«На Украине остались миллионы православных, но не осталось православной церкви» (с).
Синод Русской Православной Церкви ответил на требования, озвученные в Киеве, о полной автокефалии УПЦ МП. Нет смысла цитировать это решение из нескольких пунктов целиком, но суть его, в общем-то, ясна: отказать и отложить вопрос на неопределённый срок. Возможно в данной ситуации такое выжидательное и крайне половинчатое решение является идеальным. Да и то, что было высказано киевским духовенством митрополита Онуфрия тоже было, мягко говоря, половинчатым, не смотря на «яркую обёртку». Они явно пытаются переждать и не рвут связи с Москвой.
Да и не получилось бы в полной мере это сделать, ведь даже в самом священстве УПЦ МП очевидный раскол на эту тему: даже на подконтрольных Киеву территориях в ряде регионов количество священников, не разделяющих позицию митрополита и его курии, достигает 75 процентов – они раскола не хотят. Но то, что происходит в западнорусском Православии сейчас – это, к сожалению, уже неизбежность. И я не говорю о том, что оно неизбежно должно отколоться от материнской Церкви. Это как раз совершенно не предрешено. Я говорю о другом: творящееся сейчас стало результатом очень долгой болезни, которая гораздо старше нынешнего бандеровского режима. Этот прорывающийся фурункул зрел давно. И сейчас с ним в любом случае придётся что-то делать.
А чтобы понимать, о чём я, давайте реально выясним, что же это за раскол такой и когда он начался? Вернее, когда его допустили.
Первый этап раскола
Для начала давайте определимся с тем, что нынешний (подчёркиваю – нынешний) раскол действительно старше, чем многие думают. На самом деле ему больше ста лет. И развивался он в несколько этапов.
Первый этап раскола на Украине восходит к 1917 году. Тогда протоиереем-националистом Василием Липковским было основано т.н. «Братство воскресения». Тогда же членами «братства» было предложено создать «независимую Украинскую Церковь», избрать её архиереев по национальному признаку и перевести богослужение на мову. Шла гражданская война и церковные националисты пытались протолкнуть решение об автокефалии на петлюровских штыках: в 1917 году в Киеве 3-й Всеукраинский войсковой съезд принял «резолюцию об автокефалии Украинской Православной Церкви». Они разослали в епархии эмиссаров, пытавшихся заставить епископов признать новое церковное образование и выделить делегатов на Всеукраинский собор. Но он так и не смог заработать полноценно: в Киеве несколько раз за год менялась власть.
С другой стороны, святейший патриарх Тихон и почти все канонические украинские архиереи резко не поддержали церковных националистов. Ни благословения на созыв собора, ни автокефалии Украинской Церкви каким-либо иным способом, кроме канонического, они не получили.
Потом вмешалась советская власть, в которую к тому моменту был интегрировано много «политических украинцев»: в 1920 году красные власти разрешили националистам собрать «Всеукраинскую православную раду», на которой была провозглашена раскольническая «автокефалия». Главой новой «украинской автокефальной православной церкви» (УАПЦ) стал протоиерей-расстрига.
Но из-за отсутствия епископов собственную каноничную церковную иерархию новообразование не могло создать. Естественно, их это не остановило, и в 1921 году на т.н. «первом всеукраинском православном церковном соборе» украинские националисты поставили кандидатов в епископы «всем собором», опираясь на некую «древнюю практику хиротонии руками пресвитеров и пророков».
Но долго это всё не продлилось: большевики довольно скоро разобрались, с кем и с чем они играют в подобные игры. В 1925-1937 годах УАПЦ подверглась репрессиям. В таком сомнительном «противовесе» Русской Православной Церкви советская власть более не нуждалась. В итоге уцелела только епархия в Канаде. Деятельность УАПЦ возобновилась только в 1989 году. И начали раскольники с того, что стали массово отнимать храмы у канонической Церкви на западной Украине. Ничто не ново...
Текст полностью на портале "Родина на Неве": https://rodinananeve.ru/raskol...
Оценили 11 человек
12 кармы