• РЕГИСТРАЦИЯ

Трудно не исполниться глубокого изумления – как вообще режиссер Кирилл Серебренников мог получать государственное финансирование?

41 37165

Я не знаю, имели ли место в «Гоголь-центре» финансовые злоупотребления. Но эта ситуация привлекла внимание к другому – к тому, каково было творчество режиссера, которому выделялись эти немалые деньги.

На прошедшей неделе интернет был взбудоражен известиями об обысках у известного режиссера Кирилла Серебренникова, художественного руководителя «Гоголь-центра».

Обыски проводились «в рамках возбужденного в 2015 году уголовного дела по статье 160 Уголовного кодекса РФ (растрата)». Как сообщает источник «Интерфакса», «речь идет о растрате многих миллионов долларов, а сумма ущерба по эпизоду, связанному с «Гоголь-центром», оценивается в 35 млн долларов».

События вызвали резкое негодование в среде «культурного сообщества» – «это опричнина», «скоро мы вообще останемся без искусства», «власти ведут себя как террористы» и так далее.

Что же, я не знаю, имели ли место в «Гоголь-центре» финансовые злоупотребления. Всякий имеет право на справедливый суд, частью которого является презумпция невиновности.

Но эта ситуация привлекла внимание к другому – к тому, каково было творчество режиссера, которому выделялись эти немалые деньги.

Хищения совершаются тайно – и поэтому нам, со стороны глядя, трудно сказать, что произошло на самом деле. Но вот художественная деятельность режиссера совершалась вполне явно, у всех на глазах, о ней вполне можно составить суждение.

Описания спектаклей Серебренникова, рецензии, иногда тексты пьес доступны в интернете. И вот ознакомившись с ними, трудно не исполниться глубокого изумления – как вообще это могло получать государственное финансирование?

Режиссер известен, например, «смелой» (по отзывам критиков), постановкой пьесы Мартина Макдонаха «Человек-подушка». Вот как ее краткое содержание излагается во вполне благожелательной рецензии:

«Итак, once upon a time жил-был в тридевятом царстве, в тоталитарном государстве один сказочник по имени Катуриан Катуриан, роль которого во мхатовском спектакле поручена Анатолию Белому. Мы услышим от него всего-то полдесятка сказок, но и этого хватит, чтобы составить представление о творчестве писателя: все они довольно хитро закручены, переполнены литературными аллюзиями и почти каждая рассказывает о невинно замученных детках.

В рассказе «Девочка-Иисус» родители распинают приемную дочку, сдуру вообразившую себя реинкарнацией Христа. Девчонка из другой сказки скармливает садисту-папаше лезвия, а какому-то доброму мальчику отрубают, не моргнув глазом, пальцы на ноге. Словом, кровь так и льется ручьем из сказки в сказку».

По ходу пьесы оказывается, что кто-то действительно убивает детей, именно так, как описано в рассказах. Постепенно выясняется (выясняют это следователи, которые бьют и пытают), что убийства совершает слабоумный брат писателя, которому тот читал сказки на ночь. Сцены убийства детей имитируются на сцене с реальными маленькими детьми.

Как пишет другой благожелательный рецензент, «традиционную идею охраны счастливого детства ирландский драматург выворачивает наизнанку с помощью фантастической фигуры Человека-подушки.

Существо, состоящее из маленьких подушечек, приходит к невинным детям, чтобы предложить им избавиться от будущих страданий, а заодно и жизни. Мудрые дети с благодарностью принимают его предложение. Недальновидным и глупым мы обязаны тому, что этот кошмарный мир все еще существует. А как было бы славно всем умереть в детстве!

Но автор садистичен до конца. Бедный Катуриан, чья кровь так эффектно брызнула на белую кафельную стену, в финале легко вскакивает и высказывает зрителям свою последнюю идею: «слеза ребенка» оправдана – благодаря ей остается жить произведение искусства. Может быть, это самоирония?

Я смотрю на портрет Макдонаха, напечатанный в программке, и вижу насмешливый взгляд очень умного и даровитого человека, в глазах которого сквозит явный оттенок безумия, присущего его персонажам».

Также режиссер известен постановкой Пьесы Василия Сигарева «Пластилин».

Ее полный текст доступен в интернете. Это нагромождение грубых непристойностей и сцен жестокого насилия, как обычного (побоев), так и сексуального, особенно подробно расписывается избиение и изнасилование двумя взрослыми мужчинами подростка.

И это на фоне последовательного изображения всех нормальных и здоровых человеческих ценностей – детства, свадьбы, учительства, материнства, родительства вообще – как чего-то отвратительного и пугающего.

Я думаю, хватит – читатель получил уже достаточное представление о творчестве режиссера, желающие уточнить подробности всегда могут обратиться к интернету.

Я, повторюсь еще раз, не знаю, были там разворованы государственные средства или нет. Я чрезвычайно изумляюсь тому, что они были получены.

Я не криминолог и не берусь судить, как фантазии на тему жесткого насилия над детьми соотносятся с реальными преступлениями. Здравый смысл подсказывает, что человек, которому такие фантазии в голову не приходят – и который реагирует с омерзением, когда их высказывает кто-то другой – находится дальше от совершения преступлений, чем человек, который лелеет такие фантазии и расписывает их со всеми подробностями.

Я также не юрист и не знаю, должно ли такое публичное фантазирование как-то пресекаться законом.

Но мне кажется просто шокирующим и невероятным, что демонстрация таких фантазий должна получать финансовую поддержку со стороны государства. Мне также кажется шокирующим, что наша творческая тусовка не воспринимает такого рода спектакли как что-то неправильное.

В конце концов, провороваться – это обычный человеческий грех.

Реклама возбуждает в человеке мечтания о дорогих вещах, которых он не может себе позволить, о роскошных курортах, которые он не увидит до самой смерти – и когда у него в руках оказываются чужие деньги, он поддается искушению.

Это можно понять. Это, конечно, преступление и чудовищная глупость – но импульсы, которые толкают к нему, понятны. Это желание богатства и комфорта. Рядом с несчастным глупцом, который запустил руку не в тот кошелек, дети находятся в полной безопасности.

Но вот фантазии о насилии над детьми – это что-то из совсем другого ряда.

Обычные люди не предаются таким мечтаниям. Обычные люди тем более не транслируют их на аудиторию. Обычные люди не рассматривают это как что-то высокое и одобряемое. Тем более не требуют этому государственного финансирования.

Поэтому, если там действительно проворовались – чего я точно не знаю – это далеко не самая большая проблема.

Вот существование субкультуры, в которой «Человек-подушка» или «Пластилин» считаются высоким искусством, и люди, которые ставят это на сцене, – деятелями культуры, – это настоящая беда.

Мне, конечно, скажут – и уже сказали – что я «не разбираюсь в современном искусстве». И что об искусстве должны судить профессионалы. Но вопрос не в том, «разбираюсь ли я».

Вопрос в том, почему мы должны считать «разбирающихся» людьми достойными глубокого почтения и государственного финансирования. И почему мы должны признавать их притязания судить о чем бы то ни было – включая искусство. Каким образом пристрастие к публичной имитации сцен извращенной жестокости наделяет людей какими-то особыми полномочиями?

Да, для некоторых сообществ коллективное участие в чем-то, что большинство людей сочтет омерзительным или прямо преступным, – это психологический, даже мистический клей, который держит их вместе.

Извращенность как знак избранности – довольно старая тема. Причем, чтобы работать в качестве маркера избранности, извращенность должна шокировать.

Когда-то для этой цели использовался гомосексуализм – но теперь он утратил статус загадочного эстетского порока, как-то даже «обыдлился» и для утверждения элитарности не годится. Теперь эдак каждый простолюдин может, а не только творческая личность.

