Что такое «Гуманная педагогика»? Какое значение она имеет в процессе формирования полноценной Личности?
Данной статьёй (одной из последних (ориентировочно 2000 г.) и нигде не опубликованной) поделилась Марина Черненкова, ученица В.В.Кирюшина, руководитель клуба детского творчества «Аллегро», создатель Многомерной педагогики.
Кричать надо! В набат бить!
Что творится с системой воспитания и образования в нашей школе?
А ведь включишь радио или телевизор, так там до сих пор говорят (в основном добрые тети), что наша система лучшая в мире.
В чём лучшая?
В том, что дети всех возрастов перестали читать, грамотно говорить, перестали любить родной язык? А обучаясь иностранному языку, они и после 11 класса, и после вуза на нём не могут построить больше трех предложений?? Или в том, что страна перестала петь, слушать и слышать настоящую музыку, настоящую литературу? В том, что большинство не ходит на концерты, не посещает театр или литературные вечера? А если и ходят туда случайно, не могут отличить подлинное искусство от средненького ремесла и аплодируют полубездарям только за то, что кто-то сумел пробить им звания заслуженных или народных?
Может система хороша тем, что дети не хотят ходить в школу и учиться, в том, что они не только не любят своих педагогов или в лучшем случае относятся к ним индифферентно, а в том, что в большинстве случаев они их совершенно не уважают и, мало того, ненавидят. Или же система лучшая в том, что после посещения школы, а до неё детских садиков они на 93% становятся больными (из цифры, приведенной ответственным работником системы образования на пресс- конференции в ноябре 1999 года)?
Такую систему на мой взгляд можно назвать только антигуманной и, более того, преступной.
Ах! Ах! - скажет тот же чиновник или горе-педагог. Не надо! У наших детей (больных-то!) лучший в мире показатель интеллекта! Они такие хорошие, наши дети!
Чтобы спорить с такими винтиками-нелюдьми, ничего не видящими за шорами лжепатриотизма, надо, конечно же, разобраться, а что же такое этот самый интеллект.
Неужели же только логическое мышление, от которого уже много десятилетий просто тошнит, и от которого все беды наши?
А творческое образное мышление или подкорка, подсознание, деятельность спинного мозга и, наконец, проявление души через проявление чувств, эмоций, переживаний и социального поведения - это всё не интеллект?
Не понимает, к сожалению, большинство не только чиновников, но и самих педагогов (а точнее не может понять в силу своего воспитания всё на том же левополушарном процессе обучения), что только при наличии всех перечисленных компонентов у человека действительно будет наличествовать интеллект настоящий, а не урезанный.
Интеллект многомерный и полноценный.
А ведь отсюда сухость мыслей, сухость чувств, скудность представлений, замедленность мышления и действий, отсутствие адаптации к новому, непривычному, отсутствие самостоятельности, неперспективность взглядов как у самих педагогов. так и у их учеников. И в результате неудовлетворенность собственной жизнью, работой, отсутствие полноценного здоровья, бесперспективность существования, а далее... у многих (количество которых растет из года в год) неизбежный рост алкоголизма, курение, наркомания, распад личности в целом.
Наша антигуманная педагогика порождает все беды России. Некомпетентность и бездушие педагогов, отсутствие у них (как и у большинства) Совести приводит общество к равнодушию, лени, наплевательскому отношению к делу, людям, к старшим и... родителям.
Ведь нажим горе-педагогов, ставящих бесконечные оценки, делающих записи в дневнике, задающих при этом огромное количество невыполнимых домашних заданий, непременно ведет к разрыву с близкими, которым приходится в угоду школе жать на своих детей, реагировать на двойки, на эти самые записи в дневнике и третировать в не меньшей степени, чем в школе, своих чад. В результате - разрыв контактов в семье и поиск многими новых (на улице), побеги из дома и прочие антисоциальные проявления.
А далее... компании детишек покруче, зачастую воровство, обман, рэкет - и, как результат, преждевременная смерть от своих же «дружков» или может быть даже самоубийство (рост самоубийств среди детей и подростков приближается к показателям эпидемии).
В стране ежегодно умирает около 1 миллиона человек, умирает физически. А сколько умирает духовно?! Это ли не показатель самой трагической ситуации, в которую попало общество?
Скажут: всё это, мол, от плохой экономики, от плохой экологии, от нехватки лекарств или продуктов питания. Мало ли что еще могут сказать.
А ведь все гораздо проще. Все беды наши от ужасающей экологии души, от негармонизованности энергий биопотенциалов людей, от неразвитости того самого многомерного интеллекта и от отсутствия той самой души.
У нас ведь СПИД-2, что означает: общество имеет Синдром Приобретенного Интеллектуального Дефицита, приведший к мутации интеллекта.
Стоит только решить именно эту проблему, как все остальное встанет на свои места.
Если у ребенка появится Совесть, он, вырастая во взрослого человека, никогда не будет зря рубить и уничтожать лес, убивать животных (не говоря о людях), не будет сбрасывать отходы предприятий в реки. Если у него будет гармонизация потенциалов, он не станет болеть и потреблять лекарства, если у него появится неуемное желание подзарядить себя чистой энергией, то он даже будет меньше есть простую и примитивную пищу: картошку, хлеб, лапшу. Он не станет тратить огромное количество денег на эти и другие продукты и начнет искать им более достойное для Личности применение.
Откуда же тогда возьмется эта чистая энергия, которая сможет и поддержать человека в физиологическом плане, и сделает из него Личность с большой буквы, которая сможет гармонизовать его вегетативную, биохимическую, биоэлектрическую и биоакустическую системы?
Её во многом поставит себе сам организм человека через проявление многогранных эмоций и чувств.
В свою очередь эти эмоции и чувства войдут в человека либо спонтанно, через внешний мир, через чувственно-физиологические переживания (например, через чувство любви, восторга, разлуки, через эмоциональные переживания движения и т. д.), либо через окультуренные эмоции, посредством восприятия высокого искусства, через произведения, в которых могут быть аккумулированы самые различные переживания, часто недоступные в обиходной жизни. Главное при этом, чтобы эти переживания и эмоции были не формализованными или однобокими и не воздействовали лишь на часть возможных раздражителей. (Легко вспомнить, как один из героев популярного фильма с ужасом говорил: «Опять эта чертова икра! Хоть бы хлеба покушать!").
Чувства человека разнообразны, их набор заложен генетически. И все они требуют резонансного подкрепления, переживания. Эти переживания, от самых радостных и восторженных до самых тяжелых и угнетающих, реальная жизнь может и не дать долгие годы. Или же они просто могут быть закрыты «энергетическими пробками» для той или иной особи.
Пример тому - восприятие разными людьми кучевых облаков в небе. Одни могут увидеть в них замки, животных, цветы, растения, море, волны и прочее, другие же или никогда не обратят на них внимание или будут воспринимать как скопление мельчайших капелек воды, участвующих в процессе осуществления круговорота в природе. Эти вторые люди однозначно больны, они не могут сами себя подпитывать той самой тонкой энергией, но они при этом даже не подозревают того.
А вот высокохудожественные произведения искусства (но только в высокохудожественном исполнении) способны по-настоящему, при любой временной необходимости встряхнуть душу человека, часто даже самого черствого и инертного, и тем самым дать ему энергетическую пищу. Однако и здесь ряд представителей рода человеческого могут оказаться «закрытыми». И не оттого, что они неподатливы влиянию искусства от рождения, а из-за того, что у них испорчен вкус, каналы восприятия забиты мусором.
Любят такие люди говорить: «Отстаньте от меня! На вкус и цвет товарищей нет!" Неправда это!
Есть горе товарищи, которые еще с раннего детства могли советовать такому человеку посмотреть или прослушать тот или иной фильм или шлягер, например. И успела войти в души этих людей ненужная и нехудожественная информация, способная заглушить другое, более тонкое восприятие, информация, не требующая для её поглощения никакой предварительной подготовки или напряжения, информация часто убогая и самая что ни на есть примитивная, которая сама смогла войти по примитивным каналам в сущность человека и которая навсегда забила «пробками» эти каналы и не пропускает больше по ним никакую другую чувственную информацию с положительным энергетическим зарядом. И сколько потом не трудись (особенно после 13-14 лет) никакими силами этот испорченный вкус, ставший «вкусовщиной» не очистишь.
Раньше считалось, что пища духовная - это ерунда и поэтому многими левополушарными материалистами она напрочь отрицалась. Теперь же уже с помощью весьма тонких приборов и химических реакций доказано, что это не так. И пища тонких энергий человеку необходима. Необходима не только для его счастливой полноценной жизни, но и для продолжения его чисто физиологического существования, для продления его жизни.
Через какие каналы эта тонкая духовная пища будет распространяться в организме человека? С какой скоростью? При каких условиях?
...Человек является сложной биосистемой. Эта биосистема для своего нормального функционирования должна постоянно самоуправляться, получать энергетическое подпитывание.
Самоуправление системы происходит через сложную систему многомерного интеллекта.
Весь набор его «биокомпьютеров», связанный со всеми частями организма огромным количеством проводников, осуществляет его функционирование через биоэлектрические, биоакустические и биохимические связи. Только полноценное взаимодействие всей этой энергетической системы позволяет организму человека плодотворно функционировать многие десятки лет (по последним предположениям человек должен жить до 150 летнего возраста).
Но... обычно происходят сбои всей системы и эти сбои человек провоцирует сам. Он сам создает условия, при которых нарушается полноценный энергетический обмен внутри его собственного организма. Он придумывает себе такую жизнь, при которой постепенно отключается энергетическая подпитка то одного, то другого органа, создает сам себе дисбаланс энергетических напряжений то на одну, то на другую часть организма, тем самым вызывая в нем как бы «короткие замыкания». Он перекрывает входные каналы, по которым должна идти энергетическая подпитка тонкими энергиями, и замедляет тем самым одни энергетические напряжения другими. Делает он все это, конечно же, бессознательно.
Питаясь только примитивной грубой пищей, на уровне поступления в организм «строительного материала» (белков, жиров и углеводов), уже после того, как он вырос и повзрослел, стал из ребенка взрослым человеком и больше не стал нуждаться в том количестве примитивного строительного материала, который требовался ему для формирования его телесной оболочки, он тем самым сокращает себе не только полноценное желание жить на земле, но и самою жизнь, нормальное функционирование всех частей системы.
Если попытаться грубо сравнить такое положение со строительством и функционированием обычного здания, то это может выглядеть примерно так: у высотного здания есть несущие конструкции, есть стены, крыша, может быть есть лестничные пролеты, пусть даже имеются окна. Но нет у этой коробки системы отопления, нет электричества, нет дверей, мебели, нет даже нормального пола, не говоря уже о другом, вплоть до украшения здания. Можно ли жить в таком доме-монстре? Да. Проживая в нем только определенное короткое время, необходимое для существования, не более.
Вот так же обстоят дела и с человеческим организмом.
Но ведь, в конце-то концов, существование человека определяется не только наличием у него двух ног и двух рук (у животных тоже четыре лапы имеется), не только отсутствием хвоста (у животных он есть) не только наличием волос (у животных наличие шерсти), но, главное, наличием разума и души, его сознательным общением с другими людьми.
Будет грубая энергетика, идущая от грубой жизнедеятельности, - будет человек-животное, не более. Будет полноценное питание (в том числе и тонкими энергиями), будет Homo Sapiens в полном смысле этого слова.
Для этого, конечно же, необходимо выстроить систему потребления таких энергий, систему их накопления и передачи (не только через poт).
Впитывание космической энергии через подстройку биоакустического резонанса, впитывание и распределение её через слуховое, зрительное, тактильное восприятие, через обоняние. А затем распределение по всему организму с помощью биоэнергетической системы или через систему эндорфинов, систему резонансно-акустических колебаний, вот что помогает сформировать у человека тонкие чувства и сформировать душу, тем самым предопределяя его социальное поведение.
Но ведь для того, чтобы это произошло, нужна система воспитания человека, сопутствующая ему буквально с первого дня его существования (со дня беременности его матери). И для этого сама мать должна быть готова к роли проводника этой тонкой информации и энергетики (желательно задолго до своей беременности и до конца периода формирования Личности своего ребенка).
Имеется ли такая возможность в нашем обществе? Соответствует ли этому система воспитания нашей страны?
Нет, конечно. У нас просто существует жалкое тому подобие. Это подобие в самом примитивном виде имеется в системе дошкольных учреждений, чуть-чуть имеет место быть в семье и полностью исключено из системы государственного или частного образования.
Отсутствие настоящей культуры в обществе, непонимание ее значения привели к тому, что общеобразовательная система практически лишилась даже жалких остатков предметов, формирующих вкус человека, будящих его творчество, его эстетическое и чувственное восприятие жизни. Школа стала местом получения только образования (часто, весьма сомнительного качества), построенного на левополушарной деятельности мозга. К чему это привело, мы видим ежедневно.
Страдает экономика и экология, увеличивается количество наркоманов и алкоголиков, растет количество убийств и грабежей. А воз и ныне там. Не понимают и не чувствуют этого чиновники, отвечающие формально за эту проблему.
А ведь, как и в медицине, основным постулатом новой гуманной педагогики должен быть принцип: «Не навреди!» Поэтому понятно: всё, о чем говорилось выше, этому никак не соответствует. Нужны другие базисные основы.
Гуманная педагогика должна быть, конечно же, в первую очередь педагогикой любви и уважения к ребёнку. Это главное условие. Значит, например, расписание уроков должно быть в первую очередь удобно детям, а не преподавателям. Учебный план, опять же, должен быть составлен с учетом потребностей ребенка, а не «отыскивания ставки или часов» для урокодателя.
Санитария классного помещения, удобство расположения столов и стульев, эстетика окружающей среды, шрифт учебных пособий - всё это непременные атрибуты педагогики будущего И... конечно же, Учителя. Именно Учителя с большой буквы, а не преподаватели-урокодатели должны работать с детьми в школах завтрашнего дня.
Без последних вообще можно обойтись, прочитав необходимый материал в хорошем учебнике или просмотрев его по телевизору. Без первых - новая педагогика вообще немыслима. Ибо Учитель и ученик должны быть, как члены одной семьи. Их взаимоотношения должны строиться на товарищеской, дружеской основе. Ученик каждодневно должен видеть и чувствовать, что он не безразличен Учителю, что тот за ученика переживает, страдает, радуется и бывает счастлив. Поэтому никакие отметки, записи в дневнике, постановки в угол, выпроваживание из класса или вызов родителей, вынесение вопроса на педсовет не могут иметь место в гуманной педагогике. Если дело доходит до таких сверх ординарных мер, можно сказать только одно: такой учитель не дорос до Учительства.
Это не значит, что он не может повысить голос на своего ученика или высказать ему замечание самыми жесткими словами. Сюсюканье и полуслюнявое обращение ни к чему хорошему тоже не приведут. Необходимая жесткость (как это бывает и дома), может иметь место. Но... лишь в том случае, если ученика это встряхнет, а не оскорбит. Если ученик примет и прочувствует состояние своего Учителя и не затаит на него обиду. (А это всегда видно по глазам ученика и его поведению с Учителем не на уроке, а на перемене, в обыденной жизни).
Всё это внешние и внутренние взаимоотношения двух равноправных людей, скорее всего внешняя оболочка гуманной педагогики.
А что же должно лежать в самой системе уроков, в системе развития и воспитания ребенка, его полноценного образования?
1. Гуманная педагогика гуманна только в только в том случае, если она прежде всего высоко профессиональна.
А это значит, что материал, осваиваемый учениками на уроках, должен быть. на уровне профессиональных учебных заведений (средних или даже высших). Но при этом он может быть преподнесен в доступной форме, усвоен с интересом и увлечением и, конечно же, должен быть доведен до уровня навыка (а во многих случаях и начиная с навыка). Знаменитые ЗУНы (знания, умения и навыки) никоим образом не могут быть отторгнуты образованием, базирующимся на профессиональной основе. Иначе такое образование всегда будет дилетантским. А это непременно приведет к закрепощению Личности, к принижению её роли в реальной жизни. О каком тогда гуманизме может идти речь?
2. Такая педагогика должна быть своевременной, то есть проявляющей себя буквально с первых дней жизни ребенка.
