Чего нельзя делать в творчестве - советы юриста
Андрей Макаров Дмитриевич юрист
Творческие и креативные индустрии очень разнообразны. На этих сферах держится шоу-бизнес, организации культуры, развлечений и даже ИТ сектор. Я полностью поддерживаю мнение о том, что творческие специалисты должны заниматься творчеством, а не бюрократией. Для бюрократии есть мы – юристы. Однако есть основные правила, о которых все же стоит помнить всем.
https://zakon.ru/blog/2024/03/...
В этой статье рассмотрим 5 основных юридических «НЕЛЬЗЯ», касающихся деятельности в области творчества:
1. Нельзя заключать договоры на словах
Если вы о чем-то с кем-то договариваетесь и, как следствие, возникают взаимные обязанности и/или права, то это нужно фиксировать на бумаге. Даже если вы очень доверяете друг другу.
Письменный договор – это верный помощник и ваша «дорожная карта». В договоре стороны могут зафиксировать все нюансы своих договоренностей и отношений. Существует мнение, что если мы подписываем договор, то потенциально уже готовимся к суду. Но даже если все будет хорошо и договор не придется нести в суд, он все равно поможет сторонам в процессе работы ориентироваться в сделке. А в случае спора станет хорошим доказательством в суде. Я иногда слышу отговорки, что «мне неловко» или «стыдно» требовать заключения договора. Все это ерунда. Заключать договор – не стыдно! Точно так же, как не стыдно переходить дорогу на зеленый сигнал светофора.
В творческой сфере многие отношения завязаны на процессы распоряжения авторскими правами. Заключая такие договоры, стороны должны понимать, что для них установлена простая письменная форма. Устная форма таких договоров не допускается.
Простая письменная форма не требует заверения у нотариуса, а значит сторонам подписать такой договор достаточно просто. Скажу больше: соблюсти простую письменную форму можно даже при заключении договора через интернет, если правильно сформулировать соответствующие условия.
Все устные договоренности (даже если они зафиксированы в переписке) не будут иметь юридической силы. Хоть в юридической практике и бывали случаи, когда переписка (электронная) обладала признаками договора, но все равно признать не оформленные договоренности юридически значимыми очень и очень сложно.
Любые отношения должны начинаться с подписания письменного договора. Заключать договор надо до начала правоотношений.
2. Нельзя подписывать, не глядя
Это правило касается не только креативных индустрий, но и любых других областей нашей жизни. Но в сфере шоу-бизнеса и творчества ситуация «подмахнул, не глядя» случается очень часто. Особенно это касается молодых музыкальных артистов, стремящихся как можно быстрее выпустить свои треки и готовых ради этого на все.
За свою практику мне как минимум 4 раза приходилось разгребать последствия таких вот подписанных не глядя сделок. Вычитывать контракты перед подписанием надо очень внимательно. Если что-то не ясно – привлекать юриста. Иначе очень высока вероятность того, что в какой-то момент стороны такого контракта отправятся для выяснения отношений в суд. И такие случаи не редки.
В договорах могут скрываться разные «подводные камни», оставленные в тексте или по невнимательности, или специально.
Например, в договоре авторского заказа может возникнуть неразбериха с правами на конечный результат.
А договор с издательством может лишить автора вообще всех прав на произведение, что является крайне нежелательным и о чем наше следующее «нельзя».
3. Нельзя отдавать права
Тут я, конечно, немного слукавил. Права отдавать можно, но только если на это есть причины и, если такая сделка целесообразна. Закон содержит все необходимые нормы для правильного оформления отчуждения исключительного права. Однако многие лишаются исключительного права на свои результаты интеллектуальной деятельности не по собственному взвешенному решению, а по невнимательности и по незнанию.
Стоит понимать, что отчуждение исключительного права осуществляется один раз и навсегда.
Если контракт содержит условие о переходе исключительного права автора на результаты интеллектуальной деятельности к другому лицу, то автор, почти наверняка, уже не сможет в будущем заработать на этих результатах. И вообще никак не сможет их использовать. Правообладатель сменится.
Если договор готовится не профессиональным юристом или юристом, специализирующимся в других областях права, то велика вероятность путаницы понятий и условий в таком договоре. Бывает так, что договор вроде бы лицензионный, но содержит условия, свойственные договорам об отчуждении исключительного права. И наоборот: в договорах об отчуждении иногда появляются условия лицензионных договоров. По таким контрактам невозможно определить, о чем все-таки договаривались стороны. Суды такие договоры признают незаключенными, что влечет за собой целый ворох проблем.
Если есть сомнения по поводу того, за кем остаются интеллектуальные права и в каком объеме, обратитесь к юристу. Проверьте предварительно проект договора: лицензионный договор должен содержать условия, обязательные по закону, а договор об отчуждении исключительного права не должен содержать условий, присущих лицензиям.
4. Нельзя брать без разрешения чужие объекты
Казалось бы, простое правило, но им часто пренебрегают. По умолчанию любые результаты интеллектуальной деятельности подлежат охране. Их использование без разрешения правообладателя не допускается. Есть исключения, они подробно описаны в законе, но не всегда можно ими воспользоваться.
Разрешение на использование оформляется лицензионным договором. Это единственный правильный путь. Лицензионный договор может быть безвозмездным. А вот разные расписки, разрешения, согласия и т.п. не подойдут.
Не стоит думать, что если объект размещен в открытом доступе, то его использование разрешается. Отсутствие запрета не считается разрешением. Также не стоит заблуждаться относительно открытых лицензий: распространение объекта по открытой лицензии не означает разрешение на его бесплатное и любое использование; условия открытых лицензий могут быть различным и могут предусматривать и оплату, и пределы использования.
Будьте внимательны: ответственность за нарушение авторских прав предусмотрена гражданско-правовая, административная и даже уголовная. Лучше не рисковать.
5. Нельзя забывать о налогах
Если автор зарабатывает на своем творчестве, то он должен платить налоги. Если кто-то другой зарабатывает на творчестве других лиц, то он тоже должен платить налоги.
Сегодня существует несколько налоговых режимов, из которых можно выбрать тот, который подходит именно вам. Вопросом налогообложения следует озаботиться с самого начала своей деятельности, чтобы исключить риски. При необходимости можно сразу привлечь бухгалтера, но с некоторыми режимами можно разобраться и самостоятельно.
Налоги можно платить как физическое лицо, как самозанятый, как индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. У каждого из этих режимов есть свои преимущества и свои недостатки. Например, предприниматели и юридические лица должны вести бухгалтерию, сдавать отчетность, но и лимит доходов для них не установлен. А самозанятые не обязаны вести никакую отчетность, могут обходится без бухгалтера, но для них имеется лимит ежегодного дохода, при превышении которого они лишаются статуса. Подробно о различных режимах налогообложения для представителей творческих профессий можно прочитать в специальном материале.
Итог:
Как я упоминал в начале статьи: творец должен творить. Но творчество не должно нести риск. Тогда творец будет доволен и сыт ;)
Достаточно просто помнить о перечисленных выше несложных правилах, а для решения конкретных задач, вытекающих из этих норм, можно уже привлекать узкоспециализированных юристов и бухгалтеров, которые, не отвлекая вас от творческого процесса, решат бюрократические проблемы.
© Андрей Макаров 2024г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.
ключевые слова: авторское право, Интеллектуальная собственность, интеллектуальная собственность, творчество, шоубизнес
Отрасль права: Гражданское право07.03.2024 — 10:05
Оценил 1 человек
3 кармы