Разбор фильма «Утулик - Ольхон -2018» (2018, Валерий Ногин, клуб Речные Братья)

1 5326

Извините друзья, сидел оформлял, но оказалось оформлял не в журнал Клуба "Вечерний кинозал", а в "Беседы о фото и живописи". Стирать жалко, пусть тут тоже будет.

Утулик - Ольхон -2018 (2018, Валерий Ногин, клуб "Речные Братья")

Посмотрев тизер-замануху, что ожидаешь? Ожидаешь, что хотя бы стилистически, хотя бы оформление будет в фильме подобное.

Вот кадр из тизера.

Утулик, Хамар-Дабан, Байкал 2018

Сам тизер, если одного кадра мало https://vk.com/wall-88203711_2...

А теперь фильм Утулик - Ольхон -2018 (2018, Валерий Ногин, клуб Речные Братья)

Альтернативная ссылка вконтакте https://vk.com/video-74299784_...

Отличная идея заставки! Но, вот к сожалению бракованная, наверное не все заметят эмблему Речных Братьев на колоколе, потому что она в пересвете. А потенциально мог бы быть отличный кадр. Вот не понимаю, почему бы не переснять? Почему не было времени поставить свет, камеру без таких геометрических искажения, скомпоновать кадр как хочется. Да, я бы такую находку сделал бы фирменной заставкой. С моей точки зрения, она намного лучше поднадоевшей графики с веслами, горами и катамаранами. Хотя должен признать, что среди массы круглых и однообразных эмблем, эмблемы Речных Братьев и каяк-клуба МагДак выглядят прекрасно. Они как раз на следующем кадре.

Хотя, нет. Я очень хорошо понимаю почему именно так сделан первый кадр. Это скорее нарочитая небрежность. Изображение небрежности профессионалом. Но, с моей точки зрения даже при постановке света можно был и в небрежном стиле сделать так, что казалось бы, что это просто вот такой небрежный кадр.

Бесполезный амперсанд, коммерческое "and" торчащее между эмблемами. Понятно, что он из того же шрифта, что и используемое ниже "Представляет", кстати, и оно тут смысла особо не имеет. Но если вы берете из одного же шрифта латиницу и кириллические буковки, то совершенно не значит, что дизайнеры шрифтов сделали их соответствующими. Всё таки разные языки и сделать в одном наборе латиницу и кириллицу с адекватными друг другу начертаниями, часто очень сложно. Зачем тут дополнительно слово "представляет"? Не надо думать, что зрители такие как считают большинство создателей документальных фильмов в США и западной Европе. Не надо каждый очевидный шаг пояснять и повторять по 10 раз одними и теми же словами.

И тут тоже амперсанд :) Это уже явно проявление оригинальности видимо. Но, заставка явно выглядит гармонично, хотя впихнуто три (3) разных шрифта или начертания. Хорошие кстати шрифты, отобранные.

Всегда, когда я в начале фильма вижу кадры заброски на машине, меня посещает страх: "Ну, вот сейчас будут долгая и нудная заброска. С кадрами вперед, назад, машина проезжает слева, машина справа, машина проезжает над, ну то есть съемка камерой лежащей на дороге". Валерий, обхитрил меня в этом ожидании. После отличных кадров трясущейся по "брусчатке" машины, сразу парнишка с каяком.

И вот тут появляется девушка, и мы видим стандартный примем, стандартную попытку увеличения динамики через ускорение проигрывания кадра.

Кстати, каска пристегнутая к рюкзаку это для меня такой явный симптом чайникововсти. Ну, эта дурная привычка проходит обычно у начинающих водников, после первой или второй сломанной каски.

Вертолетик! И что прекрасно, это не съемки уже наверное надоевшие всем в стиле гугломапса. А совершенно нормальное использование. Кадр правда мутноват, но тропинка и направление движения водников создают глубину и на статичном кадре, а тут она еще и подчеркнута тревелингом самого вертолетика-коптера. На последних секундах съемки этого кадра оставлен явный брак торможения вертолетика.

И опять вертолетик. И опять кадр снят явно с пониманием, для чего используют дроны-вертолетики. Кстати пилот рисковый парень, я бы не рекомендовал в такую погоду летать, отсыревают вертолетики. С моей точки зрения для пилота правило простое, увидел на телефоне, что кадр мутнее, вертолет потеет, возвращайся на посадку. Иначе может быть как у нас на Китое. Улетит, куда его глупой электронной мозге захочется и хрен найдешь. Сейчас конечно есть специальные режимы типа "найди мой вертолетик" / find my copter, но они плохо работают, если у вас нет в это время 4G или 3G. А в тайгу эти G пока еще не завезли повсеместно.

Сбив пафоса. Голливудский термин. Для усиления ощущения пафоса сцены, то есть напряжения, появляется герой, который либо делает какую-нибудь фигню, либо произносит что-то как один из персонаже третьего палана "А в шахте страшнее" в фильме "Экипаж" (2016, Николай Лебедев).

Кстати, если вы читаете этот текст не как комиксы, а в некоторых обучающих целях, то остановитесь на секундочку. Закройте глаза и попытайтесь вспомнить, в каких фильмах вы встречали сбив пафоса. Ну, и потом напишите в комментариях "Сбив пафоса в ..."

Черт, забыл написать, сколько времени думать, и что глаза надо открыть потом. Вот наверняка больше половины теперь уснули.

Ура! Начались пороги. А вот на кой черт тут титр с названием порога? Гоните текие титры в srt файлы, ютуб отлично их кушает. Или это как с той картиной в прекрасном мультфильме "Трое из Простоквашино"? Она дырку загораживает? Да, появление титра на экране создает у зрителей ощущения наполненности информации и может отвлекать от пустоты и неинтересности в кадре.

См. отличное объяснение в сцене канал РБК в ролике "Я переключаю канал ..." Поход по рекам Китенйоки и Тохайоки (Света Петрова, СПб) https://vk.com/video-88203711_...

Динамика упала, так как монтаж скатился в стиль отчетного видео "эти пороги мы проходили". Тут очень важно, что нельзя совмещать изготовление отчетного видео для МКК, и фильма. Для отчета вам вообще не надо заморачиваться, просто мечите на таймлайн пороги, и приляпываете титры, при этом проще и быстрее их сделать в обыкновенном текстовом srt файле. А как только начинаете совмещать две цели показать все пороги и сделать фильм, то начинаются проблемы. Желание показать пороги для тех водников, которые будут использовать фильм как видео лоцию будет снижать динамику фильма. Фильм станет тягучим. И музыкой бодренькой эту тягучесть не вытянуть. Хотя многие начинающие думают, что если вставить бум-бум-бумс, то это создаст динамику, пафос = напряжение, а может так же и саспенс.

На катамаране стоит тренога. Совсем не Колян (тм). Колян это двунога закрепленная ногами ближе к палубам с гребцами, и оттянутая назад двумя веревочками.

И та и другая конструкция имеет плюсы и минусы.

Проверка Александром Павловым камеры на "Коляне" (tm) в походе по реке Китой (2018, Клуб "Новый Бродяга")

Одним из плюсов треноги является ее большая устойчивость и простота сооружения. Основным минусом, то что вот такая палка торчащая из задней поперечины в центе прямо-таки притягивает руки гребцов. За нее хватаешься как в метро за поручни. А у Коляна ножки расположены около жопки гребца и их периферическое зрение не видит.

Кстати, не забывайте закреплять камеру отдельной страховочной веревочкой не на ножки крепления, а привяжите именно к поперечине. Колян "разрабытывался" именно как легколомаемый элемент, так чтобы при перевороте камера бы меньше билась о камни дня реки.

Но в любом случае такие конструкции противоречат технике безопасности и будут мешать вылезать на перевернутый катамаран.

Пилота вертолетика-геликоптера мы тут явно переоценили. Съемка в след не так интересна, как намного более сложная в освоении и в применении съемка катамарана спереди. А тут и явный проблемы с управлением. Правило простое, нельзя во время съемки двигать камерой, иначе будт брак. Двигать надо всем вертолетом, тогда съемка получается плавной и красивой. Не надо пытаться вести катамаран камерой. Это другие кнопки на пульте, и либо вы ведете нормально вертолет по намеченной линии, либо двигаете камеру. Совмещения этого я ни разу не видел хорошо сделанным. А вы видели?

Тут кстати в сцене "порог Мангутайский" еще один типичный прием, увеличения динамики длинного куска. О тривиальном ускорении уже говорили выше. А тут вырезания кусков видео, но при этом они сделаны не акцентировано и не ритмично. Что привело к тому, что просто сцена рваная, и при этом долгая и тягучая.

Съемка с закрепленной на катамаране камеры. Вставка не создающая динамики. И не вписанная в остальное. Ну, потому, что было принято решение делать "видео-лоцию", может даже это решение было неосознаным.

Прим: Самый плохой способ привязывать запаски! Скотч не позволяет быстро выдернуть если нормально примотать, либо если слабее, то весло уплывает. Тоже самое и при использовании изоленты. Лопатки весел должын быть вертикальными и лучше бы прислоняться к баллонам. Самое смешное, что я видел это как ломают закрепленное скотчем весло типа Тритон = TNP = агентство Венгрова = Простор2000 руками в попытке оторвать от рамы. Крепить надо резиночками, проще всего из шин, завязанных на узел с бантиком. Ну, можно и веревочки на бантики вязать, но резинка играет, и поэтому когда на камень налетишь, то весло не сломается.

Супер! Отличное окончание сцены "отстрел какера" и единственно нормальное использование селфи на видео в принципе. Вот они эмоции адреналина, улыбка, отсутствие истеричности и отличное"Уф". И кстати, когда зачалился после киля, стоит отдохнуть, а делать нечего, и вот как раз снять каску чуть проветрить заадреналиненый мозг и сказать фразу в камеру. Это кстати не только отличный кадр, но и определенный элемент психотерапии, который и так-то парню в нормальном состоянии позволяет еще больше привести себя в боевое состояние.

На третьей минуте кончился Утулик и начался Байкал с Ольхоном. Такое ощущение, что делал совсем другой человек, но видимо это уже некоторая усталость и спешка. А может быть попытка работать с такой музыкой, которая как бы и подходит к "сюжету", но не нравится режиссеру монтажа. Скучный монтаж неплохих кадров.

На 04:52 примерно кадр с вращением и подъемом камеры вверх. Сначала кажется, что это вращают просто фотку. Но потом становится ясно, что это кадр в стиле "я должен попробовать все автоматические режимы вертолетика". Ну, раз уж сняли, то надо обязательно впихнуть в монтаж. Так богаче будет выглядеть!

В 05:43 все таки нам показывают гуглмапс и ролик просто внезапно обрывется. Странно. Что при хороших начальных титрах конечных вообще нет.

Я так и не понял, зачем надо было впихивать Ольхон именно в этот фильм. Получилось два несвязанных куска, ничем не скрепленных. Ни стилем, ни настроением, ни ... При этом начало фильма в основном для водником ходящах на каяках и катамаранах, а конец это просто прогулка, и совернешшно как бы для другой категории. Ах, да там в начале был титр "Утулик 20 & 18 Ольхон", так что кое-что все-таки скрепляет эти две новеллы.

Ощущение. Валерий Ногин нас обманул! Что такое тизеры и трейлеры? Это реклама, замануха. И в принципе ожидаешь, что тизер каким-то образом открывает тебе содержание фильма, стилистику в которой смонтирован фильм.

Вот это https://vk.com/wall-88203711_2... не трейлер по определению, и не тизер рассматриваемого фильма. А там кстати, русским по белому написано «тизер-трейлер нашего путешествия», про фильм не указано. Так что формально вопросов тут быть не может. Думаю, что все уже знают, что трейлеры и тизеры могут быть чего угодно, сайтов, игр, фильмов, путешествий, ...

Но, вот все равно я ожидал более сильного использования графики, эффектов. И именно поэтому полез подумать и порассуждать о фильме Валерия.

Тут получилось 2,5 тизера. Один "Утулик, Хамар-Дабан, Байкал 2018" на 00:37 минут. И еще полтора (1,5) "Утулик 20 & 18 Ольхон" на 3+2.43 минуты. Интересно, а чего бы тогда и первый тизер не приляпать к сборнику "Утулик 20 & 18 Ольхон"?


Игорь Пономарев, творческое объединение "Вечерний Кинозал", клуб "Новый Бродяга"


Клуб "Вечерний кинозал". Режиссура, монтаж, съемка

вконтакте | Конт | на фейсбуке | Дзен | ЖЖ | в одноклассниках

Страницы Валерия Ногина

вконтакте | на фейсбуке

Сообщества "Водный туризм: споры, байки, фильмы, фото"

ВКонтакте | Конт | На фейсбуке | В одноклассниках | ЖЖ

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • Извините друзья, сидел оформлял, но оказалось оформлял не в журнал Клуба "Вечерний кинозал", а в "Беседы о фото и живописи". Стирать жалко, пусть тут тоже будет.