже служили. В романе не говорится, чем был славен Дорош, но можно догадаться посмотрев на то положение, которое занимал в походе Тарас.

Когда пришла пора войску разделиться, встал вопрос: кто будет командовать оставшимися? Все легко согласились с тем, что наказным атаманом должен быть полковник Бульба. Почему он? Да потому что на войне только так и делается. Кто остается за командира соединения? Как правило, его начальник штаба. Потому, что в его обязанности входит многое: разведка, связь, боевое планирование. Это самый информированный после командира человек. На кого оставлял свой полк сам Тарас? На есаула Дмитро Товкача. В те славные времена, есаул, это первый заместитель атамана исполняющий функции начштаба. Точно так же и в войске.

Обратим внимание на слово "разведка". Организация разведки и охранения - это на совести начштаба. Но кроме войсковой разведки, есть и агентурная. Еврей в качестве тайного агента был удобен со всех сторон. Поляки и турки знают, что казаки евреям враги, а потому этот шныра меньше вызывает подозрений у них. Так что взять на службу человека со связями, который оказывается раньше служил брату, было разумным поступком. Но Янкель не мелкий лазутчик. Оцените это место в романе:

"Тарас посмотрел на жида и подивился тому, что он уже успел побывать в городе.

- Какой же враг тебя занес туда?

- Я сейчас расскажу, - сказал Янкель. - Как только услышал я на заре шум и козаки стали стрелять, я ухватил кафтан и, не надевая его, побежал туда бегом; дорогою уже надел его в рукава, потому что хотел поскорей узнать, отчего шум, отчего козаки на самой заре стали стрелять. Я взял и прибежал к самым городским воротам, в то время, когда последнее войско входило в город. Гляжу - впереди отряда пан хорунжий Галяндович. Он человек мне знакомый: еще с третьего года задолжал сто червонных. Я за ним, будто бы затем, чтобы выправить с него долг, и вошел вместе с ними в город.

- Как же ты: вошел в город, да еще и долг хотел выправить? - сказал Бульба. - И не велел он тебя тут же повесить, как собаку?

- А ей-богу, хотел повесить, - отвечал жид, - уже было его слуги совсем схватили меня и закинули веревку на шею, но взмолился пану, сказал, что подожду долгу, сколько пан хочет, и пообещал еще дать взаймы, как только поможет мне собрать долги с других рыцарей; ибо у пана хорунжего - я все скажу пану - нет и одного червонного в кармане. Хоть у него есть и хутора, и усадьбы, и четыре замка, и степовой земли до самого Шклова, а грошей у него так, как у козака, - ничего нет. И теперь, если бы не вооружили его бреславские жиды, не в чем было бы ему и на войну выехать. Он и на сейме оттого не был.

- Что ж ты делал в городе? Видел наших?

- Как же! Наших там много: Ицка, Рахум, Самуйло, Хайвалох, еврей-арендатор...

- Пропади они, собаки! - вскрикнул, рассердившись, Тарас. - Что ты мне тычешь свое жидовское племя! Я тебя спрашиваю про наших запорожцев.

- Наших запорожцев не видал. А видал одного пана Андрия".

Как вы думаете, ради наживы Янкель проник в осажденную крепость и выбрался из нее обратно? Вообще, метод, который он применил для проникновения в город, говорит о многом. Шпион быстро соображает и быстро действует и проявляет при этом немало отваги. Да и сведения сообщил важные: пришла хоругвь из Шклова. Кроме того, наивного белорусского шляхтича, Янкель сумел задействовать втемную, как поставщика сведений о действующих командирах польского войска. Мало того, неправильно поняв вопрос Бульбы о "наших", он доложил о существовании в Дубне собственной агентурной сети из местных евреев. То ли сумел создать ее в столь краткий срок, то ли оживил ранее существующую. Тут уже не просто матерый шпион. Тут целый резидент, располагающий собственной шпионской сетью и при нужде быстро создающий ее в новом месте.

Так что не простого человека спасал Тарас. Да и казаки логичны: Подготовка к походу у них начата с ликвидации польской агентуры и разгона шпионских гнезд. Кстати, белыми и пушистыми евреи только прикидываются. Временами они могут быть очень опасными. Например, на вопрос Тараса: почему Янкель не убил Андрия? - тот отвечает так, что становится ясным: мог убить, имел к этому все возможности, но не стал. Посчитал, это неправильным. А так да, мог бы и убить.

