"Пятьдесят лет назад на экраны советской страны вышел фильм, которому предстояло стать одним из любимейших, – «Берегись автомобиля». В нем малоприятный молодой человек в исполнении Андрея Миронова восклицает: «Почему я, человек с высшим образованием, должен таиться, приспосабливаться, выкручиваться? Почему я не могу жить свободно, открыто?»
[...]Спустя четверть века Советский Союз завершал свое существование в попытке ответить на вопрос Димы Семицветова, который в осовремененном виде звучал так: «почему я не могу свободно потреблять, если я хочу потреблять?». Свобода потреблять стала дозволенной бывшим советским гражданам свободой. Конституция, писанная апологетами свободного рынка, стала фетишем.
[...] Дима Семицветов получал «нетрудовые доходы» – и вопрос этот в новом государстве был решен очень просто: спектр допустимых доходов был радикально расширен. Теперь Дима мог наконец-то перестать таиться. С его точки зрения, одного этого преимущества было совершенно достаточно, чтобы развалить громадную страну, вывести войска из Восточной Европы, подписать Беловежские соглашения…"
***
Важная тема поднята Татьяной Шабаевой - как стремление к потреблению развалило большую страну. И Дима Семицветов как тип постсоветского человека, который ради свободного потребления пожертвовал империей. Но не просто пожертвовал, а предал свою родину. Предал кому? Другой империи, в которой наоборот потребительство и частная собственность является основой. Она называется демократией, цивилизацией - как угодно, но ее суть в экспансии собственничества, в победе сиюминутной выгоды над самопожертвованием, материи над духом.
При этом в статье чувствуется какая-то раздвоенность отношения к этому. С одной стороны, говорится, что в нормальном потреблении нет ничего страшного, и в самом позднем СССР большинство людей раздражало невозможность купить хорошую вещь без давки - важно только отделить трудовые доходы от нетрудовых. А с другой - Татьяна называет Путина чуть ли не гарантом потребления Димы Семицветова, что, по-моему, поверхностная колкость.
Нормальное потребление действительно должно быть доступно большинству - это одна из потребность человека как смертного и падкого на физиологические излишества существа. Однако принципиально важны степень потребления и его значимость в ценностной системе общества. Светлые идеалы, великие цели, духовное развитие должны быть выше жвачки, джинсов и "хочу потусить". И если наступает момент, когда надо выбирать между одним и другим, человек, общество, страна, государство должны жертвовать именно потреблением. Начиная с частного решения не купить лишнего ширпотреба ради важной книги и завершая готовностью выдерживать санкции международного жандарма ради сохранения суверенитета. И Россия сейчас как раз проходит испытание, совершая такой выбор.
Скажут, что в "империи добра" такой дилеммы не бывает: там и потребление колоссальное, и самая развитая держава с крупнейшей армией. Но в том-то и дело, что благодаря той самой армии и финансовому доминированию (монополизм доллара) эта держава выкачивает ресурсы из остального мира и тем самым способна обеспечить и сверхпотребление элиты, и комфортную жизнь миллионам граждан, и Голливуд, и Седьмой флот, и многое другое. Потребительский рай, дольче вита - самое главное их идеологическое оружие, которым удалось покорить большую часть человечества - на самом деле не доступны этому человечеству из-за несправедливого контроля над ресурсами. И никогда не будут доступны - это иллюзия, миф, ложь.
Современное российское руководство вроде бы не ставит сверхцелей и не призывает граждан к победе какого-то "изма" - и это создает ощущение тотальной победы мещанства. Однако сама жизнь, развитие ситуации в мире, агрессивное принуждение русских со стороны мирового жандарма вернуться в "стойло цивилизованных" создает для России тот самый выбор между чечевичной похлебкой и идеалами. Отсюда и истеричное возмущение "избранного меньшинства", которое вдруг потеряло идиллию с Западом, и консолидация большинства народа, в котором возвращение к такому выбору возродило то самое ощущение поиска правды и защиты родины.
Однако это сплочение необходимо все же поддерживать - как формулировкой тех самых сверхцелей (только без "измов", а более понятными словами), так и примером со стороны власти и элиты. Сам Верховный неоднократно демонстрировал приоритет национальных интересов, высмеивая попытки Запада найти его миллиарды. Любопытно, что и те русские, кто купился на потреблядство, тем не менее не получают от него полного удовлетворения и счастья. Те самые Димы Семицветовы, получив за 25 лет все возможности потреблять и не выкручиваться, пришли к глубочайшему чувству неудовлетворения. К ощущению отсутствия чего-то важного, внутренней пустоты. И в этом-то и есть наш шанс.
