Чем славны альтернативщики, так это тем, что напрочь отрицают науку и научные методы познания, отказывая наукам в праве существования только по той простой причине, что "онивсёврут". Особенно этим, по мнению альтернативных вариантологов, страдает наука история, у которой всё построено на полностью сфальсифицированных документах ради достижения политических целей.
Если же присмотреться, то историки тоже имеют по многим областям истории человеческой не одну, а несколько гипотез или теорий. Так произходит из-за недостаточности фактологических данных. И существуют, так называемые, "белые пятна" в истории, которые наука, нисколечко не смущаясь, признаёт. Появление новых данных (не только исторических документов, но и археологических находок) подвигает учёных к пересмотру своих представлений. И это - нормальное явление в научной среде.
Иное дело - нынешние альтернативщики. Они, по большей степени опираются на выдумки, отбрасывая логику, подтасовывая факты, изпользуя фотошоп и прочие нечестные методы для доказательства своих версий. Но главный их метод - обвинить и ошельмовать науку. То, как производится увод в сторону и замучивание темы, я наблюдала сама в диалоге с Al-termezi https://cont.ws/post/290557 и https://cont.ws/post/290951 Особенно показательны комментарии.
Извратители истории часто изпользуют и "белые пятна" истории, создавая версии, целью которых является вбивание клина между людьми нашего единого народа. Например, миграцию буртасов (некогда известного народа поволжских земель), спасающихся от нашествия татаро-монгол в лесах русских территорий, указывают как главную причину набега татаро-монгол на Рязань и другие русские города. Мол, татары двинулись за беглецами, а до того у них и в мыслях не было пройтись по Руси. Такие "выдумки" совсем не безобидны. И честностью тут не пахнет.
Как оказалось, про буртасов много стали писать именно в последние времена. Хотя были они известны давным давно.
Вики сообщает: "Бурта́сы — племенное объединение, располагавшееся по правому берегу средней Волги. Впервые упоминаются арабскими авторами в IX веке, в русских литературных памятниках — с XIII века. Этническая принадлежность буртасов является дискуссионной."
Буртасы жили в V—XI вв. по обоим берегам Волги (примерно от современной Сызрани до Волгограда). Впервые упоминаются арабскими авторами в X в., в русских литературных памятниках — с XII в. Занимались земледелием, скотоводством, охотой и бортничеством. Вели торговлю мехами.[1]
В VII—VIII в. через их территорию двигались на север булгары, занявшие северные земли буртасов.[2] [3] [4]
В VII в. буртасы выставляли до 10 тыс. всадников, совершавших походы на болгар волжско-камских и печенегов.
С конца VII в. они находились под властью Хазарского каганата, а в конце X в. — в зависимости от Руси.[1]
После прихода в XI в. половцев буртасы постепенно утрачивают своё влияние.[1]
В XI в. продвинулись далее на северо-запад, в верхний бассейн Суры и частично Мокши и Цны (ср. например, река Буртас на западе Пензенской области).[1]
Около г. Городище Пензенской области расположены остатки древнего города Буртас.
Буртасы оказали влияние на формирование культуры мишарей.[5][1]
Этнолингвистическая принадлежность буртасов определяется гипотетически. Существует три основные версии происхождения:
алано-асская:
Археолог Г. Е. Афанасьев, отождествляет буртас с аланами, приводя иранскую этимологию буртас от furt as или асы, живущие у большой реки (Г. Е. Афанасьев, О. И. Прицак)[7]. Е. С. Галкина приводит факты трупосожжения у буртасов и отождествляет их с аналогичными ритуалами у сармато-алан
тюркская
Предполагают тюркоязычность буртас и их родство с волжскими булгарами. (М. З. Закиев, А. М. Орлов, А. Х. Халиков)
Финно-угорская
П. Голден отождествляет буртас с частью финно-угорского массива, предками мишарей и мордвы (А. П. Новосельцев). Теория связывает их с памятниками городецкой археологической культуры" (из Википедии)
Перед нами фрагмент карты Идриси сер. 12в. Здесь юг вверху. Обратим внимание на двойные подписи буртас и булгар. Земля буртас по обе стороны Волги, а южнее их: ard bulgar min at Türk, - "Земля (страна) Булгар из тюрок", и отдельно на левом берегу Камы Bakia Bulgar min at Türok, - 'оставшиеся Булгары из тюрок'." http://samlib.ru/h/harin_e_a/m...
Обратите внимание, в среде учёных существует не одна твёрдо установленная теория произхождения буртасов, но несколько. И каждая из них имеет свои аргументы. Но этих аргументов недостаточно, чтобы историки пришли к одному верному представлению. Что в таком случае врёт наука и что скрывает? Привожу собранные в древних източниках сведения о буртасах:
"Ибн-Русте сообщает: «Земля буртасов лежит между Хазарской и Болгарской землями, на расстоянии пятнадцатндневного пути от первой». «Буртасы имеют верблюдов, рогатый скот и много меду, главное же богатство их состоит в куньих мехах».
Из "Каспийского свода сведений о Восточной Европе": "Буртасы
22. Буртасы находятся между булгарами и хазарами; между буртаса-ми и хазарами расстояние в 15 дней пути. 23. Соседствуя с хазарами, буртасы живут на реке, название которой также Буртас (или Итиль); у них деревянные дома, в них они живут зимою, и шатры, в них они обитают летом; Буртас - название области, также как Рус, Хазар; Сарир - название царства, а не города и не народа. 24. Буртасы находятся в подчинении царя хазар, они поставляют десять тысяч всадников. 25. У буртасов нет главы или начальника, который управлял бы ими; в каждой местности у них имеются один или два старца, которые вершат дела (или суд) между ними. 26. Земля буртасов - обширная; они живут в лесах (или: земля буртасов - ровная; большая часть их деревьев - халандж; это дерево они вывозят в Хорасан). 27. Земля буртасов в длину и ширину - 15 дней (или 17 дней, или полтора месяца) пути; здесь много торговых мест. 28. Буртасы постоянно воюют с булгарами и печенегами. 29. Буртасы - стойки и неустрашимы; они - совершенны лицом и общим видом. 30. Вера буртасов походит на веру гузов. 31. Когда поступит один из буртасов вероломно по отношению к другому, начнет его притеснять, причинит ему ранение или побои, тот, другой, не примирится, пока не добьется возмездия. 32. Когда буртасская девушка достигает зрелости, она перестает повиноваться своему отцу, выбирает сама того, кто ей понравился из мужчин, тот мужчина сватается сам (или через свата) и женится на девушке. 33. Наибольшая часть достояния буртасов - куницы, из шкур которых делают шубы. Имеется у буртасов мед, а также верблюды, крупный рогатый скот (или коровы), овцы (или свиньи). 34. Буртасы делятся на два разряда: одни предают мертвых сожжению, другие хоронят их. 35. У буртасов (обширные) пахотные поля. 36. От области буртасов до хазар все степь, дорога - благоустроенная, с источниками, деревьями, текучими водами; некоторые же, отправляясь от буртасов к хазарам, плывут по реке Итиль на судах, а некоторые (путешествуют) сухим путем. 37. Оружием буртасов служат два кинжала, секира, лек, у них нет панциря и кольчуги; лошадью у них владеет не каждый, а только тот, кто обладает многим достатком; их одежда - архалук и халат; у них - головной убор, а чалму завязывают вокруг него. 38. У буртасов нет фруктов, и вино их - из меда. 39. К востоку от области буртасов река Итиль, к югу - хазары, к западу - в.н.нд.рр., к северу - тюркские печенеги." http://gumilevica.kulichki.net...
Видео по теме
Как сложилась история буртасов после татаро-монгольского нашествия тоже не совсем ясно:
"Определенный интерес заслуживает буртасская гипотеза, которую выдвинут на VIII Археологическом съезде Ф Ф. Чекалин. Он связывает «мещеру», упоминаемую в русских летописях XVI в., с буртасами IX—X вв., о которых писали восточные авторы. Эту гипотезу поддерживает наш современник Б. А. Васильев. Пи также утверждает, что этноним буртас вплоть до XVI в. употреблялся как параллель этнонима мещера В противовес Куфтину, Б. А. Васильев доказывает, что топографические названия мещера произошли от названия народности. Переселившейся сюда под давлением половцев, вторгшихся в южно-русские степи.
Все приведенные взгляды о происхождении мишарей главным образом сводятся к тому, что основой, на которой сложились татары-мишари, являлось какое-то древнее племя. Одни считали его мещерой, якобы издревле проживавшей в бассейне верхней Оки, другие — угро-мадьярами (мажар), третьи называют его буртасами, которые представляются рано отюреченными уграми, называвшимися в позднейших летописях «мещерой»."
"Посредствующим звеном между буртасами и мишарями являются так называемые посопные татары, жившие в конце XVII в. в Алатырском уезде. В актовых документах этого времени термин «посопные татары» равнозначен термину «буртас»: «буртасы — посопные татары»" http://history-library.com/ind...
Находки археологов нельзя назвать малочисленными. Разкопано несколько городищ.
"Город Буртас - Юловское городище 11-12в. возле г. Городище Пензенской области в устье р. Юлов.
Гидрография региона Дон-Волга
Путь от Хин-Саркела шел вверх по Дону и Хопру, далее переволока на Суру в районе города Дэбэр (Золотаревское городище напротив устья р. Уза) и вниз по Суре на Куман и Бурат. Город Буртас - Юловское городище 11-12в. возле г. Городище Пензенской области в устье р. Юлов. В 9-14 вв. через Верхнее Посурье проходил торговый путь из Болгара в Киев. То есть, в районе Пензы был перекресток путей север-юг и восток-запад.
Золотаревское городище расположено в 4 км от Суры (в районе переправы) на мысу высотой до 20 м, образованном двумя оврагами, поперек мыса насыпаны еще 4 вала со рвами. В центре валов есть проезд. За внешним валом широкая полоса круглых ловчих ям для конницы и осадных орудий глубиной около 1 м. Общая площадь Золотаревского поселения (с тремя селищами) 16 га, площадь городища около 2,5 га. Найдено много оружия и конской упряжи. Останки людей и вооружения раскиданы по всей площади поселения, что говорит о гибели города в ходе войны; среди защитников были булгары, буртасы, мокша, русские, кыпчаки и (большинство) аскизы - алтайцы. Всего не менее 1000 воинов.
http://archeologia.narod.ru/zolot.htm
http://inpenza.ru/history/battle-1237.php
Юловское городище - четырехугольной формы, площадью 100 000 кв.м. (10га); оборонительный пояс представляет полукружие из двух валов и трех рвов, соединяющих края оврагов. Высота валов 2-2,5 м, ширина-7-10м., глубина рвов-1,2,5 м, ширина -7-10 м. В слое на поверхности встречаются фрагменты гончарной и лепной красно-коричневой керамики, железные и медные изделия, найден клад серебряных изделий
Археологические памятники буртас
Дэбэр был важной крепостью на границе западной булгарской волости на Суре: 'Дэбэр был последней крепостью, построенной при Алмыше' (ум. 925г.).
Погром Буртасии произошел зимой 1239-40г. В ДТ сказано, что 'внезапно Беркай напал на Буртас. Бадри помог городу устоять, но округ был совершенно разорен. До 50 тысяч буртасских булгар бежали в Эчке Булгар, и их рассказы о зверствах татар взволновали все население. Воспользовавшись этим, Ялдау поднял мятеж'. Учитывая, что Юловское городище больше по площади и на нем нет следов войны, можно отождествить его со столицей Буртасии. Золотаревское городище более похоже на пограничную крепость в районе Сурской переправы, крепость Дэбэр.
Вот что пишут в http://suslony.ru/Toponimika/vveden1.htm :
"в лесах и лесостепи хозяйничали мордва и буртасы. Одни - в Засурье (Волжская Булгария), другие на Выше (Рязанское княжество). Степная часть области представляла собой районы обитания кочевников, где разговорными языками были то кипчакские, то булгарские, то буртасские, то иные наречия... буртасы жили в составе Волжской Булгарии, имея города на территории нынешних Городищенского, Шемышейского и Земетчинского районов. Они прибыли в Пензенский край в IX или VIII веках из Хазарии. Именно в этот период в пензенской лесостепи появился этнос, носитель признаков салтово-маяцкой (хазарской) археологической культуры. Пришельцы построили десятки городов-крепостей с валами и рвами. Ориентировка и распо-ложение укреплений в Засурье, Заузинье, на правых берегах Выши и Вада говорят о том, что буртасы враждовали со степными соседями и Рязанским княжеством. Волжская Булгария оставалась в тылу их крепостей, значит, буртасы защищали ее дальние рубежи от рязанцев и Степи... Н.Ф. Калинин, В.Ф. Генинг, Е.П. Казаков и другие считали буртасов потомками племен именьковской археологической культуры... Ш.З. Бахтиев видит в буртасах народ хазаро-булгарского происхождения, чувашей... Оказавшись в поле влияния хазар..., буртасы, по-видимому, стали служить иудейской верхушке Хазарии. Затем по неясным причинам в VIII веке ушли с Каспия на Суру, где попали в политическую зависимость к волжским булгарам и стали им служить".
http://gorodishepenza.3dn.ru/n...
В статьях о разкопках золотарёвского городища радостно сообщается, что не найдены захоронения буртасов. Понятно, журналистам не до поизков сведений. Но..., например,
Могильник был найден с. Армиево Шемышейского района Пензенской области
"Анализ вещевого инвентаря способа захоронений, когда одни хоронили, а другие сжигали и целого ряда других факторов позволил А.Х. Халикову сделать вывод, что Армиевский курганно-грунтовом могильник датируется IX-X веками и принадлежал буртасам.
Наряду с могильниками были начаты исследования и селищ, расположенных вокруг него. В результате работ А.Х. Халикова и Г.Н. Белорыбкина было установлено, что селища принадлежат тому же населению, которое оставило могильник. В настоящее время могильник на 90% уничтожен карьером не смотря на многочисленные требования и запреты. Периодически приходилось лишь собирать вещи из разрушенных погребений и проводить охранные работы (Г.Н. Белорыбкин, А.М. Гречихин, В.И. Первушкин)." http://belorybkin.ru/16
Также интересно почитать: "Очерки древней и средневековой истории народов среднего Поволжья и Прикамья" - Смирнов А.П. http://history-library.com/ind...
Загадок в истории много. Но не стоит вносить путаницу в то, малое, что известно о "белых пятнах".
Оценили 18 человек
24 кармы