Наступление России в Харьковской области началось! Следим за ситуацией в телеграм, присоединяйся.

Самое первое описание Тиуанако

29 1212

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Ранее был начат разговор о блоках Пума-Пунку, о Тиуанако и особенной смекалке тамошнего народа, позволявшей достигать вершин, не имея суперской цивилизации. Вчера же я нашла книгу 1553 г. Педро Сьеса де Леона - испанского хрониста времён конкисты, а в ней место, где он повествует о Тиуанако. Мне его описание показалось интересным (свидетельское, всё же), и я предлагаю любительский перевод главы из его книги (изпользовала англоязычный вариант с комментариями, что был опубликован в 1864 году). Примечания к тексту также переведены. Они под статьёй. Для наглядности добавляю фото.

Историческая фотография, сделанная Максом Уле в 1893 году. Руины на восточной стороне платформы Пума-Пунку

Глава CV (105)

О деревне Тиуанако и о великих и древних зданиях, которые там можно увидеть.

Начало главы (слева направо) текст из книги 1554 г, текст из книги 1553 г, набранный текст, автоматический перевод. В тексте 1554 года пропущена часть предложения (о великих искусниках), в последующих публикациях она имеется.

Тиауанако - не очень большое селение, но оно славится великолепными зданиями поблизости от него, которые, безусловно, стоит посмотреть. [1] Рядом со зданиями есть холм, сделанный руками людей на огромном каменном основании.[2] За этим холмом есть два каменных идола человеческой формы и фигуры, черты лица которых очень искусно вырезаны, так что кажется, что сделаны они были рукой какого-то великого мастера. Они настолько велики, что кажутся маленькими гигантами, и ясно, что на них какая-то одежда, отличная от той, которую носят нынче уроженцы этих мест. Кажется, у них на голове какой-то орнамент. [3] Рядом с этими каменными статуями есть ещё одно здание. Их древность и отсутствие письменности являются причинами, по которым неизвестно, кто построил такие огромные фундаменты и сколько времени прошло с тех пор; в настоящее время существует только очень хорошо построенная стена, которая, должно быть, простояла много веков.

Некоторые камни сильно изношены и изъедены. В этой части есть камни такого огромного размера, что вызывает удивление мысль о них и размышление о том, как человеческой силы могло хватить, чтобы переместить их, такие большие, в то место, где мы их видим. Многие из этих камней по-разному вырезаны, некоторые из них, которые должно быть были их идолами, имеют форму человеческого тела. Рядом со стеной в земле много отверстий и подземных углублений. В другой, более западной (части), есть другие древние останки, среди них множество дверных проёмов с косяками, перемычками и порогами, все из одного (цельного) камня. [4] Но что я особенно отметил, когда бродил по этим руинам, записывая то, что я видел, так это то, что из этих огромных дверных проёмов выходили другие, ещё более крупные камни, на которых были образованы дверные проемы, некоторые из них шириной тридцать футов, длиной пятнадцать или более и толщиной шесть. Всё это, вместе с дверным проёмом, его косяками и притолокой, было одним-единственным камнем.

Лицевая и тыльная стороны ворот Солнца

Эта работа изполнена величия и великолепия, хотя хорошо продумана. Что касается меня, то я не в состоянии понять, с помощью каких инструментов или резцов это можно было сделать; потому что это очень определённо, чтобы эти великие камни можно было бы довести до совершенства и оставить такими, какими мы их видим, орудия раньше должны были быть намного намного лучше тех, которыми сейчас пользуются индейцы. Из того, что нынче явствует из этих построек, следует отметить, что они не были завершены, поскольку нет ничего, кроме этих порталов (ворот) и других камней странной величины, которые я видел; некоторые из них имели определённую форму и украшены, готовые для размещения на здании, которое было немного сбоку. Здесь на том месте был большой каменный идол, который, должно быть, был размещён там для поклонения. Ходят слухи, что возле этого идола было найдено немного золота ; и повсюду вокруг есть ещё камни, большие и маленькие, все украшенные и подогнанные так, как уже описано. [5]

О Тиауанако можно сказать и другие вещи, которые я опускаю, завершая тем, что убеждён, что эти руины являются самыми древними во всем Перу. Утверждается, что эти постройки были начаты до времен Инков, и я слышал, как некоторые индейцы заявляли, что Инки построили свои величественные здания в Куско по плану, который они наблюдали у стены возле этих руин. Они даже говорят, что первые инки подумывали о создании в Тиауанако своего двора. Ещё одна примечательная вещь заключается в том, что во всей этой местности нет каменоломен, откуда можно было бы доставлять многочисленные камни, для перевозки которых, должно быть, требовалось много людей. Я спросил туземцев в присутствии Хуана де Варагаса (который покровительствует им), были ли эти здания построены во времена Инков, и они разсмеялись над вопросом, подтвердив, что они были сделаны ещё до того, как Инки когда-либо правили, но они не могли сказать, кто их сделал. Они добавили, что слышали от своих отцов, что всё, что мы видели, было сделано за одну ночь. Из этого, а также из того факта, что они также говорят о бородатых мужчинах на острове Титикака и о других, кто построил здание Виньяке (Vinaque - комплекс Уари), [6], вероятно, можно сделать вывод, что до того, как воцарились Инки, существовала разумная раса, пришедшая из какой-то неизвестной части, и которая делала эти вещи. Поскольку их (было) мало, а туземцев много, все они, возможно, были убиты во время войн.

Видя, что всё это скрыто от нас, мы вполне можем сказать: Благословенно изобретение букв! благодаря чему память о событиях сохраняется на многие века, а их слава разносится по вселенной. Когда держим буквы в руках, мы не забываем того, что хотим знать. Но в этом новом мире Индии, поскольку они ничего не знали о письмах, мы находимся в состоянии слепоты в отношении многих вещей. Помимо этих руин, здесь находятся здания Инков и дом, в котором родился Манко Инка, сын Уайны Капака. Рядом находятся гробницы местных вождей этого места, высокие, как башни, широкие и квадратные, с дверями, обращёнными к восходящему солнцу.

----

Примечания к главе:

1. Эти руины указаны на лат. 16 ° 42 'южной широты. 68 ° 42 'западной долготы, на высоте 12 930 футов над уровнем моря и в двенадцати милях от южного берега озера Титикака. (См. Статью г-на Болларта в «Интеллектуальном наблюдателе» за май 1863 г.)

2. Он имеет длину 918 футов, ширину 400 и высоту от 100 до 120 футов.

3 Длина головы одной из этих статуй составляет 3 фута 6 дюймов от кончика бороды до верхней части декоративного головного убора; и от носа до затылка он составляет 2 фута 7 дюймов. Он украшен круглой шляпкой, высотой 1 фут 7 дюймов и шириной 2 фута 5 дюймов. В верхней части видны некие широкие вертикальные полосы, а в нижней - символьные фигуры с человеческими лицами. От глаз, больших и круглых, к подбородку выходят две широкие полосы, каждая с тремя двойными кружочками. С внешней стороны каждого глаза спускается повязка, украшенная двумя квадратами, оканчивающимися змеёй. Нос слегка выпуклый, с нижней стороны окружён широкой полукруглой полосой и заканчивается к внутренней стороне глаз двумя углами. Рот представляет собой поперечный овал, украшенный шестнадцатью зубцами. Из-под губ выступают в виде бороды шесть полос к краю подбородка. Ухо изображено полулунной фигурой в квадрате, а в передней части - вертикальной полосой с тремя квадратами, оканчивающейся головой дикого зверя. На шее много человеческих фигур. Скульптура этой головы очень примечательна. Antiguedades Peruanas, стр. 295.

4. Из этих огромных монолитных дверных проёмов есть один блок из твёрдой трахитовой породы размером 10 футов в высоту и 13 футов в ширину, а другой - 7 футов в высоту. В первом блоке прорезан дверной проём высотой 6 футов 4 дюйма и шириной 3 фута 2 дюйма. С восточной стороны - карниз, в центре которого вырезана фигура человека. Голова почти квадратная, и от неё изходят несколько лучей, среди которых можно различить четыре змеи. Руки вытянуты, и каждая рука держит змею с коронованной головой. Тело покрыто вышитой одеждой, а короткие ступни опираются на пьедестал, также украшенный символическими фигурами. С каждой стороны от этой фигуры на карнизе в три ряда разположено несколько небольших квадратов, каждый из которых содержит человеческую фигуру в профиль с тростью в руке. В каждом ряду шестнадцать фигур, центральный ряд с птичьими головами. Antiguedades Peruanas, стр. 296.

Акоста говорит, что он измерил один из великих камней в Тиауанако и обнаружил, что он имеет длину 38 футов, ширину 18 и глубину 6 футов, Historia Natural de las Indias, lib. vi, гл. 14, стр. 419.

Гравюра в "Интеллектульном обозревателе" 1863 г.

(В «Интеллектуальном наблюдателе» за май 1863 года есть превосходная гравюра одного из больших монолитных дверных проемов в Тиауанако, чтобы проиллюстрировать статью г-на Болларта.)

5. Знаменитые руины Тиауанако, которые, как принято считать, возникли намного раньше времён Инков, похоже, как и руины в Ольянтай-тамбо, являются остатками построек, которые так и не были завершены. Гарсилассо де ла Вега даёт следующий отчёт о Тиауанако. «Среди других построек в этом месте одно из них представляет собой искусственно созданный холм, такой высокий, что тот факт, что он был построен человеком, вызывает удивление; и, чтобы его нельзя было ослабить, он был построен на огромном фундаменте из камня. Неизвестно, для чего было построено это здание. В другой части, в стороне от холма, были вырезаны две фигуры гигантов, высеченные из камня, с длинными до земли одеяниями и шапками на головах: все это хорошо носили (потрепала) рука времени, доказывающая их великую древность. Существует также огромная стена из камней, настолько больших, что вызывает величайшее удивление представление о том, как человеческая сила могла поднять их на то место, где они сейчас находятся. Ибо на большом расстоянии нет ни скал, ни каменоломен, откуда они могли быть доставлены. В других частях есть величественные постройки, и больше всего удивляет несколько больших каменных дверных проёмов, некоторые из которых сделаны из цельного камня. Возхищение усиливается их удивительными размерами, так как некоторые из них были обнаружены длиной 30 футов, шириной 15 и глубиной 6. И все эти камни, вместе с дверными проёмами, сделаны из одного куска, так что невозможно понять, какими инструментами или приспособлениями они могли быть обработаны.

"Туземцы говорят, что все эти здания были построены до времён Инков, и что Инки построили крепость Куско в подражание им. Они не знают, кто их построил, но слышали, как их предки говорили, что все эти чудесные произведения были завершены за одну ночь. Руины, кажется, так и не были закончены, а были просто началом того, что основатели намеревались сделать. Все вышесказанное взято из 105-й главы Педро де Сьезы де Леона; Предлагаю добавить некоторые дополнительные сведения, полученные от моего одноклассника, священника по имени Диего де Алкобаса (которого я могу называть своим братом, поскольку мы родились в одном доме, и меня воспитывал его отец). Среди других отчетов, которые он и другие прислали мне из моей родины, он говорит следующее об этих великих зданиях Тиауанако.

«В Тиауанако, в провинции Коллао, среди прочего есть несколько древних руин, достойных бессмертной памяти.

Интригующее сооружение на площади, известное как Инка Ую - ограждённый стенами корпус размером примерно 10 х 10 м, состоящий из двух рядов массивной каменной кладки. Вероятно, сооружение выполняло церемониальную функцию.

Хотя кладка явно была смоделирована на основе многоугольной каменной кладки в стиле Куско, изогнутые, а не прямоугольные соединения выдают её как плохую имитацию. Форма других камней, обнаруженных на площади, указывает на то, что либо в этой, либо в связанной с ней конструкции были окна. Таким образом, сооружение не было ушну или церемониальной платформой. Разположение памятника в центре Lupaca cabecera в Chucuito и его квазиинковская каменная кладка предполагают, что это строительство местных лордов без надзора архитекторов из Куско.

Они находятся недалеко от озера, называемого испанцами Чукуито, собственное название которого - Чукивиту (Chuquivitu). Здесь есть несколько очень величественных зданий, и среди них есть квадратная площадка, по 15 brazas (исп. морская миля=1.678м, 15 браз - около 25 м) в каждую сторону, со стенами высотой в два этажа. С одной стороны этого двора есть зал 45 футов в длину и 22 в ширину, очевидно, когда-то крытый, точно так же, как те здания, которые вы видели в доме солнца в Куско, соломенной крышей. Стены, крыши, пол и дверные проёмы - все из одного куска, высеченного в скале, а стены двора и зала имеют ширину в три четверти ярда. Крыша зала, хотя и кажется соломенной, на самом деле сделана из камня. Ибо, когда индейцы покрывают свои дома соломой, чтобы это выглядело как всё остальное, они расчесали и вырезали камень так, чтобы он напоминал соломенную крышу. Воды озера омывают стены двора. Местные жители говорят, что это и другие здания были посвящены Создателю Вселенной. Есть также много других камней, вырезанных в форме мужчин и женщин так естественно, что они кажутся живыми, некоторые пьют из чашек в руках, иные сидят, другие стоят, а третьи гуляют в ручье, который течет у стен. Есть также статуи женщин с младенцами на коленях, других с ними на спине и в тысяче других поз. Индейцы говорят, что за великие грехи людей тех времен и за то, что они побили камнями человека, проезжавшего через провинцию, их всех превратили в эти статуи.»

Таковы до сих пор (до этого места в тексте) слова Диего де Алкобаса, который был викарием и проповедником индейцев во многих провинциях этого королевства, которого его начальники посылали из одной части в другую: ибо, будучи метисом и уроженцем Куско, он знает язык индейцев лучше, чем другие, родившиеся в этой стране, и его труды приносят больше плодов.»

Часть страны, в которой разположен Тиауанако, сначала была завоёвана Майтой Капак, четвёртым Инкой. Название произходит из обстоятельств, связанных с завоеванием. Говорят, что, пока Инка участвовал в этой кампании против народа аймара и разполагался лагерем среди руин, индеец каньяри, служивший часки или курьером, прибыл из Куско в чрезвычайно короткий промежуток времени. Инка возкликнул Тиа (Садись) Хуанако: хуанако - самое быстрое животное в Перу. Таким образом, как Луксор и многие другие известные места, эти чудесные руины получили сравнительно современное название, которое не имеет реальной связи с их историей.

7 См. главу lXXXVII

Такой получился любительский перевод.

Предыдущие статьи:

О руинах Тиуанако из глубин 19-го века

Вторая жизнь Тиауанако начиналась трудно

Колласуйю задолго до инков

Похоже, что мегалиты Тиуанако таскали на санках по мокрому льду

Боги спустились с небес и сели в Шереметьево

В Телеге появилась новая группа «Отказники Шереметьево» — для украинцев, пытающихся попасть из Европы в Россию. Публика делится опытом друг с другом, прежде всего тем, как обмануть н...

На Харьков: Армия России начала наступление от границы (КАРТА)
  • voenkorr
  • Сегодня 12:09
  • В топе

Армия России начала наступление в Харьковской области от границы с РФ. После массированной артподготовки и ударов авиации группировка «Север» атаковала позиции врага в Харьковской о...

Обсудить
  • В сети есть профессиональный перевод https://royallib.com/read/sesa_de_leon_pedro/hronika_peru.html#1079478
  • Жаль, что от такой интересной цивилизации остались только эти безмолвные свидетельства
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: Да уж... Оставляет простор для фантазии )) Благодарные потомки должны памятник поставить викарию!
  • Видимо, это свойство всех дилетантов, слабо разбирающихся в строительной механизации, так искренне недоумевать по поводу невозможности объяснить способы обработки и перемещения крупных частей каменных конструкций.. цикл статей получился впечатляющим. Спасибо
  • как раз там валялась одна из лазерных болгарок для косметических работ, мы вовремя зачистили площадку :stuck_out_tongue_winking_eye: