Слово «парадигма» происходит от греческого корня paradeigma, который означает «модель или образец». В своей книге «Сила ума» Адам Смит* определяет парадигму как «общий набор допущений».
«Парадигма является способом, которым мы воспринимаем мир; она – как вода для рыбы. Парадигма объясняет нам мир и помогает предсказывать его поведение».
Социальные парадигмы определяют наше поведение и ценности. Медицинские парадигмы определяют, что мы думаем о своих телах. Парадигма – это фильтр, через который мы смотрим на мир, это наше восприятие реальности. И поскольку парадигма определяет нашу реальность, мы редко когда ее замечаем и еще реже в ней сомневаемся. Проще говоря, парадигма — тот мир стопудовых истин, который для учёного не подлежит сомнению.
Наши личные парадигмы определяют нашу личную реальность и наше восприятие нашего же мира. Мы не думаем об этих предпосылках, мы думаем исходя из них. Мы никогда не видим мир непосредственно; мы всегда видим его через эти фильтры парадигм. Мы никогда не видим мир полностью; мы видим лишь его кусочки. И наш склад ума естественным образом склоняет нас к тому, чтобы видеть только те части мира, которые поддерживают наши парадигмы. Кроме того, они фильтруют входящую информацию, что имеет тенденцию усиливать удобные парадигмы (системы убеждений и умственные программы), ранее существовавшие в нашем сознании.
Когда мы находимся внутри парадигмы, трудно представить себе какую-то другую парадигму. Например, предположим, что на дворе 1968 г. и вас попросили предсказать, кто будет мировым лидером в производстве часов в 1980-е гг. Вы говорите «Швейцария», потому что она так много лет доминировала на этом рынке. Однако происходит смещение парадигмы от механических часов к электронным. Японцы, поскольку они первыми признали существование новой парадигмы, захватывают бо́льшую часть мирового рынка часов. Швейцарцы, цепляющиеся за старые парадигмы, постепенно и уверенно теряют свою долю рынка с более 90 % в 1968 г. до минимума – менее 10 % в течение 1980-х гг. (Парадоксально, но именно швейцарцы первыми изобрели кварцевые часы.)
Каждый раз, когда происходит смещение парадигмы, все правила меняются.
Был в Индии один ученик, который хотел познать истину. Он ушел из семьи в поисках подходящего гуру, который указал бы ему дальнейший путь. Остановившись в доме одного гуру, он попросил его рассказать, какой метод тот использует для познания истины.
Гуру сказал:
– Познать истину на самом деле совсем просто. Все, что тебе нужно делать, это каждый вечер по возвращении дамой садиться перед зеркалом и 30 минут раз за разом задавать себе один и тот же вопрос. Вот этот вопрос: «Кто я такой? Кто я такой? Кто я такой?»
Будущий ученик ответил:
– Это не может быть так просто.
– О да, это именно так просто, – ответил гуру, – но, если тебе не нравится, на этой улице есть и другие гуру.
– Огромное вам спасибо, – сказал ученик. – Думаю, что лучше поспрашиваю их. [Сегодня мы называем такое поведение поиском мнения третьей стороны.]
И ученик подошел с тем же вопросом к следующему гуру.
- Как мне познать истину?
Второй гуру ответил:
– О, это очень трудно и требует много времени. Такой человек должен присоединиться к своим единомышленникам в ашраме и делать сава. Это означает «бескорыстное служение». Поэтому ты будешь работать бесплатно.
Ученик обрадовался; философия этого гуру больше подходила его воображаемому представлению о постижении истины. Он всегда слышал, что дело это трудное. Гуру сказал ученику, что единственная работа, имеющаяся в ашраме, – чистка коровников. Если ученик по-настоящему серьезно хочет постичь истину, гуру позволит ему вычищать навоз и отвечать за поддержание чистоты в коровниках. Ученик согласился на эту работу, испытывая уверенность, что он стоит на правильном пути.
Через пять долгих лет выгребания коровьих лепешек и поддержания чистоты в коровнике ученик начал испытывать разочарование и нетерпение в отношении этого своего постижения истины. Он подошел к гуру и сказал:
– Уважаемый учитель, я верой и правдой служил тебе пять лет, вычищая самую грязную часть твоего ашрама. Я не пропустил ни одного дня и никогда не жаловался. Как ты думаешь, не пора ли мне начать постигать истину?
Гуру ответил:
– Да, конечно, я думаю, что теперь ты готов. Вот что нужно делать. Каждый вечер, приходя домой, смотри на себя в зеркало и 30 минут раз за разом задавай себе один и тот же вопрос. Вот этот вопрос: «Кто я такой? Кто я такой? Кто я такой?»
Крайне удивленный ученик сказал:
– Прости меня, уважаемый, но именно это говорил мне пять лет назад другой гуру на этой же улице.
– Ну что ж, он был прав, – ответил гуру.
– Так зачем же я тогда вычищал коровий навоз все эти пять лет? – спросил ученик.
– Потому что ты дурак, – ответил гуру.
P.S. Смотреться каждый вечер в зеркало по 30 минут – вещь простая, но раз за разом задавать себе один и тот же вопрос и стараться получить на него честный ответ нелегко.
* Адам Смит 5 (16) июня 1723 - 17 июля 1790) — шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории. Смит всемирно прославился после публикации книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 году. Эта книга детально анализирует, как могла бы действовать экономика в условиях полной экономической свободы и разоблачает всё, что этому препятствует.
Оценили 111 человек
166 кармы