Легендарный русский сказочник АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВ Роспись мастеров Русской лаковой миниатюры

419 6156

К 195-летию со дня рождения Александра Николаевича Афанасьева (1826-1871), собирателя и исследователя русского фольклора, историка русской литературы.


«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» - писал Александр Сергеевич Пушкин.

И чего только не бывает в сказках! Русский народ придумывал такие царства-государства, в которых текли молочные реки с кисельными берегами, волшебные печи сами пекли хлеба и пироги, а сладости росли прямо на деревьях. Только в сказках куры несли золотые яйца, а девицы были так хороши, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Сказка учит, что по жизни нужно быть добрым, честным, щедрым человеком.

Народные русские сказки, собранные А.Н. Афанасьевым, - мудрые и поучительные, смешные и грустные, наивные и лукавые, но всегда чарующие, увлекающие в свой волшебный мир.

Мстёрская лаковая миниатюра «Билибина меч»

В этом сказочном мире лягушка может быть царевной, а лиса - исповедницей, где живут-поживают Крошечка-Хаврошечка, Василиса Прекрасная и Кощей Бессмертный, где играют гусли-самогуды, а золотая рыбка исполняет любые заветные желания.

А главный наш собиратель отечественных сказок - Александр Николаевич Афанасьев, ценитель русского фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед, за свою короткую жизнь успел сказать миру всё, что хотел, и благодаря ему, мы познакомились с богатым сказочным наследием русского народа.

"В некотором царстве, в некотором государстве... Жили-были..." Это все присказки, зачины к сказкам мы читали и не задумывались, откуда же взялись все эти сказки, кто их придумал, кто ввел в жизнь, пустил странствовать по свету. Лешие, водяные, ведьмы, мачехи, Иваны-дураки или царевичи, Василисы Премудрые или Прекрасные, Марьи Моревны, королевны, цари, рыцари, бравые богатыри, Змеи-Горынычи, Бабы-Яги и разное-разное зверьё.

«Василиса Прекрасная» Федоскино художник Сергей Князев 

Народные побасенки собирались и издавались и при Пушкине, и до него. Но это были любительские упражнения счастливцев праздных, забавы и досуги пресыщенных литераторов. Афанасьев стал первым серьезным исследователем, издавшим русский фольклор не только по-настоящему научно, но и наиболее полно.

Что же касается главного наследства, клада, добытого из колодца времени, то этим богатством, даже не сознавая того, владеем мы все, потому что «сказки Афанасьева» вплелись в сознание России не меньше, чем стихи Пушкина!

Ни одна детская жизнь не обходится без сказок. И сказки Афанасьева были самые разные: от страшных, про ведьм, упырей и мертвецов, до самых детских - про Колобка, Терем-теремок, Заюшкину избушку или Жар-птицу.

«Жар-птица» Федоскинская миниатюра 

Но как народные сказки попали в наши любимые книжки, которые мы читаем и почитаем с детства, редко кто задумывался. Получается, что Александр Афанасьев - наш добрый знакомец с младенчества, мы с колыбели знаем его.

Ведь все русские сказки, которые нам читали родители, дедушки и бабушки и которые мы прочли сами, все они изданы Александром Николаевичем. Почти все сборники фольклора, вышедшие в России за последние полтора столетия, основываются на «Народных русских сказках А.Н. Афанасьева».

Сюжеты некоторых сказок из народа позже были переосмыслены, переработаны и обрели авторство с именем, как например, сказка о Золотой рыбке или Верлиоке.

За каждой сказкой, даже если она весьма пространно подписана как «народная», есть более конкретное лицо.

Александр Николаевич Афанасьев – вот та ключевая фигура в мире сказок – сказочник, хотя и не писатель. Но в чем же тогда его заслуга? А в том, что он эти сказки собрал из разрозненных источников, отредактировал, классифицировал и напечатал. Через его руки прошло огромное количество материала, и он проделал колоссальную работу.

В книге «А рассказать тебе сказку», посвященной Афанасьеву, Владимир Ильич Порудоминский, русский писатель, автор научно-популярных и биографических книг написал: «Шестьсот сказок – не сочиненных на манер народных и не переделанных на литературный манер, – шестьсот подлинных народных сказок принес нам в своих сундуках Афанасьев».

Сокровища, открытые Афанасьевым, бесценны. Мир до сих пор не знает другого собрания истинно народных, колоритных сказок, которое по богатсту можно сравнить с тем, что собрал и систематизировал скромный работник архива.

