Как Фоменко и Носовский обманывают читателей, часть 6 (страсти по Варваре)

172 5334

Здравствуйте. 

Это очередная статья отсюда  с доработками и дополнениями.

Скорее всего, Вы, уважаемые читатели, уже слышали о спорах относительно датировки бересты с изображеним Святой Варвары, спорах, вышедших за пределы сети в практически научные издания и затянувшие в себя даже знаменитых историков и лингвистов. Возможно, некоторые из Вас даже принимали участие в этих спорах. Об этой проблеме написано немало но я попробую не повторяться, а зайти немного с другой стороны (если это возможно). Итак, приступим.  


Продолжаем изучать работу А.Т. Фоменко и Г.В. Морозова "Господин Великий Новгород" .  Главной задачей всей книги является сбор доказательств того, что Новгород расположен не там, где он находится ( и находился все время, начиная как минимум с 10 века), а где-то в другом месте: в Ярославле или был размазан по всем городам Владимиро-Суздальской Руси или еще где-то, но главное не там, где он есть. А потом его подменили. А поскольку с прямыми доказательствами подмены как-то не складывается, более того, находится большой слой доказательств , прямо противоречащих теории авторов, то авторы решили избрать метод опровержения всех тех фактов, которые противоречат их теории.

Одним из таких факторов является большой культурный слой в Новгороде, богатый артефактами различных эпох и которые в Ярославле и других предполагаемых местах размещения Новгорода либо полностью отсутствуют, либо находятся в исчезающе малых количествах. Речь, конечно же , идет о берестяных грамотах. Поскольку их находят в слоях от 11 до 16 веков, то тезис о том, что до 16-17 века Новгорода в Новгороде не было отпадает сам-собой. Поэтому много усилий авторами (и примкнувшими к ним гражданами типа А.М. Тюрина ) затрачено на опровержение методов датировки артефактов, найденных в Новгороде. И тут, в очередной раз, не обошлось без прямого обмана и подлога.


Перескочим ненадолго в главу 4, именуемую авторами как "К вопросу о «новгородских датировках» А.А. Зализняка и В.Л. Янина".

Раздел 4.1 зовется: Как волховскую бересту конца XVIII века Янин и Зализняк «успешно датировали» XI веком, удревнив ее на 700 (!) лет

Пробный камень закидывают вот так:

Согласно нашим исследованиям, в волховском Новгороде между слоями старых мостовых не могут залегать предметы древнее XV–XVI веков. Поскольку в те времена не было еще ни самого города, ни его мостовых. Датировка нижних слоев этих мостовых XI веком н. э., предлагаемая В.Л. Яниным, по нашему мнению, ошибочна, а правильная датировка является намного более поздней.

Это хороший пример лукавства авторов: Мы хотим доказать, что Новгорода в 15 веке не было. Но у нас есть артефакты древнее 15 века. Но поскольку Новгорода до 15 века не было, то это артефакты моложе 15 века.
К счастью не все математики обладают подобной логикой, иначе математика не ушла бы сейчас далеко от "два плюс два равно много".

Надо отметить, что берестяные грамоты - это, в большинстве случаев, аналог современных мгновенных сообщений или записок типа "сходи купи батон и десяток яиц", поэтому необходимости в датах просто не было, а к содержимому грамот придраться математикам не хватало или наглости или специальных знаний.

Цифры в грамотах попадаются достаточно часто, есть грамота, которая вообще состоит из одних цифр, грамота 342 (http://gramoty.ru/birchbark/do...) , но вот дат долгое время не было.

Грамота 342. Источник http://gramoty.ru/birchbark/do...

Но все изменилось , когда 17 июня 2000г. на Троицком раскопе была обнаружена грамота №915.

Грамота 915И Изображение святой Варвары.
Источник http://gramoty.ru/birchbark/do...
Грамота 915И Прорисовка обоих сторон.

На одной стороне данной грамоты изображен Иисус Христос, на другой Святая Варвара. В нижней части изображения Варвары есть знаки, отдаленно напоминающие дату. И вот эта дата привлекла внимание авторов книги.

