Он писал «правильные» портреты вождей, за что смог подняться на вершину славы, стать президентом Академии художеств СССР, получить 4 Сталинских премии. Однако, своей лучшей работой он сам считал «После дождя» (1935).
Казалось бы, простой вид террасы, но такой тёплый, радостный. Герасимов написал его в родном Козлове (Мичуринске). Как-то после чрезвычайно сильного дождя он раскрыл дверь на террасу и перед ним открылась волшебная картина.
Воздух благоухал ароматами трав и цветов, краски природы были насыщены, в зеркалах луж отражалось небо. Художнику пришлось поспешить, чтобы успеть поймать момент, на картину ушло всего 3 часа. Здание, где была написана картина, сохранилось, там сейчас находится музей-усадьба художника.
Художник Александр Михайлович Герасимов родился в Тамбовской губернии, в городе Козлове, в купеческой семье. И случилось это событие 31 июля 1881 года. Маленький и уютный городок Козлов всю жизнь будет для Герасимова не только малой родиной, но и душевным убежищем – художник будет часто приезжать из шумной столицы в Козлов: отдыхать и набираться новых сил, писать для души.
Одаренный юноша уезжает в Москву учиться живописи. Отец не одобрил выбор сына и не рекомендовал ему учиться на художника: «Какие художники! Художники – это бедные люди, они голодают. Уж если хочешь учиться, то учись на инженера или на врача». Отец видел в своём сыне ближайшего помощника в торговом деле.
Из восемнадцати экзаменовавшихся в МУЖВЗ были приняты лишь двое, в том числе и Александр Герасимов. Двенадцать лет провёл он в стенах училища. Его учили известные педагоги и художники: А. Е. Архипов, А. Васнецов, А. Корин, В. Серов и К. Коровин. Каждый из них внёс свой вклад в воспитание Александра Герасимова, но более всего сказалось на его творчестве влияние Серова, Архипова, Коровина.
Потом случилась Первая мировая война и будущий художник отправляется на фронт – два года службы на санитарном поезде, который эвакуировал раненных и увечных с Южного фронта. В 1918 году Герасимов оставляет воинскую службу и уезжает на малую родину, и целых семь лет работает декоратором.
В 1925 году Александр Михайлович перебирается в Москву, вступает в АХРР и активно «включается в революционную живопись». Его полотно «Ленин на трибуне» пользуется большой популярностью – страна недавно потеряла вождя. А тут просто живой Ленин – на трибуне, на фоне красных знамен…
Александр Михайлович в этот период серьезно «увлекся» портретной живописью: портреты индивидуальные и портреты групповые. По сути, нет ни одного крупного политического события в стране, на которое бы художник не откликнулся очередной картиной. А кроме того, он активно работает в секретариате правления Союза Советских Художников.
Всё чаще появляются портреты с первыми лицами государства – его работы считаются образцом советской портретной живописи. Именно так нужно писать вождей. И с этим нет желающих спорить, ведь художник считается любимым портретистом товарища Сталина.
Сначала художника привлекал импрессионизм. Наибольшее влияние французским импрессионизмом оказал на него Константин Коровин, месяцами живший в Париже, он взахлёб рассказывал своим студентам об этом течении в искусстве. Потом Герасимов перешёл в соцреализм. «Гимн Октябрю», «Ленин на трибуне», «Похороны Сталина»- названия его работ. И все же, были у художника картины, которые он писал для души, например, «Половецкие пляски». Он обожал свой родной город, и когда приезжал в него, то писал натюрморты и пейзажи, отражающие его душевное состояние.
Герасимов был профессионалом в портретном творчество. Он с легкостью улавливал портретное сходство. Благодаря этому таланту он стал образцом советской живописи, написал портреты Ленина, Сталина и других высокопоставленных людей.
Пейзажи давались Герасимову не хуже. Прекрасные работы, изображающие природу во всей ее красе. Цветы, деревья, отдельные экспозиции во время дождя или после. Все это придавало особое отличие работам художника.
Герасимов личность не однозначная. Современники отмечали его нетерпимость к творческому инакомыслию. Для ряда художников из-за него был закрыт путь на выставки, в рамках борьбы с формализмом, например, для Дейнеки, Кончаловского, Фалька... Это стало трагедией в судьбах многих людей.
«Эра» А. Герасимова закончилась со смертью Сталина. Началась другая эпоха - эпоха разоблачения культа личности. После смерти товарища Сталина Герасимов попал в опалу, его «парадные» картины в связи с выявленным культом личности вождя убрали в запасники музеев или просто уничтожили. В 1957 году Герасимов сложил с себя полномочия президента АХ. Умер в 1963 году, про последние годы своей жизни говорил: «В забвении, как Рембрандт».
Оценили 33 человека
68 кармы