Бойцовские сибирские попы

35 1114

Предлагаю вашему вниманию выбранные места из диссертации Дмитрия Владимировича Олихова "Создание и деятельность Временного высшего церковного управления Сибири (1918–1920 гг.)". Омск, 2014  http://www.omgpu.ru/sites/defa...

Диссертация хороша, содержательна, насыщена фактами. Поэтому и выбранных мест будет много. А для первого раза мы с вами ограничимся выдержками из Введения и Заключения к работе.

Д.В. Олихов.   https://vk.com/id15581318


Автор - не маргинал, не отщепенец. Взгляды его широко известны, в первую очередь в церковных кругах, и не вызывают там неприятия:

<<Основные идеи и теоретические положения исследования апробированы и получили положительную оценку в ходе проведения занятий со студентами Омского епархиального духовного училища и Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, в виде сообщений на церковных и светских научно-практических конференциях, таких как Недбаевские исторические чтения (Омск), Международная научная конференции, посвященная 200-летию Омского кадетского корпуса (Омск) и других.>> (34)

Д.В. Олихов полагает, что РПЦ в Сибири при Колчаке (и на Юге при Деникине) носила активно-антикомунистический политический характер. Белые режимы содержали церковные структуры (и религиозные учреждения других конфессий), а Церковь деятельно боролась с большевиками всеми доступными ей средствами. Автору такая позиция Церкви представляется разумной и справедливой. Автор полагает, что опыт взаимодействия РПЦ с правительствами Колчака и Деникина актуален и в наши дни.


I. РПЦ - большая политическая сила.

<<Деятельность Русской православной церкви (РПЦ) неразрывно связана с историей российского общества, на каждом этапе существования которого она играла важную роль, утверждая непреходящие ценности и ориентиры духовного развития человека. Нередко церковь активно включалась в политическую борьбу, стремилась оказать серьезное влияние на характер и результаты проходивших в стране социальных процессов.>> (4)


II. Не следует замалчивать политические заслуги РПЦ.

<<Канадский историк русского происхождения Д.В. Поспеловский, автор книги «История Русской Православной Церкви в ХХ веке», убежден в полном нейтралитете церкви в годы Гражданской войны и считает советскую власть «палачом», а церковь – «жертвой». На наш взгляд, с данными взглядами нельзя согласиться полностью, поскольку, например, деятельность Сибирского ВВЦУ носила ярко выраженный антибольшевистский характер и никак не была осуждена высшей церковной властью в лице патриарха Тихона>> (16)

<<Книгу протоиерея В. Цыпина «История Русской Православной Церкви 1917–1990» можно считать выражением официальной позиции РПЦ в конце 1990-х гг. Автор полагал, что после Поместного собора 1917–1918 гг. православная церковь сознательно отошла от непосредственного участия в политике и в драматичные годы гражданской войны выступала лишь как нравственный арбитр, стоящий выше междоусобицы. 

Переход церкви на лояльные по отношению к новой власти позиции он объяснял именно этим невмешательством церкви, которая способна уживаться с любой властью.>> (18-19)

Диссертанту позиция В. Цыпина  явно не близка.

<<Протоиерей Георгий Митрофанов выявляет религиозную основу «белого» движения, которое отличалось духовной самоотверженностью и отнюдь не являлось борьбой за сохранение или приобретение земных благ и привилегий. Именно стремление сохранить религиозную и национальную традиции было, по его мнению, определяющим мотивом участников Сибирского ВВЦУ и Крестоносного движения.>> (19)

Кстати, любопытно заметить, что уважаемый Георгий Митрофанов - до омерзения откровенный власовец.  https://cont.ws/@mzarezin1307/...

<<На протяжении последних лет значимый вклад в историографию проблемы внесли публикации Е.В. Лукова и Д.Н. Шевелева. В ряде статей и совместной монографии они сделали акцент на изучении главных особенностей функционирования информационного аппарата «белой» Сибири. Например, монография «Осведомительный аппарат белой Сибири: структура, функции, деятельность (июнь 1918 – январь 1920 г.)» посвящена истории создания осведомительных органов антибольшевистских правительств России. В ней рассматривается в том числе и сотрудничество православной церкви с колчаковскими структурами, справедливо указывается, что духовенство Сибири использовало все свое влияние и авторитет в целях антибольшевистской пропаганды. В издании показано взаимодействие церкви и управления по делам вероисповеданий, деятельность проповеднических отрядов, военного духовенства. При этом просветительская роль церкви виделась авторам шире, чем просто проповедь или идеологическое обеспечение.