Доказано, что через восприятие матери и передачу через нее получаемой информации посредством ее прочувствования и переживания, ребенок сам в состоянии переживать эту информацию и откладывать её в своей памяти, подсознании. После 20 недель жизни он в состоянии делать это полностью самостоятельно.
3. Такая информация, конечно же, должна быть многосторонней и восприниматься по возможности всеми органами чувств, переживаться через огромное многообразие чувств.
4. Педагогика и ее материал должны быть ненавязчивы, то есть ребенок не должен чувствовать давления и даже по возможности не должен знать, что его кто-то обучает.
5. Внешняя форма преподнесения знаний должна быть привычной (это могут быть игры, спектакли, мультфильмы, сказки, компьютерные игры и т.д.)
6. Обстановка в процессе получения знаний всегда должна быть эмоционально- напряженной, обращенной не только к разуму, но и, прежде всего, к чувствам.
7. Ребенок, общающийся с гуманной педагогикой, должен быть раскрепощен не только чувственно, но и ритмически, он должен двигаться на уроке, прыгать, скакать, смеяться, показывать материал в пантомиме.
8. Педагогика должна быть доступна любому возрасту и учащимся самых различных способностей.
9. Сроки восприятия и освоения информации, конечно же, не должны быть искусственно растянуты на многие годы. Информация должна быть сконцентрирована в логические построения, основанные на научных принципах, позволяющих ее замерить, просчитать (выявление частотных повторений, вычленение основных соотношений, сочетаний и т.д.)
10. Преподнесение информации необходимо строить так называемым веерным принципом, избегая только последовательного принципа освоения материала.
В противном случае на самый сложный материал не хватит времени для его полного «впитывания». Его освоение остановится на планках «знаний» или «умений» и не дойдет до «навыка».
11. Осваиваемый материал должен быть как можно более наглядным (в начальных классах желательно не только на уровне графиков, но и образов). Наглядность при возможности должна нести как цветовое решение, так и слуховое, тактильное. Ее следует преподносить в скомпонованном, обобщенном виде, с объяснениями на основе мнемонических связей.
12. Преподнесение материала на различных предметах должно быть связано единой системой образов, единой системой сюжетных линий (сродни так называемым «мыльным операм»).
13. Данная система по возможности должна быть coставной частью окружающей среды ребенка, захватывая игрушки, телевизионные программы, настольные и компьютерные игры, сувениры, обои и т.д.
14. Построение занятий должно проходить таким образом, чтобы они в равной степени охватывали всех учащихся, не давали им возможности отвлекаться от занятий.
Для этого они должны проходить на эмоциональном подъеме, с движениями. А главное, с горящими глазами, отображающими заинтересованность ребенка. Опрос учащихся должен быть фронтальным.
15. На начальном этапе следует полностью исключить домашние задания и отметки, записи в дневниках, поднимание рук для ответа.
Имеются ли в недрах современных педагогических разработок методики, хотя бы отдалённо приближающиеся к данным требованиям?
Конечно да.
Во многом (особенно в системе взаимоотношения педагога и ученика) они присутствуют в разработках Штайнера, в музыкальных системах относительной сольмизации и даже в ряде мнемонических построений, употребляемых официальной классно-урочной педагогикой. («Алюминий - он один двухвалентный господин» или «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» и т. п.) Однако наиболее полное воплощение всех вышеизложенных принципов можно наблюдать в эмоционально-образной музыкальной педагогике.
Она разрабатывалась, апробировалась и нашла свое воплощение в огромном количестве пособий, программ и учебников на протяжении сорока с лишним лет, к сожалению без какой-либо финансовой поддержки со стороны государства.
Поэтому из всего многообразия учебных предметов, необходимых для освоения каждым ребенком, в силу специфики образования, полученного автором эмоционально-образной педагогики (Московское хоровое училище имени А. Свешникова, Музыкальная академия имени Гнесиных, аспирантура этой академии), благодаря самому яркому эмоциональному воздействию на ребёнка (начиная даже с его внутриутробного состояния) и, главное, благодаря наличию уникального технологического языка, одинаково близкого и языку точных наук, и языку искусств, такая педагогика была воплощена прежде всего в музыке.
