Фильм - хороший. Очень хороший. Рекомендую посмотреть или пересмотреть его всем, особенно подросткам. Им желательно смотреть киноленту со взрослыми, а взрослым - готовиться, потому что вопросов от умного, современного подростка о событиях этого фильма будет очень много. И на этом можно было бы и закончить статью, но есть несколько мыслей, которыми хотелось бы поделится с Вами.
Начну по порядку с внешних данных (встречают, как известно, "по одёжке"): эта двухсерийная лента снята режиссёром Владимиром Бычковым в 1971 году.
В ролях замечательные актёры: Олег Табаков, Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Спартак Мишулин, Юрий Толубеев, Игорь Кваша, Георгий Милляр.
Формат фильма довольно простой - детектив с приключениями и героическими нотками, а посему лучше всего смотрится именно в подростковом возрасте. (Герои 21-го века, ау!? Где вы? Неужели это спайдермены и халки?) Но при просмотре в зрелом возрасте в этой ленте можно найти очень многое и для работы ума. Не буду пока забегать вперёд (провожу фильм "по уму") и расскажу о песнях этого фильма.
В этой ленте звучит две песни в исполнении Андрея Миронова. Композитор фильма Евгений Крылатов, тексты песен Беллы Ахмадулиной ("Прощание с Петербургом"), Юрия Энтина ("Песенка о шпаге"). Начну с "Песенки о шпаге" https://www.youtube.com/watch?v=xDPQWB6uV8c (по названию песни многие не вспомнят эту песню, но если сказать «Вжик-вжик, кто на новенького?» или «Шпаги звон, как звон бокала, с детства мне ласкает слух», то Вы её сразу вспомните).
После выхода ленты на экраны песня стала, не побоюсь этого слова, "хитом" среди молодёжи! Вспоминаю пластинку с этими песнями, которую я заездил чуть не до дыр на своем стареньком проигрывателе. Забавный факт: Юрий Энтин вспоминает, что цензоры в этой песне усматривали "пропаганду алкоголизма среди несовершеннолетних" (их, видимо напрягала фраза "как звон бокала"). Глупые дядьки! Ничего такого мы в ту пору в этой песне, конечно, не слышали - нам просто нравилась она и все!
А вот вторая песня ("Прощание с Петербургом") https://www.youtube.com/watch?v=bvMoNZ28giY , это гимн моему родному городу!
Не знаю я, известно ль вам,
Что я бродил по городам
И не имел пристанища и крова,
Но возвращался как домой
В простор меж небом и Невой.
Не дай мне Бог, не дай мне Бог, не дай мне Бог другого.
Удивительно, но и эту песню, достаточно грустную и даже в чём-то трагичную, я, в моем подростковом возрасте, слушал с огромным удовольствием и старательно вникал в её слова. Наверно, это потому, что песня разговаривает со слушателем "на равных". Теперь же, по прошествии сорока с лишним лет, я могу сказать и про себя словами этой песни "Я этим городом храним, и провиниться перед ним"... Есть, есть у меня чувство вины перед Питером, за то, что с ним стало теперь... Но это тема отдельного разговора.
Ещё хочется поговорить об одном сильном сюжете внутри фильма - несостоявшемся расстреле скульптур или, если несколько шире, об отношении к предметам искусства. Знаете, при просмотре этого места в фильме у меня сразу всплыла аналогия с нынешними событиями - уничтожением бандитами ИГИЛ исторических и культурных ценностей.
В ленте бандиты (лагутинцы) все одеты в чёрное, как и нынешние бандиты - игиловцы. Я, конечно, упрощаю, но есть что-то в чёрном цвете одежды такое...
Ну да ладно, хватит о грустном... Есть у этой ленты одна изобразительная черта, на которую я обратил внимание только сейчас, в зрелом возрасте. Это – иконность всего фильма. Ну не оставляла меня эта мысль при просмотре фильма. Это и прямо как-бы светящиеся лики главных героев, а особенно беспризорного мальчишки Кешки ("отца Иннокентия" как его называет в фильме "Маркиз"), который хотел стать "богомазом" (иконописцем). И какие-то иконные виды русской природы, и некоторая созерцательность всего фильма, и, конечно, мультипликационные врезки в фильме.
По поводу этих врезок можно говорить долго. Есть в них эстетика того времени, времени революционных преобразований.
Вспомним, сколько талантов было в первой трети 20 века в России, и думаю, что это связано именно с временем перемен. Но если развить эту тему, то я никогда не закончу статью.
Ещё один момент хотел бы поднять, по поводу искусства того времени. Было оно, скажем так, простовато, но это было искусство для простых людей. Да и вся идея нового государства была для простых людей.
Ну, и напоследок, о моем нынешнем понимании смысла картины. Ближе к финалу бандиты перед расстрелом заперли в церкви Макара, Маркиза и Иннокентия. Там же оказался и старик иконописец монах Данила - учитель Иннокентия. Именно там и происходит то, что является смыслом картины – финал борьбы за новое поколение в лице Кешки (обратите внимание на его имя - Иннокентий, близкого по звучанию к слову "инок" - монах).
Так кто же победит? Они все его по-своему любят, и революционный идеалист Макар, и русский романтик-авантюрист Маркиз, и Данила. А вот не буду я Вам своё мнение навязывать - посмотрите фильм и примите сами решение, за кем осталась победа.
Извините, что заставил все это прочитать… Ни в коем случае не собирался Вам навязывать своё виденье этой художественной картины. Это были просто мои мысли…
--------------------------------------------
Андрей (4BigBoy) 28.10.2015
Слова благодарности Татьяне Никитенко за помощь в исправлении ошибок.
Оценили 39 человек
110 кармы