Соплеменники Янкеля из Дубно, тоже не брезгуют шпионским промыслом. Когда поляки совершили неудачную вылазку, местные жиды, воспользовавшись царившей неразберихой, собрали достаточно полные сведения о численности и составе казачьего войска.

Да и в дальнейшем, по ходу повествования мы можем оценить шпионские таланты этого племени. По сути дела еврейские общины в Европе и были помимо прочего, настоящими шпионскими гнездами. Кто-то, как Янкель, состоял на службе у влиятельных людей. Ну а большинство - это просто торговцы добытой информацией, работающие на обе враждующие стороны. Рассчитывать на верность подобных людей никому не стоило. С легкостью необыкновенной они могли предать того, кому еще вчера служили. Тот же Янкель, не испытывал никаких теплых чувств ни к запорожцам, ни к полякам. Надеяться на его верность было опрометчиво. Не смотря на все свои умения и немалые возможности, никто из тех, кто пользовался его услугами, за человека его не считал. Вот и они не были для него теми дорогими людьми, которым стоит хранить верность при любых обстоятельствах. Стоило Бульбе внезапно его навестить через год, после разгрома казаков, как первой мыслью Янкеля, была мысль о выдаче Тараса польским властям. Это намерение он не осуществил лишь потому, что полковник предложил ему большее вознаграждение, чем то, которое он получил бы за донос. Ну и следовало учитывать то обстоятельство, что угодивший в плен мятежник, мог много чего рассказать полякам про делишки самого Янкеля. Вряд ли бы тогда доносчику пришлось бы рассчитывать на награду.


Слушай мою команду!

Будучи опытным военным, Тарас оценивает своих сыновей именно в плане пригодности их к военной службе. Но прежде чем допустить их до нее, он постарался дать им хорошее образование, определив учиться их в Киево-Могилянскую академию. Это не просто дань моде. Не стоит забывать, что сыновьям предстояла судьба не рядовых рубак. Случись что с отцом, наследниками всего что Тарас имел, предстояло быть им. А Тарасу было что оставить им в наследство. Не только нажитое многими поколениями добро, но и немалую власть над обширными территориями. Чтобы со всем этим управиться, помимо природных качеств нужны были и такие качества, как обширные знания и умение их использовать на практике.

А сам Тарас, он хоть имел эти самые знания? Имел. В самом начале произведения, он говорит о римских поэтах. Причем рассуждает так, что становится понятно - читал он их вирши. Пусть не все, но читал. В те времена творение классиков античности на живые языки если где и перевели, то уж точнее не в славянских странах. Чтобы знать о чем они писали, нужно было знать и древнегреческий язык, и латынь. Получается, что сам Тарас с латинской речью дружил. А сразу и не скажешь, что перед вами хорошо образованный человек, а не комедийный армейский дуболом. Впрочем, удивляться тут нечему. В те времена Украина действительно была "Це Европа". В том плане, что на ее территории разного рода законодательные акты, писались на латинском языке. Как и в остальной Европе. Да и "крапивное семя" на этом языке много чего писало. Будучи магнатом, Тарас просто обязан был разбираться в существующих законах. Вот и сыновей к этому готовил. Но не только ради знаний посылал он сыновей в академию. Есть такое понятие - "школа жизни". Этой школой является сама школа, армия и тюрьма. Последняя, как вы понимаете возможна, но не желательна.

Отдавая детей в академию, Тарас им дал возможность пройти первую ступень этой самой школы. Жизнь вдали от мамкиной сиськи и отцовских пендюлей, должна была полностью изменить сыновей. Как ни крути, но братьям предстояло жить в отрыве от родного дома без родительской опеки годами. И не у доброй тетушки или снисходительного дядюшки, а среди совершенно чужих людей. Которым на тебя совершенно плевать. Которые если бьют, то без всякого сожаления. А ведь братья на первых порах к такому обороту были не подготовлены. Смотрим реакцию Остапа:

"Старший, Остап, начал с того свое поприще, что в первый еще год бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. Но без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам. Любопытно, что это говорил тот же самый Тарас Бульба, который бранил всю ученость и советовал, как мы уже видели, детям вовсе не заниматься ею ".

