50 МузЧас (Евгения Смольянинова и Ольга СЕРГЕЕВА)

30 6116

Евгения Смольянинова родилась в семье учителей в Новокузнецке, потом семья переехала в Кемерово. Училась Женя в обычной школе, занималась и в музыкальной, а когда настало время выбора профессии, не побоялась испытать себя – поехала попытать счастья в большом городе Санкт-Петербурге. Евгения поступила в музыкальное училище на фортепианное отделение, и, возможно, потом была бы консерватория, но что теперь об этом гадать…

Она приехала в большой город на пороге 70–80 годов, то есть в особенное «время перемен». Женя окунулась в бурную жизнь северной столицы: учёба, летние поездки с однокурсниками в фольклорные экспедиции в поисках русской старины по северным областям России; работа во Дворце молодёжи, где в 1982 году состоялось её первое выступление как певицы; работа в театре Вячеслава Полунина в спектакле «Картинки с выставки» на музыку М. Мусоргского и в спектакле «Муму» Малого драматического театра; первая съёмка в художественном кино «Жизнь Клима Самгина» (1987). Одной из замечательных сторон в начинаниях Евгении стал интерес к музыкальным архивам Петербурга, благодаря которому Женя сначала открыла для себя, а потом дала вторую жизнь целому ряду забытых городских романсов и песен ХIХ и начала ХХ веков. Одно из таких открытий ныне звучащий чуть ли не в каждом современном русском репертуаре романс Е. Юрьева «В лунном сиянии». Этот период был неким поиском себя. И неожиданно, как всегда это бывает, случилось следующее: Жене дали послушать записи псковской бабушки, хранительницы русских песен. Бабушка была известна не только исследователям русского фольклора, но и широкой аудитории кинозрителей – Ольга Федосеевна Сергеева спела в фильме Андрея Тарковского «Ностальгия». Потом вышло так, что Ольга Федосеевна по приглашению сама приехала в Петербург и пела народные песни во Дворце молодёжи.

Евгения Смольянинова вспоминает: «И когда она запела, я почувствовала всем своим существом, как по залу разлилась какая-то прохлада. Покой необыкновенный. Я забыла, что у меня болела голова, и была настолько потрясена, что во время выступления рыдала от её голоса. Так сладостно я, наверное, никогда в жизни больше не рыдала. Это было необыкновенное состояние, настоящее чудо. Ольга Федосеевна перевернула мои представления не только о пении – о музыке вообще, о мироздании, о Боге, о людях и любви. В какой-то момент я умерла. Для меня не существовало ничего: ни занятий по фортепиано, ни семьи, ни друзей. Во всём, что меня окружало, улавливалось только эхо её голоса, и в таком состоянии я находилась около трёх лет – пока внутри меня всё переформировалось, чтобы я смогла спеть и не заплакать, а зрители, наоборот, светлели душой и не стыдились своих слёз».

Ольга Федосеевна Сергеева, русская крестьянка, обладала даром чувства Бога, будто святой ангел коснулся её однажды своим крылом и даровал ей свой голос, такой чистый и ясный, словно яркая звезда в небе ночном, росинка на утренней заре или синий небосвод над русским пшеничным полем. Из воспоминаний Е.В. Смольяниновой: «Последняя встреча с Ольгой Федосеевной Сергеевой у меня была примерно за полгода до её кончины – я заезжала к ней в деревню. В это время только что вышел мой диск, где были записаны и её песни. Мы с ней много говорили, а потом я подогнала машину к окну и поставила диск. Она, услышав песню, сказала: «Это я пою». Когда узнала, что пела я, засмеялась, но потом проговорила: “Только никому наши песни не нужны”».

- Вы очень близко общались с Ольгой Федосеевной. Есть ли у Вас её записи? Хотелось ли Вам опубликовать их и свои воспоминания?

