Орден Гильгамеша

1 3603

                                                                 Памяти моего заочного учителя А. С.

Одной из моих любимейших поэм является эпос о Гильгамеше. Многие ученые полагают, что это вообще самая первая поэма на земле. Самое первое в мире полноценное литературное произведение. Но, от древности до нас дошли крохи, жалкие остатки всего многообразия текстов. А сколько их пропало, будучи так и не записанными? Что уж говорить, если даже от более-менее изученных древних греков до нас дошло от силы процентов 10-20 всего их наследия. Потому, не будем торопиться с выводами в этом вопросе.

Но вернемся к Гильгамешу. По сюжету поэмы он теряет своего лучшего друга, зверочеловека Энкиду. И Гильгамеш до такой степени не может смириться с этим, что решает постичь тайну бессмертия, известную лишь богам. Помочь ему может единственный в мире смертный, что стал бессмертным – Утнапишти. Но он живет где-то на далеком острове, как туда дойти? Гильгамеш проходит долгий и сложный путь и приходит в дом хозяйки Сидури, что сидит на берегу моря. Их диалог до сих пор волнует меня и не выходит из головы. На мой взгляд, он ключевой во всем эпосе. Вот он:

Хозяйка ему вещает, Гильгамешу:

"Гильгамеш! Куда ты стремишься?

Жизни, что ищешь, не найдешь ты!

Боги, когда создавали человека, -

Смерть они определили человеку,

Жизнь в своих руках удержали.

Ты же, Гильгамеш, насыщай желудок,

Днем и ночью да будешь ты весел,

Праздник справляй ежедневно,

Днем и ночью играй и пляши ты!

Светлы да будут твои одежды,

Волосы чисты, водой омывайся,

Гляди, как дитя твою руку держит,

Своими объятьями радуй подругу -

Только в этом дело человека!"

Но Гильгамеш не согласен с этим. Он отвечает хозяйке:

"Теперь, хозяйка, - где путь к Утнапишти?

Каков его признак,- дай его мне ты,

Дай же ты мне пути того признак:

Если возможно - переправлюсь морем,

Если нельзя - побегу пустыней!"

Казалось бы, хозяйка говорит правильные и очевидные слова. Знай свое место и будь счастлив. Но Гильгамеш не таков. Он понимает, что это ложь, не в этом дело человека, человек способен на большее. Монолог Сидури практически без изменений можно встретить в разных древних текстах, например египетской «Песни арфиста» или «Экклезиасте». Смотрите сами:

Так ешь же в радости хлеб твой и с легким сердцем пей вино,

Ибо бог уже давно предрешил твои деянья.

Во всякое время да будут белы твои одежды,

И пусть не оскудевает на голове твоей умащенье;

Наслаждайся жизнью с женщиной, которую любишь,

Все дни твоей тщетной жизни,

Потому что дал тебе он под солнцем

Все твои тщетные дни,

Ибо это - твоя доля в жизни и в твоих трудах

Над которыми сам ты трудишься под солнцем.

Всё, что готова рука твоя делать, - в меру сил твоих делай,

Ибо нет ни дела, ни замысла, ни мудрости, ни знанья

В преисподней, куда ты уходишь.

Нечто похожее мы можем найти у Пиндара. «Душа не стремись к вечной жизни, но постарайся исчерпать, то, что возможно». Если помните, Камю вынес этот отрывок в качестве эпиграфа к «Мифу о Сизифе». Подход разумный, никто не спорит. Но почему душе так больно? Почему я могу это принять, но не смириться с этим. Почему мы с замиранием сердца раз за разом следим за безумной попыткой Гильгамеша? Вдруг, у него получится. Вдруг, в этот раз он победит.

Нам тысячи лет твердят одно и то же. Мудрецы, философы, в наше время политики и медиаперсоны. «Примите, смиритесь, сдайтесь. Такова жизнь» - говорят они. Но я этого не хочу. Как писал Камю:

«Мы живем будущим: “завтра”, “позже”, “когда у тебя будет положение”, “с возрастом ты поймешь”. Восхитительна эта непоследовательность – ведь в конце концов наступает смерть. Приходит день, и человек замечает, что ему тридцать лет. Тем самым он заявляет о своей молодости. Но одновременно он соотносит себя со временем, занимает в нем место, признает, что находится в определенной точке графика. Он принадлежит времени и с ужасом осознает, что время – его злейший враг. Он мечтал о завтрашнем дне, а теперь знает, что от него следовало бы отречься. Этот бунт плоти и есть абсурд».

Герои подобные Гильгамешу, периодически возвращаются. Каждый раз они не верят душеспасительным речам хозяек Сидури. Они точно знают, что не может человек довольствоваться отведенным ему местом. И дело тут даже не в бессмертии, как таковом. Дело в этом ограничении, в этой несвободе. Человек не случайно не имеет какой-то строго выделенной ниши на Земле. Это и делает его вечным бунтарем, вечным искателем. И искатель Гильгамеш своего рода универсальный символ, знамя наших стремлений, нашего вечного поиска и нашей борьбы с данностью. Таков был и мой заочный учитель. Теперь, когда он ушел, я чувствую, что обязан продолжить его труд.

Мне недостаточно просто черпать, или просто навести порядок в своем зиндане. Я хочу выкопать подкоп, бежать из этого инферно. Как сказал Утанпишти Гильгамешу: «Пленный и мертвый друг с другом схожи, не смерти ли образ они являют?». Наша неизбежная участь самая большая несвобода в этом мире. И ладно бы, мы не могли этого осознавать, как животные. Но мы, люди, за какие-то грехи, способны увидеть всю эфемерность жизни, постичь всю глубину смерти, придумать концепт бессмертия. И подобно Танталу страдать от своей бренности. Осознавать стены и пределы своей тюрьмы и не иметь возможности выбраться. Только лишь исчерпать, что возможно. Что же, лично мне не хочется черпать ради процесса. Я попробую той ложечкой, что у меня есть выкопать подкоп из тюрьмы. Как главный герой фильма «Побег из Шоушенка». День за днем он копал, день за днем приближал свой побег. Мог с такими темпами вообще не успеть. Так и бывает зачастую. Но я очень надеюсь, что если я и умру, так и не докопавшись до выхода, те, кто идут следом, продолжат мое дело. И однажды мы победим, мы победим смерть, победим безысходность, выберемся в долгожданное царство свободы из тюрьмы необходимости.

Свобода начинается с сомнения. Если и вы сомневаетесь в том, что наша участь лишь в том, что исчерпать, что возможно, то вы мой товарищ. Если вам тоже противна демагогия Сидури, если вы готовы бежать через пустыни, плыть по водам мрака к мудрецу Утнапишти, добро пожаловать в орден Гильгамеша. И пусть нас не пугают неудачи. Лучше хотя бы попытаться, чем всю жизнь исчерпывать тюремную парашу, почитая это за радости жизни.


Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

С.Афган: «В 2025-м году произойдёт крутой поворот в геополитике...»

Нравится кому-то или не нравится, но гражданин мира Сидик Афган по прежнему является сильнейшим математиком планеты, и его расчёты в отношении как прошлого, так и будущего человечества продолжают прик...

Обсудить
  • Я твой товарищ. Сидури не все знала о жизни.