Остап ведет себя как капризный ребенок, лишенный самого дорогого для него на свете - родительского дома. Тем не менее, в его поступках проглядывается то упорство, которое способно творить истинные чудеса, если его использовать правильно. Отец, своим веским словом, сумел недостаток сделать достоинством. Стоило поставить сыну жесткие условия, как тот же самый нрав из недостатка превратился в достоинство.

"С этого времени Остап начал с необыкновенным старанием сидеть за скучною книгою и скоро стал наряду с лучшими".

И ведь науки, которые приходилось учить, вовсе не воинские, а скучные логика и богословие. А преподаватели кто? Истинные враги рода человеческого - иезуиты. Мерзко, скучно, неинтересно, но надо! Потому что без знания латыни, ему век воли не видать. Так сказал ему отец. А слова отца - это считай слова бога. И ведь менялся к лучшему юноша.

"Остап считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях - обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей; никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время".

Все-таки бурса действительно оказалась школой жизни. Во всяком случае, братья после бурсы легко вписались в ту жизнь, которой жила в мирное время Сечь. Во всяком случае стать на хорошем счету у казаков у них получилось. Но то мирное время. А на войне требуется нечто большее чем праздная лихость. Именно война должна была показать настоящую цену полученному воспитанию. Тарас, который привел на войну собственный полк, места в нем для собственных сыновей не нашел. Братья служили в курене, который выбрали сами. Тем не менее, отец приглядывался к тому, как ведут себя сыновья на войне и делал из этих наблюдений свои выводы.

"Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться от нее, но уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва.

- О, да этот будет со временем добрый полковник! - говорил старый Тарас, - ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батьку за пояс заткнет!"

Учитывая, что вывод делал опытный в таких делах человек, следовало ожидать, что Остап самостоятельно, без всякой отцовской поддержки сумеет сделать успешную карьеру. Тем более, что на войне возможностей для этого хоть отбавляй. И сын оправдывает отцовские ожидания. Причем таким образом, каким и отцу трудно было от него ожидать. При обычном течении дел, следовало ожидать постепенный карьерный рост. Десятник, сотник, есаул, куренной атаман... В любом случае, дело это не одного года. Но человек предполагает, а война располагает.

Поговорим о производстве в чин. В регулярной армии назначение на должность и производство в чин является прерогативой вышестоящего начальства. Порядок назначений и производств, заранее прописан в соответствующих наставлениях. Преимущество такого порядка состоит в том, что этим делом занимаются компетентные в таких вопросах люди. Главный недостаток такого подхода - начальство может повышать в чинах не только самых достойных, но и тех, кто сумел стать любимчиком. Особенно это распространено в мирное время.

В иррегулярных формированиях, какими и были в ту пору казачьи войска, в ходу иной принцип - выборность командиров. Плохого в этом принципе ничего нет. Казаки особо на своих командиров не жаловались. Ну а если произошла ошибка и выбранный атаман не соответствует занимаемой должности, так его и снять недолго. Именно это и проделывают казаки со своим кошевым. Был генералом - разжаловали в рядовые.

Правда, при выборности командиров есть одна неприятная особенность: каков приход, таков и поп. Вот пример: прежний кошевой был смещен с должности с использованием "грязных технологий". Это конечно нечестно, но никаким подкупом избирателей невозможно лишить власти того, кто вполне устраивает большинство людей. Тарас ведь не просто так затеял Майдан, а потому что знал, что большинству смена власти будет по нраву. Пока казаки не прогуляли свою добычу, им не было нужды идти на войну. А раз так, то их вполне устраивал хитрый политик у власти, стремящийся свято блюсти заключенные договоры. Но стоило им прогулять добычу и оголодать, так сразу слова пьянчуг про обабившегося кошевого были ими восприняты со всей серьезностью. Нужда в новой добыче - вот главный побудительный мотив устроенного Тарасом Майдана. И раз принято решение идти в поход за "зипунами", то ставить во главе дела такого человека, с которым обязательно добудешь эти самые "зипуны" - разумное решение. Кто на такое способен, народ прекрасно знает. Сразу конечно не сообразил, но на то и "инициативная группа" и существует, чтобы подтолкнуть людей к правильному выбору. Тут конечно использовались приемы манипуляции сознанием, которыми оказывается бравый полковник неплохо владел. Но в походе и в бою все гораздо серьезней. Там не до манипуляций и митингов. Там выбор командира происходит гораздо быстрей. Казаки - это не дети малые. Они исходят из стоящей перед ними задачи. В разгар боя с поляками, гибнет атаман Уманского куреня Бородатый. Его следует быстро заместить. Требование к кандидату одно - он должен уметь выиграть бой.