Вот что пишут авторы:

Обратимся теперь к рис. 71, где представлен фрагмент фотографии нижней части бересты с процарапанной датой. Отметим, что дата именно процарапана, а не написана [15], с. 203. Этим объясняется бросающаяся в глаза особенность почерка – его линии изгибаются с трудом, совсем не так легко, как при обычном письме пером.

Прочитать дату на бересте, прямо скажем, не очень сложно. ТИПИЧНЫМ ПОЧЕРКОМ XVIII ВЕКА, ОБЫЧНЫМИ АРАБСКИМИ ЦИФРАМИ ЗДЕСЬ НАПИСАНО: 7282. Это, очевидно, – год по русской церковной эре «от Адама», то есть по византийской эре. В этой эре, как хорошо известно, начало используемой сегодня «новой эры» или «эры от Р.Х.» приходится на 5508 год. Надо сказать, что летоисчисление по эре «от Адама» являлось официальным в России вплоть до реформ Петра I. Но и после того русские люди еще долго пользовались этим способом, особенно в церковном обиходе. В некоторых церковных изданиях и сегодня можно встретить годы по этой старой русской эре. Они выглядят уже очень архаично, но тем не менее, повторим, встретить их можно и в наше время. Не составляет труда подсчитать, что указанный на бересте 7282 год в обычном летоисчислении означает 1774 год н. э., так как 7282–5508 = 1774. То есть – конец восемнадцатого века!

Почерк человека, писавшего на бересте, типичен именно для XVIII века. В самом деле, посмотрим, как он выписывал цифры. Первая цифра – 7. В целом она написана почти как сегодня, но внизу у нее виден четкий загиб или «хвостик», рис. 71. В наше время семерку «с хвостиком» уже не пишут. Однако в конце XVIII века ее писали именно так, как она процарапана на бересте.

И чтобы читатель сам во всем убедился, приводят вот такой рисунок

Рисунок 71 , увеличенный фрагмент с "датой" и его прорисовка , выполненная авторами книги.

Подпись к рисунку от авторов:

Рис. 71. Дата на листе бересты под изображением св. Варвары. Фрагмент фотографии (сверху) и прорисовка (снизу). Здесь почерком XVIII века написано обычными арабскими цифрами: 7282 (то есть 1774 год н. э.). Правее и выше прибавлена церковнославянская цифра-буква «з», то есть 7. Это – так называемый «индикт» – церковный год по циклическому счету с 15-летним периодом и началом в сентябре. В 1774 году индикт действительно был равен семи. Добавление индикта в определенном смысле делает дату более церковной, соответствующей тому образцу датировок, который был принят в старых русских церковных книгах. Вполне естественным представляется и то, что архаичный индикт, в отличие от основ ной даты, передан старинными славянскими, а не современными арабскими цифрами.

Казалось бы, все, дело раскрыто. Это конец 18 века, "учОные врут, власти скрывают". Но не будем торопиться и посмотрим, как же все обстоит на самом деле.

В качестве доказательства такой трактовки знаков , авторы книги обращаются к документам 18 века, написанным на бумаге (!) пером с чернилами (!!)

Чтобы убедиться в этом, обратимся к старым документам того времени. На рис. 72 представлен фрагмент рукописного плана московских улиц 1776 года. На плане – много цифр, выписанных почерком конца XVIII века. Видна также буквенная надпись «Дмитровка» – название одной из улиц, рис. 72. План взят нами из книги «История Москвы в документах XII–XVIII» веков [16], с. 218, где он помещен под названием: «Чертеж земли, отведенной на Петровской улице под постройку театра. 1776 г.» Это – подлинник XVIII века

Рисунок 7 Найдите все двойки и семерки .

Рис. 72. План XVIII века, как образец почерка того времени. Взят из книги «История Москвы в документах XII–XVIII веков», где он снабжен следующим названием: «Чертеж земли, отведенной на Петровской улице под постройку театра. 1776 г.» Взято из [16], с. 218

Более крупно некоторые цифры с этого плана приведены на рис. 73. Хорошо видно, что в то время семерку писали часто с заметным хвостиком – точно так же, как написана первая цифра на бересте. Итак, первая цифра «берестяной» даты – это СЕМЬ.

И снова здесь авторы жульничают. Даже на этой картинке мы видим семерки и двойки, написанные по-разному и не похоже на то, что мы видим на бересте. На основании этого утверждать, что на бересте изображена семерка - нет никакого повода. Буквально абзац назад, авторы говорили, что процарапанное на бересте отличается  от написанного пером, поскольку разная техника письма и материалов (и это дествительно так),  но тут же предлагают сравнить начертание символов на бересте, с написанным пером на бумаге.

Замечу еще, что весьма странно сравнивать документы, написанные за 500 км друг от друга, без всякой гарантии, что они написаны оной рукой и одним почерком. А так же выдавать один документ за некий стандарт , по которому были бы написаны все остальные надписи данной эпохи.  Впрочем, это мелочные придирки, по-сравнению с тем подлогом, на который идут авторы для продвижения своей трактовки.

В базе данных по грамотам представлено несколько фотографий этой стороны грамоты. Вы можете рассмотреть их самостоятельно (как минимум, это познавательно, но осторожно, это затягивает =) ), но для удобства я вырезал с разных фотографий "дату" и поместил их на одну картинку вместе с прорисовкой авторов.

Компиляция фрагментов грамоты с http://gramoty.ru/birchbark/do... и прорисовки авторов книги.
Найдите все отличия! =)

При подробном рассмотрении хороши видно, что авторы, ни капли не стесняясь, в некоторых местах добавили недостающие хвостики и символы, некоторые штрихи вообще убрали из прорисовки чтобы надпись соответствовала придуманной им цифре 7282. Для наглядности вот тут отмечены красным дорисованные авторами книги элементы:

Плавным движением руки брюки превращаются... превращаются брюки.... в оригинальные цифры..

Те читатели, которые придерживаются мнения "академики врать не могут", могли бы возразить, что авторами прорисовка сделана с менее качественной фотографии 2000 года и они могли что-то упустить  или понять не так или быть введены в заблуждение некими недоброжелателями.

Может быть и так. Но, книга с тех пор переиздавалась несколько раз, в данной статье рассматривается переиздание книги 2015 года (сайт litra-pro) или издание 2010 года (cайт новой хронологии), и можно было бы взять более качественные фотографии и уточнить по ним прорисовку. Можно было бы собственноручно сфотографировать грамоту с разных углов и при освещении, позволяющем максимально детально рассмотреть эту надпись. Можно было бы провести аналис повреждений и поражения грибком и четко установить что является  надписью , а что нет.  Можно было бы, но еть одно НО:

Но этот фрагмент книги и эти фотографии остаются без изменений, поскольку авторам истина не нужна. Их основная задача - доказать неверность датировки артефактов Новгорода, омолодив их на 700 лет, пусть даже путем прямого обмана читателей. 

В данной статье я осознанно не привожу трактовку этих знаков со стороны историков, поскольку единого мнения на этот счет нет, хоть и сходятся на 11 веке. Интересующиеся могут посмотреть например в этой работе А.А. Зализняка. Лично мне кажется, что это вовсе не дата, а элемент декора, но я не специалист и мне судить об этом сложно.


Но это еще далеко не все. Чувствуя некоторую зыбкость доказательной базы относительно прочтения даты, авторы апеллируют к косвенным доказательствам:

«Находка сразу же породила проблему. Усадьба «Е», где она была обнаружена, находится на древней Черницыной улице, которая получила свое название от некогда расположенного на ней девичьего монастыря св. Варвары. РАЗУМЕЕТСЯ, В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XI в. НИКАКОГО МОНАСТЫРЯ ЗДЕСЬ БЫТЬ ЕЩЕ НЕ МОГЛО: самые ранние монастыри на Руси возникают лишь во второй половине XI в., а новгородский Варварин монастырь впервые упомянут в летописи под 1138 г., то есть более чем на 100 лет позднее нашей находки» [15], с. 202.

Итак, оказывается, что на том месте, где найдена береста, в позднейшие времена находился монастырь св. Варвары. А на бересте как раз и изображена святая Варвара, рис. 70. Понятно, что бересту обронили здесь (или закопали), скорее всего, именно в то время, когда здесь существовал монастырь. Вероятно, он стоял там и в 1774 году, когда бересту покрыли надписями. И тогда все становится на свои места.

Далее, начинается таинственная тайна  и интригующая интрига (куда уж без нее в этом фэнтези):

Возникает вопрос - почему на бересте проставлен именно 1774 год? И почему вообще там есть дата? Ведь на Руси обычно не ставили дат под изображениями святых. Конечно, ответы на этот вопрос могут быть самыми разными и мы не предлагаем здесь окончательного решения. Однако трудно не заметить, что 1774 год - это в точности год разгрома Пугачева. Именно тогда по всей России развернулись жестокие преследований всех тех, кто поддерживал "мятежника" [47], с.52, [5], том 35, с.280. Масштаб этого события мы начинаем понимать только теперь, когда становится ясно, что разгром Пугачева был, скорее всего, не "подавлением крестьянского восстания", как нас учат в курсе истории, а военным поражением враждебного Романовым огромного русского сибирского государства XVIII века со столицей в Тобольске. На Западе это государство называли "Московской Тартарией", а самоназвание его было, вероятно, просто "Москва". См. главу 12 в [ХРОН4], посвященную нашему исследованию "пугачевской" войны. Таким образом, 1774 год был, по-видимому, годом крупнейшего перелома в русской и мировой истории. Перелома, болезненно коснувшегося всех слоев русского общества. Может быть, именно поэтому 1774 год и записан на бересте под изображением св.Варвары. Повторим, что просто так обозначений годов под изображением святых обычно не ставили.

Таинственные, но героические, последователи мятежников, извиняюсь, повстанцев, гонимые и притесняемые коварными сподвижниками Романовых (возможно, даже отстреливаясь от них в стенах монастыря), специально оставили потомкам отметку в виде года, чтобы показать что "учОные врут, а власти скрывают".   Почему написали только дату, а не "Привет из Тартарии" или "Даздравсвует Пугачев, долой Романовых, Новгород это Ярославль" - остается загадкой. 

Но если серьезно,  то вопросов возникает еще больше. Давайте пойдем по порядку. Грамота найдена на Троицком раскопе: 

Тро́ицкий раскоп — место археологических изысканий в Великом Новгороде. Находится на территории исторического Людина конца, у начала Троицкой-Пробойной (в советское время Пролетарской) улицы. Своё название получил по имени рядом стоящей церкви Троицы (первоначальная постройка — 1365 года).

За время работ (с 1973г по настоящее время) на раскопе археологами были найдены десятки тысяч всевозможных предметов, которыми пользовались древние новгородцы, включая инструменты, посуду, конское, военное снаряжение и украшения. Основными находками считаются свыше 20 городских усадеб XI—XV веков, мастерская художника XII века Олисея Гречина, более 400 берестяных грамот, печати, восковая книга XI века — Новгородская Псалтирь, обнаружение которой, согласно месту и датировке, позволяет предположить, что именно в этой части города находилась школа, которую в 1030 году велел основать князь Ярослав Мудрый. Три церы из Троицкого раскопа (слой второй половины XIV века) имеют ближайшие аналоги в материалах ганзейских городов, в частности, Любека и обнаружены на одной из усадеб в составе других западноевропейских предметов.

Суммарная площадь исследований составляет более 800 м²

Расположение Троицкого раскопа на местности. 

Автору этой статьи довелось работать во второй половине 80-х на этом раскопе. Если я правильно помню, то на 8-ом участке. Южнее нашего раскопа прямоугольник раскопа 7 был выбран до материка, а на 9 и 10 шли подготовительные работы, мы снимали верхние слои 19-20 веков.

Подробно про раскоп можно почитать в этой работе - Усадьба русского художника 12 века ( http://archenov.risingcom.ru/u... ).

С раскопом определились, идем дальше.  Грамота с Варварой найдена на раскопе 12, в ярусе 18, на глубине примерно 3,5 метра.

Кто же такая Варвара? Про нее можно прочитать например тут - https://ru.wikipedia.org/wiki/...

Свята́я Варва́ра Илиопольская (умерла в 306 году) — христианская великомученица. Верующими почитается как защитница от внезапной и насильственной смерти. В Католической церкви входит в число четырнадцати святых помощников. Почитается православной, католической, коптской, армянской и англиканской церквями как святая.

Монастырь ее имени действительно существовал в Новгороде на Черницыной улице.

Идентификация открытой в Троицком раскопе мостовой с Черницыной улицей заставляет с особым вниманием отнестись к имеющимся сведениям об этой улице. Она получила свое название от Варварина девичья монастыря, который упоминается с 1138 г., когда новгородцы стерегли жену князя Святослава Ольговича «у святое Варвары в манастыри». В 1160 г. княгиню Ростислава Святославича «въпустиша в манастырь святыя Варвары»

В 1168 г. на место умершей игуменьи этого монастыря Анны была поставлена Маремьяна, а в 1195 г. на место умершей игуменьи Христины — Варвара. В 1218 г. «заложи архиепископ Антонии церковь камяну святыя Варвары». В 1221 г. здесь постриглась жена посадника Твердислава, а в 1359 г. варваринский поп Иван был кандидатом в архиепископы. В 1402 г. «цернжцинци церков камену святую Варвару поставиша», «а старую разобрали».

В 1418 г. в числе сооруженных тогда каменных храмов называется «Вси святыи на Черници улици». «Описание семи новгородских соборов» XV в. разъясняет, что церковь Всех Святых находилась в монастыре: «…на Черницини улице Варвара святая манастырь черници, а на попатех Улияния святая. Да в том же манастыре другаа церковь Все святые». Те же церкви обозначены и в Описи 1615 г.: «Монастырь девичь Варварин, а в нем храмы Варвара да Все Святые, каменны». «Роспись Софийской стороны» 1632 г., пользующаяся 40-вершковой саженью, дает следующие промеры: «А от церкви Власия епископа до Варварского девича монастыря 19 сажен [36 м]; а у Варвары великомученицы пенье есть. Да у того ж монастыря келья. А от Власия епископа и от Варварского монастыря до Десятинского монастыря Волосовою улицею 124 сажени [234 м]». В этом документе ничего не говорится о церкви Всех Святых. Возможно, что она после шведского разорения уже не существовала. И хотя на планах XVIII в. в Варварином монастыре обозначаются две церкви, вторая церковь — не Всехсвятская: в 1712 г. «освятшпа церковь древяную архангела Михаила в Варваринском девиче монастыре марта в 23 день, в неделю 4-ю Великого поста». В 1786 г. Варварин монастырь был упразднен и приписан к Десятинному. Остатки соборного храма Варвары были обнаружены М. К. Каргером в 1972 г. при раскопках у восточной красной линии улицы Чернышевского на расстоянии 50 м от улицы Телегина. Этот пункт действительно отстоит на 36 м от Власьевской церкви, существующей до сегодняшнего дня.

И вот тут мы видим, как авторы книги снова пытаются нас обмануть. Они утверждают, что данная грамота не может датироваться началом 11 века, потому что монастырь упоминается лишь в начале 12 века, и поскольку он просуществовал до 1786г., а на грамоте Варвара, следовательно она сделана и закопана в этом монастыре в 1774г.

Снова расчет на то, что читатель не станет задумываться, скажет "ага. все логично" и пойдет распространять ИСТИННУЮ ПРАВДУ дальше.

Но давайте воспользуемся логикой, раз уж авторы ею (логикой) брезгуют.

Во-первых, Святая Варвара является почитаемой святой как минимум с 6-го века, когда ее мощи были перенесены в Константинополь. И ее изображение может быть совсем не связано с одноименным монастырем.

Во-вторых, дата постройки монастыря все же нам не известна, и совсем не очевидно, что она совпадает с датой первого упоминания. И мысль о том, что раз монастырь 12 века, то грамота не может датироваться 11-м веком, не является очевидной.

Но это еще не самое главное.

В-третьих, Варварин монастырь располагался на другом, противоположном, конце Черицыной улицы, относительно усадьбы, в которой была найдена грамота. Что делает вот этот довод авторов

что бересту обронили здесь (или закопали), скорее всего, именно в то время, когда здесь существовал монастырь.

так же неверным.

Вот часть плана Новгорода 1778 г.

План Новгорода 1778 г.

Крест и круг с цифрой 1 - это территория Троицкого раскопа, круг 2 - церковь Власия, квадрат в цифрой 3- территория Варварина монастыря. Зеленая линия - примерная трассировка Черницыной улицы.

И наконец, грамота найдена на глубине примерно в 3,5 метра. В этом же ярусе, как и в ярусах расположенных выше расположена мостовая улицы а так же несколько усадеб. И если бы мостовая, на глубине 3 метров относилась к концу 18 века, то лежащие выше слои мостовой принадлежали бы улицей, пролегающей там в 19 и даже в 20-м веке (возможно, даже в 21-м).

Но эта территория была была засыпана при постройке Земляного города еще в третьей четверти 16 века. Потом еще раз при постройке петровских бастионов в начале 18 века. А на планах конца 18 века, например в показанном выше плане 1778 года, буквально через несколько лет как была по гипотезе авторов написана и утеряна грамота, дорожная сеть расположена совершенно по-другому и эта улица идет внутри квартальной застройки.

Авторы книги в соседней главе утверждают (безосновательно), что в среднем культурный слой Новгорода в 18-19 веках рос по метру за 100 лет, но чтобы образовалось более трех метров культурного слоя за несколько лет (замечу, что не просто насыпано столько грунта, а более трех метров грунта, различающегося по составу, с разными артефактами, мостовыми и так далее) - это надо обладать либо богатой фантазией, либо просто рассчитывать на то, что читающие и так проглотят.

Вывод из всего вышесказанного, по крайней мере мне, видится такой;

Авторам книги, несмотря на все попытки собрать косвенные доказательства и даже откровенный обман с прорисовкой, не удалось привязать эту грамоту в концу 18-го века, а значит вместе с ней и сдвинуть всю датировку находок Троицкого раскопа, омолаживая на 500-700 лет Новгород.

И еще один : И в этой главе, как и в предыдущих, авторы держат читателей за людей крайне недалеких.

Спасибо за внимание!


Кишлачный беспредел в "Яндекс такси"

Ехала только что в "Яндекс такси". Села назад, сотрудник редакции - на переднее место. Водитель его встретил словами - "А на заднее сиденье не?!".  Все промолчали. Водитель поехал и...

Военачальники СВО... Теплинский М.Ю. Батяня Комбат... Будущий маршал Нашей Победы...

БОЕВОЙ ГЕНЕРАЛ ТЕПЛИНСКИЙ... ЛУЧШИЙ КОМАНДУЮЩИЙ ВДВ ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯВоенная операция стала испытанием для всех российских войск. Солдаты и офицеры столкнулись с доселе неизведанны...

Обсудить
  • Отличный стиль. Точная иЗчерпывающая информация. Последовательность и убежденность. Всегда читаю вас с огромным удовольствием. Спасибо
  • Спасибо автору за подробный рассказ! Зная о других"поправках" Фом.и Носовского, даже не сомневался, что и здесь всё притянуто за уши. Поскольку основная часть сочинений написана "новохронологами" в период развала СССР , то совершенно очевидно, что они готовили "научную" базу для дальнейшего раздела РФ. По-другому невозможно понять абсурдное заявление, выведенное ФиНами из 3 закорючек : = разгром Пугачева был, скорее всего, не "подавлением крестьянского восстания", как нас учат в курсе истории, а военным поражением враждебного Романовым огромного русского сибирского государства XVIII века со столицей в Тобольске. На Западе это государство называли "Московской Тартарией", а самоназвание его было, вероятно, просто "Москва"= Раздел России был в 90х модной темой, поскольку мол "русский народ устал и надорвался", надо сдать в аренду/продать передовым нациям большую часть территории и на эти деньги тихо угасать в границах бывшего Московского княжества.Даже и карты соответствующие публиковались.
  • аффтар жжот
  • > Грамота с Варварой найдена на раскопе 12, в ярусе 18, на глубине примерно 3,5 метра Новгородцы весь девятнадцатый век, не переставая, мостили улицы, стирая память о войне с восставшими. А говорят, культурного слоя не бывает. Работы основоположников нужно читать. И думать. И выводы делать. Все предположения автора о том, что складывание культурного слоя здесь продолжалось в 20 или даже в 21 веке, следует признать грязными инсинуациями. Есть старинные дореволюционные фотографии Новгорода: видно, что за 20 век там прибавилось совсем чуть-чуть.
  • Радиоуглеродный анализ отменили?