От Анны до рельсов. Статья 2 «Сухарь с нестандартными ушами»

21 984
 

Определение Каренину, как все помнят, дала его сначала любящая, а потом совсем не любящая жена: он — сухарь, в котором, по мнению жены, нет ничего человеческого, одни формулы и циркуляры. Почему Анна с такой злобой отзывается о человеке, с которым прожила восемь лет и, как тогда говорили, прижила сына, понятно. Мы же в курсе, что человеку очень легко причинять страдания, если его сначала мысленно расчеловечить. Тогда можно внушить себе, что твоя жертва не ощутит страданий — просто потому, что она неспособна их ощущать априори. Да Анна так и говорит Вронскому: не бойся, он ничего не почувствует, кроме легкого неудобства.

Но Каренин, конечно же, человек и, кстати, Вронский это понимает, поэтому, в отличие от Анны, нет-нет, да думает о муже возлюбленной как о человеке. А мы, со своей стороны, констатируем, что Каренин – человек с довольно непростым характером и непростой душой. И мы поделимся своими наблюдениями по поводу этого.

Первое наблюдение: Каренин – человек долженствования. Он должен любить жену, и поэтому любит ее. Он должен заботиться о сыне, и поэтому заботится о нем. Он должен честно работать, и поэтому работает. Он должен пытаться спасти жену от падения, и поэтому пытается спасти ее. У смертного одра жены он должен простить ее, и поэтому прощает ее. Он должен примириться с обольстителем по просьбе умирающей жены, и поэтому примиряется с ним… Этот список можно продолжать. На всем протяжении первой части романа Каренин никогда не задается вопросом, а чего он хочет? Для него этого вопроса в принципе не существует – по-видимому, в силу полученного им в детстве воспитания.

Второе наблюдение: Каренин – опять-таки в первой части – постоянно носит маску «сухаря», то есть человека, чуждого бурным порывам чувств. Есть основания полагать, что делает он это, потому что в курсе собственных слабостей. Он не может спокойно видеть, как плачут женщины и дети, это полностью выводит его из себя, и у него, судя по одному из эпизодов романа, практически начинается истерика. Естественно, он стремится избегать подобных ситуаций, а лучший способ избегать их – это внушать окружающим, что плачь – не плачь, бесполезно, перед тобой «сухарь».

И таким нехитрым приемом можно обманывать многих людей, но только не жену. Анна, которая, по нашему мнению, является прирожденным манипулятором (вы вспомните, как лихо она обработала Долли в первых главах романа), в курсе этой особенности своего мужа и прекрасно этим пользуется. Чтобы выбить его из колеи в сцене после скачек, ей достаточно всего лишь разрыдаться, и все – Каренин замирает как кролик перед удавом, а Анна избегает заслуженного наказания. После чего живет себе в свое удовольствие, встречается с любовником, и так продолжается до родов.

А вот после родов наступает водораздел. Каренин – это уже другой человек, точнее, это человек, переживший катарсис. Он больше не боится чужих слез, не стыдится своих слез, он начинает воспринимать порывы своей души как нечто естественное, а не как нарушение неписанных законов приличного поведения. И, заметьте, он начинает делать не то, что должен, а то, что хочет. Он хочет любить дочь Анны – и любит ее. Он хочет выйти из мучительной ситуации – и он разрешает Вронскому встретиться с Анной. Он не должен ничего из этого делать, он просто хочет так делать, и ему, по крайней мере, на время становится безразличным мнение света. Он даже хочет дать Анне развод – и соглашается дать его.

Но дальше наступает еще одна перемена. Судя по всему, Каренин до катарсиса – человек, конечно, крещеный, но не слишком воцерквленный. Точнее, воцерквленный постольку-поскольку: надо исповедоваться, он исповедуется, надо венчаться, он венчается, надо крестить ребенка, он его крестит, и так далее. В первой части романа нет ни малейшего намека на то, что Каренин интересуется христианством хоть в каком-либо ином аспекте. А после катарсиса он становится неофитом, то есть рьяно ударяется в чтение Библии, пытаясь найти в ней ответы на мучающие его вопросы. Вопросов, собственно говоря, три – кто виноват, что делать, и как это меня так угораздило?

И вот в этот очень, кстати сказать, опасный момент неофитства на пороге дома Каренина возникает некая Лидия Ивановна – которая внешне кажется законченной религиозной истеричкой, а внутренне является не менее опытным манипулятором, чем усвиставшая в Италию супруга Каренина. Лидия Ивановна быстро и решительно начинается делиться с Карениным опытом религиозных изысканий. Ох, сдается нам, к православному учению эти изыскания имеют сугубо шапочное отношение, иначе трудно объяснить, почему в дом Каренина становятся вхожи некие храпящие французы-пророки. Это, как по нам, очевидная ересь – хорошо, если просто протестанская, а, скорее всего, массонская. Кстати, к теме массонства Толстой обращался и в «Войне и мире», так что появление представителей того же учения в «Анне Карениной» логично.

Под влиянием этих удивительных людей – Лидии Ивановны и француза-пророка – Каренин меняет свое решение и отказывает Анне в разводе. Какой развод был нужен Анне, мы описали в первой статье нашего цикла. Почему вдруг масонам оказывается дело до всех семейных дрязг Каренина? — Здрасьте вам через окно: одно дело – высокопоставленный чиновник, имеющий государственные награды, а другое дело – не пойми кто, заклейменный, осмеянный и отвергнутый обществом! Массоны всегда стремились к увеличению числа лоббистов в высших кругах света. Каренин, страдающий от всевозможных личных перепитий, для них – идеальный объект обработки.

Из последних глав романа нам известно только то, что Каренин забирает дочь Анны и Вронского к себе на воспитание, поскольку по закону она является его дочерью. Очень примечательный момент – это огорчает мать Вронского, но не самого Вронского. А почему так? – А об этом мы расскажем в статье, посвященной анализу личности Вронского.

(с) Ёжики aka Анастас



Убить шамана. Майдан или смерть

Выходившая на майдан публика, на вопрос, что вы будете делать, если постмайданная власть вновь окажется плохой, заявляла, что вновь выйдет на майдан и так будет выходить, пока власть не...

Обсудить
  • Оч. интересный психологический разбор :thumbsup:
  • .. бедная русская классическая литература .. .. - она вынуждена была описывать МУКИ ГОЕВ оболваненных сатанинской АНТИХРИСТОВОЙ иудо"христианской" картиной мироустройства .. .. - ДУШЕРАЗДИРАЮЩЕЕ ЗРЕЛИЩЕ ..
  • :sleepy: :smirk:
  • Нормальный разбор, ближе к правде.
  • каренин жертва вопитанья быть хочет правильным во всём напомнил сагу о форсайтах притом