Вопрос с перевоплощением человеческой Души далеко не такой простой, как это представляется некоторым людям, в том числе и тем, кто это утверждение принял просто на веру.
Читателю, если он испытывает горячее стремление разобраться хотя- бы в общем виде с этим вопросом следует набраться терпения и вникнуть в высказывания просветленных Мастеров Шри Ауробиндо и Мирры Альфассы (Матери).
В своем Ашраме, который Шри Ауробиндо и Мать называли Лабораторией исследования Сознания они на практике, годами и очень скурпулезно изучали все эти вопросы.
Согласно Шри Ауробиндо и Матери, а также древней йогической традиции, человеческое тело, в котором человеческое существо проявлено на Земле, состоит из семи «футляров» или «оболочек» (души). Материальная, видимая, оболочка состоит из того вещества, которое мы называем осязаемой материей, и является наиболее внешним, или «грубым», нашим телом. Эта материальная оболочка окружена витальной оболочкой (или «вложена» в нее), состоящей из субстанции витального плана бытия. Именно в этом витальном теле мы испытываем множество приключений в наших витальных снах и в этом же теле мы остаемся, когда в момент смерти покидаем свое материальное тело. Оба эти тела, в свою очередь, окружены ментальной оболочкой (или «вложены» в нее), которая состоит из еще более тонкой субстанции ментальных миров. Если наше ментальное тело достаточно развито, мы можем странствовать в нем в ментальных мирах и какое-то время пребывать в них после смерти, когда, сбросив витальную оболочку, мы уходим из витальных миров. Существует также еще более тонкая оболочка, иногда ее называют «каузальным», или «причинным», телом; в нем, когда оно будет полностью сформировано, мы сможем войти в супраментальные миры.
«Сознание, как правило, идентифицируется с умом, но ментальное сознание – это только часть универсального сознания, человеческая сфера, которая охватывает все возможные сферы сознания не в большей мере, чем человеческое зрение охватывает все градации цвета или человеческий слух – все градации звука, – писал Шри Ауробиндо. – В бесконечной шкале вибраций сознания нашему человеческому сознанию соответствует лишь несколько делений где-то в середине шкалы».
«Сознание не есть что-то абстрактное. Подобно самому существованию или ананде, или уму, или пране, оно представляет собой нечто очень конкретное. Если человек осознает свое внутреннее сознание, он может делать с ним все что угодно: испускать его как поток силы, окружить себя стеной сознания, вложить идею в голову человеку, находящемуся где-нибудь в Америке, и т. д. и т. п.». Великие йогины всегда, с древних времен и до наших дней, говорили, что человек может научиться управлять сознанием. Шри Ауробиндо на протяжении многих лет испытывал все эти возможности «более скрупулезно, чем ученый испытывает свою теорию или свой метод на физическом плане». О Матери мы знаем, что уже в Тлемсене она была способна восходить на двенадцать ступеней ввысь по универсальной лестнице сознания, к самой границе, где проявленные миры исчезают в белизне вечного Безмолвия.
«Когда ты будешь располагать инструментом, позволяющим тебе рассматривать душу человеческую так же просто, как ты рассматриваешь картину, тогда ты не сможешь смотреть без улыбки на чудеса физической науки, которые покажутся тебе игрушками младенца», – гласит один из афоризмов Шри Ауробиндо.
«Душа, представляющая центральное существо, – это искра Божественного, поддерживающая всякое индивидуальное бытие в Природе»
Нет ничего на Земле, что не несло бы в себе этого Божественного Присутствия. Это Присутствие есть в атоме, в кристалле, в камне и в дереве, в достижениях науки и техники, в растении и в животном. И это Присутствие обнаруживает себя все более и более полно на каждом последующем уровне эволюционного восхождения. Растение и животное еще не являются индивидуализированными или самосознательными творениями; они имеют групповую душу. В животных эта групповая душа сконцентрирована в архетипе вида, «душе вида» или «царе вида», о чем мы знаем из легенд и сказок, откуда она излучает свои эманации во всех представителей этого вида.
В человеческом существе, сыне Земли, эволюция достигает своей критической фазы: душа, пройдя через множество своих земных воплощений, достаточно выросла для того, чтобы начать действовать как индивидуальность и осознавать себя в материально проявленном мире. Об этой индивидуализированной душе, которая постоянно является неотъемлемой частью Всеобщей Души, можно сказать следующее: «Эта душа есть нечто такое, что принадлежит исключительно человеческому виду; она существует только в человеке».
«Знание всех традиций повсюду в мире говорит, что формация психического существа – земная формация и что рост психического существа происходит исключительно на Земле, – говорила Мать, – так как только на Земле – я даже не имею в виду материальную вселенную, – только на Земле это нисхождение божественной Любви, заронившее божественное Присутствие в сердце материи, имело место». Вот почему только люди, эволюционирующие человеческие существа, дети земного творения, «имеют психическое существо». Именно поэтому они превосходят все другие существа, даже богов, которые должны воплотиться в земном теле, если они хотят достигнуть более высокой эволюционной ступени.
Священное писание Катха Упанишада говорит, что душа «не больше пальца человека», а Шветашватара Упанишада – что она «меньше, чем сотая доля волоса». Фактически эти образные описания означают, что душа не имеет измерений в нашем трехмерном мире. Она принадлежит измерению, которое находится за пределами знакомых нам трех внешних измерений, и точка, где она соприкасается с нашим материальным телом, расположена позади сердца, в чакре сердца. Однажды маленькая девочка спросила Мать: «Пребывает ли психическое существо в сердце?» И Мать ответила: «Не в физическом сердце, не в сердечной мышце. Это четвертое измерение, внутреннее измерение. Но оно где-то вблизи солнечного сплетения, позади него; именно там его легче всего найти. Психическое существо находится в четвертом измерении, вне нашего физического тела». Но мы чувствуем его так, словно оно находится в нашем сердце.
Люди, и малознающие, и высокоученые, так много говорят о том, что превосходит их понимание… «Этот лепечет, и тот лепечет, и непонятно даже, о чем идет речь»… Люди болтают обо всем на свете: о футболе, об автомобилях новейших марок и о кинозвездах, и о томатном супе с фрикадельками, о самих себе и о других, о жизни и смерти, о Боге и, быть может, о душе, о духовности и мистицизме… «Если бы люди смогли получить хотя бы смутное впечатление о тех бесконечных наслаждениях, тех совершенных силах, тех светозарных просторах спонтанного знания, том беспредельном безмолвии нашего существа, которые лежат, дожидаясь нас, на путях, еще не покоренных нашей животной эволюцией, они бросили бы все и не успокоились бы до тех пор, пока не овладели бы этими сокровищами. Но узок путь, крепки двери, и всегда начеку страх, недоверие и скептицизм – эти верные стражи Природы, не дающие нам покинуть ее привычные пастбища». (Шри Ауробиндо)
Перерождение
Из всего сказанного мы можем заключить, что душа играет основную роль в эволюции, которая, в сущности, является непрерывной эволюцией Сознания, хотя снаружи этот процесс выглядит как скачкообразное изменение его материальных воплощений. Если душа есть часть Божества, она должна быть бесконечной, ибо каждая часть бесконечности также является бесконечной. Иными словами, душа бессмертна, и в эволюционном процессе она представляет непрерывно растущее божественное присутствие-силу, которое делает эволюцию возможной. Именно она является эволюционирующим элементом.
Обычная ошибка при рассмотрении проблем реинкарнации состоит в том, что душа представляется движущейся от тела к телу неизменной сущностью. «Вы должны избавиться от обычной популярной идеи перевоплощения, – замечает Шри Ауробиндо в одном из писем, – состоящей в том, что Тит Бальбус снова рождается как Джон Смит, как человек с той же самой личностью, характером, привычками, которые он имел в предшествующей жизни. И единственная разница между ними лишь в том, что Джон Смит носит пальто и брюки вместо тоги и говорит на простонародном английском вместо латинского. Но суть реинкарнации не в этом. Какой смысл был бы в земном рождении, если бы оно только повторяло одну и ту же личность и характер миллионы раз с начала и до конца света? Душа рождается ради приобретения опыта, ради своего развития, ради самопреобразования, ради эволюции, и это будет длиться до тех пор, пока она не низведет Бога в Материю».
«Следует заметить, что идея, рассматривающая перерождение и обстоятельства новой жизни как награду или наказание за содеянное прежде… есть грубая человеческая идея «справедливости»: она является как антифилософской, так и антидуховной и искажает подлинное предназначение жизни. Жизнь здесь, на Земле, есть поле эволюции, и жизненный опыт направлен только на развитие души, которая с его помощью «отрабатывает» тот или иной аспект природы, и если существуют в этом мире страдания, то они нужны именно для этой «отработки» и вовсе не являются карой Бога или Космического Закона за наши ошибки и преткновения, которые в Неведении неизбежны». («Письма о Йоге», стр. 441)
Перерождение или реинкарнация – это процесс развития души в материальной эволюции. Душа неминуемо должна переходить из тела в тело, поскольку материальные тела не являются достаточно гибкими для того, чтобы адаптироваться к развитию души. По сути душа всегда остается тем, чем она является вечно, но она отправилась в это странствие эволюции, погрузившись в Ночь своих противоположностей. Благодаря вмешательству Великой Матери становится возможным возвращение ее назад, к Свету; это и есть эволюционный процесс, в котором душа является движущей силой и играет центральную роль.
В Ночи Несознания возникает Материя, в Материи возникает Жизнь, в Жизни – Ментальное Сознание, потому что Душа, носитель Сознания, Любви и Света, развивается во все усложняющихся формах Материи, Жизни и Ментального Сознания. Для Шри Ауробиндо и Матери реинкарнация это механизм роста души, которая есть присутствие Божественного в его эволюционирующем творении. Реинкарнация – это необходимый духовный механизм роста души, который в свою очередь является причиной иначе необъяснимого материального механизма развития материальных форм.
Полностью забывая себя, душа отправляется в это долгое странствие, чтобы насладиться радостью обретения себя заново в ходе эволюции. Это происходит постепенно, сначала она становится медленно дифференцирующейся душой земли в материальных формах, затем групповой душой в растениях и животных, и, наконец, обретает достаточную зрелость, чтобы стать индивидуализированной душой в человеке. Когда это происходит, она начинает отбирать из каждой жизни тот опыт или те элементы, которые необходимы ей для дальнейшего роста, и именно этим объясняется, почему душа избирает для себя именно такую жизнь, а не какую-нибудь еще. Иными словами, душа из жизни в жизнь словно скульптор своим резцом высекает тот божественный образ, которым она, в сущности, является и которым решила стать еще раз в материальном проявлении.
Большая часть нашей жизни это подсознательная рутина. Но иногда происходят события, за которыми стоит реальное присутствие души, потому что эти события нужны ей для ее самостановления. События такого рода это всегда необычайно интенсивные, незабываемые мгновения нашей жизни, моменты, когда мы полностью присутствуем в данном событии, всецело захвачены им, моменты, которые навеки запечатляются в нашей памяти. Душа навсегда сохраняет эти моменты – моменты наивысшего мужества или, наоборот, низменнейшей трусости, невыносимого страдания или безмерной радости, ужаса или восторга. Ибо все эти вещи необходимы нам для того, чтобы мы стали тем, что мы есть в действительности. Мир не есть результат злосчастной случайности, он живое эволюционирующее тело тайного золотого Божества, которое мы несем в самих себе и которое однажды явится на Земле во всем своем божественном великолепии.
Из своих бесчисленных предыдущих жизней мы можем вспомнить только те события, в которых принимала участие наша душа, и только тогда, когда внутренне мы достаточно выросли и способны осознавать эти воспоминания, то есть когда они могут иметь значение для нашего духовного развития. В них сосредоточена суть нашего пребывания во времени; они представляют собой саму субстанцию нашего вечного бытия. Эти мимолетные воспоминания могут быть собраны воедино только индивидуализированной душой, душой человеческого существа. В животной жизни еще недостаточно душевной субстанции, в которой могли бы запечатлеться эти воспоминания, преодолевающие барьеры смерти и перерождения.
В промежутке между двумя жизнями душа уходит на отдых в психический мир, светлый и гармоничный, где она ассимилирует весь опыт, накопленный в ходе последней жизни. Когда она усваивает все, что приобрела, она вновь готова низойти в Проявление, чтобы продолжить свое Странствие (согласно древним Писаниям, в этот момент она начинает готовиться к новому воплощению). Она избирает тот участок земной сцены, который позволит ей приобрести необходимый ей на этот раз опыт, и когда видит свет, зовущий ее, нисходит в новое тело для дальнейшей эволюции. Программа переживаний души, через которые ей надлежит пройти, разработана ее собственным божественным Всеведением. Именно душа управляет жизнью человека и определяет все ее события еще до его рождения.
Это значит, что мы не должны обвинять кого-то за то, что мы здесь: мы сами предопределили и избрали для себя все, что с нами происходит, и все беды, которые мы проклинаем, – это неосознаваемый источник интенсивной радости становления. «Душа нисходит в проявление не потому, что Бог силой принуждает к этому. Душа сама избрала для себя этот путь. Она сама по своей собственной воле пришла сюда. Божественное ни в коей мере не принуждало ее», – говорит Шри Ауробиндо в одной из бесед. И когда ученик неоднократно жаловался на свои трудности, Шри Ауробиндо писал ему: «Вначале ты сам (не то человеческое существо, которое жалуется теперь, но центральное существо), ты сам согласился или даже напросился на это путешествие в Неведение. Страдание и борьба являются необходимыми условиями погружения в Несознание и эволюционного высвобождения из него. Объяснение состоит в том, что здесь присутствует скрытая цель – возможная игра божественного Сознания и Ананды, но не в их изначальной трансцендентности, а на условиях, ради которых и нужно было погрузиться в Несознание».
Наше истинное «Я» есть проявление нашей растущей души. Что бы мы ни делали, мы можем лишь все больше и больше раскрывать свое божественное «Я» или становиться самими собой; и только превосходя себя, человек может стать самим собой. Это означает, что не сам человек становится сверхчеловеком; он является лишь живым связующим звеном между животным и Богом, лабораторией, в которой вырабатываются материальные и духовные условия для формирования сверхчеловека, но не сверхчеловек как таковой. «Пропасть в сознании между животным и человеком столь велика, пусть физически это и не столь заметно, что заявления ученых о родстве обезьяны и человека психологически выглядят почти невероятными. И все же различие между витальным животным и ментальным человеком почти ничто в сравнении с различием между человеческим умом и беспредельным сознанием и всемогущими силами будущего сверхчеловеческого существа. Этот прежний шаг человечества по сравнению с предстоящим его взлетом будет напоминать медленное движение улитки в травяных дебрях по сравнению со стремительной тысячемильной поступью Титана, шагающего с континента на континент». (Шри Ауробиндо).
Это всего лишь краткая выборка по теме - реинкарнация души.
Читатель может себе представить, что же на самом деле смогут изучить обычные, непросветленные люди, светские ученые, даже имея полный набор ученых званий и степеней :)))
Источник: Дж.Ван Фрекем. За пределы человека. Жизнь и деятельность Шри Ауробиндо и Матери.
Оценили 2 человека
2 кармы