Никола Самори. Парадоксальный симбиоз смерти и бессмертия. Визуальное исследование

8 474

Содержание
1. Концепция
2. Биография и контекст
3. Обезличивание
4. Разложение
5. Деконструкция
6. Заключение и выводы

Концепция

Творчество современного итальянского художника Николы Самори часто вызывает контрастные эмоции у зрителей. Художник известен своими фигуративными картинами и скульптурами, которые вдохновлены итальянским барокко, средневековой живописью и готическим искусством. Его работы могут быть жестокими и отвратительными, но в то же время они красивы и уникальны. Основным мотивом творчества Самори является темы смерти и тела, вечности и плоти. 

В его работах переосмысляются устоявшиеся культурные каноны, насилие, страх и духовность, а также пересматриваются религиозные произведения и историческая живопись. Живописец творит в контексте современного искусства, в основном в жанре современной живописи. Его работы часто ассоциируются с постмодернизмом и экспрессионизмом, а также с традиционными живописными техниками, такими как масляная краска и гравюра. 

В своих работах Самори часто использует символику и метафоры, чтобы передать свои мысли и эмоции, а также вызвать у зрителя эмоциональный отклик. Его работы были выставлены во многих галереях и музеях по всему миру, и он считается одним из наиболее интересных и талантливых современных художников.

Особенности творчества Николы Самори включают в себя использование мрачных и мистических мотивов; его работы часто представляют собой изображения скелетов, черепов и разрушающихся человеческих тел, которые символизируют уход времени и преходящесть жизни. Смерть и ее эстетический образ используется художником как символический элемент, чтобы передать свое видение мира и человеческой жизни.

В рамках исследования выделены три раздела: «Обезличивание», «Разложение» и «Деконструкция», как способы передачи сосуществующего дуализма жизни и смерти, вечности и забвения через художественные манипуляции с образами человеческого тела. В каждом из них были проанализированы работы Николы Самори, где он использовал соответствующие художественные приемы.

В целом, визуальное исследование будет направлено на анализ техник и стиля работы художника, его новаторских эстетических художественных приемов в различных медиумах искусства, таких как скульптура и масляная живопись, а также на изучение контекста, в котором создавались его произведения. Результаты исследования позволят более глубоко понять творчество Николы Самори и его отношение к теме смерти и бессмертия в контексте его художественных работ.

Биография и контекст

Никола Самори — современный итальянский художник, родившийся в 1977 году в Форли. Выпускник Академии д’Арте в Болонье входит в число 10 000 лучших в мире и 100 лучших в Италии в рейтинге Artfacts.

Картины Николы Самори являются своеобразными репродукциями картин старых мастеров. В своем творчестве живописец использует различные материалы и техники, а так же нетривиальные инструменты: ножи, скальпели, густую пастозную краску, растворитель или даже металл. Художник буквально «калечит» поверхность картин, чтобы получить эти изображения в несколько жестокой, но изобретательной манере. В результате то, что раньше напоминало классическую «древнюю» живопись становится современным произведеним искусства. Самори в своем творчесте занимается анализом «культурных следов» и вечной темой забвения и возрождения через свои поразительные картины, выступая в роли «современного бунтаря» живописи.

Самори увлекается философскими и эстетическими темами, связанными с смертью и бессмертием, которые он отражает в своих работах. В его работах можно увидеть мотивы скелетов, черепов, гниющих тел и других символов смерти.

Художник рассматривает смерть как «неотъемлемую часть жизни» и пытается показать ее красоту и значимость. Через свои работы живописец выдвигает философскую позицию, что смерть является не просто концом жизни, но также и началом нового жизненного цикла, как бы парадоксально это не звучало. В своих работах он часто использует технику «макулатуры», которая позволяет создавать эффект глубины и объемности, а также передавать текстуру и состояние поверхности. Это помогает ему создавать реалистичные изображения разложения и гниения.

Обезличивание

«Обезличивание» — художественный прием, когда художник намеренно удаляет лица на изображениях людей, оставляя на их месте зияющую пустоту, как способ передать философскую идею о временности и тленности жизни. Однако, пустота эта изображена по-настоящему мастерски; художник вкладывает в изображение этой пустоты не меньше труда и времени, чем на детальную проработку мышц и кожи.

Il veleno nelle ombre, 2010 г. Масло по дереву

Основная идея, которую хотел передать Самори в своих картинах, — это тленность и уходящая красота. «Замазывание» лиц помогает ему передать эту идею, показать, что все прекрасное и великое на земле временно и проходит. Однако, как ни парадоксально, в противовес тленности и смерти, бессмертием здесь является именно эта пустота — даже когда тело физически умирает, даже самый обычный человек оставляет свои следы в истории этого мира: в деяниях, воспоминаниях других, даже банально «расщепляясь на атомы» и «кормя почву» человек приобретает бессмертие. Эти «отпечатки» и репрезентирует художник в виде мазков, царапин и кракелюр на месте лиц моделей.

Il punto acerbo, 2015. Дерево, масло

Очевидным становится сильное влияние искусства Ренессанса на работы художника. Помимо классических стилистических ренессансных художественных тропов в авторской интерпретации, художник буквально копирует работы известных мастеров, переосмысляя их через призме смерти. Ренессансное искусство характеризуется стремлением к гармонии, симметрии и пропорциональности; Никола Самори использует эти принципы в своих работах, но добавляет к ним свой собственный стиль и технику, буквально «уродуя» и «умерщвляя заживо», казалось бы, вечную бессмертную красоту человека Эпохи Возрождения, непоколебимый эстетический канон. Он создает свои произведения с помощью гравюры на меди, что позволяет ему передавать мельчайшие детали и тени.

Слева: Никола Самори, «Падение гигантов» (2017; медь, масло); Справа: Хосе де Рибера, Святой Иероним (первая половина 17 века; холст, масло)
Слева: Никола Самори, «Муравьи» (2017; медь, масло); Справа: Хосе де Рибера, Святой Павел Отшельник (ок. 1632 г.; холст, масло)
Слева: Никола Самори, Лукреция (2010; масло, доска); Справа: Гвидо Каньяччи, Лукреция (ок. 1636-1640; холст, масло)

Никола Самори в своих работах показывает как смерть человеческого тела, так и искусства — хоть в XXI веке ренессанс «гниет и разлагается», он все равно может может быть переосмыслен и прочтен по-новому, приобретая некое бессмертие; скорее, не мастерство художника и революционные техники делают произведение вечным, а его актуальность сквозь века и возможность произведения «развиваться» вместе с человечеством, «расти» и трансформироваться с ним. Человеческое тело также смертно, что и показывает гротескными техниками Самори, однако «душа» и образы увековечиваются в рукотворных произведениях и приобретают бессмертие.

Никола Самори, Volta del Mondo, 2014. Медь, масло

Особенности техники живописи Николы Самори включают использование тонкого слоя краски, который создает эффект прозрачности и многомерности, а также применение техники «скола», которая позволяет создавать эффект старения и изношенности поверхности. Он также использует технику «глазирования», которая позволяет ему создавать глубокие и насыщенные цвета.

Il cavacarne, 2014/2015, медь, масло

В работах Самори мы также видим использование религиозного символизма и переосмысление канонов религиозной живописи; отсылка к фрескам как к основному медиуму изображения религиозных сюжетов; библейская драматургия на полотнах и характерные для религиозного искусства жесты и позы людей. Самори использует эти символы не только для иллюстрации «вечных» религиозных тем, балансирующих на грани тленной мирской жизни и божественного, высшего, бессмертного; но и для создания сильных эмоциональных образов, шокируя зрителя таким смелым «надругательством» над неприкасаемыми религиозными образами.

Использование религиозного символизма в работах Николы Самори может быть рассмотрено как продолжение традиции Ренессансного искусства, но с современным подходом к форме и содержанию.

Долина Умана (Малафонте), 2018 г., фреска

Обезличивание — это не новый прием в искусстве. Он был использован ранее другими художниками, такими как Фрэнсис Бэкон и Лусьен Фрейд. Однако Никола Самори применяет этот прием на свой уникальный лад, создавая портреты, которые заставляют зрителя задуматься о времени и о том, что мы все временные существа.

Таким образом, обезличивание в картинах Николы Самори — это не только художественный прием, но и способ передать философскую идею о временности и тленности жизни

Разложение

Прием «разложения» человека на холсте часто используется художником в своем творчестве: при помощи смешанных техник мастер буквально создает ощущение гнили и разложения как персонажей своих работ, так и картин в физическом воплощении. Как ни странно, здесь именно этот статичный процесс разрушения и «смерти» внезапно становится «жизнью» — картины художника буквально «живут своей жизнью»; двухмерное изображение переходит в трехмерное пространство, «2D» становится «3D». Даже в безнадежно разлагающаяся сущность зарождается новая жизнь, что являет собой бесконечный процесс саморепликации природы и живого. Искусство, подобно природе, ведет себя точно так же.

В этом разделе так же можно встретить намеренное лишение персонажей лиц, однако, в отличие от «обезличивания», под «разложением» здесь имеется в виду более динамичная история, когда эта «раковая опухоль» пустоты распространяется не только на лик человека, но и переходит на тело и окружающее пространство.

Il rigore di Girolamo, 2016. Медь, масло
Il digiuno, 2014, медь, масло

Стиль Самори, который объединяет классические формы с современными элементами, также напоминает о технике художников Ренессанса. В то время как Ренессансные художники использовали технику художественной перспективы для создания глубины и объема, Самори использует свой уникальный подход к текстуре и цвету, экспериментируя также с неожиданными материалами: масляными красками, металлическими «холстами» для создания эффекта глубины и объема.

Il Pasto, 2012, медь, масло
Interno, 2013, масло, дерево
Del Nascondimento, 2010, холст, масло

Работы художника — это своего рода «медитация о смерти». Самори увлекается анатомией и медициной, и его работы часто изображают скелеты, кости и черепа, которые талантливо исполнены с точки зрения академической живописи. Эти «смертельные» элементы тончайшим образом вписаны в контекст еще живого, но постепенно умирающего тела. В этой динамике и заключается эта тонкая грань красоты и ужаса; пугающе прекрасная эстетика симбиоза жизни и смерти.

Аньезе, 2009 г. холст, масло
Anulante, 2018, масло, медь

Одной из особенностей творчества Николы Самори является его использование масляной живописи на медных пластинах. Эта техника позволяет ему создавать уникальные и очень детализированные работы, которые поражают своей красотой и мистической аурой.

Maddalena, 2010, холст, масло
Lucie La gran nuvola, 2019. медь, масло

Помимо Ренессансной стилистики, в своих портретах он часто использует элементы барокко и средневековой готической тематики, которые наполняют его работы мрачными и тревожными эмоциями.

Il rigore di Girolamo, 2016, масло, медь

Деконструкция

Прием «деконструкции» тела Никола Самори использует как представление высшей точки разрушения человеческого — когда плоть и физическая оболочка истлели настолько, что догадаться о первоначальном человеческом облике можно только интуитивно, по отдельным фрагментам. Художник фрагментирует человеческое тело, «смешивает» его с окружающим пространством, абстракцинизирует его до какой-то метафизической кондиции. 

В этой абстракции зритель будто и начинает видеть более «честное» проявление души, свободной от стереотипного плотского воплощения. Ощущение этой «души» может быть как едва уловимым, призрачным и тонким, мрачным и болезненным, так и ярким и эмоциональным, громким, практически истерическим. Изображение этой абстракции на полотнах и скульптурах — последнее трансцендентное слово духа, покидающего материальный мир, переходящего в вечный мир иной.

Симония (спинная сторона), 2007. Смешанная техника на бумаге, наложенной на холст

В работах художника чувствуется некое дуалистичное отношение к теме вечности искусства как репрезентации человеческого бессмертного гения, а так же к сущности искусства как такового, «в вакууме». С одной стороны, автор отдает дань почтения великим гениям прошлого и с особым трепетом реплицирует в современных полотнах традиции золотой эпохи искусства, подчеркивая вечность идей гуманизма и духовности того времени; с другой же стороны в этом чувствуется некая усталость художника от тенденции эстетического «костенения» искусства в самом себе — классические и вечные ренессансные/средневековые образы в какой-то момент становятся стагнационными, консервативными, если не устаревшими для современного человека. Художник прибегает к радикальным мерам: чтобы искусство продолжало жить и развиваться, нужно его «убить», и на костях старой эстетики создать новую художественную мысль. Эти картины являются наглядным образом этого процесса.

In principo era la fine, 2016, холст, масло

Художник буквально ускоряет процесс старения и «вырождения» привычных любому человеку классических художественных образов, превращая их в некую хрупкую субстанцию, которая рассыпается на глазах и растворяется в тумане мироздания.

Praevisus, 2011–2012 гг. Дерево, масло
Глаза, 2011, дерево, масло
Провидец, 2011, дерево, масло

Несмотря на «мертвые», гнетущие темные тона, в которых преимущественно выполняются работы художника, в них все еще есть место жизни — этот феномен художник передает и через игру света и тени. И здесь таится еще один парадокс: бессмертное и вечное — это как раз таки темнота; тьма — это дефолтное, изначальное и чистое состояние вещей, тогда как свет — временное явление, миг. Такую философию исповедовали и мастера ренессанса и средневековья: божественные чудеса всегда изображались лучом света, изображая сиюминутный момент чуда, которое бесследно растворится через долю секунды; этот момент и пытались «запечатлеть» мастера.

Inconnu, 2011. Воск, пигмент, гипс
La Spada, 2016, холст, масло
Долина Умана (Малафонте), 2018 г., фреска
Пентесилея, 2018, латунь, масло

Заключение

Творчество Николы Самори вызывает много вопросов и эмоций у зрителей. Его работы заставляют задуматься о жизни и смерти, о том, что происходит с нашими телами после смерти. Они также вызывают ужас и отвращение, но в то же время красивы и уникальны. Таким образом, Никола Самори создает парадоксальный симбиоз смерти и бессмертия в своих работах. Несмотря на то, что его картины изображают тела, которые разлагаются и умирают — при этом они остаются живыми благодаря техникам, которую использует художник. Это создает впечатление, что его работы являются символом бессмертия, несмотря на то, что они изображают смерть.

hsedesign

«Мирный план» Макрона – основа стратегии Запада

Над Эммануэлем Макроном у нас привыкли потешаться. То пожилую жену ему вспомнят, то решат, что не ту он позу при фотографировании принял, то подозрительно гостя приобнял, то слишком луч...

Перевёрнутый мир в разрезе ставки ЦБ РФ

Традиционный реверанс: Привет финансистам, американистам и маститым арабистам, ещё вчера блиставшим и продолжающим блистать военно-стратегической смекалкой, а позавчера, в свободное от ...

Обсудить
  • Хм , так и я могу , а пускай он Малевича скопирует ...