Каменные технологии в развитии :о)

164 8450

Здравствуйте, уважаемые читатели. Выкладывала я, выкладывала материалы по обработке камня древними людьми, сведения о том, что было в Приневье до начала строительства Петербурга, свидетельства современников города, описывающих его и его жителей, публикации о наводнениях и культурном слое... Много статей было об Исаакиевском соборе и его строительстве... Оказывается вновь нужно возвращаться к теме "Человек и камень" :о) Потому что некоторым желается утверждать, что не могли каменотёсы вручную так обработать каменный блок, заметьте, не во времена неолита или египетских фараонов, а во времена вовсю развивающейся науки, во времена. когда мастерство каменотёсного дела накопило за многовековую историю опыт и умение работы с камнем.

Конечно, я не буду повторяться, для желающих посмотреть на то, как камень обрабатывается вручную, привожу видео. 

Под силу и старику

Сверление ручной дрелью

И перейду, минуя строительство первых каменных домов города, к удивительному памятнику камнерезного дела - баболовской ванне. Ванна эта изготовлена из цельного отлома гранита. Бывает, что в комментариях те, кто сомневается в возможности изготовления её ручным способом, требуют взять и собственными руками вытесать подобное, заснять процесс на видеокамеру для того, чтобы их убедить в возможности обработать камень руками человеческими. При этом они как-то не думают, что для изготовления любого изделия нужен труд, инструменты, время... Вы идёте в кино - платите за просмотр, идёте на футбол, в музей и т.д. - платите. Поэтому вполне справедливо выдвигались встречные предложения других читателей изготовить из камня изделие собственными руками и заснять весь процесс, при условии его оплаты. Желающих заплатить, пока не нашлось. Поэтому прошу в комментариях более эти пустопорожние аргументы не приводить. 

Так, без лекал и без предварительной лепки глиняной модели работает скульптор

Американская компания по заказу изготовила ванну из плотного известняка

 Конечно, эту ванну не сравнить с баболовской, но последовательность изготовления её теперь представить можно.

Полированная гранитная ванна : высота 196 см, глубина 152 см, диаметр 533 см, вес 48 тонн. Данные по водоизмещением 8 тыс.ведер, согласно расчетным данным — 12 тонн воды. 

Гранитная ванна появилась в Баболовском дворце не сразу. Первой была изготовлена и установлена ванна, облицованная мрамором.

Баболовская ванна была второй и последней по счёту. Она вызывала удивление и возхищение, и потому есть множество упоминаний о ней в разсказах о посещении баболовского дворца:

Упомянут шлюз Таицкого водопровода (о каналах и шлюзах я уже говорила). 

Ещё немного про историю ванны: "Не стоит удивляться, что инженер Бетанкур, состоявший при царском дворе, обратился к прославленной артели каменотёсов, после чего, Суханов заключил с ним в 1818 году соглашение на изготовление ванны, взяв 16 тысяч рублей за работу... Мастера, при этом, смогли продемонстрировать удивительное чувство камня. У стен чаши минимальная толщина – 45 см, и это позволяет выдерживать давление многотонной водной массы, являясь, при этом, для хрупкого гранита пределом. Профессор и искусствовед Я. Зембицкий говорил, что со времён Древнего Египта такого колоссального из гранита ничего больше не было. Когда завершились камнерезные работы, то вокруг ванны соорудили стены – восьмиугольную башню. В помещении сделали по периметру на кронштейнах чугунные мостки со спусками, перилами, а также смотровыми площадками."

"Утверждается, что при работе над Баболовской чашей Суханов превысил смету, что стало оной из причин его разорения. В 1840 г. он обращался с прошением к наследнику престола Александру II:

"Ванна, из цельного отруба огромной величины гранита, которую сделал я по повелению в бозе почившего...Вашего Императорского Высочества Дяди, ...Государя Императора Александра Павловича, заслужила одобрение лучших знатоков в сем деле, и я радостно наслаждаюсь лестными отзывами, хотя и понес в сей работе действительного убытку не менее семи тысяч рублей, ибо увлечась ... оную сделал по контракту только за шестнадцать тысяч рублей"... Стоит ванна на четырех гранитных брусьях. Под полом имеется приличный подвал с кирпичной арочной кладкой. Возможно он использовался для подогрева воды каким-то хитрым способом. Ровно под центром ванны снизу имеется окошко, а в самой ванне посередине просверлена дырка диаметром около 3 см. Никаких научно-исторических данных не существует, можно лишь предполагать, что это сливное отверстие." http://spitzruten.livejournal....

Ванна установлена на гранитные блоки

"Первое упоминание о ванне находим в «Отечественных записках» за 1818 год в статье П. Свиньина. Вот как он описывает ее: «Наконец окончил Суханов нынешним летом прекрасную, единственную ванну для Баболовской бани. Она вышиной 2 аршина 12 вершков, глубиной 2 аршина 4 вершка и в диаметре 7.5 аршина. Многие из петербургских жителей ездили нарочно посмотреть сие произведение Русского Ваятеля. Он тем более заслуживает внимания, что со времен египтян неизвестно ничего столь огромного из гранита. Иностранцы не хотели верить, чтоб Суханов в состоянии был произвести сие чудо ваяния или ваятельного искусства, которое тем еще для него похвальнее и славнее, что не прибавил он ни сколько цены, предлагаемой ему за таковую же ванну из четырех частей!Сей удивительный кусок гранита найден им на одном из Финляндских островов и перевезен водою. Он весил сначала до 10.000 пудов (Около 160 т.) , а ныне 3.000 (Около 48 т.). Во многих местах приметны на нем части Лабрадора, что при солнечном сиянии делает его блестящим.

В архиве имеется «Дело о выдаче купцу Суханову 6 тыс. руб. за выделку ванны из гранита и перевозку оной в Баболовскуто купальню», из которого, однако, сложно проследить историю создания ванны. В 1811 г. генерал-лейтенант А. А. Бетанкур заключил контракт с купцом Сухановым на выделку и перевозку гранитной ванны в Баболовскую купальню. В мае 1818 года ванна была изготовлена и поставлена на место.

На основании этого документа можно предположить, что основные технические и прочие требования к гранитной ванне были определены при заключении контракта инженером А. А. Бетанкуром. Несомненно и то, что у Суханова уже был опыт изготовления такой же огромной ванны для. Петергофа, но полированной только изнутри...

"По исчислению в ванну сию войдет до 800 ведер воды". По современным меркам, считая 1 ведро = 12.293 литра, получим объем воды в ванне ок. 10 куб. м, а по геометрическим размерам воды в ванну можно залить около 25 куб. м, то есть расчет был либо неправильным, либо счет шел на ведра горячей воды, добавляемой для разбавления холодной воды, либо на частичное заполнение - на 1/2 этой гигантской ванны.

Она была вырублена из цельного куска красного карельского гранита. Глыбу красного гранита весом более 160-ти тонн доставили с одного из финских островов и полировали на месте. Как уже указывалось, ванна обрабатывалась в течение 7 лет, с 1811 по 1818 год, это стало одной из причин разорения Суханова как подрядчика в условиях отсутствия новых заказов.

На изготовление ванны в Баболовском дворце использован гранит крупнозернистого строения темно-розового цвета, редко встречающийся без трещин, что придает особую ценность этому изделию-памятнику. Заготовка («отруб») огромной величины была вырублена на островах Финского залива, возможно, там же, где добывался затем материал для колонн Исаакиевского собора. Для этой гранитной ванны характерно еще одно привлекательное явление — эффект иризации (радужных отсветов), который создают в ней минералы полевого шпата (его разновидности — Лабрадора), входящие в состав гранита. Минералы состоят из тонких пластинок, толщина которых близка к длине светового луча. Для гранитной ванны Суханова характерно, что она при различном освещении смотрится иначе, например зимой и летом.

Чтобы представить трудоемкость изготовления чаши, разделим внутренний ее объем (около 30 кубических метров) на объем гранита, отделяемого от блока одним ударом киянки по скарпелю (в среднем от одного до трех кубических миллиметров). Результат: десятки миллиардов ударов только для придания блоку чашевидной формы. Тот же порядок имеет число ударов, нанесенных по блоку для придания ему идеально правильных, округлых внешних форм.

Добавим к этому, что Суханов работал за сто лет до появления твердосплавного камнерезного инструмента. Тот же инструмент из простой стали, который был в его распоряжении, требовал заточки через каждые три-четыре удара по граниту.

Уникальная ванна-бассейн, выполненная с особым вдохновением мастером Сухановым и его работниками, созданная из темно-розового гранита, существенно обогатила дворец благодаря своим размерам и художественно-декоративным достоинствам.

