Ведьмы и русалки. Причины культурного апокалипсиса

17 10766

Утро. Час пик. В маршрутке у входа стоит длинноволосая блондинка. В одной руке, естественно, телефон. Держаться ей не за что, поэтому она просто упирается одним коленом в чью-то сумку. На остановке в маршрутку протискивается еще одна девушка, тоже длинноволосая, только брюнетка. Народ взволновано напирает из двери, выпихивает ее дальше, и она начинает за спиной блондинки возиться в кошельке, толкаясь, причиняя одновременно беспокойство сидящей владелице сумки  внизу, достает из своего кошелька сотку и, через плечо блондинки, передает. 

По салону гуляет сквозняк, поднимая волны волос... Прибывшую от водителя сдачу, по моему, пятаки, блондинка, не отрывая взгляда от телефона, задумчиво отдает брюнетке назад мало помалу. Это трудно делать, так как вся мелочь сразу запуталась и передается вместе с локонами волос, причем уже и светлых и темных. Наконец процесс выпутывания денег из волос, видимо, завершился, напирающая сзади на блондинку молодая дама пытается достать телефон, чтобы тоже впасть в транс, как и стоящая перед ней соседка, но из-за тесноты не может этого сделать. Первая, блондинка, как в замедленной съемке, уже через минуты-две, находит в где-то развевающихся локонах еще монетку и отдает назад.

Вся эта пантомима, абсолютно беззвучная, (по утрам в маршрутках и общественном транспорте бывает такая гробовая тишина) зацепила меня чем-то таким особенным, что я только через какое-то время понял чем. До этого я никогда не задумывался о том, что вообще женщина носит на голове. Это касается и моих близких, и знакомых и незнакомых дам. Ведь, как правило, она сама тонко, интуитивно, чувствует и знает, что ей в данный момент или в данной ситуации делать и как выглядеть. 

Но после этого случая я вдруг понял, что что-то странное происходит с женскими прическами последние десять, двадцать лет... Странное именно тем, что уже лет пятнадцать примерно - а ведь это для моды громадный, чудовищный срок - ничего принципиально не меняется в стиле женских причесок. То есть собственно причесок нет уже как таковых. А есть просто распущенные волосы. Ну расчесала на пробор, зачесала назад, сделала челку, ну завязала в хвост - вот так достижение - это все тот же силуэт, один и тот же уже пятнадцать лет... Прическа, как таковая осталась лишь в теории, как метафизическая мечта парикмахера... 

Светлые длинные волосы - русалка, темные - ведьма. Этот в определенном смысле шикарный ведьмаческий эффект распущенных черных волос недаром используется в кино. 

"Звонок" 2002 г.

Но в нашей средней полосе России ведьм маловато, в основном водятся русалки.

Блогер Виктория Гарсия Берналь

"Модные прически" существуют только теоретически. В парикмахерских молодые дамы - редкие гости. В реальности - улица, семья, учебные, даже медицинские учреждения - все пространство социальной деятельности свободно от всяких причесок. И это явление имеет массовый характер. 

Но ведь так было не всегда. Когда-то эта сфера просто бурлила жизнью, и каждое десятилетие рождало новые формы и стили и, соответственно, новое отношения внутреннего и внешнего...

1900-е...
1920-е...
1930-е...
1940-е...
1950-е...
1960-е...
1970-е...
1980-е и переход в 90-е...

Уже в девяностых мы замечаем как бы оскудение творческого потенциала, потока какой-то невидимой жизни... 

Это просто короткая стрижка, не более того...
Или смутные вариации на темы прошлого...

В лучшем случае в 90-е годы 20 века произошло как бы истощение творческой мысли, интуитивного чувства бегущего времени, которое выразилось (в лучшем случае) в добросовестном подражании прошлым формам и образцам, уже пустым, потому что они прошлые. А в худшем - визуальная абракадабра в духе постмодернизма, когда эклектика (то есть, в данном случае, неряшливое смешение стилей) - это норма. 

Ну, а после 2000 года начинается тихий коллапс... Может быть двадцатый век, вместивший две опустошительные войны, полный ненависти и борьбы, колоссальных надежд, был таким кипучим, таким жадным до осуществленной мечты, что ничего не оставил своим потомкам, (пОтомицам, пИтомицам)? А может просто иссякла энергия женской интуиции?

  

Или эта интуиция ушла в виртуал, в воображаемое и синтезируемое вместо реального и подмены никто не заметил?

Когда то, в пору бурного развития моды вообще и причесок в частности женщины тоже носили время от времени длинные распущенные волосы. 

