Несмотря на то, что Китай довольно давно входит в число первых экономик мира, и влияние его на международную политику трудно переоценить, устройство Поднебесной остается загадкой для многих, а жизнь китайцев - восточно-азиатской сказкой, далекой от действительности.
А сколько копий и зубов поломано о "социализм с китайской спецификой"… не счесть! Идеологи, политологи, болтологи трактуют сие явление каждый на свой лад. И чем левее политические взгляды начетчика, тем специфичней китайский "социализм".
К счастью, сегодня за Китайской стеной работают не только российские дипломаты и бизнесмены, но и рядовые коммунисты. И вот, один наш Китайский Товарищ, который провел в КНР не один год, ответил на вопросы нашей редакции о жизни и устройстве Поднебесной.
= = =
Как Вы считаете, Китай идет по пути социализма или нет?
В долгосрочном плане Китай, конечно, идёт и будет идти по пути социализма, пока официальной идеологией в стране остаётся коммунизм, а государственное устройство происходит от антиколониальной революции, совершенной при поддержке СССР. Но для того, чтобы социалистические тенденции возобладали, необходимо общемировое движение в сторону коммунизма. Пока же в общемировом масштабе мы продолжаем двигаться вправо, Китай тоже будет двигаться от государственного капитализма в сторону государственно-монополистического при господстве отечественных частных монополий, а то и колониальной модели с господством транснациональных корпораций (какая из этих двух тенденций в итоге возобладает, на данный момент мне невозможно прогнозировать). Но на данном пути тоже могут происходить как ускорения, наподобие приватизации начала 2000-х годов, так и замедления наряду с откатами.
Что за общественно-экономический строй в Поднебесной, и какими тенденциями это можно подтвердить?
В Китае в целом - капитализм. Есть совершенно чёткое определение социализма - это расширенное воспроизводство коммунистических отношений в производственной и общественной жизни. Такого в современном Китае точно нет - как и не было такого, скажем, на начальном этапе советского НЭПа. Идёт накопление капитала, и наёмный работник - несмотря на рост номинальной заработной платы - всё более слабеет перед лицом денежных фондов и производительных сил, накапливаемых в руках миллионеров и миллиардеров. Хотя масса производительных сил и денег в руках государства тоже растёт, нет никаких признаков того, что приближается новый строй, который характеризовался бы отсутствием безработицы, долгосрочным централизованным планированием, отсутствием рынка рабочей силы - всего того, что мы наблюдали в СССР первых двух пятилеток. Как раз наоборот - тридцать лет в Китае рост частного сектора опережал рост государственного; была даже частичная приватизация в начале нулевых. И хотя после кризиса 2008-2009 годов наступление частного капитализма на социалистические тенденции застопорилось, это, по-видимому, только временное явление. Ничего такого не произошло ни в мировом масштабе, ни в масштабе Китая, что свидетельствовало бы о том, что тенденции 1990-х и 2000-х годов (от госкапитализма при влиянии диктатуры пролетариата обратно к государственно-монополистическому капитализму) сломлены, и Китай повернул в сторону коммунизма.
Можно, конечно, сказать, что в Китае существует некий «социализм» буржуазно-левокейнсианского толка, но такими определениями на фоне общемирового наступления неолиберализма с беспрецедентным неравенством сейчас очень легко разбрасываться. Да, можно сказать, уровень неравенства в Китае даже сейчас не дотягивает не только до африканского, латиноамериканского или штатовского, но даже и до европейского - если рассматривать на предмет неравенства Евросоюз в целом, а не вульгарно по отдельным странам. Дальше разрыв будет, по-видимому, только увеличиваться, но это не аргумент в пользу наличия в Китае социализма в определении Маркса или Ленина, первой стадии коммунистической формации - переходного этапа от госкапитализма к коммунистическому способу производства.
Но опять же, повторяюсь, все эти победы капитализма в Китае являются непрочными и не окончательными, пока существующий государственный строй не заменили другим, ибо нынешний государственный строй не представляет прочной основы для буржуазной диктатуры. Она зашатается сразу же, как только в мировом масштабе социализм перейдёт в наступление. Для этого не потребуется какой-то политической революции, ломающей в государстве всё и вся - достаточно будет всего лишь перелома внутри партийной и государственной системы, как в 1976-78 годах. Скорее наоборот - переворот потребуется самой буржуазии, чтобы удержать текущие тенденции.
Сегодня китайский капитал находит применение во многих странах мира, в том числе - слаборазвитых (Средняя Азия, Восточная Азия, Африка). Там строится различная инфраструктура, предприятия и прочее. Что это, построение социализма с китайской спецификой?
Нет, это называется «субимпериализм». Капитал американских и других транснациональных корпораций ввозится в Китай, извлекая прибавочную стоимость из труда китайских работников, а капитал китайских компаний находит себе схожее применение на рынках, завязанных на Китай. К социализму такого рода способ производства не имеет отношения, но он может быть одним из способов развития производительных сил в аграрных странах или странах-экспортерах одного полезного ископаемого, пытающихся встать на социалистический путь. Например, СССР пытался применять такой метод в 1921-22 годах, привлекая капиталы из наименее империалистичных капстран. Что же касается инфраструктуры в отсталых странах, то она строится ВСЕМИ иностранными инвесторами в той или иной степени - в зависимости от распределения рыночной власти между ними и местными властями. В конечном итоге эта инфраструктура всё равно окупится прибавочным трудом местных работников либо природной рентой, представляющей из себя прибавочный труд других работников. Вопрос лишь в распределении этого прибавочного труда - насколько крупную его часть способен захватить иностранный капитал, не делясь с «принимающей стороной».
Если Китай часть капиталистической системы, то как сказывается на Китае нынешний экономический кризис? Присутствует ли инфляция, рост цен, урезание льгот, растет ли закредитованность населения, безработица и тому подобные прелести капитализма?
Китай опять избежал экономической рецессии, но есть некоторое замедление экономического роста, падение инвестиций, некоторые проблемы в строительном секторе (потребовавшие снижения ипотечных и других процентных ставок) и соответственно - потери рабочих мест, которые, правда, не слишком болезненны, потому что из-за демографической специфики сейчас с рынка труда каждый день уходит на пенсию в несколько раз больше людей, чем на него приходит. Что касается локдауна, то он был всего две недели: одна из которых совпала с новогодними каникулами, когда и так почти все учреждения закрыты, и потому правительству не требовалось никому рассылать чеки, что спровоцировало бы инфляционную нагрузку по американскому сценарию.
Поэтому последнее время китайский юань на самом деле укреплялся к доллару, пока Китай снизил процентные ставки по кредитам из-за «охлаждения» рынка жилья.
Есть ли в Китае (или в Вашей провинции) рабочее движение? Работающие профсоюзы? Какие формы борьбы они используют и добиваются ли успеха?
Организованного рабочего движения в Китае нет, как нет его и в большинстве других стран современного капитализма, кроме наиболее, так сказать, заевшихся империалистических центров, где буржуазия допускает его в каких-то пределах в отдельных отраслях, либо стран с относительно свежими традициями успешной борьбы против правых режимов. Буржуазии в современных условиях вообще очень легко подавлять какую-либо низовую организацию трудящихся. Если есть профсоюзы, то они организованы либо самой администрацией предприятия, либо государством, если это государственное предприятие, либо какими-то иностранными структурами, тесно связанными с иностранной буржуазией. Потому рабочее движение идёт в неорганизованной форме - то тут, то там вспыхивают стихийные забастовки, акции протеста. Их жестко подавляют полицейские армады, но тем не менее «работодатели» и структуры местной власти в целях подавления протестов зачастую вынуждены идти на уступки. Иначе бы откуда, в самом деле, могла взяться средняя зарплата в 1000 долларов в месяц в промышленности, ещё относительно недавно платившей по 40-50.
Есть ли сегодня в Китае известные марксистские теоретики? Если они там есть, то как они объясняют вхождение юаня в мировую валютную корзину?
Серьёзной марксистской теоретической работы в современном Китае не ведётся, как и в других странах. Есть отдельные блогеры, опирающиеся опять же в основном на официоз или на иностранную социологическую «науку». Даже талмудисты, работающие с классическими марксистскими текстами, при анализе современных явлений вынуждены опираться опять же на буржуазный или социал-демократический разного рода мелкобуржуазный мейнстрим. В общем-то для того, чтобы объяснить вхождение юаня в корзину резервных валют, какой-то серьёзной марксистской теории, объясняющей международные финансы, не нужно. Достаточно посмотреть на долю китайской промышленной продукции в мировой экономике (около трети мирового промышленного производства сейчас).