Александр Николаевич был благородным и честным человеком. И жизнь он прожил благородную, но скромную, поэтому мы не находим на ее страницах богатырских подвигов или пылких страстей.

Родился Афанасьев 23 июля 1826 года в уездном городке Богучаре Воронежской губернии в небогатой провинциальной дворянской семье, в которой высоко ценилось образование. 

Город Богучар Воронежской губернии. Дворянская улица. Начало ХХ века

Александр Николаевич писал: «Отец мой, хотя сам был воспитан на медные деньги, но уважал образование в других. Отец любил чтение и постоянно выписывал лучшие журналы. Он справедливо почитался за самого умного человека в уезде»

С ранних лет у Александра появился интерес к чтению, благо домашняя обстановка была довольно благоприятна, а от дедушки, члена Библейского общества, сохранилась довольно большая библиотека.

В 11 лет отец определил Александра Воронежскую гимназию, которая содержала типичные черты дореформенной средней школы: над учениками «висел» гимназический устав с правом сечь розгами до 4 класса и с постоянной тенденцией начальства сечь до 5-го. Однако резкость устава смягчалась отсутствием строгой последовательности его исполнения. Серьезный и впечатлительный Александр Афанасьев всегда был одним из первых учеников гимназии, удовлетворяя свою любознательность чтением книг на каникулах.

Воронежская губернская гимназия по ул. Большой Девиченской

Закончив с отличными успехами гимназию, Афанасьев поступил на юридический факультет Московского университета, где были заложены те взгляды, которые в дальнейшем отразились на всех сторонах его деятельности.

Александр Афанасьев слушал лекции, он много читал, начал собирать свою библиотеку, вести дневник, в который заносил описание главных событий жизни тогдашнего общества. Особую роль в становлении взглядов Афанасьева сыграл К.Д. Кавелин, под воздействием которого Александр становится сторонником историко-юридической школы и пишет ряд статей. Однако, в конце обучения Афанасьев под влиянием лекций Ф.И. Буслаева переходит к изучению фольклора.

Окончив университет в 1848 году, он преподает словесность и русскую историю, а год спустя поступает на службу в архив.

Многолетняя работа в Московском Главном Архиве Министерства Иностранных Дел на посту правителя дел Комиссии печатания государственных грамот и договоров определила основное направление деятельности Афанасьева: поиск, исследование и публикация наиболее интересных исторических, фольклорных и литературных материалов.

Москва. Здание архива Министерства иностранных дел. Вид с Моховой

В целом же период службы в архиве был самым плодотворным и счастливым для Афанасьева, так как он имел не только обеспечивающее его материально место, но и возможность заниматься научной работой, журналистской деятельностью, собиранием библиотеки, а также возможность общаться с учеными, занимающимися русской историей.

Материалы архива стали основой для многих статей Афанасьева. Его литературная производительность выразилась в огромном числе (до 70) критических статей юридического, исторического и историко-литературного содержания.

В 1850-60-е годы Александр Николаевич был активным сотрудником журналов, и сохранилось довольно много писем к нему редакторов журналов. Они, как видно, очень дорожили его статьями и рецензиями, всегда дельными, серьезными и вместе с тем живо и литературно написанными.

Научные изыскания Афанасьева все больше уходят в сторону изучения вопросов народного поэтического творчества и мифологии.

Не последнюю роль в жизни Афанасьева сыграло его окружение. Это семья великого русского актера Михаила Семеновича Щепкина. А через них Афанасьев познакомился и с другими известными людьми, такими как Н.В. Гоголь, С.Т. Аксаков, Т.Г. Шевченко, И.С. Тургенев, Т.Н. Грановский.

Тимофей Николаевич Грановский (1813–1855), историк, общественный деятель, профессор всеобщей истории Московского университета

Первой работой Афанасьева в области словесности была статья «Дополнения и прибавления к собранию «Русских народных пословиц и притчей», изданному И. Снегиревым (1850). В исследуемых пословицах и поговорках Афанасьев, прежде всего, изучал следы построения родового быта славян.

Следующие статьи выходили одна за другой в 1851-1855 годах в различных популярных и специальных изданиях: «Об археологическом значении «Домостроя», «Дедушка домовой», «Ведун и ведьма», «Религиозно-языческое значение избы славянина», «Колдовство на Руси в старину» и др. Так совершенно четко и определенно Афанасьев обозначил круг своих научных интересов – фольклористика и этнография, «археология русского быта».