Людмила Савельева.  Играла Наташу Ростову в знаменитом фильме Сергея Бондарчука "Война и мир"

Но тогда это подчеркивало индивидуальность, отсутствие комплексов, своеобразный шарм, свои неповторимые черты, раскованность, наконец интеллект - (предположительно:)). Причем, и в этом всегда чувствовалось все-же внутреннее стремление к форме, упорядоченности, а значит к перспективе. 

Теперь же, став массовым и непременным условием какой-то сакральной сути, за которую, как за определенную черту, нельзя заплывать, это явление означает, видимо, завершение долгого процесса, его апокалипсис. Тихий такой, незаметный, веселенький апокалипсис, без трещин в земле и трубного гласа. Силуэт в моде - это диктатура, не позволяющая никуда уклоняться, отсутствие силуэта - такая же диктатура.

На то, почему это происходит или уже произошло - есть у меня одна версия. Версия, которая приводит к общим выводам, касающимся нашего общества в целом.

Никакое общественное явление не возникает изолировано от других реалий. Просто так ничего не бывает и каждая деталь общественного социального порядка - это путь, который может привести к центр, откуда все и исходит. 

Женский образ, в котором прическа, конечно - самый важный компонент, несомненно теряет стиль, теряет форму. В моде причесок ведь именно форма порождает общий стиль, очерк, образ и, отталкиваясь от этого, развивается содержание. Господство определенного силуэта, который есть форма, позволяет работать над содержанием. То есть, конечно, если сама форма работает, это не сознательность, а спонтанность и в этом состоит ценность этого роста. Содержание внутри формы может развиваться только, если развивается форма.

Это сравнимо с формами религиозной жизни, - догматами и ритуалами, - используя которые люди развивают духовное содержание, растут во внутреннем духовном смысле. Внутренний мир подвержен росту и позитивным переменам, если есть за что уцепиться внешне.

Была когда-то у меня тетя учительница. Ребенком я отдыхал летом в деревне. Она приезжала практически на все лето, так как отпуск у учителей длится долго. И не делала там никаких причесок - говорила "пусть отдохнут" - о своих волосах. 

Когда молодые женщины все предпочли длинные волосы, без прикрас - это тоже был своего рода отдых, пауза перед новыми поворотами в моде, которые непременно должны были наступить. Но проходили годы, а новые веяния так и не наступили. И все больше становилось ясно, что это был не отдых, а проявление такой роковой усталости, которую уже не преодолеть никакими паузами.

Женская прическа теперь - это аморфная бесформенность, пустота. Это не возвращение к истокам, не отказ от них в пользу чего-либо, а просто коллапс, утраченный смысл, творческое бессилие, бледная немощь современности, утратившей всякое значение, выраженная в женском образе.

Кто-то сказал, что уровень развития общества можно определить по отношению к женщине. Но можно добавить и то, что уровень развития и динамику культуры общества можно определить по тому, как выглядит женщина в этом обществе, содержит ли ее облик некий сакральный посыл, является ли символом духовного роста, знаком, открывающим путь, шифр бесконечности...

Наше время значимо тем, что в некоторых сферах жизни, таких как женская прическа, гораздо ярче, чем в других, проявляется ощущение культурного тупика. Потому что принцип хлеба и зрелищ, призрачных надежд для толпы, актуального еще с времен римского плебса, застит взгляд на многое остальное, где иллюзия становится реальностью... 

Шабаши по продаже счастья от Тони Роббинса

И взгляд не способен увидеть за этими зрелищами ни собственной ограниченности ни, тем более, завершающего диссонанса каких-то общественных, культурных явлений. Кстати будет вспомнить о парадоксе развития, который состоит в том, что атомизированная масса, пусть и сплоченная, но состоящая из противостоящих друг другу индивидов - это и есть толпа, а общность, объединенная какими-то высокими идеями - народ.

Самое главное - цивилизация не может бесконечно развиваться экстенсивно, вширь, захватывая новые рубежи, осваивая новые территории.

Приходит время, когда все новые территории становятся старыми, все открытия уже только продолжают старые принципы, движутся по накатанным траекториям, и то это если, конечно, говорить о действительных достижениях, а не фальсифицированных "открытиях", сделанных ради грантов, которые выдают государственные комиссии, не всегда понимающие суть дела. Это как медпрепараты на основе уже давно существующих веществ. Теория относительности уже доказана много раз и много раз опровергнута. Все уже опробовано, все старо, избито, банально. Все уже было, а повторять силуэты и принципы прошлого уже тоже невозможно, потому что и повторений было превеликое множество. Хватит уже, надоело. Все надоело.

