«АФГАНСКИЕ СКАЗКИ» ГВАРДИИ МЛАДШЕГО СЕРЖАНТА СОВЕТСКОЙ АРМИИ КИРИЧЕНКО (1979 – 2024) - 13.

0 129

21. «В ЧУЖОМ ПИРУ ПОХМЕЛЬЕ»?

А поутру они проснулись. Болела голова. А как иначе? Ведь вчера была «свадьба».

Но не у всех болела голова. Были счастливцы, у кого голова не болела. У тех, кто заснул вечным сном, голова уже не болит.

В чужом ли пиру было это похмелье, или в своем? Ведь свадьба, даже если она «своя», не бывает без приглашенных соседей. А свадебный ритуал не бывает без скандала. Куда от него денешься, если вместе собирается множество близких и не очень близких людей, которые много выпивают, много говорят, многого желают… из самых лучших побуждений. Но по-пьяни можно от чистого сердца такого пожелать, что кое-кто и обидеться может. А где обида, там и драка. Какая же это свадьба без драки? Хорошая свадьба – это всегда хорошая драка. Так, по крайней мере, на Святой Руси.

Вот и случилась – совершенно закономерно – знатная драка на свадьбе призрака советского марксизма с зыбкой тенью афганской народной демократии. Случилась сравнительно давно – лет 35 назад, но похмелье ее участники испытывают до сих пор. Разговоры некоторых участников той злополучной «свадьбы», пребывающих под обаянием «похмельного синдрома», подслушал один хороший человек – Георгий Зотов – и поделился услышанным с нами:

(https://aif.ru/politics/world/shuravi_prostite_ya_durak_i_ubiyca_35_let_nazad_my_ushli_iz_afganistana)

Спасибо ему за это.

Но полезно понимать, что он доносит до нас мнения далеко не всех участников свадебного балагана. Перед нами мнения главным образом тех, кто тогда играл роль «обидчиков». Но есть еще и другие – «обиженные». Что делается сегодня в их похмельных головах? Этого мы, к сожалению, не знаем. А это очень полезно знать, особенно с учетом того, что такие «свадьбы» еще состоятся и не раз. Ведь люди часто наступают на грабли. Это их любимый спорт.

Потому что глупость человеческая бесконечна, как сама жизнь. Ибо глупость – лишь одна из сторон нашей жизни, наряду с умностью. Не зря в сборнике не то хасидов, не то хадисов имама ал-Бухари ибн Губермана сказано:

«Слишком умных жизнь сама чешет с двух боков

Горе им и от ума, и от мудаков»

Георгий Зотов: «...Большинство семей афганской интеллигенции, бизнесменов и работников аппарата Наджибуллы покинули республику в 1992 году, … опасаясь расправ, и … кровавых междоусобиц между моджахедами. Те, кто не смог выбраться — уже не жили, а выживали в хижинах, впроголодь и в нищете».

«… ни одна (!) из моих собеседниц не назвала своё полное имя. Все … боятся последствий — и даже не беседы с иностранным журналистом, а просто свободного разговора с мужчиной. В данных вариантах интервью я был приглашён домой, меня встречали и провожали их мужья — чтобы жён не заметили в общении с посторонним. Конечно, не у всех однозначное мнение о пребывании в 1979-1989 гг. войск СССР в Афганистане. Но эти афганские женщины знают, что они потеряли. И что им, похоже, уже не вернуть».

Вот как сегодня – через три десятка лет с лишним – оценивают события советской интервенции в Афганистан некоторые пережившие ее афганцы (по словам Георгия Зотова).

Асадулла (78 лет) когда-то учившийся в Воронеже:

«Русские построили здесь столько всего, что это до сих пор помогает народу! И эту память разрушить уже невозможно».

Исмаил Мохаммади (20 лет, студент кабульского политехнического университета). «Политех» работал и при шахе, и при Наджибулле, и при американцах, и при талибах, возведенный в 1963 году советскими специалистами в подарок афганскому народу:

«Здание … постарело, но в Кабуле за полсотни лет было уже несколько землетрясений, а университет устоял. Общежитие у нас тесное, маленькое, на головах друг у друга живём. Когда “политех” построили, никто не рассчитывал на такое количество желающих получить высшее образование. Это памятник для шурави. Американцы двадцать лет вели свою пропаганду — что вы оккупанты, палачи, убийцы афганского народа. Но я отлично знаю — и я, и мои друзья учатся здесь именно благодаря русским».

Сарвар Файази (афганский бизнесмен) про километровый «Мост Дружбы», построенный в 1982 году от Термеза (Узбекистан) до Хайратона (Афганистан). Строители из СССР строили его два года, одновременно с трубопроводами для транспортировки нефтепродуктов. По этому мосту ушёл из Афганистана последний советский солдат. И по нему же спаслись афганские чиновники в августе 2021 года, когда Мазари-Шариф заняли талибы:

«Этот мост … кормит …всю провинцию Балх. Только из-за его наличия у тысяч людей есть работа и возможность накормить свои семьи и в буквальном смысле не умереть с голоду. Сюда идут продукты, процветает торговля, все при деле — и владельцы закусочных, и хозяева “обменников”, и таксисты, и грузчики, и охранники».

Акбархан – таксист:

«Мы молимся на русских за этот мост. Тут никто не забыл доброту и щедрость шурави».

Аманулла: «Ввод войск в 1979 году был серьёзной ошибкой. А вывод в 1989-м — вообще преступлением. Очень жалко, что Горбачёва не судили». … через 35 лет после ухода «ограниченного контингента» армии СССР из Афганистана в стране становится всё больше сторонников этой точки зрения.

Рашид Хусни из Герата (в 80-е годы XX века воевал в рядах «моджахедов):

«Я думал, мы построим правильное государство, будем жить, как честные богобоязненные мусульмане. А что получилось? Полевые командиры вцепились друг в друга, словно шакалы. На каждом шагу продавались наркотики, вчерашние герои „джихада против русских“ содержали гаремы из мальчиков, без взятки нельзя было решить ни один вопрос…. Началась грызня, целые города снесли ракетами. У меня просто глаза открылись. Какой же я дурак, да ещё и убийца! „Шурави“ строили, учили, слали сюда врачей, а мы на них нападали, стреляли в спину, даже раненым… мне … сейчас очень стыдно».

Гульбахар Нуруддин из Кундуза (56 лет) во время пребывания в Афганистане советского контингента была настроена однозначно, но…:

«Русские должны уйти из страны». Пару раз за «антиправитель-ственные разговоры» её даже арестовывал «царандой», но затем выпускал из тюрьмы. «Я была возмущена. Мне не хотелось, чтобы в Афганистане находились иностранные солдаты. Но вскоре после победы моджахедов, которой я так искренне радовалась, мои родители пошли на базар и погибли в перестрелке между двумя фракциями боевиков. Вскоре я поняла, что при „шурави“ женщинам жилось намного лучше.

… 35 лет назад девушки в Кабуле гуляли в свободных платьях с голыми плечами, без хиджабов, с распущенными волосами… Имели право бесплатно учиться в университетах, работать врачами, журналистами, дикторами на ТВ. Русские только поощряли такое поведение! Сами же моджахеды, кричавшие, что они воюют за свободу Афганистана, желая избавить нас от советского владычества и власти „неверных“, превратили афганских женщин в животных. Заперли их дома, запретили и шаг делать без мужа, за малейшее ослушание — убивали. Да-да, это всё было ещё до „Талибана“*. Спустя 35 лет после выхода русских я смотрю на ситуацию иначе. Надо ли им было уходить или следовало завершить постройку социализма в Афганистане? И кто наш худший враг, не мы ли сами? Ох, я уже не знаю».

Фарид (25 лет):

«Вся инфраструктура Афганистана, которой пользуются десятки миллионов людей, построена руками „шурави“ и при власти „шурави“. Только идиоты называют её „оккупацией“! Больницы, университеты, дороги, хранилища зерна, электростанции, аэропорты. Что это за оккупанты такие, потратившие на нас десятки миллиардов долларов в ущерб себе?»