- Я могу сказать совершенно точно, что она для меня личный человек, человек моего сердца, и я не смогла бы заниматься таким вот изданием. Я уверена, что найдётся очень много людей, которые будут её издавать, писать свои воспоминания. Понимаете, мои воспоминания о ней просто не выразишь и не издашь, потому что это очень глубоко. Она помогла мне запеть так, как надо, научила меня. Это невозможно описать. И вы знаете, удручает, что есть такая вот компонента, что когда человек был жив, он никому не был нужен. Нет, наверное, ни одного интервью в моей жизни, в котором я не рассказывала бы про Ольгу Федосеевну, а вопросы о ней стали задавать буквально в последние полгода. Раньше, если вопрос и задавался, то он нужен был как трамплин – и имя искажали, и никто отчества не помнил. А сейчас… Не то, чтобы мне это больно, но я не хотела бы быть к этому причастна. Я любила её, пока она была жива. Это всегда так происходит: пока человек жив, с ним одни, а потом, когда он уходит, воспоминания о нём пишут уже другие. Это некий закон. Природа русской народной песни требует от исполнителя высочайшего уровня нравственности, душевных сил, иначе всё рассыпается, становится пародией, имитацией, жалким подобием, ведь песня сама не поётся, её человек поёт, но как, какой человек и для чего – вот важнейший вопрос.


Рассматриваемый материал в МузЧасе это - Фильм-концерт "Поделиться добротой. Уроки музыки" (1987) и те редкие кадры, которые запечатлели самую малую часть общения певицы Евгении Смольяниновой с уникальной исполнительницей, хранительницей русских народных песен Ольгой Сергеевой, народной исполнительницей из Псковского Поозерья. 


Итак слушаем и смотрим..

Фильм-концерт "Поделиться добротой. Уроки музыки" (1987)

Фильм-концерт "Поделиться добротой. Уроки музыки", Лентелефильм, (1987)

В исполнении Евгении Смольяниновой звучат песни:

Песня: Колокольчик
Композитор: Юрьев Евгений
Автор слов: Юрьев Евгений

Песня: Вир-вир, колодец
Русская народная свадебная песня


Песня: Что ты спишь, мужичок
Русская народная песня


Песня: Побудь со мной
Композитор: Зубов Николай
Автор слов: Пойгин Михаил


Песня: Все вы
Композитор: Борисов Валентин
Автор слов: Дитерихс Елена 



При оформлении материала 27 МузЧаса (Ольга СЕРГЕЕВА) - не попался в поле зрения ниже выложенный замечательный материал, можно сказать здесь он бонусом.. спасибо тем, кто разместил его в YouTobe.  

Ольга Федосеевна Сергеева (ГТРК Псков от 21.05.16)

Ольга Федосеевна Сергеева - (ГТРК Псков от 21.05.16)




"Можно разбить "Южмаш" сверху, а внизу будет все работать": Первое боевое применение межконтинентальной убийцы ПРО

Русские ударили по Украине ракетой-носителем ядерного оружия. Под раздачу попало легендарное космическое предприятие. НАТО пока переваривает новость. Подробности читайте в материале "Но...

Реакция на пуск "Орешника"
  • pretty
  • Сегодня 07:00
  • В топе

Австрийский журналист Крис Вебер: Россия запускает неядерную межконтинентальную баллистическую ракету в качестве предупреждения о недопустимости дальнейшей эскалации.Фракция поджигателей войны го...

Двести Хиросим

Новая вундерваффе прилетела в завод Южмаш. Это шесть раздельных блоков по шесть боеголовок в каждом - хотя, поговаривают, их может быть и 8х8, что зависит от конфигурации и задач. Пока ...

Обсудить
  • +++ :thumbsup:
  • Я сразу вспомнила как услышала ее еще в школе :thumbsup:
  • :thumbsup: :clap: :clap: :clap:
  • да уж :thumbsup:
  • А знаете... у меня так было. Папа мой, одаренный человек, умер и его способности передались мне, моим сестре и брату и даже моим детям. Сразу после его смерти. Открылось то, чего в нас не было, а у него было в избытке... Может, и у Евгении так же? Это происходит мгновением... незаметно... или заметно, как у нее...