Авторы обращают внимание на попытку церковного управления значительно усилить роль прихода в общественно-политической жизни Сибири. Они делают вывод, что причиной неудачи церковной антибольшевистской пропаганды является низкая эффективность усилий духовенства в идеологической сфере. (18)


III. Крестовый поход против коммунизма.

<<Автономная церковная структура, созданная на Томском Соборном совещании в ноябре 1918 г., приняла на себя всю полноту пастырской власти на территориях, подконтрольных «белой» армии. Её активное участие в противостоянии большевикам придавало вооруженной борьбе характер крестового похода, наполняло религиозным смыслом мотивацию добровольцев.>> (186)

<<Временное высшее церковное управление, одним из основных направлений деятельности которого была идеологическая борьба с большевизмом, широко применяло средства прямого духовного воздействия на массы – анафемы, крестные ходы и т.д. Это способствовало «демонизации» образа противника и, как рассчитывали члены ВВЦУ Сибири, должно было мобилизовать население на борьбу с ним.

Таким образом, изучение с позиций исторической антропологии механизмов формирования церковными кругами отрицательного образа «красных», предпринятое в диссертационной работе на основе историко-антропологического подхода, позволяет глубже понять специфику ВВЦУ как органа идеологического противостояния.>> (22)


IV. Надёжная опора незабвенного адмирала.

<<Правительство адмирала А.В. Колчака рассчитывало получить в лице РПЦ и ВВЦУ Сибири идеологического союзника в антибольшевистской борьбе. Эти ожидания вполне оправдались. Церковное управление развило активную антибольшевистскую деятельность, одобряло и благословляло практически все начинания власти, как в военной сфере, так и в устроении жизни в тылу.>> (32)

<<При этом правительство А.В. Колчака взяло на содержание само Временное церковное управление Сибири, а также духовные учебные заведения – семинарии и училища>>. (187)

<<Практика взаимодействия Главного управления по делам вероисповеданий с Временным высшим церковным управлением, инославными и иноверческими структурами была достаточно эффективной в условиях светского государства. При этом и представители государства, и церковные иерархи не считали, что поддержка и содержание церковных структур нарушает сам принцип светскости власти, а также принцип отделения церкви от государства. Правительство считало возможным и необходимым материально поддерживать и содержать церковные структуры всех конфессий в зависимости от количества верующих в них. В то же время правительство и высшие военные чины были приведены к церковной присяге, борьба с «красными» оценивалась как борьба с «демоническими силами», стремящимися поработить и разрушить «Святую Русь». Признание ВВЦУ Сибири высшим представительным органом православной церкви и принятие расходов по его содержанию, придание уставам церковных епархиальных и приходских структур статуса государственных законов, материальное содержание духовенства, в том числе и беженцев духовного звания, – все указанные меры говорят о глубоком осознании государством и церковью своей роли во взаимных отношениях в сложное время вооруженной борьбы.

Окормление православным духовенством воинов строилось на тех же принципах, что и в дореволюционной России. Каждый полк, лазарет и военное учебное заведение имели приписанного священника, осуществлявшего все пастырские мероприятия – богослужения, проповедь, духовные беседы, распространение агитационных материалов. В то же время условия Гражданской войны требовали от пастырей более четкой расстановки акцентов на духовное противостояние. Тем не менее, решения ВВЦУ о создании института гарнизонных благочинных и тем более о введении должности епископа армии и флота можно признать справедливыми, хотя и несколько запоздавшими. Военные неудачи явились определяющими даже в этой духовной борьбе, и здесь можно усмотреть долю вины православного духовенства, отчасти живущего еще категориями синодального периода.>> (188-189)


V. Духовная проповедь политического антикоммунизма.

<<На наш взгляд, и проповеднические отряды как форма миссионерской работы явились значительным подспорьем для военного духовенства. Солдаты действующей армии через проповедников ощущали заботу о себе со стороны тыла. Объектом проповеди назначались не только воины действующей армии, но и тыловые формирования, призывные пункты и поселения прифронтовой полосы. Таким образом, проповедники выполняли миссионерскую работу во всей полноте, не суживая её рамками передовой. Высшее церковное управление, развивая проповедническое движение, поступало справедливо, полагая, что в сфере проповеди и разъяснения задач государственного строительства нужно искать залог победы в Гражданской войне. Однако проводимые мероприятия и в силу недостаточной организованности, и в силу общих военных неудач не привели к достижению поставленной цели.>> (189)

 <<ВВЦУ Сибири использовало все средства, доступные для священнослужителей, в противостоянии большевизму как внешнему врагу и разлагающим настроениям в тылу. Обращения к главам православных и инославных церквей, проповеди, выпуск листовок и агитационных материалов, крестные ходы – все это, безусловно, способствовало укреплению духа сопротивления врагу. Кроме того, было использовано и крайнее средство церковного воздействия – анафема, что делало борьбу с большевиками «священной».>> (189)

<<Тем не менее, нужно признать, что информационная борьба оказалась проигранной. Неспособность живо реагировать на запросы времени, отсутствие собственного печатного органа, как в тылу, так и на фронте, церковный бюрократизм и «синодальный» дух – все это явилось предпосылками поражения в борьбе, осознаваемой как духовная брань.>> (189-190)


VI. Крест в одной руке и "Арисака" в другой.

<<Крестоносное движение является, несомненно, одной из самых светлых страниц истории «белой» армии на востоке страны. Духовное добровольческое движение должно было способствовать укреплению рядов колчаковских войск, придать борьбе религиозный смысл. Зародилось оно слишком поздно – летом-осенью 1919 г., когда исход борьбы был уже предрешен в пользу большевиков. 5000 добровольцев не могли внести перелома в положение дел на фронте. Тем не менее, формирование воинских соединений по духовному, орденскому принципу может иметь место в современной Российской армии, а принципы существования крестоносных дружин могут быть широко применяемы в войсках.>> (190)

По прочтении столь откровенной диссертации обилие религиозной символики и атрибутики в этом эпизоде совсем не кажется преувеличением.


VII. Принципы церковно-белой симфонии универсальны.

<<ВВЦУ Сибири само явилось примером к созданию в мае-июне 1919 г. подобной структуры на юго-востоке России.>> (190)

<Разница в истории ВВЦУ Сибири и ВВЦУ юго-востока России состоит лишь в том, что сибирская церковная структура ликвидировалась в январе 1920 г. в Иркутске, а южная, возобновив свою деятельность в Стамбуле 19 января 1920 г., переросла затем во Временное церковное управление за границей (ВВЦУЗ) и позднее – в Русскую православную зарубежную церковь (РПЦЗ). При этом некоторые архиереи – активные участники ВВЦУ Сибири (например, епископ Нестор (Анисимов)) присоединились в эмиграции к Зарубежной церкви.>> (191)

И вновь сошлюсь на материал о Митрофанове. https://cont.ws/@mzarezin1307/...

При всей очарованности трудолюбивым диссертантом не могу не заметить, что РПЦЗ - омерзительная власовская клоака.


VIII. Опыт церковного антикоммунизма становится всё актуальнее

<<Существенные аспекты темы, включая взаимодействие церковных структур с Главным управлением по делам вероисповеданий правительства адмирала А.В. Колчака, организацию работы военного духовенства, приходскую реформу, несомненно, перекликаются с задачами, которые решают в настоящее время Русская православная церковь, российское общество и государство.>> (5)

<<На современном этапе развития церковно-государственных отношений может быть успешно применен опыт взаимодействия Временного высшего церковного управления Сибири и ветвей светской власти.>> (191)


Раздваивается немного церковная история. С одной стороны (на вынос, для электопаствы), Церковь кротко молилась о своих врагах, претерпевала всяческие мучения, как в первые века христианства, и целомудренно уклонялась от всяческой политики, а, с другой стороны (распивочно, для своих), Церковь гордится своей борьбой с коммунизмом и признаёт, что в такой борьбе любые средства были и будут хороши. 

Я правильно понял господина Олихова?


Хочется закончить этот скорбный пересказ непременной евангельской фразой из типового житийного рассказа о типовом новомученике:

Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят.

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
  • Государство дворян и фабрикантов воевало против Государства рабочих и крестьян. А РПЦ им в этом помогало. Несомненная заслуга. Об этом нужно помнить. Всегда.
  • если церковь занимается духовным, а государство политическим. то все получается. Если церковь начинает лезть в политику и бизнес, начинается бездуховность
  • ПопЫ и пОпы...? Что тут сказать, сегодня ВДВ-шные "батюшки" и с парашютом прыгнут, и из пулемёта-гранатомёта бьют без промаха, и в рукопашном бою сильны, а уж, как окормляют паству молодую- слов нет...!
  • Религия по определению вещь политическая (в отличие от веры), и "кротость церкви" - да, сказочка для хомячков-"электопаствы", всегда.
  • Современный поповский политический дискурс - явная гапоновщина. Как там про Бурбонов говорили после реставрации ? "Ничего не забыли, ни чему не научились".