Мохаммад (19 лет) вспоминает рассказы про «шурави» своего деда:

«Он выступал против ввода советских войск в Афганистан. Но… со временем осознал — надо обижаться на афганских коммунистов, а не на русских. Как раз „шурави“ хотели нам только добра. Они понимали афганцев, как никто другой. Заботились о нас. Кому из обычных людей американцы дали квартиру? А русские строили целые кварталы и бесплатно раздавали народу жильё. Они относились к нам как братья. Но дошло это только сейчас: после того, как мы увидели настоящую оккупацию от американцев».

Множество афганцев поумнели, сравнивая СССР и США.

Халид Мохаммед, учившийся в Ленинграде, про тоннель на перевале Саланг:

«Русские построили, он до сих пор стоит! А что мы от США видели? Одну больницу в Кундузе сляпали и тут же „по ошибке“ сами её разбомбили. Русские в Афганистане были 10 лет, американцы — 20. Так почему тогда мы сейчас едем по шоссе, проложенному русскими? Вас тут уже 35 лет как нет! Американцы с их замечательной демократией смогли лишь красть здесь свои же деньги из бюджета совместно с нашими моджахедами. Они не сделали вообще НИЧЕГО: как стояла страна до их прихода, раздолбанная в труху, так до сих пор и стоит. Каждый расскажет вам, как советские солдаты ходили к нам в гости, как мы с ними общались, пели песни — да и выпивали, конечно же. Американцы держали нас на дистанции. Она нас боялись, ненавидели. Какая демократия? Было ощущение, что они на сафари сюда приехали и смотрят на афганцев, как на зверей, через прорезь прицела. У „шурави“ восточная ментальность, характер, стиль. Они-то как раз хорошо относились к афганцам».

Зубайда (60 лет, в 1986-м, ей было 22 года, редактор телевидения Кабула):

«Сейчас кажется, что у нас был европейский офис. Ни одна женщина не ходила в хиджабе — все с распущенными волосами. Разрешено было курить в кабинетах, и девушки делали это совершенно открыто. Помню, как моя подруга отмечала день рождения, и мы пили «Советское шампанское». Женщины! Алкоголь! Сегодня такое покажется неслыханным преступлением. Летом я носила в Кабуле лёгкое платье до колена, кто из нынешнего поколения это себе представит? Мы обожали советские мультфильмы, особенно «Ну, погоди!».

«Никакой надежды на улучшение положения женщин в Афганистане у меня нет. Талибы запретили девушкам учиться в институтах, идти на должности врачей и инженеров, салоны красоты — и те позакрывали, и парикмахершами работать нельзя, и маникюр делать. Я уже пожилой человек, но я хочу, чтобы и мои дочери, и внучки уехали из Афганистана. Средневековье тут продолжается уже больше тридцати лет, и многие молодые афганки больше не верят, что было по-другому. Все эти годы после 15 февраля 1989 года, когда последний русский солдат ушёл за реку, нам внушали — вот, шурави были завоевателями, врагами, оккупантами. Но смешно, что сами воевавшие против вас моджахеды не отрицают: да, при Кармале и Наджибулле у афганской женщины были все права, это самый лучший период нашего существования. И мне больно ощущать, что такое, похоже, больше не повторится. Моджахеды, совершавшие „джихад“ против русских, на деле воевали, чтобы их дочери сидели в подвалах, не знали грамоту, носили мешки и служили машинами для рождения детей. Я знаю, это резкое мнение — но именно так я и думаю».

С 1996 по 2001 год «Талибан» закрыл телевидение и Зубайда с мужем – профессиональные журналисты, уехали в кишлак и жили со своего огорода: «Лучшее время для жизни женщин в Афганистане … во время присутствия „шурави“».

Наджия (работала учительницей):

«Говорят, это была победа над тиранией, коммунизмом. Но на деле … цивилизованную жизнь уничтожило средневековье. Унижение женщин в Афганистане началось до „Талибана“, сразу после захвата Кабула силами религиозных фанатиков, которых 14 лет поддерживали, финансировали и кормили США.

Боевики отрядов полевого командира Гульбеддина Хекматияра расстреливали женщин прямо на улице — за отсутствие паранджи, за распущенные волосы. Мою знакомую, владелицу книжного магазина, убили на рабочем месте, сказав — „Баба не должна продавать Коран“. Многие женщины лишились работы — и учителя, и врачи, даже уборщицы в парламенте. Все сидели по домам, и тряслись. Вскоре моджахеды поняли — им нужны грамотные чиновники, и вернули на место сотрудников аппарата прежнего режима. Но женщин это не касалось. Я впервые в своей жизни надела паранджу. Знаете, попросту чудовищное ощущение».

…. в 2001 году Кабул захватили американцы, и ситуация для женщин немного улучшилась: но далеко не для всех. «Я вернулась к преподаванию в школе», где «установили цензуру — нельзя … говорить …, что при шурави женщинам жилось отлично, и в принципе что-то хорошее о русских: иначе я могла потерять работу. … Стало ли свободнее? Да, девушки снова смогли учиться, работать на разных должностях — включая полицию и министерства. … Американцы лишь частично вернули нам то, что полностью отняли их приспешники. Да и в полиции и администрации служили родственницы политиков, и их выставляли как „успешное доказательство“ якобы имеющих место „демократических реформ“ в Афганистане. Отъехать на десять километров от Кабула — и всё оставалось по-прежнему. Уже нигде женщина не могла выйти на улицу без хиджаба, и нигде ей нельзя было носить европейское платье. Иногда вечерами я смотрю на чёрно-белые фото того времени, и плачу. Какие счастливые лица у афганок, сколько там веселья и счастья. Шурави покинули Афганистан, и у нас это отняли — похоже, что навсегда».

Гульназ (жительница Герата, в 1989 г ей было 14 лет) рассказывает, как дарила цветы уходящим советским солдатам:

«… казалось, что это несерьёзно. Шурави уйдут, но недалеко, и всегда будут с нами, Советский Союз же рядом. Зато мои родители были настроены сурово и мрачно. Отец начал копить доллары, чтобы мы смогли уехать. Но едва моджахеды Исмаил-хана захватили Герат, наш дом ограбили, забрав все накопления. Тогда был полнейший беспредел, каждый полевой командир был королём на своей улице, никаких законов не существовало. Отец от горя слёг и умер, и мы быстро осознали, что такое новая власть.

Женщинам стало почти невозможно найти работу, а у меня было четыре сестры, ни единого мальчика в семье! Сёстры и мать пошли просить милостыню на улице, мне же повезло — я нанялась за $20 в месяц в услужение к богатой вдове, и полностью продалась ей за эти деньги. Я убирала весь дом, готовила еду, и спала на полу. Стыдно это произносить, но если бы потребовалось продать моё тело, я бы сделала это без всяких сомнений. Я помню те годы в одном ключе: что мне всегда постоянно ужасно хотелось есть. При „Талибане“ в конце девяностых стало ещё хуже. Мою сестру избили палками за то, что у неё из-под хиджаба свесилась прядь волос. Страшно было выйти из дома наружу, ты обязательно попадёшь на какое-то нарушение, и подвергнешься наказанию. Все, кто ругал русских, уяснили — при власти шурави тут рай был вообще».

Здесь и без комментариев все предельно ясно. Как говорит пословица: «На вкусы нет закона. Кто-то любит попа, кто-то – попадью, кто-то – попову дочку, а особые романтики мечтают о поповой кобыле». И что тут сделаешь – с неуемной природой человеческой?

Георгий Зотов:

«По туннелям перевала Саланг я проезжал неоднократно — следуя из Кундуза в Кабул. И всякий раз мои попутчики наперебой кричали мне: «Посмотри, брат, это шурави построили! Сколько лет прошло, а он стоит!» Тоннели, сделанные московскими метростроевцами, протянулись на 3,5 км, а защищающие от снежных лавин и селя железобетонные галереи — на 11 км. Они также оборудованы электричеством и вентиляцией (каковые, правда, по причине погоды периодически перестают работать). Автомобильная дорога, проложенная шурави до Кабула, является главной жизненной артерией, основной магистралью Афганистана — конкретно по ней идёт основной импорт продуктов из-за границы, позволяющий стране выжить в зимние месяцы. Кое-где дорога уже сильно раздолбана — у меня путь из Кундуза в Кабул занял 9 часов: а это всего 337 километров. «Вот заметь, уйму времени назад шурави шоссе проложили, и по-прежнему оно действует, — отмечает мой собеседник Маджид Тахири, в 1984-1990 гг. учившийся на врача в Ленинграде. — И глянь на дела американцев, ни одной дороги вообще нормальной не найдёшь. Деньги либо разворовывались, либо на них строили шоссе такого убогого качества, что оно вскоре разваливалось. Американская дорога из Кандагара в Кабул проработала шесть месяцев, и теперь там целые участки “отслоились”, асфальт сошёл!»

«Сейчас в Афганистане с электричеством дела получше, а ещё недавно и в Кабуле свет включали лишь на 10 часов в сутки. Но даже столь ничтожного графика энергии не было бы в принципе, если бы не электростанция Наглу в 40 км от афганской столицы: построенная на деньги СССР и руками советских специалистов — тоже в подарок афганцам. Мне прямо-таки становится интересно: а мы кого-то за что-то вообще просили платить? Свет в афганские города подавался через ЛЭП советского производства — и они стоят на месте, пережив жестокие бои и чехарду разношёрстных правительств в Кабуле. Советские геологи в семидесятые годы XX века разведали в Афганистане огромные запасы нефти и газа, и сейчас чиновники «Талибана» заключили контракт с КНР на разработку этих месторождений. Куда ни шагни, по всему Афганистану, в любой небольшой далёкой провинции, мне … демонстрировали множество объектов и кричали: «Русский, смотри! Шурави сделали!» Это и Джелалабадский ирригационный комплекс, спасший от голода афганских крестьян во время засухи. И домостроительный комбинат в Кабуле. И профучилища, где готовили сварщиков, водителей и инженеров. И тысячи … школ и детских садов. И авторемонтный комбинат. И хлебозаводы в Кабуле и Мазари-Шарифе. Что-то очень сильно пострадало, но большинство работает и приносит пользу стране. Без этого Афганистану, вне сомнений, пришлось бы очень плохо».

«…В Афганистане мне часто приходилось слышать, как американская администрация оплатит косметический ремонт в построенной СССР школе и вешает на ней табличку: «Сделано на деньги США». Старались также отправить на переплавку старую советскую военную технику, заменить её американской, но не смогли: наша лучше работает в афганском климате. Советскую помощь Афганистану за последние 35 лет усиленно пытались убрать из памяти афганцев: и командиры моджахедов, и США. Но оказалось, её уже не стереть и не переплавить»

Справедливости ради следует заметить, что ментальный стереотип «наступать на грабли» присущ всем русским - и украинским, и российским, и белорусским. Этот ментальный вирус замечен далеко за пределами Русского Мира. Это говорит о том, что лечиться нужно всем.

(Продолжение следует)

Пол Крэг Робертс: Цель — усилить давление на Россию

Центр геополитических прогнозов GEOFOR обратился к Полу Крэгу Робертсу, председателю Института политической экономии (США), доктору экономических наук и заместителю министра финансов в администрации Р...

В Киеве тушили сигареты о глаза икон снесенного храма

Владимиро-Ольгинский храм Десятинного мужского монастыря, возрожденный канонической Украинской православной церковью (УПЦ) на месте первого на Руси каменного храма, был уничтожен киевск...

Они там есть: Свой среди чужих

Один Человек с ТОЙ стороны ЛБС недавно написал: «Я боюсь сдохнуть среди чужих, за чужих, и врагом для своих. Мысли о такой смерти приводят меня в ужас» — это, наверное, именно те слова,...