Боже! будь милостив нам, грешным!

19 1674


Перед началом спасительного Великого Поста шествуют подготовительные недели к нему, одна из которых называется, согласно тематике, читаемой в Евангелие, о мытаре и фарисее.

Вот ее текст:

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:10-14).

Очень важно нам открыть смысл слов Христа в контексте Писания и того культурного исторического фона, когда были сказаны эти наставления.

Так что же мы тогда можем понять, кто эти люди, о которых идет речь?

Фарисеи – это представители внутреннего религиозного течения иудейства, которые стремились возобновить древнее благочестие Израиля. Чтобы научить народ, для этого они применяли наглядные примеры внешнего благочестия, которые должны были быть подражаемы: молились на показ, проповедовали в людных местах, демонстрировали благовидный вид и обрядовую внешность.

Разве можно сказать, что в таком стремлении есть что-то плохое? Но вопрос стоит совсем в другом, насколько внешний человек соответствует внутреннему? Какое при этом внутреннее содержание фарисейства?

Быть на людях, во внимании широкой общественности, это всегда испытание души человека на тщеславие и гордость. Фарисейство превратилось, говоря современным языком, в профессию, когда внутреннее содержание нравственного совершенства не стояло на первом месте, или вообще это стало их противоположностью: «внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты» (Мт.23:27). Фарисейство стало иносказанием, как образ лицемерия, фальши, неискренности.

Мытари – это профессия, суть которой сбор подати. Иудея в то время была колонией Рима, куда и собирали подать мытари. В той профессии мытари, зачастую прикрываясь законом, злоупотребляли своим положением, к их рукам могли прилипать «излишки».

Это было не просто национальным унижением и оскорблением для правоверных иудеев, чтущих Единого Бога, а в первую очередь глубоко религиозным кощунством и святотатством. Подать собиралась иному и чуждому «богу». Именно так, согласно официальному религиозному статусу в империи, обладал римский цесарь-бог, которому при жизни ставили статуи и совершали религиозные обряды поклонения… Мытарей ненавидели!..

Итак, оба человека связаны с общественностью, и видели жизнь людей, видели их скорби и радости.

В обоих приведённых личностях Христом нам показан наглядный пример трагизма падения человека. Это оба грешники, как и мы с вами, ибо «во грехах зачаты есьмы» (Пс.50:5).

Но нам Благовестие Христа предоставляет абсолютно противоположный пример духовного подхода решения этого кризиса. Присмотримся, что полагается в основу в обращении к Богу и к внутреннему духовному деланию.

Фарисей так и не обратился к своему внутреннему человеку, он самодовольно, тщеславно, гордо вменил себе праведность дел закона. И более того, осудил иных грешников. Таким образом, человек берет на себя чужие грехи. Его праведность строится не на подвигах духовных, а на том, что кто-то хуже, поэтому он лучше. Ему этого достаточно, ведь вникать в глубь души это труд, «Царство Небесное внутри вас есть» (Лук.17:20-21), говорит Господь. Фарисей, находясь в храме Бога телом, так и остался далеко вне его своей душой. Кто себя оправдал по-человечески, тот не нуждается в оправдании Божьем. А зачем оно? Ведь его все устраивает…

Вряд ли мытарь был беднее фарисея, мытари имели связи со знатными и богатыми людьми, с точки зрения мирского человека это хороший повод потщеславиться и хоть чем-то гордиться. Он так же был подвластен испытанию страстей гордости и тщеславия, но предпринимает другой подход.

Покаяние — это чудо, до конца логично и обосновано это невозможно объяснить. Например, в притче о Блудном сыне, сказано о нем – «пришел в себя». Видите, во внутрь себя. Но этому следовало чувство духовного голода. Чем же мы будем наполнять свою душу?

Это «прийти в себя», «духовный голод» позволило мытарю глубоко воздыхать к Богу, со смирением обратиться: «Боже, буди милостив ко мне грешному».

Покаяние и смирение – основа, мать, канон, начало всех духовных благодетелей, подвигов и совершенства «унижающий себя возвысится», тогда, как гордость – основа, мать и начало всех грехов, страстей и пороков «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет».

Братья и сестры, мы не можем более убавить или добавить более сего, и вместе с мытарем покаянно взываем к Богу – Боже, буди милостив к нам грешным!

Автор: доктор богословия, писатель-публицист, протоиерей Олег Трофимов 

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ! Дорогие друзья, написание статей — это мой хлеб, который я пытаюсь четно заработать, из-за гонений на Украине, нуждаюсь в вашей помощи. Карта Сбербанка России: 5336 6900 3926 2896. Яндекс кошелек: 410014004754153

"В России массово строятся усиленные укрытия для аэродромов". Электронная разведка США отмечает повсеместную модернизацию авиабаз ВКС

Путь от моделек, до реального воплощения занял менее чем полгода. Можем, когда захотимЕщё летом нынешнего года американские военные эксперты доходчиво объяснили, почему проблема с капит...

Они ТАМ есть: «кому нужнее»

Ответственность – это то, что не дает спокойно жить, когда ты знаешь, что не выполнил должное. Пусть не от тебя это зависело, но просто так скинуть мысли о том, что не смог, забыть и сп...

Правильные праздники Новый год, Рождество и тайна святой воды.

В этой видео-статье мы рассмотрим когда Правильно происходят Основные астрономические Праздники Карачун-Рождество- Новый Год (ХОД). Плюс откроем тайну крещенской воды, ее влияния на здо...

Обсудить
  • Друзья подписчики вышли мои новые две статьи на Евангельские темы. А страшен ли Бог? https://cont.ws/@1974id282675289/1594081 и Боже! будь милостив нам, грешным! https://cont.ws/@1974id282675289/1594079 если понравилось и есть возможность прошу поддержать КР или ЗР
  • Боже милостив буде мне грешному -ни когда этим не посрамишся!
  • Каждый год читается одно и тоже, и каждый раз открывается все новое в этих словах Евангелия.
  • Господи Иисусе Христе Сын Божий помилуй мя грешного !!!
  • даже у нас у бомжей есть гордость, не говоря о попах