По словам одной китаянки из Белоруссии, высшее образование в Китае становится больше платным, чем бесплатным. Вы что-то слышали об этом? И что происходит с трудоустройством в Китае после окончания ВУЗа на бесплатной основе?
Высшее образование в Китае - полностью платное, но оно субсидируется государством. На большинстве факультетов среднего китайского ВУЗа требуют годовую плату в районе одного-двух месячных доходов средней китайской семьи. Что же касается трудоустройства после окончания ВУЗа, то здесь ситуация более плачевная, потому что системы распределения нет, а качество образования большинства студентов низкое. Впрочем, в других странах эта проблема стоит более остро, потому что в Китае правительство не слишком поощряет частные ВУЗы, массово раздающие направо и налево некачественные дипломы. Да и само население традиционно не доверяет частным ВУЗам (как и частным больницам).
Общаются ли между собой или с иностранцами обычные китайцы о политике, о партии? Какое представление они имеют о своей стране, о ее строе? Или это табуированная тема в Китае?
Как и в случае с подавлением организованного рабочего движения, о чём я писал ранее, в современных условиях буржуазии довольно легко деполитизировать общество в целом, чем она успешно и пользуется. Есть, конечно, разница между наиболее развитыми империалистическими странами, где оставляют некоторое пространство для буржуазной политики, и их конкурентами наподобие России и Китая, где на всякий случай зажимают все фланги, ибо политизация чревата разгромом правящего класса его иностранными конкурентами.
Самый распространенный в ширнармассах вопрос: когда Китай поглотит Россию?
При соотношении экономики двух стран 1:10 вопрос экономической и политической экспансии, я думаю, встанет сразу же, как только Китай осознает, насколько серьезно он на этом поприще недорабатывает.
Как живет Китай в пандемию? Есть ли серьезные отличия от обычной жизни до пандемии?
Есть некоторые отличия - например, строгий масочный режим на транспорте, в поликлиниках, периодическое массовое тестирование на вирус (если таковой обнаружен в округе). В метро и во многие публичные места не пускают без «зелёного» медицинского кода, отслеживающего ваше перемещение относительно «опасных» зон. Образовательные учреждения работают в штатном режиме, без масок. Что же касается прививок, то наличие таковых не регистрируется в самом QR-коде, а отображается вокруг него, и на эту информацию вроде бы внимание никто не обращает.
Насколько сильны националистические тенденции в стране?
Ничего такого не наблюдалось в последние пару десятилетий, кроме как у некоторых «национально озабоченных» лиц. Но после трамповской экономической атаки и особенно локдауна, когда страна оказалась практически отрезанной от остального мира, отношение начало ухудшаться - особенно к американцам и вообще европейцам, в меньшей степени к русским (ибо правительства не конфликтуют).
Как относятся к таким популярным фигурам, как Джек Ма и другим миллиардерам? Многие ли считают, как Ма, что если человек ничего не достиг к 35, то он это заслужил?
Культура довольно буржуазна, и с 1978 года ничего плохого в кулаках или миллиардерах не видят. С другой стороны, социал-демократическая идеология не позволяет, чтобы богатые объявляли себя неприкасаемыми сверхлюдьми, а бедных унижали или каким-то образом обижали, кроме как в сфере экономики.
В связи с российскими законодательными инициативами по QR-кодам. Это, вроде как основа "социального рейтинга" - от того, что прописано в базе данных, куда отсылает код, зависит уровень прав. Так вот вопрос: правда ли, что в Китае уже действует такой "социальный рейтинг" и если да, то насколько это сказывается на, извиняемся за опошленное словосочетание, человеческих правах?
«Социальный рейтинг» - это такое обтекаемое понятие, включающее в себя множество разных систем контроля. Например, если Вы накурили в вагоне скоростного поезда и Вам выписали штраф, это может отразиться на возможности приобретать билеты в дальнейшем. А если Вы задолжали банку, Вас внесут в чёрный список всей банковской системы. В местном отделении полиции тоже могут быть какие-то сведения на Вас и так далее, но никакой системы, объединяющей эти рейтинги, нет. По большому счету, в западных странах при приёме на обыкновенную «бело-воротничковую» работу (не говоря уже о госслужбе) информацию о человеке сканируют настолько пристально, что некий пресловутый «социальный рейтинг» существует скорее там.
Китайский Товарищ
Оценили 11 человек
15 кармы