"Как услышали уманцы, что куренного их атамана Бородатого нет уже в живых, бросили поле битвы и прибежали прибирать его тело, и тут же стали совещаться, кого выбрать в куренные. Наконец сказали:

- Да на что совещаться? лучше не можно поставить в куренные, как Бульбенка Остапа: он, правда, младший всех нас, но разум у него, как у старого человека.

Остап, сняв шапку, всех поблагодарил казаков-товарищей за честь, не стал отговариваться ни молодостью, ни молодым разумом, зная, что время военное и не до того теперь; а тут же повел их прямо на кучу и уж показал им всем, что недаром выбрали его в атаманы".

Вот так! Из рядовых сразу в куренные! А чему это соответствует на современные "армейские деньги"? Курень - это подразделение численно равное батальону. Командир батальона - должность подполковничья. Еще немного и полковничьи погоны не за горами. Правда, до отца Остапу далеко. В ту пору, казачьи полковники друг-другу ровней не были. Все зависело от того, чем командует сей полковник. Полковник Бульба например, был ровней современным генерал-лейтенантам. А иной полковник, после того как казачьи чины при Павле Первом приравняли к армейским, резко становился майором. Но у Остапа все по честному - подполковник без подмесу!

Нужно сказать, что выборный принцип есть и в регулярной армии. Возьмем армию Людовика XIV и служившего в ней маркиза, затем герцога Клод Луи Эктор де Виллара. Безумно храбрый и богато одарённый от природы, он быстро делал карьеру и в 1702 году уже командовал отдельным корпусом в армии маршала Катина, сражавшейся за испанское наследство. В начале войны он 4 октября 1702 года перешёл Рейн и разбил принца Баденского при Фридлингене. Войска, торжествуя победу, провозгласили Виллара маршалом, и король утвердил его в этом звании. То есть и в маршалы войско могло произвести, причем без всякой лишней бюрократии.

Но это выдающийся случай. А ведь нередко, потерявшее в бою всех офицеров подразделение, выбирало себе командира и продолжало выполнять боевую задачу под его командой. Как вариант, наиболее инициативный боец кричит: "Слушай мою команду!" и тем самым вступает в должность. И если никто не возразил, значит считай что проголосовали за него. А дальше, коль справился с выполнением обязанностей на поле боя, значит погоны тебе повесят. Не хватает знаний - отправят учиться, ибо на войне не принято разбрасываться такими людьми.

Быть произведенным в чин прямо на поле боя - величайшая честь для любого командира. И Остап Бульбенко делом доказал, что он этой чести достоин, что люди в нем не ошиблись:

"В это время подъехал кошевой и похвалил Остапа, сказавши:

- Вот и новый атаман, а ведет войско так, как бы и старый! - Оглянулся старый Бульба поглядеть, какой там новый атаман, и увидел, что впереди всех уманцев сидел на коне Остап, и шапка заломлена набекрень, и атаманская палица в руке.

- Вишь ты какой! - сказал он, глядя на него, и обрадовался старый, и стал благодарить всех уманцев за честь, оказанную сыну".

Умение вести бой - не вся командирская доблесть. И даже личный пример в бою - это часть обязанностей командира. Фортуна - дама капризная. Может и задом к тебе повернуться. Что и произошло с казаками. Не всем повезло как Тарасу. Кому то пришлось и в плен угодить. А враги чистоплюйством не страдали. Им мало было попросту казнить пленников. Отомстить за пережитый страх, унизить того, перед кем ранее трепетал, выдавить из него крики боли и слезы с соплями... Вот что ждало пленных казаков. Не рыцарская смерть и даже не воинская. Но умирать все-равно нужно как человек.

Вот и посмотрим в этой ситуации на Остапа. С одной стороны, он как и прочие казаки, беспомощный пленник. А с другой стороны, его никто не лишал чина. Врагам это не под силу в любом случае. Старое армейское правило: кто присвоил звание, тот и лишает его. Правда, можно самоустраниться и тем самым самого себя разжаловать. Остап так не поступил, а казаки прежней чести его не лишали. В их глазах он был и остался командиром. А как должен в этой ситуации вести себя командир? Отдать людям приказ! Это его право и обязанность. Именно так Остап и поступает:

"Он глянул на своих, поднял руку вверх и произнес громко:

- Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!"

Да, это его приказ! Отданный своим подчиненным в присутствии торжествующих врагов. А вслед за приказом, личный пример того, как его нужно выполнять. Так что выполнял он свой долг честно и до самой последней минуты.

А что Тарас? Как вы думаете, зачем он кричал это самое "Слышу"? А потому и кричал, что он тоже командир и казаки его прекрасно знают. А раз знают, то поняли, что товарищи их не забыли. Товарищи наверняка пытались их выручить. Просто не срослось. Зная Бульбу, поняли они и то, что лучше бы ляхи отпустили их поздорову. Потому, что коль не вышло выручить, значит за них будут мстить. Мстить жестоко и страшно. А уж такой человек как пан полковник, сумеет познакомить вражин с матерью самого Кузьмы. Все легче муку терпеть, коль знаешь, что они врагам непременно стократно отольются. Что как мы знаем и произошло.

Показательна и смерть Тараса. Он ведь не только муки терпел. Он до последнего выполнял свой командирский долг, стараясь спасти своих товарищей. И ведь спас! И последнее что слышали от него казаки - четко отданный приказ:

"- К берегу! к берегу, хлопцы! спускайтесь подгорной дорожкой, что налево. У берега стоят челны, все забирайте, чтобы не было погони".

Ну а слова прощания они уже могли и не услышать.


О космополитах и зрадниках

Возвращаясь к началу очерка, зададим себе вопросы: А почему Тарас со своим полком зверствует на родной земле? Почему он даже не пытается атаковать врага на территории коренных польских земель? Отчего граждане Дубно - старинного русского города на Волыни, героически отбивались от осаждавших их запорожцев? Странная какая то война, не правда ли? Но странной она кажется лишь тогда, когда глядя на карту вы не видите ничего, кроме территории будущей Украины. На деле же, герои произведения вступили в бой не с соотечественниками. И даже не с поляками как таковыми. В смертельную борьбу вступили Русский мир и Европа. И Русский мир в тот момент войну проигрывал. Война эта шла не только на полях сражений. Основная часть этой войны шла в городах и храмах, да в правительственных резиденциях. Основным трофеем этой войны были души людские. И начиналась эта борьба с установления Европой своего господства в городах. Справедливости ради нужно отметить, что борьба эта шла не только на территории Руси. Начиная с 11 века, Римско-католический мир вел борьбу за культурное преобладание на всей территории Европы. Шла борьба с византийской и местными культурными традициями. Одним из методов борьбы было вытеснение из городов местных ремесленников и торговцев пришлыми людьми. Сперва в той же Германии и Франции жаловались на итальянское и еврейское засилье в городах. Затем пошли жалобы в странах Скандинавии, Чехии, Венгрии и Польском Поморье на немецкое засилье. Ну а в Финляндии и Прибалтике жаловаться было некому. Тамошние города изначально были заселены чужаками: немцами, шведами, датчанами, евреями. Не минула сия судьба и древнерусские города, оказавшиеся под властью поляков. Прежнее русское население планомерно выдавливалось пришлыми. Львов, бывший еще в 14 веке русским городом, к середине 17 века таким быть перестал. Немцы, евреи, армяне, греки... - кто угодно, но только не русские. Слуцк - этот город в Белоруссии к 18 веку стал местной столицей тех, кто придерживался протестантской веры. Про Могилев, Бобруйск, Умань и Жмеринку можно не упоминать. Понятно и так, кто там тон задавал. В общем, прежние русские города к тому времени перестали быть русскими и в том же Дубно давно окопались безродные космополиты, чуждые местному населению.

Но не только в городах шла война. Местная аристократия в городах лишь приятно время проводила, а источники ее благосостояния находились в сельской округе. И пока знать не теряла связи со своей землей, чужаки были не страшны. Всегда есть возможность им показать, чем пахнут носки хозяина. Что Тарас Бульба время от времени и делал. Поэтому кроме войны за преобладание в городах, велась борьба за души политически активной части населения. И велась эта борьба на религиозном поле. Русской аристократии предлагался выбор между кнутом и пряником. В роли пряника выступали польские порядки. Что не говори, но польским шляхтичам не без основания завидовали аристократы всей Европы. Таких вольностей, в сочетании с огромными возможностями, не было ни в одной европейской стране. Придавленные своими королями идальго и шевалье, могли только завидовать своим братьям по классу из Речи Посполитой. Впрочем, допуск в этот рай для аристократов не был тяжким. Знатное происхождение, плюс католическое вероисповедание и шляхта признает тебя самым натуральным Пястом. Поэтому, те русские аристократы, что меняли веру на карьеру, действительно получали огромные возможности, которых были лишены раньше. И ведь процесс этот был постоянным. Именно таким образом поляки оздоравливали собственную аристократию.

Нужно сказать, что чисто польская шляхта уже к началу 15 века настолько разложилась, что утратила прежнюю боеспособность. В знаменитой битве при Грюнвальде, наибольшие тяготы легли на смоленские и литовские полки. Полякам был доверен лишь завершающий удар. Да и то, польскому королю, который учел присущую шляхте своеволие и отсутствие дисциплины, пришлось в качестве заградительного отряда использовать семь галичанских хоругвей.

Если мы внимательно прочитаем знаменитую "Трилогию" Г.Сенкевича ("Потоп", "Огнем и мечом", "Пан Володыевский"), то увидим, что прославленные польские герои сплошь и рядом из так называемой "русской шляхты". Но ведь так и было в действительности! Самой боеспособной частью Войска Польского в те времена были Минская и Слуцкая хоругви. И комплектовались те хоругви из уроженцев тех земель. А упомянутый Янкелем пан хорунжий Галяндович? Он ведь из окрестностей Шклова. Гоголь с Сенкевичем не противоречат друг-другу, описывая детали той эпохи. Впрочем и прекрасная полячка могла быть вовсе не полячкой. Ее отец родом из под Ковно. Так что на "польский пряник" много кто клюнул. А клюнув, переставали быть для русских людей своими. Знаменитый "ужас казачий" князь Ярема Вишневецкий родился русским человеком, а умер поляком. Так что младший сын Тараса - Андрий, был вовсе не одинок в своем выборе. Таких как он было много. Целые армии "зрадников и недоверков", польстившихся на шелковые чулки и кружевные панталоны.

А что делать тем, кто хотел "по своему пахнуть" и кому дорога была отчина и дедина? А им предлагался кнут. Либо "чемодан - вокзал - Россия", либо бессмысленный и беспощадный бунт с последующим за ним четвертованием. И потянулись в Россию Рюриковичи и Гедеминовичи с боярами да слугами верными. Взять тех же князей Мосальских. Часть из них выбрала модные кружевные панталоны, а другая часть осталась верной принципам. Одни стали поляками, а другие остались русскими. А после, пластали друг-друга саблями, если доводилось встретиться лицом к лицу на полях сражений.

Вот потому и зверствовали герои Гоголя не где-нибудь, а на своей земле. К туркам и татарам больше милости проявляли, чем к отщепенцам из рода своего. Вот потому Тарас и не колебался, убивая сына своей рукой. Потому и хоронить его по-человечески не желал. Переметная сума иного отношения не заслуживает. Пусть иные по нему плачут!


Любовь и зрада

"Ну что сынку, помогли тебе твои ляхи?"

Эта фраза давно стала расхожей. Как ни крути, но воин в бою может рассчитывать на своих товарищей. Упорство запорожцев в боях под стенами Дубно не в последнюю очередь вызвано стремлением спасти попавших в плен товарищей. Точно так же часть войска ушла в погоню за татарами, чтобы спасти угодивших уже в татарский плен соратников.

Не сумев спасти командира, Остап мстит его убийце. Самого Тараса в обстановке разгрома, паники и неразберихи, сумел вытащить из под носа врага есаул Товкач. Попавшего в плен Остапа пытается спасти отец. Да и потом, когда жить Тарасу осталось всего ничего, он тратит последние минуты жизни на то, чтобы помочь казакам выскочить из западни.

А вот у Андрия все не так. В самый последний день его жизни, не нашлось никого, кто бы взял на себя труд приглядеть за ним в бою. А ведь раньше, пока не изменил, он без пригляда не оставался. Но ведь если хорошенько подумать, то кому он такой нужен? Только мстителям. Вот они о нем и "позаботились". Правда, была еще любимая. Но ее в том бою и не было рядом.

"Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки".

Все правильно! Больше некому было его пожалеть. Да и то вопрос: а стала бы она его жалеть? Особенно если бы подумала как следует.

Когда украинские националисты сообразили, что ни Тарас, ни Остап никак им не подходят на роль былинных героев, то некоторые из них сразу заговорили о том, что отец и старший сын, это не более, чем москальские прихвостни, стоявшие на пути европейского выбора Украины. Зато Андрий у них быстро стал человеком, который сделал правильный, истинно европейский выбор. К националистам присоединились либероиды разных мастей, орущие о том, что "Любовь всегда права!" и соответственно нельзя осуждать человека, который порвал с родней и Отчизной ради высокого и светлого чувства. Мол сердцу не прикажешь. А потому, давайте разберемся с этим самым чувством.

Любовь - столь же сильное чувство, как ужас, ненависть и ярость. Так уж устроен человек, что помимо чувств, ему требуется еще и разум. Сильные чувства мешают работе разума, что чревато бедой. Поэтому, чем сильнее чувство, тем меньше времени оно проявляется. Подумайте сами, что будет с человеком, который постоянно находится во власти ужаса? Правильно - он повредится в уме! То же самое и с проявлением любви. Она тоже способна довести нас до регулярного общения с психиатром. Так может ее и нет? Ну почему? Она есть, но принимает более умеренные формы, такие, которые не мешают работе разума.

Что до женщин, то любовь в их жизни значит больше, чем для мужчин. Настолько больше, что сладкие и пылкие речи записных кобелей любую из них превращают в набитую дуру. Но это не навсегда. Валеологи уверяют, что если у мужчин синдром "розовых очков" длится не более трех месяцев, то у женщины он длится целых девять месяцев. А потом она все-равно прозреет и трезво оценит возникшую ситуацию. И коль она заподозрит, что ее обманули в лучших чувствах, она способна испытать иные, но не менее сильные чувства, нежели любовь.

Для себя лишь отметим, что любое из чувств не может являться целью и смыслом жизни. Чувства - это побудитель к действию. Сильное чувство - это стимул для сворачивания гор, осушения морей и зажигания на небе звезд. А теперь посмотрим через призму любви на то, как должен был действовать Андрий. Неужели у него не было иного выхода кроме предательства? Подумав, можно понять, что иные варианты у него были.

- Шанс на победу у запорожцев был. Захват города давал возможность Андрию совершить истинно рыцарский поступок, защитив от расправы свою возлюбленную и дорогих для нее людей.

- Он мог умыкнуть красавицу прямо при описанной встрече и вернуться уже с ней к товарищам тем же путем, что и проник в город.

- Он мог потерпеть до конца войны и так или иначе, но добиться своего.

Тяжело? Невероятно? Но ведь для того и существует любовь, чтобы человек был способен совершать то, что невозможно сделать обычным путем.

Как бы к этому отнеслись товарищи? Они бы им восхищались, а отец бы им гордился. Еще бы! Это вполне в их духе. Многие казаки так и женились, беря с бою или похищая красавиц разных стран и народов. И даже то, что девка не была православной, в упрек никто бы не поставил. Что там полячки? Брали в жены и турчанок с татарками. И нет тут никаких проблем. Своих на смерть вели, а уж бабу в церковь загнать, это и вовсе пустяк. Тем более, что красавица и сама под венец рвется. Да и не бабьего ума это дело, каким манером лоб крестить. Как муж прикажет, так и будет молиться!

Не было нужды позориться самому и позорить свой род. Если конечно речь идет только о любви. Можно было конечно и голову в бою сложить, так и не встретившись более с любимой. Так это дело воинское, обыкновенное. Люди на пути к мечте бывает что и погибают. Неужели не подумал Андрий про это? Писатель про то ничего не говорит. Попробуем додумать сами.

Дураком и трусом Андрий не был:

" Он учился охотнее и без напряжения..."

"Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощию изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания..."

"Он также кипел жаждою подвига..."

"Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заране свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве: что-то пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах все мелькает и мешается, летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске, и наносит всем удары, и не слышит нанесенных. Не раз дивился отец также и Андрию, видя, как он, понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный, и одним бешеным натиском своим производил такие чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях. Дивился старый Тарас и говорил:

- И это добрый (враг бы не взял его) вояка! не Остап, а добрый, добрый также вояка!"

