Продолжение анализа фильма «Три кочки» или «Хроника прохождения одного порога» (2017, Леонид Зенкин). Часть 2

0 6431

Сам фильм, если кто-то еще не видел.

Альтернативная ссылка вконтакте https://vk.com/video-88203711_... или в одноклассниках https://ok.ru/video/2931359114...

Начало размышлений "Начало обсуждения фильма "Три кочки" (Леонид Зенкин)

00:00-01:31 Заставка под известную мелодию, которой обычно озвучивают различные геги и на ТВ.

При этом 09:20 Стоп-кадр с титром "Леха Антонов и Вадик Панченко" намекающий на то, что это будут главные герои фильма.

И титр на 00:15 "в фильме Леонида Зенкина Три кочки или хроника прохождения одного порога".

Что мы видим в этой заставке? Ребята сплавляются по реке Кекемерен. Думаю, что для тех кто не понимает в водном туризме, может показаться, что Леха и Вадик просто катаются. Этому способствует и легонькая музычка как в "Деревне дураков", так и то, на сколько интенсивно работают ребята в пороге.

Для водников с достаточным опытом будет понятно, что это река Кекемерен, и пороги, которые тут идет это Лестница 6 к.с. и Моби Дик 5-6 к.с. (Поправьте если я ошибся) Но при этом у экипажа расслабленный стиль, в том завышенный хват весла нижней рукой, и легкое помахивание веселком, подгребывание. Что кстати интересно, так как катамаран, ребята выбрали с обратной подкаячкой Тритон, который обычно лююят соревнующиеся водники, за счет того, что он достаточно верток и позволяет развить между воротами-вешками высокую скорость. Видимо технику ребятам никто не ставил и даже не объяснял. При этом ребята довольно хорошо одоспешены (beneloricatus).

Съемка с берега идет в основном одним планом с одной точки, или катамаран на весь экран, или в другом пороге дальний план. Разнообразее не сильное. Что старнно, так как и порог Лестница и порог Моби Дик на реке Кекемерен имеют такую длинну, и такую береговую структуру, что можно поставить хотя бы две камеры на съемку при группе три и больше катамаранов.

При этом используется еще накасочная камера. Было бы логично даже всего при одной береговой камере, снимать более разнообразные планы с учетом того, что быструю работу трансфокатором-зумом можно будет на монтаже выкинуть, так как монтаж уже с двух камер.

Основная проблема оператора это, во первых сильная дрожь камеры, что мешает восприятию даже вот таких динамичных сцен, а второе это отсутствие многообразия. Вот попробуйте сказать, что это река в довольно узком ущелье, а не в поле.

Напомним, что руку в ремешок камеры нельзя вставлять, так как дрожь от этого усиливается, и камеру надо держать двумя руками, стоя двумя ногами расставленными на ширину плеч. А если есть страх уронить камеру, то надо привязать страховочную веревочку.

С точки зрения монтажа, тут "синдром избегания монтажа", отсутствие знаний о гладком и о клиповом монтаже заставляет вместо нормального монтажа вставлять постоянные кроссфейду и необоснованные фейды в черный.

Навыки многокамерного монтажа не развиты. Вставки с налобной / накасочной камеры скорее выглядят как повтор, того что уже увидели с береговой. Но, немного усиливают действие.

Важный художественный прием, и существующее в реальности ощущение замедления времени в критических ситуациях тоже не видно чтобы было использовано.

Чему обычно посвящено начало в таких фильмах с линейным течением времени?

Слышали такое слово "экспозиция"? Нет, не то что подразумевается в настройках вашей камеры. А некоторая расстановка персонажей и обрисовка ситуации. Это вовсе не значит, что в самом начале нужно долго нудно, и упорно рассказывать предысторию, показывать глубокий внутренний мир персонажей, их переживания. Как говорят режиссеры, заставьте персонажей действовать. Но, через эти действия должно быть что-то видно.

Какие еще задачи выполняет экспозиция, кроме раскрытия персонажей и ситуации ?

Жанровая установка. В экспозиции зрителю дают понять, почувствовать в каком жанре будет фильм.

В данном фильме "Три кочки" первые кадры задают некое юмористическое повествование. Зритель должен дальше ожидать набор гегов, приколов?

Ну, можно воспринять начало этого фильма как заставку, в которой мелькают разнообразные кадры создающие впечатление, ну как это делают в некоторых сериалах. Но, это опять же не так. Это просто почти линейный монтаж прохождения порогов на реке Кекемерен. Просто повествование под музычку.

Эти кадры заставки наверняка были бы очень интересны лет так десять или двадцать назад, когда еще не так сильно в интернете были распространены съемки туристов водников.

Вот такие вот мысли? А вы что думаете друзья?


Игорь Пономарев, творческое объединение "Вечерний кинозал", клуб "Новый Бродяга"


Клуб "Вечерний кинозал". Режиссура, монтаж, съемка

вконтакте | Конт | на фейсбуке | Дзен | ЖЖ | в одноклассниках

Просто новости – 244

Зеленский поздравил высшее руководство бывшей Канады с предстоящим переназначением на должности в 51-м штате США. После отставки вице-премьера Канады Христи Фриланд и предстоящей о...

Стихийная тяга к майдану

Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...