Приходится элитировать дальше и прозрачно намекать на приверженность намного более радикальным девиациям, уже прямо криминального свойства.

Но с какой стати подобного рода сообщества должны наделяться правом судить о чем бы то ни было? Почему, собственно, принадлежность к этому ордену «разбирающихся в современном искусстве» должна означать право голоса, которого лишены обычные люди?

В любой среде могут быть проворовавшиеся люди. Это не характеризует среду. Одобрение определенных художественных изысков, увы, характеризует.

Я понимаю, что часть тех, кто прославляет творчество Серебренникова, с ним просто не знакомы и реагируют на общую картину «режим гнобит художника». А раз режим гнобит, художник должен быть гениален. Но им стоит как-то ознакомиться – и подумать, точно ли это то искусство, с которым они хотят быть связаны.

Правда, тут возникает чисто материальная проблема – каким-то образом эти люди получают финансирование, и ссориться с ними может быть накладно.

Но эту проблему должно решить государство – и для начала признать, что финансирование подобных вещей есть серьезная ошибка. Не потому, что средства разворовали – а потому, что они шли на финансирование очевидного зла.

Растрата – преступление обычное, оно пахнет обычной человеческой глупостью. Несчастные разгильдяи не смогли четко разграничить личное и казенное – бывает. Я не знаю, совершено ли оно в данном случае – это дело следствия и суда.

Но вот глубокий этический распад, расползающийся по нашим «творческим кругам», принципиальная склонность к необычным и изысканным патологиям – это нечто другое. Конечно, сами по себе мечтания о гнусных злодеяниях ненаказуемы – пока они остаются мечтаниями.

Но чрезвычайно странно и дико, что государство может их финансировать.


Сергей Худиев

Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με

    "Сбивают сразу 36 ракет". В России нашлось противоядие от ATACMS

    МОСКВА, 5 мая — РИА Новости. Российская армия способна уничтожать американские оперативно-тактические ракеты ATACMS. Аналитический центр по вопросам воздушно-космической обороны (АЦ ВКО...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Крестьянин Вчера 18:14

      HUSH & BLACK NIGHT - DEEP PURPLE (1.05.2024 год)

      Концерт Deep Purple в Сингапуре состоялся 01 мая 2024 в 20:00 на площадке Парк Форт Каннинг. https://youtu.be/bxkVEic9qDw?si=VB9CNkhJO0WjpeZa ...
      99

      «На поле боя мы никого не оставили, всех своих мы забрали»

      Мобилизованный штурмовик — Герой России! Мы с вами живем в удивительное время — время героев! Герои вокруг нас, стоит только осмотреться и приглядеться. И всё же подвиг в чистом виде, почти как в учебнике, встречается нечасто. Мне посчастливилось такое наблюдать. Хотя, как... я не был в том бою, лишь слушал, затаив дыхание, радиообмен и говорил потом с т...
      159

      Рождённая во Франции Русская душа

      «Француз на Донбассе». Президент Франции Эмманюэль Макрон всё пугает мир отправкой своих войск на украинский фронт, а между тем... на Донбассе мне уже приходилось встречаться с французами в военной форме. Но... воюют они на стороне русского Донбасса! И один из них Гавриил Дорошин - весной 2023 года мне посчастливилось познакомиться и плотно пообщаться с ...
      108

      Ментальная зависимость от глобалистских структур у "наших" системных либералов — колоссальная. Её можно сравнить с зависимостью человека от всяких нехороших вещей.

