Мастер архитектурного пейзажа и театральных декораций, один из основателей Союза русских художников Константин Юон (1875-1958) был приверженцем классической живописи. Юон всегда оставался верен себе и любимому жанру пейзажа.
Константин Юон часто бывал в провинциальных русских городах, любил писать пейзажи в Нижнем Новгороде, Ростове Великом, Угличе, Торжке. Его вдохновляли старинные храмы, живописная природа и красочные народные костюмы. Несмотря на привязанность к реалистическому стилю, картина «Тройка в Угличе» показывает нам, что на Юона влияли и новые веяния, например, наивное искусство.
«Мне хотелось писать картины, как пишутся песни о жизни, об истории русского народа, о природе, о древних русских городах…» - говорил художник
Художник "писал песни" и в честь любимой столицы, он создал множество её удачных портретов. Его воодушевляла архитектура старой Москвы и шумные улицы кипящего жизнью города. Юон скурпулёзно прорисовывал занимающихся своими будничными делами жителей, которые ему совершенно не мешали. Он создал произведения, рассказывающие потомкам о жизни в столице начала 20 века.
Константин Юон писал с натуры и с удовольствием работал зимой, несмотря на то что нужно было постоянно разогревать и руки, и краски. Большинство работ, в том числе зимних пейзажей, были созданы в подмосковном селе Лигачёво, где Юон жил, плодотворно работал и вдохновлялся русской красотой долгие годы (почти 50 лет). Кстати, именно здесь художник встретил свою будущую жену Клавдию Никитину, которая была обычной крестьянкой.
В Лигачёво было написано немало прекрасных работ. Среди них «Волшебница-зима». Художник показывает нам белоснежный пейзаж с высоты, благодаря чему открывается широкая перспектива. Застывшую, будто хрустальную, природу оживляют сценки из жизни крестьян. Жители деревушки катаются на льду, ездят на лошадях, прогуливаются, наслаждаясь зимой. На полотне нет теней, солнце скрыто за дымкой.
У Юона простые и в то же время очень выразительные работы, в которых чувствуется его любовь к родной природе. От зимних картин будто веет приятной свежестью. В эти полотна хочется переместиться и услышать похрустывание снега или выйти на улицу, где кружатся снежные хлопья.
Юон мастерски смешивает холодные оттенки, чтобы изобразить живописный снег так, как он выглядит в действительности. Интересно, что мастер пейзажей прекрасно писал зимние картины и масляными красками, и акварелью.
Впечатляет колорит в построенной на контрасте картине «Зимнее солнце». Автор любуется заходящим солнцем. Но лучи не бьют в глаза, их свет дробится сквозь тонкие стволы и ветви деревьев. Насладившись приятными красками заката, мы замечаем крестьян, собирающих хворост. Такой простой сюжет только украшают картину. Зимнее солнце прекрасно.
Зимнее солнце. Холст, масло. 1916. Латвийский Национальный художественный музей
Восхищался художник не только природой. Он по-новому взглянул на древнерусскую архитектуру. Часто Юон рисовал Троице-Сергиеву лавру - крупнейший мужской монастырь русской православной церкви.
В картине «Троицкая лавра зимой» монастырь предстаёт как сказочный терем, на фоне которого разворачивается повседневная жизнь 1910-х годов. Горожане спешат по своим делам, дороги загружены санями и телегами. Несмотря на бурлящую мирскую жизнь духовные ценности вечны. На серо-голубом небе ярко сияют золотые купола церквей.
В картине «Конец зимы. Полдень» изображена уже другая зима, уходящая. С каждым днём становится чуть теплее и солнечнее. Скоро природа сбросит белоснежное покрывало и принарядится. Ну а пока есть время, чтобы насладиться возможностью покататься на лыжах, поиграть в снежки или написать зимний этюд. Деревенский пейзаж дарит ощущение спокойствия и в то же время задорного настроения.
Снежная королева уступает свой трон. Перемены в погоде и настроении особенно ощутимы в картине Юона «Мартовское солнце». Солнце становится выше, небо - ласковее, на палитре появляется всё больше ярких, лазурных красок. Несмотря на то, что повсюду ещё лежит снег, чувствуется, что природа готова к весеннему обновлению.
По мнению искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, «Мартовское солнце» должно стоять в одном ряду с хрестоматийной работой «Грачи прилетели» Саврасова, «Февральской лазурью» Грабаря и «Мартом» Левитана.
Константин Юон был пейзажистом до глубины души и великолепным мастером, который не только реалистично изображал понравившийся ему уголок природы или памятник архитектуры, но и вкладывал в картину чувства умиротворения и восхищения прекрасным./
Оценили 23 человека
59 кармы