Пещерные мастера

164 8662

Опубликовала я статью про китайскую пещеру. Фотографии выложила, нагляднее и убедительнее, по-моему, уже  и некуда. Ан нет - всё как обычно :о) Аль-Термези в своём амплуа и ни на шаг от него... :о)))

 

Итак, три фотографии в качестве аргумента машинной  и ручной обработки от Аль-термези:

Конечно, я озадачилась и пустилась в плавание по просторам интернета за "золотым руном" :о) И встретились мне пещерные города и храмы Индии примерно того же времени, к какому относят китайские пещеры Лонгью.

"Примерно в шести километрах от центра г. Бубанешвар (Bhubaneshwar, Odisha (бывш. Orissa) на двух, находящихся друг напротив друга, зеленых холмах расположены два древнейших джайнских пещерных монастырских комплекса по названием Удаягири (Udayagiri) и Кхандагири (Khandagiri).

... в течении долгого времени предметом споров между учеными была датировка пещер Удаягири и Кхандагири: назывались периоды от 3-го в. до н.э. до 1-го в. до н.э. Сейчас кажется возобладала точка зрения, что оба комплекса были сооружены в начале 1-ого века до н.э. (немногим позже времени, когда была восстановлена и отстроена в окончательном виде «Ступа №1» в Санчи).

Проблема датировки Удаягири и Кхандагири связана с тем, что они создавались в период расцвета государства Калинга при династии Чета, которое стала независимым после смерти Ашоки и распада его великой империи и о котором до настоящего времени даже ученым мало что известно.

Прогуляемся и посмотрим на мастерство древних строителей.

Рани Гумпха – «Пещера Рани» ... является самым большим и наверное самым впечатляющим сооружением Удаягири... Пещера N1 представляет собой высеченный в скале двухэтажный монастырь , обращенный фасадом на юго-восток. Вероятно этот монастырь и храм на вершине холма были главными сооружениям религиозного комплекса Удаягири (в отличии от других пещер оба сооружения ориентированы на восток и достаточно масштабны по размерам).

Несколько удивили очень тонкие перегородки между кельями (в других местах попадались еще тоньше). Вероятно в таком ослаблении конструкции был какой-то смысл (акустика?), но информация об этом пока что мне нигде не попадалась.

Все дверные порталы помещений как первого так и второго этажей в свое время были украшены великолепными барельефами с очень живописными сценами.

Чота Хатхи Гумпха - Свое название (Малая слоновья пещера) получила из-за барельефов слонов по бокам от входного портала... На дверном проеме видны пазы и отверстия для крепления дверного косяка – видимо пещера закрывалась на деревянную дверь.

Източник http://webshus.ru/?p=4453#more...

И вот оно! Не долго мне пришлось искать :о)

"древнейшими в Индии рукотворными пещерами группа скалистых возвышенностей, которые называются Барабар (Barabar(Banawar) Hill). Примерно в полутора километрах от них на восток находится еще одно место расположения подобных пещер, относящихся к одному с Барабаром историческому периоду – скалистый холм Нагарджуни (Nagarjuni Hill)... Чаще всего оба эти места упоминаются под одним обобщающим названием: «Пещеры Барабар» (Barabar Caves)...

Пещеры датируются временем великой империи Маурьев: они сооружались в период правления императора Ашоки (268-232 до н.э.) и его преемника Дашаратхи (232-225 до н.э.). Наряду с двумя пещерами Сон Бхандар (Son Bhandar Caves) в Раджгире они являются самыми древними пещерными храмами Индии .

Одной из самых интересных особенностей этих скальных сооружений является то, что они не являлись ни буддистскими, ни индуистскими, ни джайнскими, а принадлежали несуществующей ныне шраманской секте философов-аскетов адживиков. Насколько я знаю, Пещеры Барабар являются единственным сооружением, связанным с этой исчезнувшей религиозно-философской традицией... Первые три пещеры высечены в длинной округлой скале, вытянувшейся с востока на запад на 200 метров и удивительно похожей по своим очертаниям на гигантскую подводную лодку, всплывающую прямо из грунта. Горная порода скалы – гнейс (твердая метаморфическая порода внешне и по своим свойствам очень похожая на гранит, поэтому дальше я всегда буду употреблять слова «гранит» и «гранитный»).

пещера – Каран Чаупар (Karan Chaupar).

Пещера датируется 244 до н.э., т.к. на входном проеме есть надпись, что эта пещера сооружена 19 лет спустя после восхождения на престол императора Ашоки.

У пещеры простой прямоугольный входной проем, который сразу же обращает на себя внимание абсолютной геометрией и идеальной обработкой.

Не успел я удивиться и поразмышлять: в чем собственно суть этой простоты и зачем такое качество и такая точность, как уже стоял в пещере и ошеломленно крутил головой.

Пещера очень своеобразна, наверное ничего подобного среди культовых сооружений в мире нет: внутри ни одного рисунка, барельефа, статуи и т.п.

Вместо этого – помещение с идеально выдержанными геометрическими размерами и дивной полировкой (напомню, что все это высечено в гранитном монолите в 3-ем веке до н.э.), при чем довольно внушительных размеров: длина: 10.4 м, ширина: 4.3 м, высота: около 3.3. м (стены 1.42 м и свод 1.84 м).

... все пещеры высечены в монолите; имеют практически одинаковый размер и внутреннюю геометрию; стены, свод и пол были отполированы с высочайшим качеством. Даже абсолютно прямоугольные проемы у всех пещер одинаковы – вероятно в этом был какой-то смысл (возможно служили резонаторными отверстиями)...

Справа (к востоку) от Судамы находится знаменитая пещера Ломас Риши (Lomas Rishi)... Ломас Риши, как и Судама, состоит из двух помещений (прямоугольного и круглого), но ее сооружение по каким-то причинам не было завершено, поэтому на плане второе помещение выглядит не круглым, а овальным – его просто не доделали.

Даже судя по неокончательным размерам (длина – 10-11.1 м, ширина – 5.2 м, диаметр круглого помещения – 5.2 м), можно судить, что Ломас Риши задумывалась как копия Судамы.

Время и причина, по которым работы в пещере не были доведены до конца, неизвестны.

Внутри хорошо видно, каким методом происходило вырубание в скале помещения и вполне очевидно, что делалось это по определенной технологии и качественным стальным инструментом (пишут, что у современных ученых до сих пор нет полной ясности по многим аспектам техники обработки камня и железа в древней Индии).

В Индии и в последующие годы не искали легких путей. Поражает воображение количества пещерных храмов, целиком вырубленных в твердых горных породах и украшенных огромным количеством колонн, скульптур и барельефов, среди которых много образцы все с той же знаменитой полировкой.

В Китае и Юго-Восточной Азии все было не так: там как правило работали с песчаником, известняком, сланцами, глинистыми породами и подобными им по твердости материалами. (напомню, что Лонгью вырезана в алевролите - Взор)

Вишваджопри (Visva Zopri, Visvajhopri) – четвертая пещера из группы Барабар...  Сама по себе она большого интереса не представляет, т.к. является не просто незаконченной, а скорее «немного начатой». (Узнаёте места на снимках? - Взор)

Справа на стене входного проема – надпись древним письмом брахми.

Източник http://webshus.ru/?p=4177&...

Как так, господин Термези? Зачем снова тень на плетень Вы навели?

В принципе, на этом можно было бы и закончить. Но ведь интересно же узнавать про пещеры!

"Все же самое удивительное в Пещерах Барабар – это не их уникальная древность, не принадлежность к давно исчезнувшей загадочной шраманской секте, не замечательная точность геометрии помещений и поражающее качество полировки гранитных стен и сводов, а то что эти необычные сооружения были специально спроектированы и построены как акустические пещерные залы для медитаций."

Остаётся только напомнить, что камень в Индии прекрасно умели обрабатывать.

"История Кришнагири (достоверно подтвержденная эпиграфами до 3 века до н.э.) связана с древними караванными путями, соединяющими северные и восточные области Индии с важнейшими торговыми портами того времени на побережье Аравийского моря: Кальян (Kalyan) и Сопара (Sopara)...

Обе ступы – монолитные, высеченные из скалы в процессе создания пещер, и выполнены в традиционном стиле буддизма тхеравады тех времен: минимум символики и отсутствие антропоморфных изображений Будды.

Все барельефы с изображением Будды и бодхисатв являются более поздним творчеством последователей буддизма махаяны (вероятно не ранее 5-6 века).

Правая ступа сохранилась в первозданном виде: сверху у нее присутствует хармика и основание зонта (сам зонт обозначен в виде барельефа в потолке).

Внутри пещеры N 4 находится довольно хорошо сохранившаяся монолитная ступа, чего не скажешь о ее стенах и своде: они сильно подпорчены и покрыты рыжеватым железистым налетом из-за просачивающихся в трещины дождевых вод.

Пещера N 3 представляет собой огромный зал для собраний и совместных медитаций буддистских монахов, проживавших в окрестных пещерах.

Сама чайтья-гриха была построена в традиционном аскетическом стиле буддизма тхеравады в период правления последнего великого правителя Яджня Шри Сатакарни (Yajna Sri Satakarni, прибл. 167-196 г. н.э) из династии Сатавахана (те, которые восстановили Великую Ступу в Санчи после разрушения ее Шунгами ).

Пещерный буддистский монастырь Кондивита (известный также под названием «Махакали»)... Самые ранние пещеры (на юго-востоке) датируются 1-ым веком до н.э., самые поздние (на северо-западе) – 5-6-ым веком н.э.

Сама пещера N 9, в отличии от других пещер монастыря, которые предназначены для проживания монахов, является одним из самых ранних буддистских пещерных храмов (чайтьей–грихой) и датируется 1-ым веком до н.э.

В плане она состоит из трех помещений: ныне разрушенной узкой веранды с колоннами, прямоугольного просторного зала, на правой стене которой в более поздние времена был высечен барельеф с буддой и бодхисатвами, и округлого помещения святилища с монолитной ступой в центре.

Помещение со ступой является почти круглым и, повторяя внутренний контур, такой же округлой сделана его передняя стена, выходящая в зал. Внутри святилища вокруг ступы имеется неширокий (около 0.8 м) круговой обход.

Кроме Кондивиты, среди пещерных храмов Индии эта по своему уникальная круглая планировка с выпуклой наружной стеной встречается еще только дважды: в древнейших пещерах адживиков Ломас Риши и Судама в Барабаре (см. «Пещеры Барабар (Barabar Caves)»).

Так же заслуживают внимания еще одно редкое для тех времен архитектурное решение: прекрасно сохранившиеся каменные решетки на окнах передней стены."

http://webshus.ru/?p=4992#more...

"Джогешвари (Jogeshwari Caves), который так же датируется 6-ым веком и считается самым ранним индуистским пещерным храмом Индии... Многие скульптуры Главной пещеры были сильно повреждены португальцами в пылу их религиозной борьбы с язычеством. От полного уничтожения статуи Главной Пещеры спасло только то, что базальт – очень твердая горная порода, и христианским варварам похоже просто не хватило ни времени, ни сил довести начатое до конца... В числе прочих очень сильно пострадали барельефы N 8 и N 9, находящиеся справа и слева сразу за северным входом.

Вот так, дорогие. Выключите звук, увеличьте видео на весь экран и разсматривайте, где и какие неровности и не совсем точная форма и отделка...

Можно посмотреть ещё сайт http://www.megalithindia.in/20... там много качественных фотографий.

Начало здесь https://cont.ws/post/344700

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
    • paulus
    • 15 августа 2016 г. 22:13
    Очумительная работа! Ну и спасибо, что в очередной раз поймали альтернативно одаренного на лжи.
  • День добрый. Лично я отдал бы приз зрительских симпатий человеку, который одному собеседнику доказывал, что камень в атмосфере разрушается не по дням, а по часам, а другому - что тот же камень твердеет с еще большей скоростью. Но это лирика. А вот проза: если все это новодел, то пусть товарищи альтернативщики впихнут столь любимый ими агрегат в эти кельи. А мы посмотрим, как это у них выйдет. За работу спасибо, это без сомнения!
  • Я так и не понял смысл статьи. Чего вы пытаетесь доказать?
  • Спасибо, очень интересно:)
  • Спасибо! По всему миру столько могликов потрудилось, не устаём восхищаться