Живая натура Афанасьева и его общественный интерес проявлялись на протяжении всей жизни, его исследования не отчуждали его от современной жизни - он горячо откликался на все главные вопросы. Однако Афанасьева нельзя однозначно причислить к тому или иному сообществу, ему как исследователю и издателю славянского фольклора были близки идеи славянофилов.

Круг его близких знакомых был невелик: Афанасьев сходился с людьми не очень легко. В целом, можно сказать, что круг его общения составляли московские библиофилы, собиратели, издатели, литераторы, писатели, публицисты, ученые, переводчики, архивисты, профессора Московского университета.

В конце 1850-х Афанасьев с Николаем Щепкиным, сыном прославленного актера Михаила Щепкина, начинает издавать один из первых в России книговедческих журналов «Библиографические записки». Официальным редактором-издателем числился Щепкин, хотя на деле душой журнала был Афанасьев.

В 1855 году Александр Николаевич приступил к предприятию, которое стало делом всей его жизни, — к изданию русских народных сказок. Это был первый опыт научного издания сказок с комментариями. Работа по сбору, отбору и просеиванию фольклорного материала велась долгое время. Они выходили постепенно, восемью выпусками, и сразу же снискали одобрение читателей.

Известный ученый-языковед Срезневский писал Афанасьеву: «Кто из русских любителей своей народной поэзии не скажет Вам громко или про себя душевного спасибо за начало Вашего прекрасного труда о русских сказках? В это широкое море пустились Вы в добрый час и в доброй ладье, запасшись, как для Царьграда, и снастями, и брашном, и, верно, вывезете из-за него не одну дорогую багряницу. Дай Бог Вам всего хорошего на всем Вашем пути».

Художник Б. Забирохин Иллюстрации к книге «Новая Абевега русских суеверий».

Александр Николаевич жил, работал и не ездил по далёким деревням, записывая сбивчивые рассказы русских бабушек. Он создал уникальное собрание отечественного фольклора усилием здравой мысли, вынес на свет то, что пребывало в небрежении.

Значительная часть сказочных текстов была почерпнута в архивах; свои записи, сделанные в процессе работы над словарём, предоставил Владимир Иванович Даль; пригодились материалы других собирателей и отдельные немногочисленные наблюдения самого Афанасьева. Весь огромный материал нужно было осмыслить, обработать, классифицировать, структурировать — привести в порядок. И эта работа была сделана.

Первое издание «Народных русских сказок» выходило отдельными выпусками с 1855 по 1863 год, они наполнялись ещё произвольно, просто по мере поступления текстов, 600 сказок уместились в 8 выпусков – это было самое полное издание сказок не только в России, но и за ее пределами.

Например, братья Гримм, выпустившие сборник «Немецких сказок» несколько раньше, поместили в него сказок почти втрое меньше. Первый сборник характеризовался тем, что в нем не было деления сказок по каким-либо признакам.

При подготовке второго издания «Народных русских сказок» Афанасьев продумал и осуществил деление «сказочного» материла по разделам и представляло собой уже стройную систему с научным комментарием автора.

Вот небольшая выдержка из предисловия А.Н.Афанасьева ко второму изданию: «Народные русские сказки раскрывают пред нами обширный мир. Поверья и предания, встречаемые в них, говорят о старинном доисторическом быте славянских племен; олицетворенная стихия, вещие птицы и звери, чары и обряды, таинственные загадки, сны и приметы — все послужило мотивами, из которых развился сказочный эпос, столько пленительный своею младенческою наивностью, теплою любовью к природе и обаятельною силою чудесного».

Афанасьевым были выделены сказки о животных, мифологические сюжеты, былинные и исторические сюжеты, рассказы о колдунах и мертвецах, сказки с бытовой и юмористической окраской.

Палех. Художник А.Куркин «Репка»

Что является важным – это было первое издание, в котором сказки были систематизированы и принцип это был выработан А.Н. Афанасьевым.

За эти сказки Академия наук присудила Афанасьеву Демидовскую премию, а Географическое общество - золотую медаль.

Летом 1860 года исполнилась давнишняя мечта Александра Николаевича: он побывал за границей. Это едва ли не самое яркое событие в его жизни. Три с небольшим месяца герой наш пробыл в Германии, Швейцарии, Италии и Англии, посетил Лондон, Пизу, Неаполь и Флоренцию.

В Европе он передал рукописи для публикации в изданиях Вольной русской типографии ряд материалов, которые из-за цензуры не мог напечатать в России. Многие из них относились к биографии Пушкина: большая подборка документов о дуэли и смерти Пушкина, примечания к «Истории пугачевского бунта» и другие. Привезенные Афанасьевым документы были напечатаны в шестой книге альманаха «Полярная звезда».