Эту истину подтверждает и мода на дырявые коленки, которая конечно опять таки повторяет "моду на нищету" не только Средневековья, но и нашего времени.

Обществу пора развиваться интенсивно, совершенствовать свою духовную сторону, но этого нет. Почему? Потому что в свое время не был сделан шаг к тому, чтобы объединить личное с общественным, а субъективное с объективным.

Советский плакат, посвященный дружбе народов.

То есть, точнее, этот шаг был все-таки сделан, но в силу разных обстоятельств не был закреплен. А без такого объединения интенсивное развитие не возможно.

Это не просто слова и термины. Замыкаясь в себе человек лишается той энергии, которая находится в коллективном бессознательном, этой колоссальной сокровищницы тысячелетнего опыта или эта энергия начинает проявляться в извращенном виде, искажая и травмируя духовную организацию человека. Людей, как атомизированных сущностей, преследует тревожность и заниженная самооценка, которые могут проявляться, в частности, и в чрезмерном подчеркивании собственной значимости. Общественное, объединяющее начало проявляется только в отдельных акциях, это такие разовые всплески активности, как правило, негативный ответ на негативные, враждебные обстоятельства, которые не могут преодолеть зашоренности эгоизма. 

Тут опять не обойтись без примера духовной организации различных вер и исповеданий. Нигде в мире нет такого, чтобы человек самостоятельно достиг спасения, просветления и т. д., он должен сочетать личный внутренний опыт и общественный поступок, который проявляется во время коллективных, объединяющих молитв и ритуалов. Эти два аспекта подпитывают друг друга. Они неразрывны.

И мода тоже - взаимообмен между сокровенным личным - содержанием и общественным, социальным - формой, силуэтом, это составляет (составляло) основу развития. Да, эгоизм раньше прихватывал - из-за наличия еще не освоенных (в разных смыслах) пространств какую-то долю общественного достояния. Мог в силу жадности до нового двигаться вперед - этот эгоизм теперь кружится вокруг своей собственной оси в давно изученном, освоенном, мучительно скучном пространстве и не может произвести ничего нового.

Думаем мы об этом или нет - неважно, но главный трагизм (или трагикомизм) нашего времени заключается в том,что лимит развития, где движущими силами является оппозиция: "я" - "общество", полностью исчерпан. 

По ходу исторического сюжета, который не в силах изменить, мы как бы оказались в пространстве, в котором не ориентируемся по настоящему. Мы вступили в эпоху, когда требуется развиваться уже интенсивно, внутренне, но сама эта эпоха обогнала нас, ее суть ускользает от нас, занятых борьбой друг с другом, с обществом, борьбой за выживание, на которую нас толкает существующий порядок вещей. Внутренне развиваться может только действительно гармоничное общество и человек в этом обществе, где личное и общественное существуют в гармонии единства. Но сама мысль об этом так далека о нас, что мы даже не можем представить, что так может быть. А ведь это единство только и способно породить интуицию, которая оживляет творческое начало в человеке, делает из плоского изображения объемную картину...  

Гибель "великого артиста". Зеленский и Нерон

"Какой великий артист погибает!" - провозгласил, умирая 9 июня 68 года от Р.Х. совершил самоубийство, потеряв надежду избежать ареста и казни победившими мятежниками Луций Домиций Агено...

МИД Таджикистана заявил о массовых отказах во въезде в Россию

Сотни граждан Таджикистана застряли на КПП «Саргарчин» на границе Казахстана и России, сообщило агентство «Азия-Плюс». МИД обсудил с послом России сложности при пересечении гра...

Обсудить
  • Если цивилизация не ставит во главу угла счастье простого человека, такая цивилизация медленно превращается в тюремную диктатуру, со всем ее разнообразием технических достижений, очередная разработка несет отпечаток контроля и предотвращения терракта от бедного озлобленного люда.
  • Чо к бабам пристал?
  • :thumbsup: В коллекцию. Артефакт.
  • Шикарный длинный заход. Константация ситуации. И ... А дальше что? Или все эти Буковски ради мысли: "Надо жить в гармонии с миром"?
  • Когда вижу джинсы ..точнее швы от джинсов, удерживающие вокруг ноги прямоугольные дыры, видятся следующие визги из одних дыр, связанных шнурочками))) И все едино -что в малом, то в большом, что в мозгу, то и на теле. С новой системой образования дыры везде становятся все больше.