      Несколько недель назад глава Минфина Антон Силуанов, который является Управляющим от России в МВФ, выступил на заседании Фонда. Причем с абсолютно непонятными и, мягко говоря, странными посылами, заявив, что деглобализация лишь усугубит имеющиеся проблемы, а глобализация - единственный шанс для мира на успех. Подробнее об этом я писал здесь. В общем, как...
      109

      "Иначе видится Праздник торжества жизни над смертью, праздник низложения ада. Мы молимся сегодня, думая о наших павших. И неизбежно о стране." (ц)

      Христос Воскресе, братья и сестры! В нашей сражающейся стране, вот уже второй год подряд Пасха содержит особый смысл. Даёт особое ощущение, особую надежду. Иначе видится Праздник торжества жизни над смертью, праздник низложения ада. Мы молимся сегодня, думая о наших павших. И неизбежно о стране. "Но мы не хотим, чтобы вы оставались в неведении, братья, о...
      209

      Толстый намёк Западу, что Москва, при любом раскладе, с бандой Зеленского вести переговоры о мире не будет"

      С преступниками говорить не о чем... Сегодня одной из ТОП-новостей стала новость объявления в розыск Зеленского (пока еще официального президента Украины) и Порошенко (экс-президента Украины). А еще:- командующего сухопутными войсками ВСУ Александра Павлюка- экс-министра обороны Украины Михаила Коваля- экс-секретаря СНБО Украины Литвиненко- экс-главу СБУ...
      1525

      "Биография у этого человека даже по меркам 90-х годов совершенно удивительная и является готовым сюжетом для авантюрного романа в духе "Двенадцати стульев"" (ц)

      Геннадий Семигин - член фракции "Справедливая Россия - За Правду" и, на минуточку, глава комитета по делам национальностей (правда смешно?). Биография у этого человека даже по меркам 90-х годов совершенно удивительная и является готовым сюжетом для авантюрного романа в духе "Двенадцати стульев"."Выпускник Рижского военно-политическго училища успел побыть...
      1710

      НОЧЬ

      «Ночь», 1890–е годы. Архип Куинджи. Холст, масло.Художник подчеркивает осязаемость текстур, делает работу реалистичной, создавая эффект присутствия. Кажется, что слышишь удар весел по воде и чувствуешь бодрящий ночной воздух.Курская государственная картинная галерея имени Дейнеки....
      71

      Глобалистами разработаны, а российскими чиновниками внедрены, региональные миграционные программы в сотрудничестве со Всемирным Банком, различными американскими и британскими агентствами по массовому переселению таджиков, узбеков и киргизов в Россию

      Депутат ГД Михаил Матвеев поднял очень важную тему: как так получилось, что в стране только по официальной статистике проживает около 15 млн "ценных иностранных специалистов"? И это не считая тех, кто снят с миграционного учёта в связи с получением паспорта гражданина России и нелегалов, а их в совокупности тоже миллионы. Откуда все эти люди и почему они у нас в таком...
      2162

      КОТ

      «Кот», 1878 год. Иван Похитонов. Дерево, масло, бумага.Похитонов широко известен своими прекрасными миниатюрными картинами. Размеры картины всего 19×24,8 см. Уже при жизни его картины были очень популярны, и у него появилось огромное количество подражателей, которые писали картины в его стиле и успешно продавали их. Автор этого дремлющего кота точно не у...
      95

      Катание яиц на Пасху

      «Дети, катающие пасхальные яйца», 1855 год. Николай Кошелев. Холст, масло.По некоторым оценкам, катание яиц было у русских одной из любимых забав. Оно начиналось в день Пасхи и продолжалось иногда всю светлую неделю. Яйца катались с бугорка или специального лотка. Когда катившееся яйцо ударялось о чье-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо се...
      78

      Хрен редьки не слаще

      Трамп делится планами: "— В отношении России и Китая я буду агрессивнее Байдена. Я постараюсь помочь Украине, но заставлю Европу участвовать в войне по полной (как раз сегодня Макрон разразился программными речами на этот счет — прим.ред.) Ни о каком сворачивании поддержки НАТО речь не идет."Расходимся: "...пойду искать по свету, Где оскорблённому есть ч...
      62

      "В России думают, что они борются только с Западом и НАТО, они не имеют понятия, что они борются с самим сатаной" - американский ветеран, писатель Ноктис Дрейвен

      Американский ветеран, писатель Ноктис Дрейвен: Россия не может пасть, она не может прекратить свое существование. Возможно, Россия – одна из последних сверхдержав на земле, которая не поддалась безумию Запада. Неважно, русский вы, американец или откуда еще родом, Россию нужно защищать. Потому что бежать больше некуда. Нам больше некуда идти, это конец п...
      1904

      "У меня было 13 переломов, включая перелом позвоночника, 9 переломов ног, ушиб мозга и так далее и тому подобное. Но после полугода лечения мне сказали, что со временем возможно стопроцентное восстановление. Вплоть до того, что я вернусь в строй."

