Если в разных странах на разных континентах провести опрос среди публики интеллигентной или относящей себя к интеллектуалам в широком возрастном диапазоне с вопросом: «Какие живописные картины знают все?», то на 90% гарантированным будет ответ – «Джоконда» и «чёрный квадрат».
Портрет «Госпожи Лизы дель Джокондо» кисти Леонардо да Винчи
«Чёрный квадрат» Казимира Малевича
Хотя называть сию чёрно-квадратную мазню живописным «произведением» – значит оскорблять само понятие живописи, как вида изобразительного искусства, и глубоко унижать всё сообщество живописцев всех времён всех народов.
Впрочем, как сказали советские литературные классики: «Кому и кобыла невеста…». В том смысле, что такому жениху и «чёрный квадрат» будет предметом искусства живописи.
Тем более что Малевич со своим квадратом был примитивным плагиатором.
Цитата: «Первое известное изображение чёрного квадрата было создано английским философом, астрологом, чернокнижником и членом тайного мистического общества ордена розенкрейцеров Робертом Фладдом в 1617 году в процессе работы над трактатом о Сотворении Мира. Философ так изобразил самый первый этап возникновения мира: первозданный хаос – как чёрный квадрат, ограниченный белыми полями. На полях он сделал приписку на латыни: «И так до бесконечности»…».
Были ещё и другие квадраты, менее философские.
Так некто Поль Бийо, нарисованный им в 1882 году чёрный квадрат, подписал с юмором: «Ночная драка негров в подвале».
С «Джокондой», конечно же, дело обстоит куда как более прилично: мастерски выполненный портрет зрелой, но ещё привлекательной женщины.
Причём привлекательной, прежде всего, в как будто бы заблудившейся улыбке на её устах.
Именно в этой улыбке главная притягательная сила портрета Джоконды.
Улыбка Джоконды всегда видится одинаково всеми, но воспринимается каждым её рассматривающим по-разному.
Улыбка статична.
Зритель только додумывает своё.
Остальное, что видно на картине за плечами и спиной Джоконды: дорога, мост, холмы, горы, водоёмы и т.д. – ровным счётом не несут никакой смысловой связи: ни с портретов в целом, ни с самой улыбкой женщины.
Эмоциональное восприятие данного портрета на 100% умиротворяющее и положительное во всех смыслах у всех, кто смотрит на него.
Но это, собственно, и всё…
Никакой историко-драматической связи с реальным миром до и после написания у портрета «Джоконды» нет.
И ничего в этом портрете художник не завуалировал вторым или третьим и так далее подтекстом, но который так усиленно ищут искусствоведы, столетиями разогревая ажиотаж вокруг сего портрета.
Жизнь позировавшей художнику Лизы дель Джокондо было прожита обычно и повседневно в реалиях своего времени: ни шекспировских страстей, ни пугающих загадок, ни трагедийных тайн – ровным счётом ничего подобного в её жизни не было.
Заботы любящей жены, домохозяйки и мамы пяти детей похожи во все времена.
Однако не все портреты несут в себя столь очевидную и понятную всем «положительную энергетику», как изображение «Джоконды».
Среди русской портретной живописи имеется один холст с поистине драматической, если можно так выразиться, биографией…
Биографией, как непосредственно той женщины, которая изображёна на портрете, так и с «биографией» уже самого портрета в его воздействии на зрителей.
Речь идёт о портрете (на фото ниже) Марии Лопухиной кисти художника Боровиковского:
Портрет «Марии Лопухиной» кисти Владимира Боровиковского
По высказываниям тысяч и тысяч людей, из числа тех, кто смотрел на этот портрет, и ещё будет смотреть, они видели одну особую мистическую странность, а именно – у Марии Лопухиной менялось… выражение лица в разные дни в присутствии рядом с портретом одних и тех же её созерцателей.
От немного скептического через умиротворённо благодушного – к нескрываемо брезгливому и неприязненному.