Директор Санкт-Петербургского минералогического общества профессор Я. Зембницкий об этой ванне писал в своей книге: «Сие произведение русского художника тем более заслуживает внимания, что со времен египтян не известно ничего столь колоссального из гранита» . Из других достоинств следует отметить внутреннее оформление ванного павильона в виде решетчатого балкона, поддерживаемого кронштейнами из чугуна вокруг ванны, включающего согласно смете Стасова 16 пог. саж. чугунных решетчатых лесенок со стойками и 33 пог. саж. парапета с поручнем для галереи. Эта ответственная работа была выполнена на механическом заводе Чарльза Берда в Санкт-Петербурге (ныне ФГУП «Адмиралтейские верфи») уже в 1824—1825 годах и судя по сохранившимся остаткам изящного чугунного литья отменно качественно."

Източник: http://tsarselo.ru/yencikloped...

Про Колыванскую фабрику я уже писала https://cont.ws/post/246982  В этой статье было упоминание о трёх гранильных фабриках, существовавших в то время: Колыванской, Екатеринбургской и Петергофской. То есть к этому времени в стране уже были созданы производственные мощности, позволявшие быстро и качественно не только строить каменные города, но и украшать их. 

В 1721 году по Указу Петра I была основана Петергофская гранильная фабрика.

"На фабрике занимались огранкой драгоценных камней, а также шлифовкой, резкой, полировкой. Для этого из Англии был "выписан" Иосиф Боттомуа, который по контракту был должен обучить своему ремеслу 4-х человек. Так в России появились династии потомственных камнерезов.

Большинство деталей интерьеров дворцов, соборов, музеев и отделка фонтанов Санкт-Петербурга выполнены как раз мастерами Петергофской гранильной фабрики.

С приходом к власти Екатерины II потребность в камне увеличилась, благодаря этому фабрика расширилась и получила новое оборудование.

Уровень мастерства всегда был высоким на этом производстве.Вот и Екатерина II это подтверждает в своих письмах - «мастера Петергофской фабрики работают лучше, чем итальянцы»:).

Со временем фабрика получила мировую славу(примерно с сер. ХIХ века), работы ее мастеров были отмечены многочисленными грамотами и наградами." Про дальнейшее развитие фабрики здесь http://tad7.livejournal.com/34...

Петергофская гранильная фабрика

Есть и и такие сведения о ней:

Теперь становится понятно, что в России имелись производственные мощности, позволявшие ей  возводить прекрасные соборы и одевать в гранит набережные.



Так, развитие ручного камнерезного искусства и промышленной обработки камня соединялось в единое и в величественных сооружениях, и в оформлении реки, и в украшении проспектов и площадей самой северной столицы. Красота была возтребована повсюду: во дворцах

и в учебных заведениях

на улицах и площадях, где встречаются вода, земля и небо.


Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • нет, Кать. при всем моем уважении и любви к вашим трудам, здесь не убедительно. на видео обрабатывают мрамор, который настолько мягок, что хоть ножом режь. когда эти экспериментаторы покажут как они обрабатывают гранит или базальт зубилом и молотком в промышленных масштабах, тогда будет о чем говорить. мы этот вопрос с вами уже обсуждали. так же как и ванна из песчаника, который тоже обсуждали. ванна из гранита и песчаника - совершенно разные вещи. как вода и космос, к примеру. первое видео, где тянут камень, даже смотреть не стоит, ибо в единичных случаях можно и Землю свернуть, что называется. до промышленных масштабов не дотягивает. при этом, напоминаю, что я на вашей стороне в этой тяжбе теорий =) и как всегда в избранное.
  • Очень познавательно, спасибо. Знание - сила!
  • Один вопрос, а где сейчас мастера великие, от какой напасти за почти полтысячелетия НИЧЕГО подобного не создано - при наличии куда более точного и серьезного инструмента? Только не надо рассказывать про отсутствие денег и прочую муть, Зурабу вон даже за жирика отвалили. Ручная обработка гранита с такой точностью и такой массы, сейчас невозможна, от каких щедрот она была возможна тогда, крутилки колонн - от велопривода, ну это даже не смешно. Как-то не очень уместно говорить о неверующих в комментах, в том свете, что мол профинансируйте и мы сделаем - это бред, не сделаете, руками это сделать невозможно, а вот старые секреты отливки, которые утрачены, легко ответят на вопрос возможностей. Но это ИМХО, свечку не держал.
  • Любой сомневающийся в ручной работе по камню должен лихо по-молодецки замесить вручную раствор в объёме к примеру один кубометр и залить в ЛЮБУЮ форму... и всё встанет на свои места. "Диванных" строителей переубеждать ни в чём не надо, а статья хорошая.
  • Все это ложь! Все делали рептилоиды и анты! И Питер выкопали а не построили! Да так и есть! Я у Сага читал, он сука врать не будет!