Обычно в обществе, лишенном настоящей культуры, занятия музыкой считают каким-то несерьёзным делом, призванным (по мнению серого большинства) скрашивать быт, способствовать развлечению людей. При этом никто не задумывается, в силу своей ограниченности и необразованности, что музыка предтеча всех вербальных языков.
Мало того, в силу специфики именно музыкальной технологии она единственно способная в самые кратчайшие сроки с максимальной эффективностью установить и упрочить нейронные связи со всеми составляющими многомерного интеллекта. Кроме того, музыка имеет такое строение языка, как и большинство вербальных языков и способна легко перенести найденные пути его освоения практически на все предметы общеобразовательного цикла.
Отмечая эту черту, еще в начале восьмидесятого года группа академиков во главе с Президентом АН СССР А. Александровым, вице-президента Е.Велиховым, академиками Н.Дубининым, Е.Примаковым, Л. Колмогоровым и другими, в письмах, отправленных в адрес министра просвещения СССР и министра культуры СССР настойчиво советовали пересмотреть учебные планы общеобразовательных школ и детских садов, изъяв из них в начальных классах два урока математики (парадокс: об этом просили сами математики и физики), заменив их новым предметом «Основы музыкального творчества» - предмета, разработанного и апробированного на тысячах учеников автором эмоционально-образной педагогики...
Позже идею внедрения новой педагогики во все регионы страны поддержали 40 Лауреатов Ленинской премии СССР, шесть министерств, Комитеты Госдумы, Совета федерации, высшая экспертная Комиссия по вопросам культуры и образования при Президенте РФ. Но всё это были лишь бумаги. Поэтому все разработки ограничились тем количеством учебников и пособий, которые были созданы лично автором этой статьи.
Основной отличительной чертой этих разработок, кроме выше приведенных 16 пунктов отличия Гуманной педагогики, являлось то, что они могли функционировать вообще без педагога, лишь на основе самоучителей. А проверкой знаний и умений учащихся мог заниматься любой родитель, не имеющий никакого отношения к специальному образованию.
5 000 учеников автора данной статьи в возрасте от полутора лет до 25-ти принимали самое непосредственное участие в создании как системы образов, сюжетных линий в обучающих мифах-сказках, так и конкретных учебных пособий.
Видимо представления детей младшего школьного возраста, переросшие в систему повторяющихся из поколения в поколение эмоциональных характеристик, и помогли создать ту атмосферу эмоциональной заинтересованности, которую несут в себе учебники-сказки. Наверное поэтому они так захватывают малышей и «заставляют» их без всякого принуждения включать магнитофон, на котором воспроизводятся песни-правила или сказочные обучающие спектакли, по десятку раз за день.
К каким конкретным результатам приводит работа по имеющимся учебным пособиям?
В результате обучения более 5000 учащихся 40 человек стали докторами точных наук (физиками, математиками, биологами, химиками). 200 человек - кандидатами наук и... как побочный продукт, 3 500 человек закончили специальные музыкальные учебные заведения и стали профессионалами в этой области.
2. На основе пособий-самоучителей (прежде всего созданных 5 000 детей обучающих сказок из нескольких тысяч иллюстраций, нарисованных детьми и обобщенных профессионалами художниками) свыше 1 500 человек самостоятельно смогли достичь уровня музыкантов профессионалов. Причем объем материала, который обычно осваивается в ДМШ, училищах и консерваториях около 20 лет, ими осваивался всего за 3-4 года.
3. Все, обучающиеся только языку музыки, еще в дошкольный период, в общеобразовательных школах были лучшими учениками, и при этом почти не делали домашних заданий, и не болели.
4. Дети, прошедшие курс внутриутробного обучения (для этого имеются специальные аудиокассеты с записью необычных мелодий, построенных на тщательно выверенных музыкальных формулах-матрицах), уже к шести месяцам после рождения умеют читать (используя специальные пособия, подобные тем, что заложены в мелодиях для освоения музыкально-технологического языка), к двум годам у них формируется абсолютный музыкальный слух (который, как считается дается только Богом), к трем годам они умеют считать до пятисот (складывая, вычитая, умножая и деля цифры), в состоянии освоить сразу три иностранных языка. Они с легкостью запоминают значительные объемы стихотворных текстов, сами сочиняют продолжение сказок-мифов, рисуют и т.д.
Внедрение эмоционально-образной педагогики впервые позволит создать обучающую индустрию, включив в неё все предметы окружающего ребёнка мира. А это означает, что наконец-то решится вопрос о неназойливом и незаметном обучении и воспитании детей через среду их обитания. Решится вопрос и о финансировании образования, так как игрушки, сувениры, одежда, обувь, конфеты и мороженое будут покупаться родителями всегда, и это принесёт производителям, связанным с обучающей индустрией, колоссальные средства.
Хорошо бы, если таким производителем стало государство. Но... для этого его представители должны быть по крайней мере умными и мудрыми, видеть будущее страны на несколько шагов вперёд.
В. Кирюшин, директор Национального института развития многомерного интеллекта, действительный член Международной академии геронтологии, президент Российской ассоциации эмоционально-образного развития Личности
------------
«Аудитория», 12 мая 1992 г.
Эмоционально-образная педагогика
- В чем суть Вашей системы обучения? Возможно ли ее перенесение на технические и физико-математические дисциплины?
Такую же работу можно проделать и при обучении другим предметам, а не только музыке.
- Каковы ваши дальнейшие планы?
- Занимаюсь созданием Центра эмоционально-образной педагогики, где должна проводиться работа над сказками, в основе которых лежат знания по физике, химии, иностранным языкам, основам менеджмента и т. д.
----------------
----------------------
Отзыв Юлии Рудницкой о системе Владимира Кирюшина и Марины Черненковой
"Есть одна волшебная методика, и мне кажется, любая мама хоть раз соприкоснувшись с ней, захочет чтобы её ребенок обучался по ней.
Хочу поделиться с моими близкими и не очень людьми одной уникальной информацией, с ней я жила почти 4 года и вот настал тот момент, когда невозможно молчать.
Речь идет об одном Великом и так малознакомом нам человеке, Владимире Кирюшине, результаты его деятельности, практически неизвестны общественности. С его методикой меня познакомил удивительный человек Марина Васильевна Черненкова.
Она живёт и работает за 1000 км. от Москвы. И думаю, единственный педагог работающий по уникальной методике Кирюшина. Сейчас много всяких разных методик направленных на развитие интеллекта, но эта особенная.
Я взяла детей и поехала посмотреть, что это такое. Сперва все эти занятия мне казались чем-то очень странным и ни на что не похожим. Но когда мои дети (2 и 5 лет) стали слышать и называть музыкальные интервалы (кварта, квинта и т.д.) и это после второго занятия – моему удивлению и восторгу не было предела. Мы остались на месяц в этом городе только из-за этих занятий.
Вы бы видели с какой радостью мои, и другие дети занимаются. В группе мы познакомилась с родителями, которые уже вырастили старших и привели младших. Сказать, что дети успешны, слишком общее. У детей, которые ходили и ходят на эти занятия - превосходная речь, раскрепощенное поведение, благородная осанка, отличные навыки пения, прекрасные знания в области классической музыки, литературы и художества, уверенны в себе они могут выступить перед любой аудиторией.
Я уже не говорю об абсолютном музыкальном слухе, хотя они не учатся в музыкальных школах. Эти дети с легкостью осваивают школьную программу, многие поступили и закончили лучшие Вузы России (город не богатый, и нет возможности куда-то за пределы страны попасть). Дети представляют свои, школы и города на различных конкурсах, особенно если нужно выступить с речью.
Одним словом эта методика – волшебная!
---------------------
Кирюшин В.В. Коллекция шедевров классической музыки на 19 кассетах (слушать/скачать)
О системе эмоционально-образного развития личности ребенка В.Кирюшина: выводы 20 лет исследований
Открытая группа ВКонтаке "Наследие Владимира Кирюшина как спусковой механизм запуска ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕЛОВЕКА" предназначена для восстановления, структуризации и популяризации наследия педагога-новатора Кирюшина В.В. и его учеников с возможностью читать, смотреть, слушать и скачать себе.
Оценили 47 человек
92 кармы