Уроки сольфеджио Владимира Кирюшина. Кассета №10, занятие 1-6

4 1078

По веселым ступеням игры.

"Ветлужский край." 6 декабря 1997 г.

Если вы думаете, что это милое существо - то ли медвежонок - девочка, то ли чебурашкин родственник, то сильно ошибаетесь. Так же, как и я. Подобные предположения начисто были отметены ребятишками в музыкальной школе — там, в классе сольфеджио, каких только героев по стенам не навешано. 

Так вот, объяснили мне юные музыканты (они же и художники), что это - терция. Такой музыкальный интервал.

- А почему она лохматая?

- Она не лохматая. Она пушистая. Мягкая такая (звучит мягко). Маленькая. Ей три года.

- Откуда вы знаете, что именно три?

- Потому что в нее три клавиши входит, и пальцев у нее тоже три.

И не захочешь да запомнишь. Из своего дальнего музыкального детства эти интервалы вспоминаются мне совсем другими. Конечно, учителя и тогда пытались облегчить нам унылое запоминание определений каждого из них, давали "подсказки", и до сих пор я помню, например, что кварта звучит как начало тогдашнего государственного гимна: "Союз нерушимый"...

Но согласитесь - одно дело ориентировать на гимн, а другое - с головой окунуться в сказку, представляя, рисуя, воображая множество разных существ, которые, живя своей жизнью, общаясь друг с другом, накрепко закладывают в сознание самые сложные музыкальные понятия.

В общем, не надо в привычном смысле "грызть гранит" науки, не надо мозговым напряжением штурмовать крепкие стены музыкальной теории. Нету ни гранита, ни стен: вход свободен, и по веселым ступеням игры можно подниматься до таких высот, какие раньше детям и не снились.

Им повезло. У этого везения есть фамилия - имя-отчество: Владимир Викторович Кирюшин, музыкант - педагог, недавно побывавший у нас в Шарье.

Он - автор системы, основанной на эмоционально-образном восприятии.

Тридцать лет развивал и совершенствовал ее, прорываясь сквозь препоны традиционного обучения. Сейчас имя его широко известно во всем, мире, результаты обучения - более чем убедительны.

Дети любых способностей и возрастов легко усваивают материал практически любой сложности - без стрессов и нервных срывов от непомерных нагрузок.

В течение года каждый из его учеников становился обладателем абсолютного слуха. Впрочем, дело не только в этом - дело в том, что система помогает развивать воображение, дает простор творчеству, фантазии, способностям - растит Личность.

Более того, Кирюшин убежден, музыка должна звучать в душе и мозгу ребенка с самого рождения. И даже раньше: есть специальные кассеты с мелодиями, предназначенными для будущих мам. Дитя еще не появилось, но уже "купается" в созвучиях - и есть научные, медицинские обоснования благотворности этого воздействия.

Вышли в свет и его музыкальные мифы - сказки, радиоспектакли, циклы обучающих песен-привил. Есть даже образцы звуковых обоев! И есть видеозаписи (85 уроков автора системы) - методическое богатство, иначе не назовешь.

Так вот, такой "живой" урок он провел с ребятишками у нас в ДЮК. Были там и педагоги со всего северо-востока, и родители, и, само собой, наши учителя.

Дети - самые обычные, отличников специально никто не подбирал. С каким счастливым азартом они играли, учились, подбирали определения, очень точные, - к звучанию тех же интервалов:

- Секунды?
- Хрюкают.
-Кварты?
- Ворчат.
- Какие они по характеру?
- Ворчливые, сердитые, твердые.
-А терции?
-Добрые, веселые.
- Маленькие, добрые
Терции - трехлетки
Сидели на завалинке.
Кушали конфетки...

С квинтами - растеряхами, которые звучат как "чаво?", и вовсе история случилась.

- Знаете, кто был в метро, тот видел, наверное, иногда сидят напротив такие тетеньки. Спросишь ее о чем-то, а она в ответ "ча-во"'. Как-то одна моя маленькая ученица ехала с бабушкой и как раз такую тетеньку увидела. Обрадовалась, бабушке говорит: "Это квинта". Бабушка от удивления сказать ничего не успела, она к тетеньке подходит и спрашивает: "Вы - квинта?" А та в ответ: "Ча-во?"

Этот сюжет - еще и маленькая развлекательная пауза, ибо темп урока — стремительный, напор образов, понятий, задач - мощный. Но это и совместное творчество! Вряд ли кто-то из детишек, дружно и правильно распевающих в ответ на изначальную ноту, осознает, что это они именно решают музыкальную задачу. И никаких упреков за ошибки: все растворяется в шутках, смехе, сказочных историях.

Особо отличившиеся удостаивались легкого хлопка по голове бумажным свитком, а иные - рукопожатия учителя.

Потом, уже в разговоре со взрослыми. Владимир Викторович высказал мысль, по прежним временам вполне крамольную:

- Есть музыкальные школы и есть музыкальная грамотность. И часто эти понятия не совпадают. До революции вообще не было музыкальных школ. А вся страна пела. В России были лучшие хоры мира. Вся музыкальная подготовка закладывалась в общеобразовательные программы. Посмотрите сборники Драгомирова, Ладухина для школ. Какой ученик сейчас по ним споет? Дай Бог, чтобы учитель спел. А тогда это было обычным делом. Конечно, огромную роль здесь играла церковь: ухо ребенка с детства привыкало к пению во всех тональностях - то, тему учат в музыкальных школах много лет, а в обычных — вовсе не учат.