Единственный путь для русских на грешной земле - это строить и защищать тот кусочек ее (одну седьмую или одну пятую планеты), в котором при всех пороках современной цивилизации на первом должны быть праведность, справедливость и поиск истины. В нынешние времена это уже сверхцель похлеще рая на земле.
РМ
Предательство ради потребления. Как избежать судьбы позднего СССР
- pretty
- Вчера 12:18
- В топе
ДМИТРИЙ ЕВСТАФЬЕВСегодня довольно жесткий пост. Много обсуждалось, какова будет реакция наших союзников на удар «Орешником» по Днепру, не испугаются ли они, не ухудшит ли это наши отношения с Ки...
- Евгений Супер
- Вчера 17:15
- В топе
21 ноября 2024 года Россия применила новейшую баллистическую ракету «Орешник» в боевых условиях и поставила очень много новых вопросов, ответы на некоторые из которых дадим в сегодняшн...
-
- che
- 5 мая 2016 г. 18:07
это не трагедия Димы Семицветова..... это апофеоз американской экспансии, за стеклянные бусики Родину продать.... а Димы сейчас на айфончики ведуться... -
- OrkneyGrey
- 5 мая 2016 г. 18:13
Эти Димы мне сейчас угадываются в наших либероидных болотных, их суть ничем не исправишь, гнилье винит в своих проблемах всех, кроме себя. А нормальные люди, почуяв перспективы превратится в потребляющих самодовольных тупых животных, как на Западе, объединяются вокруг ВВП -
- Rodavion
- 5 мая 2016 г. 18:21
"в самом позднем СССР большинство людей раздражало невозможность купить хорошую вещь без давки" - в СССР часть людей НЕ стояла в очередях за ДЕФИЦИТОМ, ибо имела ДОСТУП к этому дефициту, более того, она наживалась на ТОЙ части народа, которая доступа к дефициту НЕ имела, продавая его ему "из под прилавка" втридорога. Это были ТОРГАШИ и ФАРЦОВЩИКИ (спекулянты) Далее, еще довольно БОЛЬШАЯ часть людей получала дефицит БЕЗ всяких очередей через закрытую от остального народа сеть распределения, причем изрядную долю в этом дефиците составляли ИМПОРТНЫЕ товары ВЫСШЕГО качество, вообще НЕ доступные остальной части народа, в том числе и торгашам. ЭТА часть называлась ПАРТХОЗноменклатура (ЭЛИТА КПСС) 2. очередей сейчас НЕТ, более того, продавец товара ИЩЕТ своего покупателя. И товары в продаже имеются на ЛЮБОЙ вкус и кошелек, как ДЕШЕВЫЕ, так и ДОРОГИЕ. И даже ПЕНСИОНЕРЫ в России не бедствуют, и пенсия у нас не такая маленькая ( в сравнении с быв. соцстранами) и разные льготы им есть. давка в очередях за ДЕФИЦИТОМ или покупка его втридорога у фарцы не есть признак ЗДОРОВОГО общество, а признак общества глубоко и давно БОЛЬНОГО. А Дима Семицветов и есть тот ТОРГАШ, который жил на НЕТРУДОВЫЕ доходы во времена СССР, наживаясь на продаже рядовым гражданам СССР ДЕФИЦИТА из под прилавка. И довольно НЕПЛОХО жил - и на "Волгу" таким способом заработал, и дачку НЕХИЛУЮ строил. А вот СЕЙЧАС, во времена капитализма ТАКИХ торгашей НЕТ, парадокс, не правда ли? -
- ZZ UFO
- 5 мая 2016 г. 18:29
Э-э, так во ради кого капитализьм построили. Ради Димы Семицветова, манагера по шмуткам (с высшим образованием!) -
- Дионисий
- 5 мая 2016 г. 18:43
Не понимаю, в чём проблема? Изуверы-большевики с самого начала ВРАЛИ про светлое будущее, изобилие, а в ближайшем будущем коммунизм (читай халява). Плюс смерть капитализма и т.д. А что видели люди? Пустые прилавки, дефицит и тотальный проигрыш по качеству западным товарам. Ну и чего? Естественно снесли эту систему, которая была на брехне построена.
Оценили 35 человек
36 кармы