Храм Исаакiя Далматскаго. Результат расследования.

69 7447

"Платон мне друг, Сократ мне друг, но истину следует предпочесть"

Лютер.

Благодарности. Тем, кто толкнул меня на это расследование. По порядку.

Пытливые исследователи Истории.

Лев Худой. Противоречия и абсурд официальной версии строительства Петербурга.

Взор. Цикл статей по истории.

Rare Man. Любопытная версия - Obexion.

Sage. Без комментариев.

Тем, кто меня поддерживал в поиске.

sunrise, DmStanislav, Fenol, Grand, KAMAS, kastrov, Krolevsky, olinth, paulus, SRK33, undertaker, Александр Западный, Алексей Ухаров, Взор, ВиолеТТа, Владимир Корнеев, Евгений Грек, Евгений Медников, Ник Карас, Рамзан Саматов, Снимаю-Порчу, Черубина

Рамзан Саматов, DmStanislav, Fenol, KAMAS, m1n3r, Oldhunter, paulus, QarzUSSR, Алексей Викторович, Евгений Медников, Илья Алексейчик, ОсновнойС, Снимаю-Порчу

Sage, Dan-Nah, DarkWorld, DmStanislav, Donna-Roza, KAMAS, Krolevsky, m1n3r, Makks, MeskalitoChips, Nikkuro, Oldhunter, olinth, paulus, vovbel(Владимир Белов)Мск, Александр Александров, Взор, Кяфир , Нина_М, Рамзан Саматов, Черубина

Взор, Fenol, KAMAS, Krolevsky, Анатолий К, Кяфир , Черубина, Черубина

Да, да, я вижу повторы, оставлю, как есть. :)

Не стану ссылаться на предыдущие статьи, тем, кто заинтересуется историей расследования, будет не сложно их найти.

Предисловие. Вопрос веры.

В любых спорах, особенно публичных, спорящие стремятся добиться моральной поддержки у наблюдающих. Используя те или иные аргументы в качестве фактов, они стараются сделать так, чтобы их ФАКТЫ выглядели убедительнее, чем "фактики" оппонента.

Разумно. У публики же, есть выбор - верить фактам или нет. Им решать, факт ли им вообще предъявили, или сову на глобусе.

Решение, относительно слабого факта, зависит от меры ответственности, за это решение. В ситуации, когда это тебе ничего не стоит, можно пренебречь недостаточной убедительностью факта, и принять его из солидарности. Однако, если бы потребовалось делать ставку на большие деньги, то недостаточная убедительность факта, не смотря на солидарность, заставила бы этих людей хорошенько подумать, а насколько данный факт убедителен.

Уверен, при возрастании риска материального или физического ущерба, тщательность и объективность оценки, резко возрастают.

А пока, мы имеем, что имеем - безответственную солидарность. Своим - полная поддержка без критичности, чужим - отрицание без объективности.

                                         Расследование.

Я прочёл множество статей и форумов по этой теме. Аргументов, с обеих сторон - куча. До сегодняшнего дня, у меня оставалось два, не решённых вопроса:

1. Почему на старинных картинах и картах, храм изображён там, где сейчас стоит памятник Петру Первому?

Далее, второй Собор.

План, целиком, у меня есть. Невменяемого размера.

Все картинки, можно открывать в новой в кладке или просто, Открыть картинку, и будет в максимальном размере.

Алексей Зубов. 1716. Гравюра.



Христофор Марселиус. "Адмиралтейство" 1725. Колокольня ещё не достроена.

Рисунок исполнен Марселиусом в двух вариантах, отличающихся друг от друга лишь в мелких деталях. Но эти детали весьма любопытны; на одном варианте Кунсткамера и Исаакиевская церковь (в то время строившиеся) изображены в лесах, на другом — без лесов.

В соответствии с представлениями эпохи на городских видах не изображались недостроенные или разрушенные здания — художники “реконструировали” их по чертежам.

http://magazines.russ.ru/neva/...

Так поступали, в частности, Зубов и Махаев. Изображение Марселиусом лесов и незавершенного строительства (в обоих вариантах Кунсткамера без башни) говорит о присущей художнику

трезвой реалистичности, нехарактерной для искусства эпохи барокко.

Нарисовав сооружения так, как они есть, он, очевидно, затем исполнил второй вариант (без лесов), предназначавшийся для гравирования.

По поводу фантазёрства художников, я написал отдельную статью.

Вроде бы Махаев...


Эллигер младший. 1729. Пункт 1. Церковь Исаакiя Далматскаго.


Михаил Махаев. 1753. Храм ещё стоит на берегу.

Тоже Махаев, с другого ракурса.

Далее - третий собор.

Джон Аткинсон. 1802. Уже на новом месте.

Анжело Тозелли — Панорама Петербурга 1820 года. третий лист.

Патерсен-Бенжамен-Вид-Петербурга-в-день-празднования-100-летия-города

1800 г., Исаакиевская площадь, тот же автор.


Торжественное возвращение С.-Петербургского Ополчения на Исаакиевскую площадь, где было воздано Богу благодарственное моление. Июня 12-го дня 1814 года. Раскрашенная гравюра И. А. Иванова. 1816 г.

     

Ответ на первый вопрос:




https://books.google.ru/books?...


2. Вопрос: знал ли кто-нибудь, что с фасада Конногвардейского манежа, будут убраны скульптуры "Братьев Диоскуров", стоявшие там с 1817-го года?


А, как мы знаем:

В соответствии с представлениями эпохи на городских видах не изображались недостроенные или разрушенные здания — художники “реконструировали” их по чертежам.

Вот они все и рисовали Диоскуров, и "законченный" собор, рядышком. Чего ну никак, в реальности, не могло быть.

Собор открыли в 1858, а в 1855-м, предположительно, Диоскуры ещё были на месте. Есть разночтения в датах удаления скульптур, но одно известно точно - к моменту освящения Собора, их уже  не было.

Шарлемань. 1855. Стоят, голубчики.

И вот их нет.

Фото, предположительно 1873 г. Понятно, откуда.

И поэтому, все "веские факты", которые будут выложены ниже, не более чем фантазии художников, извините.


Монферран. Он не знал, что Диоскуров уберут. Нарисовал.


Андре Дюран. Исаакиевский собор и дворец Сената. Вид с Невы. 1839 г.

Диоскуры на месте.

Вид Исаакиевской площади от Сената 1820_е годы. Диоскуры стоят.

Другой вариант.

Подпись. St. Isaacs Bridge & Church. Winter Palact, Admiralty & c.Petersburg. Если открыть в полном размере - видно Диоскуров.

АЛЕКСАНДРОВ ПАВЕЛ АЛЕКСЕЕВИЧ

1798 - после 1832

ИСААКИЕВСКИЙ МОСТ И НОВЫЙ СОБОР

1826

Лист №16 из альбома «Новая коллекция сорока двух видов Санкт-Петербурга и окрестностей онаго срисованных с натуры разными художниками с планом города разделенным на четвероугольники для удобного оных означения. К употреблению иностранцев» (СПб., 1826)

Литография. 352х476 мм.

Под изображением: Pont d`Isaac et nouvelle Eglise.; ниже пером коричневым тоном: Исакiевской мостъ и новый Соборъ.

Происхождение: собрание Н.К. Величко (Москва); в ГМИИ с 1986

Инв. ГР-126997

Справочники: Тевяшов Е.Н. Описание нескольких гравюр и литографий. СПб, 1903, с. 12.

Изображены Исаакиевский наплавной мост (1733), Исаакиевский собор (1818 - 1858, арх. О. Монферран), памятник Петру I на Сенатской площади ("Медный всадник", 1768 - 1770, скульп. Э.-М. Фальконе, М.-А. Калло). Слева от собора Адмиралтейство (1806 - 1823, арх. А.Д. Захаров) и дворец А.Я. Лобанова-Ростовского (1817 - 1820, арх. О. Монферран).

Справа - часть здания Сената на Английской набережной (1780-е, арх. И.Е. Старов, перестроено в 1829 - 1834 про проекту К.И. Росси).

К моменту создания рисунка окончательный проект Исаакиевского собора еще не был утвержден, а работы были на стадии фундамента. Художник, "снимавший вид", вертоятнее всего ориентировался на альбом офортов О. Монферрана "Eglise de St. Isaac..." (СПб., 1820) с изображением планов и фасадов будущего собора. В литографии мы видим первоначальный проект 1818 года с двумя колонными портиками с южной и северной сторон, в 1825 замененный проектом с четыремя портиками.

По моему, это конец всей истории. :)

У Е.Н. Тевяшова (см. справочники) описан экземпляр литографии из того же альбома А.И. Плюшара с монограмой "П.А.". Под разными названиями ("Новый мост и проектируемый Исаакиевский собор", "Новый мост и воссоздаваемый Исаакиевский собор", "Новый судовой мост к Васильевскому острову") литография была опубликована в альбомах Плюшара 1824, 1825 и 1827 годов.

Монферран.

Рисунок огромный. Если скачать, и открыть, одного Диоскура видно.

Ответ на второй вопрос: Никто не знал, что их уберут...

Брюлловы.


БРЮЛЛОВ КАРЛ ПАВЛОВИЧ 1799-1859.

Большие работы религиозной живописи в Исаакиевском соборе, порученные Б. в 1842, а именно — плафон, двенадцать фигур апостолов в подкупольной башне и еще четыре картины, были сочинены и нарисованы Б. в виде картонов, но по причине его болезни были написаны Басиным. Только живопись плафона была начата Б.; эта огромная картина в 1600 кв. аршин (около 800 кв. м), тоже оконченная Басиным, изображает молящуюся Богоматерь, окруженную св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Богословом и сонмом святых, соименных членам Императорской фамилии.

БРЮЛЛОВ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ 1798-1877. Архитектор. (Здание бывшего штаба Гвардейского корпуса на Дворцовой площади в Петербурге, Пулковской обсерватории).

Неизвестно, при каких обстоятельствах А.П. Брюллов впервые обратился к искусству литографии. Сохранились сведения о том, что он помогал отцу выполнять большие заказы, среди которых можно упомянуть «Атлас путешествий вокруг света в 1803–1806 гг. И.Ф. Крузенштерна», изданный в 1813 году и альбом «Краткое сведение о вновь построенном при имп. Академии художеств здании для помещения бани, прачечной и зоографического класса в пользу ея питомцев» 1820 года выпуска. Помимо этого за время профессиональной практики при строительстве Исаакиевского собора Брюллов мог наблюдать за подготовкой к изданию гравированного альбома, посвященного строительству храма, составление которого осуществлялось под надзором самого О. Монферрана.

Как интересно... Александр Брюллов, проходил практику под надзором Монферрана при строительстве Исаакиевского собора. Его брат, тоже был не последним человеком в этом мероприятии, и что же?

Вот этой картиной, нам пытаются доказать, что вот в таком виде, собор стоял.

А главное - подписи какие! Говорящие. :)

Что тут? Диоскуры - стоят.

Проект Ринальди??? Да ладно, а на картинке ниже тогда что? И каким же образом, у Бренке получился такой фокус? У меня не хватает фантазии.

Доподлинно известно одно, Александр Брюллов был хорошо знаком с Монферраном и его проектами. И тоже не знал, что Диоскуров уберут. Всё.

Загадка. Что это? Ничего не напоминает?

Небольшое отвлечение, про первую церковь.


Напоследок. Про колонны и "цельную" скалу. Предки были не дурнее нас.


Всего Вам доброго.

Чуть не забыл. Музыкальная пауза.


Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

Обсудить
  • Вот и сказочке конец.
  • А что изображено на карте "невменяемого размера" на том месте, где сейчас стоит собор, а то она срезана предположительно по кромке деревьев?
  • " По поводу фантазёрства художников, я написал отдельную статью." Например мой любимый Айвазовский, никогда не писал с натуры, только по памяти. Бухты и скалы у него весьма художественны, но отнюдь не фотографичны. Поэтому мне смешно, когда его обвиняют в шпионаже на англов.