Вроде бы и хорош человек, но гнильца в нем все-таки имелась. Вот сбежал Остап из бурсы, а Андрий? Почему он остался в стороне? Они ведь братья! Из принципа нужно было бежать вместе с братом, даже если не хотелось. Брат за свои "подвиги" в бурсе, готов отвечать и ложится под розги, а Андрий все увильнуть норовит, да за чужой спиной спрятаться. А начальная сцена? Остап с отцом бьется по очень серьезному поводу, а Андрий в стороне от этого. Разве обида брата не является и его обидой? Всё наособицу держится. Да и в бою, только собой и занят. Главное - кайф немереный словить и плевать на всех.

Ну а теперь перейдем к мотивам предательства. А они просты: он эгоист, слабак и неудачник. Он конечно член богатой и влиятельной семьи, но первым наследником отца является Остап. Именно Остап унаследует львиную долю богатства и власть. А Андрию при этом ничего кроме выдела не светит. Если конечно не переступить через труп брата. Безнаказанно это сделать можно лишь с помощью врагов.

Ему не светит карьерный успех. Если в Остапе отец и казаки углядели вожака, способного со временем затмить ныне живущих, то в Андрие Тарас командира не видит. Вояка, каких много. И пока жив Тарас, не быть Андрию командиров в отцовском полку, да и казаки его даже десятником не выберут. И толку красавицу воровать, если придется довольствоваться малой долей отцовского достояния и жизнью простого рубаки?

Открыто перейти на сторону поляков? Можно. Но в каком качестве? Таким же рядовым? Да еще лишенным доли наследства? Попробуй, добудь достояние одной только саблей! А голодранцем быть не хочется. Таких среди шляхты вагон да тележка.

Как быть? Да охмурить воеводскую дочь и войти в ее семью. Семья ведь влиятельная. Через женушку можно и карьеру сделать, не говоря уже о богатом приданном. Вот это и есть мотивы предательства. Правда, даже если бы этот план удался, счастья бы ему это не принесло. По очень простой причине - он слабак! Это видно по многим приметам.

Прекрасная полячка конечно наивная дура, но это ненадолго. Как только пройдет "синдром розовых очков", все станет на свои места. Даже если любящие отец и мать ей ничего не станут говорить, то она и сама все поймет правильно - она взяла в мужья сущее ничтожество. Именно так - не он ее в жены, а она его в мужья. Если даже не брать во внимание тот эпизод, когда она им всячески помыкала, наряжая в женское платье, то и других намеков на то, что она его сильней, вполне хватает. Сильна она прежде всего умением думать не только о себе, но и о других - тех, кто ей дорог. Именно это умение позволило ей найти способ избавления родных от голодной смерти. И это не все:

"- Не обманывай, рыцарь, и себя и меня, - говорила она, качая тихо прекрасной головой своей, - знаю и, к великому моему горю, знаю слишком хорошо, что тебе нельзя любить меня, знаю я, какой долг и завет твой: тебя зовут отец, товарищи, отчизна, - а мы враги тебе".

Обратите внимание: она помнит о том, что помимо всего, у воина есть долг и завет. Именно она говорит о том, о чем положено помнить ему. Нет ребята, сильна она! Всяко сильней Андрия. Как только спадет пелена с ее глаз, она быстро вспомнит о том, с какой легкостью этот приймак отрекался от святых понятий. Станет ли она после этого его уважать? Интересный конечно вопрос. Не погибни Андрий, кто знает, как сложилась бы его судьба? Останься жив, мог бы увидеть вместо нежного ангела сущую дьяволицу, мстящую ему за порушенную мечту.

Впрочем, судьба избавила его от более горшей судьбы, нежели смерть от руки породившего его.

Вот и сказке конец.

"Гадание" на картах. Оперативные загадки спецоперации

Когда я был ещё маленький и учился в средней школе, я очень любил карты. При условии, что разрешалось использование карты, отвечать хоть на уроке, хоть на экзамене историю, физическую и...

Россия, берегись: наместница Аллаха из Казахстана поставила ультиматум Путину

Не было печали, так наводнения накачали. В Казахстане сильный паводок, от затопления населённых пунктов спасаются тем, что сбрасывают воду из водохранилищ на Иртыше, которая волной идёт в сторону Росс...

Шереметьевский фильтр в действии... или скачкИ на тему "Россия должна укроиньцям" становятся всё выше и выше...
  • Gnuss
  • Вчера 13:37
  • В топе

Выношу в отдельный пост короткий но ёмкий комментарий человека, который косвенно столкнулся с работой шереметьевского фильтра... Продолжаем наблюдение. Теперь к ним присоединился н...