Дата по старому стилю: 7 сентября.
В православном календаре на этот день приходится праздник преподобного Луки Глубокореченского, жившего в 10 веке в Каппадокии. Лука был монахом, а затем стал игуменом Спасовой обители, которая носила название «Глубокие реки». Святой прославился праведной жизнью и благочестием.
По созвучию с именем преподобного русские люди стали отмечать в этот день Луков праздник. Луков день считался грустным праздником, так как заканчивалось бабье лето. Сам лук ассоциировался со слезами, потому что при его резке часто плакали. Считалось, что преподобный Лука специально насылал горький плач, чтобы девушки могли проплакаться над луком перед вступлением во взрослую жизнь.
Употребление в пищу лука из нового урожая было запрещено до дня, пока последняя луковица не будет собрана. В противном случае считалось, что весь собранный урожай овоща будет испорчен. Хозяйки тщательно оберегали луковые грядки от воров и недоброжелателей. В некоторых краях на луковой неделе запрещалось жечь луковую шелуху. В народе верили, что это приведет к порче луковиц.
В народе лук пользовался большим уважением как крайне полезное растение. Его использовали как лечебное и профилактическое средство при простудных заболеваниях, прикладывали его к нарывам. Девушки мыли волосы отваром луковой шелухи, отчего они становились сильными и блестящими. Если начинался падеж скота, луковицы нанизывали на нитку и вешали это «ожерелье» на шею коровам и лошадям.
Не зря о луке сложили множество поговорок: «Лук — добро в бою и во щах»; «Лук от семи недуг»; «Лук да баня все исправят». С детства всем известны и загадки в разных вариациях: «Сидит дед, в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает»; «Стоит поп на грядках, весь в заплатках, кто ни взглянет, всяк заплачет»; «Сидит Марфутка в четырех шубках, кто поцелует, тот сморщится».
По луку судили и о погоде на приближающуюся зиму. Обилие шелухи на луковицах предвещало сильные морозы.
Оценили 0 человек
0 кармы