А это не просто пение - это образование особого склада мышления, чему официальные программы по музыкальной теории, не только не способствуют, но и препятствуют. Задача школы вовсе не в том. чтобы подготовить общими силами ученика на теоретическое отделение, а в том. чтобы через общение с музыкальной грамотой шло развитие личности - любящей музыку, понимающей ее, ощущающей. А это неизбежно дает мощный интеллектуальный толчок. Пусть он не будет профессиональным музыкантом, но человеком гармоничным, духовным, образованным - безусловно.

Должно быть, именно поэтому задача педагогики по Кирюшину вырастает до размеров глобальных - возрождение генофонда нации. Если учесть, что принципы эмоционально-образного восприятия будут внедряться в систему общего образования, то задача эта выглядит не столь уж невероятной.

А о том, что касается непосредственно нашей музыкальной школы, мы поговорили с ее директором Владимиром Ивановичем Сенниковым.

- Каким образом вы вышли на систему Кирюшина?

- Система эта достаточно известна. И не только эта. Есть много людей, которые разрабатывают новые подходы к музыкальному образованию: Шатковский, Огородное, своя интересная методика у куйбышевцев. В общем, те, кто интересуется новыми веяниями, - находят. Ну, а раз уж нам посчастливилось встретиться с Владимиром Викторовичем то такой шанс упускать нельзя. Мы купили всю методику - осталось приобрести только записи "Лучшие образцы классической музыки".

- Все ли разделяют ваш энтузиазм по поводу методики Кирюшина?

- Скажем так - почти все. Большинство искренне увлечены этим делом.

- Вы знаете, посмотрев на то, как занимается он, невольно приходишь к мысли, что такой энергией, артистичностью, раскованностью наделены, наверное, не все учителя.

- Буквально копировать его невозможно, да это и не нужно. Есть основа - что главное. И применять ее можно не только в музыке. Мне говорили и педагоги, и родители: "Спасибо, что мы это увидели".

- Вы верите в то, что через год все ваши дети будут обладать абсолютным слухом?

- Верит - неточная категория. Надо пробовать, экспериментировать, действовать. Мы - начали, у нас есть желание работать по-новому, и результатов -это правда - я жду с надеждой.

Теперь - самое главное.

Визит Владимира Викторовича Кирюшина сюда - не случаен. Побывав как-то в дальнем уголке нашего района, в Коневе, он, будучи потрясен живописностью окрестностей, решил открыть здесь детский центр: на лето сюда будут приезжать на занятия одаренные ребятишки, в том числе и наши. Из стадии первоначального замысла проект этот уже перерастает в реальность - во всяком случае, все официальные согласования в районной администрации и отделе культуры проведены. По всей вероятности, скоро он еще раз приедет сюда, и тогда можно будет поближе узнать и саму его личность, и методику, и планы.

Да, а насчет второго рисунка - если бы думаете, что это просто кокетливая жирафа сидит на лугу, то сильно ошибаетесь.

- Это октава. Шея у нее длинная, потому что в нее восемь нот входит! Вот так-то.

Ирина СЕМЕНОВА.

источник




Уроки сольфеджио Владимира Кирюшина. Кассета №10, занятие 1


Уроки сольфеджио Владимира Кирюшина. Кассета №10, занятие 2


Уроки сольфеджио Владимира Кирюшина. Кассета №10, занятие 3


Уроки сольфеджио Владимира Кирюшина. Кассета №10, занятие 4


Уроки сольфеджио Владимира Кирюшина. Кассета №10, занятие 5


Уроки сольфеджио Владимира Кирюшина. Кассета №10, занятие 6


Материалы из архива группы ВКонтакте "Наследие Владимира Кирюшина как спусковой механизм запуска ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕЛОВЕКА".


В.Лычковский (составитель). Наследие Владимира Кирюшина как спусковой механизм запуска ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕЛОВЕКА. pdf

Вся имеющаяся информация о В.В.Кирюшине и его наследии в одной книге (формат .PDF), в которую вошли восстановленные публикации с неработающего сайта В.В.Кирюшина, а также вся «Библиотека музыкального мифа», сказки, плакаты, фотоколлажи с нотами и нотонаписанием интонационно-слуховых упражнений, плюс структурированные активные ссылки на просмотр/прослушивание/скачивание аудио- и видеофайлов на Ютубе, электронных журналов с эффектом перелистываемых страниц.

Получился своеобразный Пульт Управления от группы ВКонтакте и его архива на Ютубе и файлообменнике Яндекс-диск.

Объём - 383 мб, почти 2000 страниц.

Жога - это раз. Дальше будет интереснее: Смотрите, кто в резерве

Чиновниками становятся люди, за которых не стыдно, и Артём Жога - это раз. Врио губернатора одного из регионов назначена женщина, "живущая за двоих", - это два. Дальше будет интереснее:...

Злой рок «русского рока»

В начале нулевых в мой любимый Новороссийск с бесплатным концертом приехала уже ставшая легендарной панк-группа «Король и Шут». Михаил (Горшок) Горшенёв был ещё жив и полон сил, а потом...

Обсудить