Хотя в классических описаниях искусствоведов данного портрета, вошедших в учебники по изобразительному искусству, улыбка Лопухиной именуется всего лишь… приветливой.
А вот в реальной жизни дело обстоит совсем иначе.
Одни и те же люди порой видят иное и разное, а не только «приветливое».
Причём не додумывают иное, а реально сталкиваются с этим разным.
Более того..!.. Освещение, падающее на портрет, здесь совершенно не при чём. Словно характер настроения, передаваемого улыбкой «с портрета», меняется от душевного состоянии той, которая на портрете изображена..!.. Словно… у живого человека..!..
Настроения не у зрителя, по отношению к портрета, а у портрета – по отношению к зрителю!
Мнением одного, двух или даже десятка экзальтированных особ можно было бы смело пренебречь и считать выдумкой их реакцию на улыбку Лопухиной.
Но когда речь идёт о тысячах похожих друг на друга свидетельств на сей счёт, то просто так отмахнуться от описания подобных ощущений при общении людей с данным портретом... невозможно.
По причине элементарной статистики – объективно данный факт подтверждающей.
Не вдаваясь в поиски объяснения этого факта с помощью около научной зауми, лишь просто зафиксируем сию загадку портрета, реально присутствующую в нём.
В портрете имеется и ещё одна загадочная странность, а именно: розы возле левой руки Лопухиной, на которую она облокотилась… завядшие.
Кто-то скажет – ну и что тут такого?
Завяли розы, бывает…
Да, в жизни бывает…
Только данный портрет был написан не абы, как говорят, «по жизни», а исключительно к важному событию.
История написания портрета вкратце такова: егермейстер при дворе русского императора Павла I Степан Лопухин заказал художнику В.Боровиковскому портрет 18-летней Марии, дочери отставного генерала графа Ивана Толстого, буквально перед самой их свадьбой.
В качестве справки: егермейстер – высокий придворный чин, в обязанности которого входило организовывать царские охоты.
Таким образом, совершенно очевидно, что портрет носил парадный характер.
Во всяком случае, таким его писал художник.
Всё-таки преддверие свадьбы...
В таких портретах, обычно, всё обязано цвести, благоухать, а фон и окружающие предметы символически празднично подчёркивать красоту, богатство, титул и общественный статус представительницы высшего света, Тем более, акцентируем ещё раз, в канун её замужества.
И вдруг – завядшие розы…
К чему бы это?
Может быть, художник что-то чувствовал, что-то предвидел или назло чему-то, вырисовал во всех смыслах странные розы к столь значительному событию в жизни М.Лопухиной, как свадьба?
На момент написания портрета М.Лопухиной сорокалетний В. Боровиковский был известным и весьма популярным художником в среде русской аристократии.
Так, за два года до написания портрета Лопухиной Боровиковский пишет портрет великого князя Константина Владимировича Романова и удостаивается звания академика живописи.
У него на тот момент было много портретных заказов, как от лиц царской фамилии, так и от представителей аристократических родов российской империи.
Может быть, у художника и позировавшей ему юной графини, возникли, но не сложились амурные отношения?
Или чувства возникли только у Боровиковского без встречной взаимности?
И художник завуалировал свои переживания в виде завядших роз?
Мы можем только предполагать…
Брак Марии закончился весьма печально – в возрасте 24 лет она скоропостижно умирает от чахотки. Буквально следом, через три года, умирает и её муж Лопухин – он был старше своей жены на 10 лет.
Детей у них не было.
Увядшие розы (на фото ниже) оказались буквально пророческими, если под увяданием понимать смерть…
В высшем свете в то время оживлённо циркулировали слухи, что брак был неудачен для обоих супругов – юная Лопухина не любила мужа, но вынуждена была пойти под венец по настоянию своего отца, графа И.Толстого.
Сам же граф И.Толстой состоял магистром одной из масонских лож, являлся завзятым мистиком и всячески заигрывал с оккультизмом и прочей чертовщиной. И был за это, по слухам, наказан смертью своей старшей дочери. Но не смирился, а, как говорили в салонах, граф, якобы, смог вселить душу своей умершей дочери в её портрет кисти Боровиковского.
Кстати, художник В. Боровиковский, уроженец Миргорода, начинал свой творческий путь как иконописец. А написание икон всегда есть глубочайшее таинство, обязательно оказывающее влияние на душу каждого художника, прикасающегося к данной тематике. Тем более, когда художник талантлив.
Как бы там ни было на самом деле, но во времена А.С.Пушкина сей портрет был плотно окутан многочисленными и малоприятными жуткими историями. Считалось, что стоит молодой незамужней девушке провести возле картины tet-a-tet некое время, как она тут же начинает чахнуть и вскоре умирает от страшной болезни. Ходили упорные слухи, что портрет стал, таким образом, фатальным для более, чем десятка юных красавиц…
Дурная слава портрета Марии Лопухиной для общества того времени была очевидна – в обществе рассказывали о письменных свидетельствах и медицинских заключениях, подтверждавших смерти молодых дворянок после «общения» с портретом.
Можно как угодно и, скорее, со скепсисом относиться и к «письменным заключениям» и к «медицинским свидетельствам», о коих только говорилось, хотя, вероятно, никто из говоривших не держал их в руках.
Но, тем не менее, дыма без огня не бывает и «что-то такое» в портрете Марии Лопухиной бесспорно присутствует.
Во всяком случае, не каждая из юных дев тогда и сейчас будет публично афишировать это «что-то».
Если «оно» в действительности ощущается особенно наедине с портретом…
А вот такой разговор современных девушек века 21-го реально был «подслушан» у портрета Марии Лопухиной:
« – Улыбка кривоватая какая-то…
– А по мне так нормальная…
– Да, и розы вялые смотрят вниз…
– Ой, девочки, она сейчас так глянула на меня, что просто ужас…
– Чё ты гонишь? А? Глянула она на неё… Делать ей больше нечего…».
Понятно, что XVIII-XIX веках девушки выражали эмоции не через «чё» и «гонишь», а в несколько иной артикуляции, но смысл выраженного тогда – был близок по смыслу к выражаемому сегодня
Можно спорить, можно соглашаться, но таинственность «Джоконды» видится скорее искусственно раскрученной, а вот загадка портрета Лопухиной имеет некую мистическую, метафизическую – называйте как угодно – генерацию, реально оказывающую своё воздействие уже много лет на множество людей.
Бурный ажиотаж вокруг картины схлынул лишь после того, когда меценат П. Третьяков выкупил в 1880 году портрет, хранившийся у родственников М.Лопухиной, и вывесил его в своей частной коллекции, именуемой нынче Государственной Третьяковской галереей.
Где он экспонируется и сейчас…
Третьяковская галерея
Поэт Яков Полонский в 1885 году посвятил портрету Марии Лопухиной следующие строки:
«Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать».
Любить… Кого?
Страдать… Отчего?
Прощать… Что и кому?
Молчать… О чём?
Мария Лопухина с портрета не даёт ответы на эти вопросы.
Она улыбается…
А как же сам Боровиковский (1757-1825)?!
В. Л. Боровиковский
Художник ни разу не был женат и не имел детей. В конце жизни увлёкся некромантическим спиритизмом в стремлении познать практики общения с душами умерших людей.
Или всё-таки исключительно с душой одной Марии Лопухиной?!
Боровиковский умер в не очень адекватном душевном состоянии.
В оставленном завещании на случай своей смерти Боровиковский просил своё имущество, состоявшее из нескольких картин, небольшого количества денег и прочих домашних мелочей, раздать бедным.
Таинственный портрет, драматические судьбы всех непосредственно с портретом связанных, порой пугающие ощущения многих людей возле этого портрета…
Алексей Ратников
Оценили 5 человек
4 кармы