«Там чудеса, там леший бродит»

Николаевич Афанасьев известен ещё и как издатель «Народных русских легенд», «Русских заветных сказок». Сказка для Афанасьева – бесценный памятник народного творчества, который он стремится в неприкосновенности сберечь для потомков. Всегда, до конца жизни Александр Николаевич занимался возрождением фольклора. так как считал, что там отразились все переживания, чаяния и мечты народа, наша историческая память, воплощенная в конкретных образах и сюжетах.

Это и хождение Христа и апостолов в народ с целью испытать человеческую нравственность, и вариации ветхозаветных легенд о Соломоне и Ное, и шутливые рассказы о бесах и чертях, принимающих человеческий облик и пытающихся увлечь людей всяческими соблазнами, а также бытовые легенды, обнаруживающие чудеса в повседневной народной жизни.

Составление Афанасьевым сборника «Русские заветные сказки» было смелым делом. «Здесь много юмору, и фантазии дан полный простор» - писал он. Часть сказок была получена от В.И. Даля, который, передавая их Афанасьеву, сожалел, что их печатать нельзя. «А жаль,— продолжал Даль, — они очень забавны».

Афанасьев был известен тем, что не вмешивался в повествование сказок и печатал их в том виде, как они и были записаны. Многие же сказки отличались тем, что их сюжет был приправлен острой социальной сатирой. Именно за это они нещадно изымались цензурой.

Например, сборник «Народные русские легенды» был запрещён обер-прокурором Синода и вышел в свет только после смерти составителя, в 1895 году в Берлине, а в России - в 1914 году. Даже к последней работе «Поэтические воззрения славян на природу» у цензуры были всяческие претензии.

В сборник «Заветные сказки» вошли эротические сказки, рукопись А. Н. Афанасьев тайно переправил в Европу, и сборник был впервые издан в Женеве. Сейчас рукописи хранятся в Институте русской литературы РАН.

Фундаментальным исследованием Александра Афанасьева в области духовной культуры славян стала трехтомная монография «Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов», созданная им с целью реконструировать утраченные верования и обычая древних славян.

Подобного труда до Афанасьева не знала не только русская, но и зарубежная наука. Афанасьев скромно назвал свое исследование опытом, но этот опыт до сих пор никем не превзойден. По богатству материала и оригинальности замысла с ним не могут соперничать даже такие фундаментальные и широко известные в нашей стране труды, как «Золотая ветвь» Дж. Фрэзера и «Первобытная культура» Э. Тэйлора.

С полным основанием можем сказать, что «Поэтические воззрения славян на природу» являются одной из классических работ не только русской мифологической школы XIX века, но и мировой науки о фольклоре вообще.

В 1862 году по доносу провокатора А.Н. Афанасьев был уволен из архива с последующим запретом вновь поступить на государственную службу. И, как следствие, материальные лишения, болезни, невозможность заниматься любимым делом во всю мощь, распродажа накапливаемой годами библиотеки.

Несмотря на то, что А.Н. Афанасьев был видным ученым, и его имя было известно не только в России, но и за ее пределами, умер он в безысходной бедности, заболев чахоткой.

Тургенев написал Фету: "Недавно А.Н. Афанасьев умер буквально от голода, а его литературные заслуги будут помниться, когда наши с Вами, любезный друг, давно уже покроются мраком забвения".

Мать-история пока еще не рассудила, кто для нее более ценен — Фет, Тургенев или Афа­насьев. Но ее великой милостью можно почесть уже то, что на московском Пятницком кладбище сохранилась могила Александра Николаевича.


За год до его смерти, в 1870 году, вышла книга «Русских детских сказок» – самое популярное издание в дореволюционной России, своего рода хрестоматия домашней педагогики. К этому изданию Афанасьев шел долгих двенадцать лет, идея создания сборника сказок для детей была претворена в жизнь только после того, как он «собрал их поболее и тщательно сличил со сказками других народов». В этом и был весь Афанасьев.

«Сказочный ларец Афанасьева»

Знакомясь со сказками, изданными Афанасьевым, мы с особой радостью замечаем в них все, что прямо и тесно связано с творчеством великих русских писателей - Аксакова, Пушкина, Гоголя, Ершова.

В афанасьевской сказке «Жар-птица и Василиса-царевна» мы без труда узнаем «Конька-Горбунка» Петра Ершова: здесь все знакомо — и находка пера жар-птицы, и мотив чудесной помощи Конька, и охота за жар-птицей, которую приманили рассыпанным: зерном, и поездка за царевной на край света, где «красное солнышко из синя моря выходит», и купанье в молоке, которое сделало героя красавцем, а царя погубило.

О том, что сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» вышла из народных сказок, весьма близких к тому варианту, который Афанасьев поместил в своем сборнике под названием «Перышко Финиста ясна сокола», невозможно усомниться,— совпадения на каждом шагу.

Афанасьевская сказка «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре» близка к сказке Пушкина — о царе Салтане. Здесь — и эпизод с тремя девицами, которых подслушал царь, и мотив зависти старших сестер, и те же их злые дела.

Александр Сергеевич заимствовал у Афанасьева и образ знаменитого кота-баюна.

Роспись художника В.Панина 

Не только великие современники Афанасьева, - и такие, как Лев Толстой, а равно и замечательные художники, пришедшие в литературу десятилетия спустя, среди них: Мамин-Сибиряк, М. Горький, И. А. Бунин, С. Я. Маршак,— держали в памяти образцы сказок из сборника Афанасьева.

Работы Афанасьева влились в общий фонд художественной культуры России и оказали существенное влияние на возрастающий интерес к народному прикладному творчеству, питали сюжетами и вдохновляли тончайшую роспись федоскинских, палехских мастеров лаковой миниатюры и многих других русских художников. 

Сюжеты и образы сказок Афанасьева в отражении Русской лаковой миниатюры

Миниатюра художника Михаила Шелухина. Федоскино 
«Конек -Горбунок» Лаковая миниатюра Федосеино
«Жар-птица» Федоскинская миниатюра 
«Аленький цветочек» Федоскинская миниатюра 
«Конек -Горбунок» Лаковая миниатюра 
«Аленький цветочек» Федоскинская миниатюра 
«Ковёр-самолёт» Федоскинская роспись 
Русская лаковая миниатюра Палех
Русская лаковая миниатюра Палех
«Гуси-лебеди» Русская лаковая миниатюра Палех
«Гуси-лебеди» Русская лаковая миниатюра Палех
Иллюстрациях художников Палеха
Иллюстрациях художников Палеха
Мстёрская миниатюра
Художественная миниатюра от Даниила Молодкина
«Иван-царевич и серый волк» Современная мстёрская миниатюра

«Живое слово»

«Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева неоднократно переиздавались и до сих пор остаются одним из лучших, популярных и читаемых собраний фольклора. Выходит, что живое слово человеческое пришло к нам через века от наших предков, и до сих пор служит нам верой и правдой.

«Своим изданием А. Н. Афанасьев спас от забвения для будущих поколений ценнейшие произведения искусства народа» - считает учёный-фольклорист Владимир Аникин, - «Без него сокровища сказочного фольклора могли затеряться, погибнуть. Сказки сохранили всю глубину смысла, богатство вымысла, свежесть выраженного в них народного нравственного чувства, блеск поэтического стиля». 

Александр Николаевич Афанасьев прожил так мало, всего 45 лет и жизнь его не была легкой и беззаботной, но ему удалось собрать богатый материал и воплотить его в законченные труды. Он словно чувствовал, что времени и жизненных сил ему отпущено будет мало и поэтому работал на износ и использовал всю свою работоспособность и талант, чтобы исследовать русскую народность и старину. Это и доставило Александру Николаевичу Афанасьеву непреходящую славу в памяти поколений.

Материалы об Александре Афанасьеве

В.Аникин «Александр Николаевич Афанасьев и его фольклорные сборники» http://narodnye-russkie-skazki...

Порудоминский, В. Чтобы взглянуть на мир светлыми очами https://sovietime.ru/nauka-i-r...

Статья об Александре Афанасьеве в энциклопедии «Кругосвет» https://www.krugosvet.ru/enc/k...

Журавлев А. Ф. Язык и миф. Лингвистический комментарий к труду А. Н. Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу"

Александр Афанасьев в проекте «Хронос» http://www.hrono.ru/biograf/bi...

Б. А. Успенский «"Заветные сказки" А. Н. Афанасьева»

А.Н. Афанасьев. Народные Русские сказки. Т.2. Наука. 1985.

Опубликовано https://proza.ru/2021/07/21/11...


Просто новости – 238

Журнал Politico зафиксировал на картах Google зловещую тень, накрывающую Европу. По сведениям Юлии Латыниной, про «Орешник» вызвался рассказать только один из двойников Путина, пот...

Обсудить