Здравствуйте, уважаемые читатели. Я думаю, что статья об археологических следах Тюркского каганата будет не совсем полной, если не дополнить её образцами культуры тюрков того времени.
В одном из курганов Монголии неожиданно оказался... мавзолей...
Фигурки из мавзолея (см. ниже)
В 2011 году Археологи обнаружили на территории Монголии захоронение 7-8 веков нашей эры одного из правителей тюркского каганата.
"Тюркская культура не сильно изменилась за века. Как вы знаете, наши предки устанавливали юрты таким образом, чтобы дверь „смотрела“ на юго-восток. Дверь коридора, который ведет к мавзолею, также выходила на юго-восток. Когда мы начали проводить исследования, стало понятно, каким образом древние тюрки 1300 лет назад раскапывали и закапывали заново подземный объект...Вскоре был обнаружен первый культурный слой – штукатурка. Когда его убрали, то появился коридор, ведущий в мавзолей.
В коридоре длиною 42 метра не было ступеней, зато на стенах по обе стороны начерчены рисунки и расположены четыре арки толщиною в 100-150 сантиметров.Фото предоставлено Сарткожаулы.
Здесь обнаружились боковые камеры-ниши с великолепно сохранившимися деревянными дверьми, запирающимися на бронзовые замки. Ключ лежал внутри камеры и, что удивительно, он до сих пор действует, то есть легко отпирает двери...
Попав в мавзолей (его высота составляет 12 метров – 8 метров под землей, и 4 – на поверхности), ученые ахнули – они оказались в настоящем дворце! Кроме деревянных престола и коробки с прахом сожженного человека, настенной монументальной живописи площадью 120 кв. м, их глазам предстали около сотни терракотовых (глиняных) и деревянных фигурок людей и животных, шесть стягов на флагштоках и примерно три килограмма изделий из чистого золота – искусно сделанная корона, браслеты, кольца, заколки, нескольких тысяч монет, датированных VII веком, – византийских, согдийских, древнетюркских.
«Терракотовые» фигурки символизируют обряд захоронения. Фото предоставлено Сарткожаулы.
В мавзолее было найдено порядка 352 экспонатов. Среди них — драгоценные украшения, живопись, предметы быта. Особый интерес представляют «терракотовые» фигурки и их расположение в одной из камер мавзолея. «Когда мы зашли в одно из помещений, то увидели около 90 маленьких скульптур, они стояли в четыре ряда. Они символизировали обряд захоронения. Однако это еще нужно тщательно изучать. Но сама находка свидетельствует о том, что уже в VI-VII веке изготовление „терракотовых“ скульптур существовало у древних тюрков, которые, возможно, стали первыми, кто его использовал», — рассказывает Алтынбеков.
Настенные рисунки VII века. Фото предоставлено Сарткожаулы.
Как отмечает Сарткожаулы, сооружение и снаряжение подземного мавзолея Майхан-уула в Центральной Монголии характерно только для местных тюркских народов. И к нему не имеют никакого отношения китайские и согдийские мастера. Об этом говорит особенность чертежей, скульптур, рисунков, узоров и украшений мастеров. «Китайские настенные рисунки сохранились только в городах, расположенных к западу от Дун-Хуанна. Рисунки Западного Китая относятся к IX-XIII векам нашей эры. А мавзолей Майхан-уула установлен в VII веке, поэтому настенные рисунки — наследие Великой степи. Конечно же, влияние китайской, восточной культуры не исключается и, я бы даже сказал, неизбежно. Но историко-культурные ценности, найденные в подземном мавзолее, принадлежат нам и являются национальным, культурным достоянием всего тюркского мира», — заключает ученый.
Сооружение и снаряжение подземного мавзолея Майхан-уула в Центральной Монголии характерно только для местных тюркских народов.
Одним из доказательств того, что это именно тюркское захоронение, а не китайской династии Тан, как было принято считать до последнего времени, явилось расположение дверей мавзолея – они, согласно тюркским традициям, обращены на юго-восток. Еще один важный атрибут – изображения двух девятиметровых тигров, одолевающих дракона. У восточных народов считалось, что это священное животное защищает их как при жизни, так и после смерти. Если бы эти тотемы были нарисованы китайским художником, то он, по мнению профессора С. Каржаубая, ни в коем случае не изобразил бы поверженным символ Китая – дракона...
В мавзолее было найдено порядка 352 экспонатов. Фото предоставлено Сарткожаулы.
Влияние китайской, восточной культуры не исключается, но историко-культурные ценности, найденные в подземном мавзолее, принадлежат тюркам, считает профессор.
Больше читать здесь http://apxeo.info/mir/uchenye-...
Так изображали себя тюрки
Фотографии с сайта http://www.uludagsozluk.com/r/...
Такими они предстают по реконструкции.
Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из могильника Каракыстак, Западный Казахстан (тюркское время: 5-8 века н.э.) Автор реконструкции: Т.С. Балуева, Е.В. Веселовская
Скульптурная реконструкция по черепу женщины из могильника Бозок, Северный Казахстан (тюркское время: 5-8 века н.э.)
О Тюркском каганате https://cont.ws/post/447756
Оценили 24 человека
35 кармы