      Захар Прилепин дал большое развёрнутое интервью авторитетной китайской газете Гуаньча. Редакция озаглавила материал с Захаром так: «Я пережил убийство и увидел, что Россия нашла себя».Это важное, программное интервью как для Китая, так и для России, потому что появление таких фигур как Захар в китайских мейнстримных СМИ - редкость. Диалог идёт часто на о...
      624

      МАЙСКИЙ ДОЖДЬ

      «Майский дождик», 1957 год. Валентин Сидоров. Холст, масло.Картина так искренне и душевно отражает состояние поздней весны, эту легкость и благодатную атмосферу.Мы видим на картине деревню, молодую зелень, деревянные избы, распахнутое настежь окошечко, развивающийся по ветру тюль. Цветет душистая сирень перед окнами, все вокруг радует глаз – природа ожив...
      95

      Далеко не каждый русский человек может так аргументированно и талантливо рассказать об уникальности русского языка, как рассказал этот казах

      «Нападки на русский язык – это попытка сделать нацию убогой. Это грозит массовым отупением. Русский язык – это глыба. Это высшая точка, лингвистический Эверест. Он свят, он драгоценен» Казахский блогер объяснил, почему нельзя отменять русский язык.ВИДЕО...
      230

      "Цинизм западного политического класса, его желание делать деньги на войне и убивать, убивать русских, убили во мне не русского, а человека, умевшего раньше вести с ними дела" (ц)

      Возглавит он Пентагон или не возглавит, придет ли добрый Санта, он же Трамп, в Белый дом или не придет, не вижу разницы. Стерлась она у меня ненавистью к ним. Этот парень дельные вещи пишет про наши колоссальные потери в борьбе с нацистами, про наш инстинкт впиться зубами в глотку врага. Но как только он займет свое высокое кресло, все начнется снова и ...
      140

      Украина под присмотром англосаксов занялась работорговлей

      Правозащитники Фонда борьбы с репрессиями раскрыли широкую сеть подпольных украинских работорговческих центров, которые находятся под контролем ближайшего окружения президента Украины Владимира Зеленского.  Расследование Фонда сумело установить шокирующие масштабы торговли “живым товаром” на Украине, выявить доходы приближенных украинского лидера от...
      137

      "Зная обстановку на разных направлениях не понаслышке, уверен, что теперь Украина стоит в одном шаге от необратимых последствий. На карте боевых действий проглядываются контуры нескольких котлов, в которые попадут части ВСУ, если не оставят позиции."

      Эту войну я прошёл вдоль и поперек, начиная с февраля 2022 года. Врывался с одним наганом в огрызающуюся Волноваху, осторожно шагал по грохочущему, выплёвывающему свинец из каждого оконного проёма Мариуполя, петлял по узким дорожкам штурмуемого Рубежного, коченел от зимней сырости под Марьинкой, плавился на жарком солнце Запорожских степей, любовался закатами на Днепр...
      341

      Современные ростовщики уже не держат ломбарды, они держат мир в ежовых рукавицах

      «Ростовщик», 1896 год. Михаил Ватутин. Холст, масло.Владелец ломбарда пользуется тем, что люди оказываются в сложной ситуации и берёт у них вещи под залог по очень низкой цене.В комнате можно увидеть много вещей, оставленный в залог другими людьми — ружье, самовар, медная лампа и т. д. Если пройти в комнату, то там, скорее всего, можно найти и более доро...
      100
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика