• РЕГИСТРАЦИЯ

Курочка Ряба: дешифровки и дискурсы

14 3683

В детстве сказка про Курочку Рябу, как правило,  не вызывает вопросов. Но в зрелом возрасте невольно удивляешься - насколько парадоксальна и абсурдна эта история. Курочка сносит золотое яичко. Дед и баба пытаются его разбить, но не могут. Это удается мышке. Однако вместо того чтоб обрадоваться, старики начинают горько плакать. Почему? Ведь они же именно этого и добивались. Может быть их не удовлетворило содержимое яйца? Например, яйцо было полым, или у него оказались золотые, несъедобные внутренности?

Другой ключевой вопрос: как вообще следует оценивать в этом контексте золото – как зло или как благо? Ведь от этого зависит мораль сказки. В чем она? Довольствуйся малым, золото не принесет счастья? Но ведь старики не просили золота. Оно было дано им в дар... Но в дар ли или в искушение?

Допустим, в дар. Допустим, яйцо это чудо, явленное человечеству (то есть деду и бабке). Но человечество не понимает чуда и подходит к нему со своими варварскими категориями – пытается разбить и съесть. И тогда чудо исчезает, его разрушает Мышь – существо подземное и инфернальное. Люди прозревают, раскаиваются и плачут, но поздно. Создатель чуда-яйца (курица) убедившись, что человечество к восприятию чудесного не готово утешает их тем, что даст им в следующий раз порцию привычной для них пищи...

В студенчестве, немного приобщившись к науке, я с удивлением узнала, что над загадкой Курочки Рябы вот уже много десятилетий бьются лучшие умы. Одни (В. Топоров, А. Афанасьев, В. Пропп) возводят сюжет к архетипу Мирового Яйца, из которого рождается все сущее; другие (Л. Мощенская) отмечают, что сказка содержит космогоническую модель мира, включающую в себя три уровня: Верхний – космическое яйцо, средний – дед и бабка, и нижний – мышь, жительница подземного царства; третьи (М. Волошин) считают золотое яйцо – даром бога Аполлона, прекрасным, но бесплодным, в то время как простое яйцо – является символом вечного возвращения жизни, четвертые (C. Агранович) трактуют золотое яйцо, как символ смерти, что объясняет слезы деда с бабкой, в то время как простое яйцо – обещание жизни. И т. д. Число интерпретаций сказки превосходит все мыслимые пределы, и подобно «Черному квадрату» Малевича, Курочка Ряба принимает их все, при этом не поддается ни одной. Возникает соблазн допустить существование некоего «проклятия Курочки Рябы» (И. Погодин), которое объяснило бы не только семантическую неприступность сказки, но и случаи гибели ее особо пытливых исследователей. Говорят, много лет назад в школе Ю. Лотмана было создано 10 научных коллективов для анализа десяти сказок. Исследования завершили все группы кроме одной - той, что занималась «Курочкой Рябой» - потому что ее сотрудники трагически погибли. Тоже самое произошло с участниками второго исследования, повторенного через несколько лет (со слов И. Погодина).

Последнее с чем я ознакомилась по вопросу была книга блестящего философа и продавца воздуха В. Руднева «Тайна курочки рябы...», где он дает превосходные образцы шизотипического анализа: «Здесь важно не просто то, что яйцо разбилось, а кто его разбил, то есть, называя вещи своими именами, если вашу невесту дефлорировал "чужой дядя", то тут как раз впору заплакать. На мышку с ее маленьким, но торчащим фаллическим хвостиком, обратил внимание уже Фрейд. Золотое яйцо - это недоступный объект желания. Видимо, оно внутри было полое. Интерсубъективность наших персонажей схлестнулась на этом яйце. Старик и старуха буквально стукнулись лбами друг об дружку, когда пытались разбить его. Чего они хотели - наслаждения или ребенка, Дюймовочку или мальчика-с-пальчика (этими искусственными детьми из пробирки так богат фольклор)? Может быть, они заплакали оттого, что мышка, разбив яйцо, дезавуировала пустоту желания? Яйцо - это симптом, а курочка - Супер-Эго. Супер-Эго снесло симптом - чего еще от него и ждать? Тогда получается, что мышка - это Ид, хтоническая сторона бессознательного. Разрушительная, деструктивная сила. Так что Реальное - это как раз мышка. Символический порядок Курочки разбивается хвостиком, ведущим в бездну Реального. Яйцо - это бесконечное означающее. Симптом всегда воспроизводим, да будет вам известно. На этом построен универсальный принцип автоматического повторения. Я думаю, Курочка обманывала старика и старуху, и следующее яйцо было тоже золотым. Супер-Эго умеет нести только золотые яйца...»

Продвигаться в познании дальше было некуда. И я оставила Курочку Рябу на много лет. А сегодня мне довелось приглядывать за девятилетней дочерью подруги. Среди ее детских книжек попалась и "Курочка Ряба".

- Слушай, Машенька, как думаешь, почему дед с бабкой заплакали?

- Так ведь разбилось яйцо-то.

- Но они же сами хотели его разбить.

- Так они в сковородку его хотели разбить или в миску, чтоб приготовить. А мышка на пол его смахнула. На полу грязно, растеклось, - сказали уста младенца.


о людях и городах

    Жирной жизни бюргеров пришёл конец, -ец, -ец, -ец!

    Здравствуйте, мои дорогие читатели.Когда же немцы поймут, что их санкции убивают не только собственную промышленность, но и всё, что было создано за последние десятилетия? Они уже насто...

    Расходы на оборону в России и СССР, россияне не страдают от войны и ядерный удар по Лондону

    1. Капиталистическая Россия тратит деньги на войну, вместо того чтобы тратить их на образование и здравоохранение, жалуются левые публицисты. Не менее часто они пишут что капитализм хорош в спокой...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Ольга Штрих 7 сентября 2018 г. 10:36

      ПИТЕР КАК ЗАЗЕРКАЛЬЕ

       Собственно говоря, Питер можно рассматривать как зазеркалье Москвы. Московский вокзал в Питере, как известно, является точной копией Ленинградского вокзала в Москве. И попадая из одного в другой, ты как будто перепрыгиваешь в отраженный мир, где все выглядит вроде бы точно также, но с точностью до наоборот. Мы редко говорим "поехать" в Питер, но чаще "махнуть", ...
      6855
      Ольга Штрих 5 сентября 2018 г. 12:56

      МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА - РАЙ

      Я живу в коттеджном поселке в паре километров от города. То есть постоянно наблюдаю жизнь людей очень обеспеченных, при том сама таковой не являюсь. И это интересный социальный опыт.Поселок называется "Эдем". Жизнь в нем напоминает картинки из рекламного буклета. Коттеджи, обсаженные туями и клумбами, таунхаусы с зелеными островками патио и парковочными площадками, ак...
      3024
      Ольга Штрих Чистый лист
      27 августа 2018 г. 10:47

      ПУШКИН И АВТОБУС С НЕГРАМИ

       Дело было в Ямайке – одном из черных районов Нью-Йорка, недалеко от аэропорта Кеннеди.Мне нужно было провести где-то ночь между перелетами. И выбор отеля в этом унылом месте был обусловлен исключительно близостью к аэропорту. Мне повезло - теми же рейсами, с пересадкой в Нью-Йорке летела Юля – подруга из Фэйсбука, которая поселилась в Hotel Howard Johnson Jamaic...
      6789
      Ольга Штрих 4 мая 2018 г. 15:27

      Ко Дню Победы. Немцы о жизни в советском плену

      День Победы превратился в политический симулякр. С каждым годом все труднее отделять маркетинг от истории, осознавать - означает ли  еще этот праздник что-нибудь лично для меня?Мой прадед Вильгельм Христофор Резнер был немцем. (Во время войны он находился в Германии и, скорее всего, был убит советским солдатом. А я, его правнучка родилась в "сталинке", построенно...
      4367
      Ольга Штрих 15 апреля 2018 г. 08:14

      К годовщине смерти Маяковского: American love story

      О романе Маяковского и Брик знают все. Но лишь специалистам известны подробности об американском романе поэта, в результате которого на свет появилась его дочь, единственный ребенок (на фото). Маяковский и Элли Джонс (эмигрантка из России немецкого происхождения) познакомились во время американской командировки поэта в 1925 году. Девушке было 22 года, она была очен...
      1474
      Ольга Штрих Чистый лист
      4 апреля 2018 г. 08:36

      Метафизика аэропорта

      Аэропорт - одно из самых умиротворяющих мест на Земле. И будь я буддистом, то для достижения нирваны приходила бы именно сюда. Я очень люблю аэропорты. Люблю то пограничное состояние, которое наступает, когда ты уже прошел регистрацию, досмотр и оказался в зоне пространственно-временного карантина (даже официально эта зона называется "чистой") . Ты уже не здесь, но е...
      4563
      Ольга Штрих 3 апреля 2018 г. 21:58

      Очкарики: pro et contra

      Мне нравятся люди в очках. Человек В Очках сразу вызывает у меня доверие.Ведь глядя на Человека В Очках легче представить, что он провел детство с фонариком под одеялом, поглощая Майна Рида и Стивенсона, а не стреляя из рогатки по голубям. Человек В Очках куда безопаснее, чем Человек Без Очков. Ведь в юности он вряд ли мог оказаться в плохой компании. Поэтому шансов, ...
      2664
      Ольга Штрих 2 апреля 2018 г. 13:52

      Гендерная педагогика

      Почитав литературу о методиках детского воспитания, сделала великое открытие - почти каждую из методик можно с успехом использовать в отношениях с мужчинами. Продемонстрирую на принципах великой  Юлии Гиппенрейтер.Принцип 1. "Я"-сообщение.Делая замечание ребенку постарайтесь избегать слова "ты" ( "ты не сделал", "ты плохо себя ведешь"). Лучше описывайте свои собс...
      2297
      Ольга Штрих 1 апреля 2018 г. 10:49

      Феномен козы в творчестве Брюсова

      Как известно, в 1902 году находясь в Венеции, Брюсов имел неосторожность написать стихотворение "In hac lacrimarum valle", в котором есть следующее заявление:Повлекут меня с собой К играм рыжие силены; Мы натешимся с козой, Где лужайку сжали стены. Последние строки вызвали самое живое злоучастие критики и породили несколько пародий. Иннокентий Анненский в сонете "В мо...
      2603
      Ольга Штрих 30 марта 2018 г. 12:38

      Шестигранный ключ к счастью

      Я люблю ИКЕА.Нет, я, конечно, знаю, что «дубовый» стол сделан из фанеры, что кровать развалится, розовый куст в горшке завянет, карета превратится в тыкву, туман рассеется и я снова окажусь в своем хаосе, в икеевских меховых тапочках, сжимая в руке ситечко для заварки. Моя квартира никогда не будет похожа ни на одну из тех комнат-витрин, созданных шведскими кудес...
      5099
      Ольга Штрих 30 марта 2018 г. 08:49

      О «Титанике», блокадном Ленинграде и двух оркестрах

      В «Титанике» Кэмерона есть одна известная сцена, которая неизменно трогает меня (как и миллионы многих) до слез. Это оркестранты, оставшиеся играть на палубе тонущего корабля. Замечу, что я человек не очень сентиментальный. И куда более яркие примеры самопожертвования редко вызывают у меня слезы. Я не плачу над сценами, в которых выносят из горящих домов детей, подста...
      1385
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика