Перед началом спасительного Великого Поста шествуют подготовительные недели к нему, одна из которых называется, согласно тематике, читаемой в Евангелие, о мытаре и фарисее.
Вот ее текст:
«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:10-14).
Очень важно нам открыть смысл слов Христа в контексте Писания и того культурного исторического фона, когда были сказаны эти наставления.
Так что же мы тогда можем понять, кто эти люди, о которых идет речь?
Фарисеи – это представители внутреннего религиозного течения иудейства, которые стремились возобновить древнее благочестие Израиля. Чтобы научить народ, для этого они применяли наглядные примеры внешнего благочестия, которые должны были быть подражаемы: молились на показ, проповедовали в людных местах, демонстрировали благовидный вид и обрядовую внешность.
Разве можно сказать, что в таком стремлении есть что-то плохое? Но вопрос стоит совсем в другом, насколько внешний человек соответствует внутреннему? Какое при этом внутреннее содержание фарисейства?
Быть на людях, во внимании широкой общественности, это всегда испытание души человека на тщеславие и гордость. Фарисейство превратилось, говоря современным языком, в профессию, когда внутреннее содержание нравственного совершенства не стояло на первом месте, или вообще это стало их противоположностью: «внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты» (Мт.23:27). Фарисейство стало иносказанием, как образ лицемерия, фальши, неискренности.
Мытари – это профессия, суть которой сбор подати. Иудея в то время была колонией Рима, куда и собирали подать мытари. В той профессии мытари, зачастую прикрываясь законом, злоупотребляли своим положением, к их рукам могли прилипать «излишки».
Это было не просто национальным унижением и оскорблением для правоверных иудеев, чтущих Единого Бога, а в первую очередь глубоко религиозным кощунством и святотатством. Подать собиралась иному и чуждому «богу». Именно так, согласно официальному религиозному статусу в империи, обладал римский цесарь-бог, которому при жизни ставили статуи и совершали религиозные обряды поклонения… Мытарей ненавидели!..
Итак, оба человека связаны с общественностью, и видели жизнь людей, видели их скорби и радости.
В обоих приведённых личностях Христом нам показан наглядный пример трагизма падения человека. Это оба грешники, как и мы с вами, ибо «во грехах зачаты есьмы» (Пс.50:5).
Но нам Благовестие Христа предоставляет абсолютно противоположный пример духовного подхода решения этого кризиса. Присмотримся, что полагается в основу в обращении к Богу и к внутреннему духовному деланию.
Фарисей так и не обратился к своему внутреннему человеку, он самодовольно, тщеславно, гордо вменил себе праведность дел закона. И более того, осудил иных грешников. Таким образом, человек берет на себя чужие грехи. Его праведность строится не на подвигах духовных, а на том, что кто-то хуже, поэтому он лучше. Ему этого достаточно, ведь вникать в глубь души это труд, «Царство Небесное внутри вас есть» (Лук.17:20-21), говорит Господь. Фарисей, находясь в храме Бога телом, так и остался далеко вне его своей душой. Кто себя оправдал по-человечески, тот не нуждается в оправдании Божьем. А зачем оно? Ведь его все устраивает…
Вряд ли мытарь был беднее фарисея, мытари имели связи со знатными и богатыми людьми, с точки зрения мирского человека это хороший повод потщеславиться и хоть чем-то гордиться. Он так же был подвластен испытанию страстей гордости и тщеславия, но предпринимает другой подход.
Покаяние — это чудо, до конца логично и обосновано это невозможно объяснить. Например, в притче о Блудном сыне, сказано о нем – «пришел в себя». Видите, во внутрь себя. Но этому следовало чувство духовного голода. Чем же мы будем наполнять свою душу?
Это «прийти в себя», «духовный голод» позволило мытарю глубоко воздыхать к Богу, со смирением обратиться: «Боже, буди милостив ко мне грешному».
Покаяние и смирение – основа, мать, канон, начало всех духовных благодетелей, подвигов и совершенства «унижающий себя возвысится», тогда, как гордость – основа, мать и начало всех грехов, страстей и пороков «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет».
Братья и сестры, мы не можем более убавить или добавить более сего, и вместе с мытарем покаянно взываем к Богу – Боже, буди милостив к нам грешным!
Автор: доктор богословия, писатель-публицист, протоиерей Олег Трофимов
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ! Дорогие друзья, написание статей — это мой хлеб, который я пытаюсь четно заработать, из-за гонений на Украине, нуждаюсь в вашей помощи. Карта Сбербанка России: 5336 6900 3926 2896. Яндекс кошелек: 410014004754153
Оценил 91 человек
172 кармы