О механизме творческого мышления

3 1006

Вопрос творческого мышления, креативности — это одна из самых сложных проблем психологии мышления.

Среди всех людей на свете процент творчески мыслящих людей составляет всего 10 %. А талантливых, способных сделать какое-либо открытие еще меньше. Поэтому природа творчества и творческих способностей людей давно интересует ученых.

Первые попытки ученых описать механизм творческого мышления относятся к началу 18 века. Они оказались безрезультатными и лишь привели исследователей к собственному креативному решению проблемы – было введено понятие бессознательного.

В этой связи замечу, что это понятие ввел не кто иной, как немецкий философ Годфрид Лейбниц, изучавший проблемы творческого мышления. Великому психоаналитику З.Фрейду в то время еще предстояло ждать своего рождения лет двести. Да и психологии, как отдельной области научных знаний тогда еще не было.

Годфрид Лейбниц пытался понять особенности мышления известных творческих людей своего времени. И суть его исследования заключалась в расспросах их об «алгоритме» действий их мозга в процессе мышления. Однако, люди помнили только отправную точку своих размышлений и конечный результат. Это позволило Г. Лейбницу предположить, что творческие процессы мышления находятся в области бессознательного.

Исследования продолжались, и следующий этап заключался в том, что психологи пытались наблюдать и анализировать процесс мышления творческих людей. Но столкнулись с той же самой проблемой недоступности для наблюдения самых существенных моментов, связанных с творческим мышлением.

Здесь самое время вспомнить Д.И. Менделеева и других ученых, сделавших свои великие открытия путем внезапного озарения после тяжелых логически верных рациональных рассуждений. В этом творческое мышление сродни интуиции, если определить ее как беспредпосылочное постижение истины. Разница в том, что решение творческих задач все же имеет предпосылки – процесс рационального мышления.

Третий этап изучения начинается в 20 веке, в его первые десятилетия. У его истоков находился немецкий ученый, основатель гештальт-психологии Макс Вертгеймер.

Он первым приступил к изучению творческого мышления следующим образом. Испытуемым он предлагал простые творческие задачи и ограничивал время их решения. Если за это время испытуемый с решением задачи не справлялся, ему предлагалась подсказка, но она давалась в такой форме, что нужно было еще догадаться, как ей воспользоваться. Одновременно с этим ученый наблюдал за поведением творчески мыслящих людей, пытаясь кое-что выяснить об их мышлении по их поведению. При этом картина не столько прояснилась, сколь запуталась.

Вертгеймер предложил определение творческого мышления, в которое оказались включенными характеристики и личностные особенности творческих людей.

Определение состоит из нескольких пунктов.

Творческое мышление никогда не повторяет пройденного, и всегда идет оригинальным и новым путем. То есть творчески мыслящий человек каждый раз вносит в решение задачи что то новое.

Творческое мышление ищет и находит несколько разных решений одной и той же задачи, не довольствуясь одним единственным ее решением.

Творчески мыслящий человек не боится быть белой вороной. То есть отличаться от окружающих людей и привлекать к себе всеобщее и не всегда доброжелательное внимание.

Творчески мыслящий человек почти всегда критически настроенный человек, который критикует не только собственные идеи, но и мышление других людей, тем самым вызывая к себе неприязнь и порождая конфликты.

Таким образом, в определении оказались смешанными и особенности мышления и особенности личности человека. А вопрос креативности до сих пор открыт. Это одна из самых сложных проблем психологии мышления.

Исходя из определения, я бы отнесла к творческим личностям К.Г. Юнга с его идеями о коллективном бессознательном и своеобразной структурой личности, А. Кроули, В. Паули, о Дмитрии Ивановиче уже упомянула. Список можно продолжить, естественно.

Кого бы вы сами отнесли к творческим личностям? Может быть, себя?

На «сладкое» парочка головоломок от М. Вертгеймера. Тех, что он предлагал своим испытуемым в начале века:

Из шести отрезков одинаковой длины требуется создать четыре равноСТОРОННИХ треугольника.

Нарисуйте девять точек так, чтобы получилась «сетка» три ряда по три точки. Четырьмя прямыми линиями перечеркните ВСЕ девять точек.

Успехов!)

Автор: Панина Ирина Николаевна

Источник

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Обсудить
  • а сколько времени отводилось на решение задач? если 5 секунд то я уложился )))
  • :thumbsup: :thumbsup:
  • А почему нужно 4 прямых? Достаточно - 3-х, ведь условия не отрывать карандаш от бумаги - не было. :question: