• РЕГИСТРАЦИЯ

Дьяки против скоморохов

5 1385


Церковный раскол второй половины ХVII столетия завершил духовный разлом прежней, доромановской России. Однако строительство никонианского государства не исчерпывается религиозной сферой. Не меньшую роль в этом играло создание романовской версии отечественной истории: «возвращение» к православным истокам шло параллельно с реконструкцией прошлого. Кстати, сегодня укоренено мнение, будто российская история – это плод усилий германских ученых во главе с Ф. Миллером и Г. Байером, слепивших ее в середине ХVIII века при жестком оппонировании М.В. Ломоносова (это один из любимых сюжетов патриотических кругов).

Однако подобный взгляд нельзя признать правомерным: каркас нашей истории создавался не немцами, а исключительно украинско-польскими деятелями во второй половине ХVII века. Они, а не кто-либо еще, – создатели всей идеологической архитектуры, включая церковную. Что же касается немецких профессоров, то те лишь корректировали исторические основы, заложенные не ими. А потому их противники, прежде всего Ломоносов, выступая против немецких интерпретаций (норманнская теория), по факту отстаивали украинские позиции, оберегая их от нападок заезжих иноземцев.

Миф о Киевской Руси

Рождение романовской версии отечественной истории происходило так же осторожно, как и религиозные новации. Первые десятилетия по окончании Смуты, принесшей столько горя нашей земле, не располагали к каким-либо реверансам в сторону Малороссии; еще не окрепшая династия старалась излишне не раздражать население. Забвению были преданы даже наработки о происхождении московских великих князей от киевских, а о писаниях, излагавших эту генеалогическую схему, вообще перестали упоминать, как, например, о знаменитой «Степенной книге». Все начало меняться только к середине ХVII столетия. Пробным камнем стала акция по возвращению на родину останков царя Василия Шуйского, умершего в польском плену еще в 1612 году.

Конечно, к самому Шуйскому Романовы не испытывали ни малейших симпатий, но возврат его праха давал прекрасную возможность заговорить об историческом пути страны, поскольку погибшего причисляли к потомкам Рюриковичей, киевских князей. Встреча траурного кортежа состоялась 10 июня 1635 года в Москве при скоплении народа: многочисленные церковные молебны, само перезахоронение собрали огромные толпы. Люди услышали о Рюрике, о киевских князьях, о началах Московии и т. д., иначе говоря, образ Киевской Руси после долгого пребывания в летописях южного происхождения и в дипломатической документации наконец был предъявлен широким массам.

Его внедрение началось через агиографические тексты, серия которых под присмотром патриарха Иосифа увидела свет в 1645–1650 годах. Издано житие владимирского князя Георгия Всеволодовича, которому приписывают крылатые слова «Лучше смерть за веру, чем плен», произнесенные при штурме Владимира татарами. Созданы жития князей Михаила Тверского, Федора Ярославовича, изготовлены покрова на гробнице матери и брата Александра Невского в Георгиевском монастыре во Владимире, обновлены княжеские росписи Архангельского собора в Кремле, заново украшен Ипатьевский монастырь и т. д. Разворачивается почитание древних правителей, насаждается культ Киевской Руси.

Весомую роль в продвижении всего этого сыграли греки, кровно заинтересованные в реализации своего давнего проекта «всея Руси». Теперь для них открывался шанс, который они уже не упустят. С 1648 года, с момента казацкого восстания в Малороссии, греки начинают активно обрабатывать украинскую верхушку. Коринфский митрополит Иосаф приезжает и неотлучно находится при Хмельницком, дарит ему «освященный» меч для борьбы за православие, для восстановления православной «всея Руси». По территории Украины разъезжает и еще один греческий архиерей – митрополит Назаретский Гавриил, он координирует целую толпу афонских монахов, усиленно разносивших по украинским просторам весть о Киевской Руси, когда все православные были едины под духовным окормлением Константинополя.

Примечательно, что в Москве вспышка интереса к Киевской Руси носила антитатарскую направленность, коей были заряжены осевшие здесь украинско-литовские кадры. С начала 1650‑х годов мусульманам, находившимся на государевой службе, рекомендовалось переходить в христианскую веру или покидать занимаемые должности. Тем самым порывалось с традиционной политикой ХV–ХVI веков.

В ту пору московские великие князья дорожили положением и связями в мусульманском мире. К примеру, когда при Иване Грозном Касимовский царь Саит-Булат крестился, после этого он был лишен Касимова. Теперь же существование там мусульманского правителя, наоборот, стало неприемлемым: его оставляли только в случае принятия крещения. Христианами становятся многие видные представители верхов, ранее придерживавшиеся ислама, например, Юсуповы. Эти процессы завершились в начале 1680‑х годов, когда последние татарские князья, находившиеся на службе, после принятия крещения были пожалованы в стольники: эта мера коснулась 10% от общего числа чиновников подобного ранга.

Пропагандистский рупор XVII века

Наряду с церковными стараниями мозговым центром исторических изысканий выступает Посольский приказ, ведавший иноземными делами. Там действовала большая группа «толмачей», переводивших зарубежные сочинения, включая хроники. Эту структуру в разное время возглавляли ярые полонофилы А. Л. Ордын-Нащокин, А.С. Матвеев, Е. И. Украинцев, В. В. Голицын. Они вдохновляли работу по составлению новых книг, которые во все возраставших масштабах тиражировал Печатный двор – пропагандистский рупор того времени. За 1630–1680‑е годы из его стен было выпущено в общей сложности около 400 различных изданий, предназначавшихся для массового читателя.

Алексей Михайлович всячески подстегивал переводные работы приказа. Так, по его прямым указаниям богослужебные католические тексты адаптировались под местную аудиторию. Для этого убирали ссылки на латинские источники и авторов, заменяли имена понтификов на Вселенских патриархов, святых отцов, а Римскую церковь – на Святую Соборную Восточную.

Заметной вехой стал труд под названием «История» дьяка Ф. А. Грибоедова (Грижбовского). Его цель – прославить «благоверный и благочестивый Дом Романовых». Повествование сжато повторяло «Степенную книгу», а затем – со второй половины ХVI столетия – использовался материал хронографов, «Нового летописца», грамот, приказных документов. Поэтому подготовленный в 1669 году текст представлял не самостоятельное творение, а скорее компиляцию. Автор стремился продолжить «Степенную книгу», а потому главное внимание уделил позднейшим событиям: практически треть текста относилась к периоду Ивана Грозного, почти две трети – к Смуте и царствованию Романовых.

Причем историческая канва, как то: войны, дипломатические договора, не очень интересовала Грибоедова, сосредоточенного на выведении правящей династии от Рюрика, князя Владимира и др. Современные исследователи заметили, что старательный дьяк презентовал романовскую генеалогию аналогично «Сказанию о князьях Владимирских», послужившему затем основой «Степенной книги». Помимо этого, «История» содержала ряд исторических экскурсов об отдельных княжеских родах, например, о князьях и боярах черниговских, рязанских.

Если Грибоедов не делал акцента на Киевской Руси, то этот пробел восполняла «Хроника» Феодосия Сафоновича, составленная в 1672 году. Этот игумен Михайловского монастыря в Киеве в первой части тщательно изложил период до конца ХIII века, основываясь на Ипатьевском летописном своде с его рассказами о Юго-Западной Руси. Во второй же части он поместил сообщения о наиболее значительных событиях Московии и Украины уже до середины ХVII столетия.

Знакомство с этим трудом поражает ученых обилием затронутых тем. Тут и всякие княжеские родословные, и «Сказание о Мамаевом побоище», описания Литвы, Польши, Османской империи и много чего еще. Исследователи даже называют «Хронику» Сафоновича энциклопедией исторических и географических знаний, имевшихся на тот момент.

Многие крупные произведения того времени подготавливались непосредственно в Киеве или прямо подражали изданным там книгам. Например, большую популярность в Москве приобрел «Меч духовный» архиепископа Л. Барановича. Текст иллюстрирован прекрасно выполненными гравюрами, многие из которых затем воспроизводились в разных качествах. Так, например, была создана большая икона «Древо московского государства», где в виде дерева изображена родословная Рюрика–Романова вместе с отдельными святыми. В 1668–1670 годах в Посольском приказе выполнено четыре перевода еще одной «Хроники» Матвея Стрыйковского, написанной в конце ХVI века. Такая востребованность была связана с тем, что этот поляк, осевший в Литве, рассуждал о славянском единстве, а также извещал о первой победе над татарами, одержанной литовцами в разгар нашествия Батыя.

Но наибольшую известность в ряду киевской исторической литературы получил знаменитый «Синопсис» (по-гречески «Обозрение»), изготовленный в Киево‑Печерской лавре. Споры об авторстве до сих пор не утихают, кто-то указывает на архимандрита монастыря Иннокентия Гизеля, другие называют доверенное лицо Л. Барановича И. Армашенко, а Гизеля считают заказчиком этого произведения. Последнее вряд ли справедливо, поскольку заказчиком являлся сам царь Алексей: при личной встрече с архимандритом он попросил того подготовить популярное изложение прошлого, рассчитанное на самые широкие круги. Это удалось в полной мере: стиль произведения весьма литературен, тяжелый слог заметно облегчен. В то же время повествование – и это примечательно – подтверждено ссылками на источники, т. е. автор считает нужным не только рассказывать, но и доказывать.

А потому «Синопсис» представлял собой не просто популярное издание, а историографическую вершину того времени с широким использованием многих базовых хроник: Длогуша, Сафоновича, Стрыйковского, «Повести временных лет», Густынской летописи и др. Первое и второе издания вышли соответственно в 1674 и 1678 годах. Окончательный же вид книга приобрела при третьем выпуске 1680 года, увеличенном вдвое за счет вставки «Сказания о Мамаевом побоище» Ф. Сафоновича, о крещении славян М. Лосицкого и др. В общей сложности «Синопсис» вплоть до начала ХIХ столетия выдержал тридцать изданий, на нем выросло не одно поколение. О том, что эта книга предназначалась прежде всего для российского читателя, свидетельствует ее распространенность именно в России: здесь сохранилось подавляющее большинство экземпляров.

Династический цирк

В тексте обращает внимание подробное описание древнейших событий до Владимира Мономаха, когда автор постоянно подчеркивает общность славянских судеб. Они выводятся из Библии, где Мосох – шестой сын Иафета – представлен прародителем всех славянских народов. Так проводилась мысль о их единстве еще до призвания варягов. Разумеется, не обойдено татарское нашествие, о Куликовской битве говорится как о кульминационном пункте борьбы с иноверными. Таким образом, изложение подводило к центральной теме: союзу России и Украины. Строго следуя византийской схеме, «Синопсис» убеждает, что их историческое прошлое, а значит, и будущее, несмотря ни на что, неразрывно связано.

Правда, неудобные моменты текст предусмотрительно обходил. Очень скупо говорилось о Смуте начала ХVII века, а вот что удивляет гораздо больше, так это полное игнорирование фигуры Богдана Хмельницкого. Видимо, в Москве память о предательских интригах последнего пока не изгладилась: это произойдет позже, когда того выдвинут на роль зачинателя российско-украинского братства. Следует отметить и еще одно важное обстоятельство: «Синопсис» уже не принимал во внимание «Степенную книгу», близость с которой прослеживалась только тематически. Да и вообще из перечисленных выше персонажей лишь дьяк Грибоедов пытался опираться на нее всерьез.

Другие украинские деятели отказались от ее использования, предпочитая ориентироваться на польские произведения. Во многом это связано с тем, что «Степенная книга» в силу строгого деления на степени-поколения по прямому родству не могла помочь в искомой преемственности Рюриковичей и Романовых. Доказать кровное родство последних с Иваном Грозным через его первую жену Анастасию не представлялось возможным, потому-то усилия дьяка Грибоедова на этой ниве были встречены сдержанно.

Некоторые поступали иначе: доводили степени до Ивана Грозного, а после его венчания на царство предлагали считать всех последующих венчанных государей, включая Романовых, в равном положении вне зависимости от родства, хотя это тоже не очень вдохновляло. Тем не менее ближе к концу жизни Михаил Федорович «признал» в Иване Грозном своего деда, а Алексей Михайлович вслед за ним – прадеда. Оставалось только патриарха Филарета – племянника первой жены Ивана Грозного Анастасии – объявить ни больше ни меньше как «сыном» самого известного московского царя, на что все же никто не сподобился. Окончательно этот «гордиев узел» решительным образом разрубит лишь Петр I, императорской затеей покончив с этим династическим цирком.

Удар по народной памяти

Если романовская родословная кое-как была утрясена, то с другой не менее важной проблемой дело обстояло сложнее. Речь о населении страны, превращенном в объект невиданного этнографического эксперимента. Насаждение никонианства во второй половине ХVII века сопровождалось тотальной зачисткой массового сознания, выраженного народным эпосом. Эта трагедия освещена сегодня недостаточно, хотя по последствиям она нисколько не уступает религиозным потрясениям. До утверждения Романовых официальное православие, больше напоминавшее народное верование, а не строгую систему религиозных догматов, сосуществовало с устойчивыми традициями низов.

Эту ментальность издавна несли скоморохи, олицетворявшие публичный смех и веселье. Можно сказать, у людей той эпохи скоморох конкурировал со священником, поскольку и те, и другие воздействовали на простой люд. Блиставшие церковно-славянским красноречием попы побуждали паству к покаянию и слезам, необходимым для спасения, тогда как скоморохи на обычном, разговорном языке воспевали плодородие земли и человеческую радость. Первую атаку на народных любимцев предприняли иосифляне образца ХVI века (приверженцы церкви на униатский манер), укрепившиеся в церкви. На Стоглавом соборе 1551 года они требовали «удушения» любых народных традиций, но тогда их стремление не поддержал Иван IV. При Романовых же все изменилось: успех задуманной церковной реформы по большому счету зависел от того, насколько удастся выдавить народную память паствы.

В правление Михаила Федоровича, еще отличавшегося осторожностью, объявлять открытую войну народному эпосу не решались. Известен указ 1627 года о недопущении в Москве так называемых языческих игрищ и суеверий. В тексте сказано, чтобы «впредь за старое Ваганьково никакие люди не сходились…», дабы не смущать православных игрищами мирскими, «коледы бы… не кликали».

В 1636 году власти тревожились вновь: праздники проводятся не по-христиански, вместо духовной торжественности веселятся, кощунствуют, пляшут. Свадьбы без ведунов не справляются, многие по вечерам слушают скоморошьи песнопения, другие «по зарям» чародеев, волхвов призывают. Подобное наблюдалось не только в столице, но и во всех городах, не говоря уже о сельской местности.

Как нужно отказываться от «бесовских сонмищ», продемонстрировал лично Алексей Михайлович. Когда царь женился на Марии Милославской, то запретил исполнение песен, отказался от тех свадебных забав и игр, где звучали народные мотивы. Это было поистине «громом среди ясного неба», поскольку резко противоречило вековым традициям, свято соблюдавшимся. Так, например, женитьба Ивана IV на черкесской княгине Марии Темрюковне сопровождалась обрядами, празднествами, весельем с сильным языческим привкусом. Теперь же впервые в истории свадьба царя совершилась в необычной тишине на фоне духовных пений из триодей.

По ее завершении в течение 1648 года был оглашен целый ряд указов, не просто запрещавших увеселения, игры, но и предусматривавших конкретные наказания за участие в них. На скоморохов обрушивались жесткие репрессии, их нещадно гнали, проклинали, жгли инструменты, а их слушателей приказано бить кнутом и подвергать «великой опале». Фактически накануне старта церковной реформы власти объявляли старинные обычаи вне закона. Патриарх Иоаким в 1684 году подтвердил это, проклиная тех, кто не подчиняется антискоморошьим указам. Параллельно репрессивным усилиям непосредственно народное творчество – былины, песни, сказки – подвергалось тотальной деформации.


    «Уралвагонзавод» изучает секреты НАТО: «Койот» из Британии попался в русские сети вслед за немецким «Леопардом»

    Очередной трофейный танк наши инженеры разобрали по винтикам, и поняли, что интересного там естьРоссийские военные инженеры разобрали трофейные танки Leopard 2A6 и получили доступ к сам...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      GP 23 апреля 21:47

      Птенцы гнезда ...

      По подозрению в получение взятки задержан заместитель министра обороны РФ Тимур Иванов, сообщает СК РФ.Иванов в Минобороны курировал вопросы, связанные с управлением имуществом и расквартированием войск, жилищное и медицинское обеспечение Вооружённых сил России.Отвечал за строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов Минобороны России и вое...
      1289
      GP «Я Родился в СССР»
      22 апреля 08:32

      Наша история

      ...
      257
      GP 21 апреля 09:52

      Знаете ли вы, почему символ @ называют собачкой?

      История этого значка уходит в Средневековье, и у него больше имён и применений, чем вы думаете.Значок @ известен всем, кто хоть когда-то пользовался интернетом. Он есть в адресах электронной почты, в именах пользователей в мессенджерах, в социальных сетях и не только. Также символ применяют в программировании. Везде он выполняет самые разные функции: вы...
      128
      GP 10 апреля 20:08

      Идиотизм или...?

      На жительницу Великого Устюга написали донос в полицию из-за фото в жёлтой куртке под голубым небом, в котором углядели дискредитацию ВС России и вражеские символы.Девушку зовут Антонида Смолина, она работает журналистом.Антонида рассказала, что к ней пришёл участковый отработать заявление некоего гражданина.Претензия касалась её фотографии во «ВКонтакт...
      610
      GP 4 апреля 10:58

      трэбник

      Супчик. От Цили. -Циля, а научи меня готовить куриную лапшу, которую Анна Ароновна называла "чистый пенициллин", - ныла я, неся с Привоза домашнюю курочку.-Тьфу на тебя! А чего две минут назад ты молчала так громко, шо я уже думала, что у тебя передний верхний зуб выпал? Твоя Анна Ароновна точно еврейкой была?-Конечно! Стотыщпятьсотпроцентной. А что? Я, ...
      154
      GP 26 марта 19:57

      Скорбь с рекламными паузами

      «Общество, где бог — деньги, выгода, — такое общество — обречено».Владимир ПетровИнформирование главными телеканалами страны, в первую очередь эрнстовским «Первым», изумило и даже потрясло многих.Ничего нового: речь о наболевшем — о рекламе.Вечером пятницы, в день трагедии, когда уже было известно о десятках погибших, рекламная вакханалия продолжалась в...
      336
      GP 23 марта 10:16

      Оно нам надо ?

                  Войной и в науке о международных отношениях, и в политологии, и в международном праве считается любой вооружённый конфликт политических субъектов, обычно государств.Не важно как это называют воюющие стороны, хоть воспитательным приёмом, это всё равно война. III Гаагская конвенция 1907 года обязывает стороны зара...
      148
      GP 11 марта 19:25

      Масленица

      Масленичная неделя, что нужно делать и есть в каждый день праздника 11 марта начинается неделя, когда можно и нужно есть блины каждый день. Масленица – любимый праздник, богатый на традиции и развлечения. Рассказываем, как достойно встретить и провести масленичную неделю.Первый день Масленицы. Кого встречают и почему готовят именно блины?Праздник проводо...
      96
      GP 8 марта 13:04

      Когда и почему женщины начали прикрывать грудь, почему этого не делают мужчины?

      Удивительный момент, но традиции прикрывать женскую грудь не так уж и много времени в рамках человеческой истории.Всего около 10-12 тысяч лет, как считают антропологи, женщины повсеместно прикрывали грудь только на случай холодов. Или же, чтоб всякие там первобытные лесные комарики не кусали.Первобытных наших девиц сейчас обычно изображают прикрытыми. Н...
      2094
      GP 15 января 12:48

      Подслушано в Севастополе

      ...
      479
      GP 31 декабря 2023 г. 17:58

      Присоединяюсь

      ...
      306
      GP 28 декабря 2023 г. 20:18

      Этому не учат в школе

      Однажды (дело происходило в начале ХХ века) на заседании Ученого совета университета выступил заведующий кафедрой богословия, который заявил, что студенты-физики очень несерьезно относятся к его предмету, невнимательны на лекциях, и привел возмутительный пример: - Поднял я на лекции одного, который сам не слушал и другим не давал, и сказал ему: "Молодой...
      285
      GP 28 декабря 2023 г. 17:29

      Хотели кружевные трусики

      Минобороны Украины утвердило первый женский бронежилет Минобороны Украины утвердило первый бронежилет, при разработке и изготовлении которого учитываются особенности женского тела. Его разработала компания «Украинская броня», сообщил специалист Центрального управления развития и материального обеспечения ВСУ Александр Шарко. Масса бронежилета — 10,5 кг.У...
      250
      GP 10 декабря 2023 г. 22:49

      Финские тампоны для мужчин

            Финские тампоны для мужчин вызвали неоднозначную реакцию в мире, пишет IS. Феминистки посчитали их оскорблением в адрес женщин. Мужчины-трансгендеры недовольны отсутствием внимания к их проблемам. Читатели издания недоумевают: выходит, в стране все хорошо, если общество озабочено такими вопросами.Этой осенью финский производитель ср...
      830
      GP 6 декабря 2023 г. 22:09

      Pipifax

      3 ноября 1969 года, спустя 8 лет после первого полета в космос, в СССР произошло другое знаменательное событие - на Сясьском целлюлозно-бумажном комбинате были запущены первые в Союзе линии для производства рулонной туалетной бумаги, купленные в Великобритании. Таким образом, и в наших краях обосновалось это замечательное изобретение.Сначала необычный т...
      941
      GP 5 декабря 2023 г. 22:36

      Крепкий разговор

      Чарка, чекушка, шкалик: сколько вмещали и от чего отсчитывались старинные меры водкиПоллитра – самый популярный у покупателей объем водки. Если вспоминать фольклор 20 века, то практически все, что связано с водкой обозначалось именно так – «поллитра». Второе по популярности – чекушка. Еще бытовали шкалик и выражение «по соточке». А откуда они взялись? Ч...
      220
      GP 4 декабря 2023 г. 11:12

      Им и не снилось.

      Башкирский лучник, работает по дронам ВСУ, бесшумно и точно!!!...
      528
      GP 1 декабря 2023 г. 22:02

      Лидеры ЕС готовятся к саммиту.

      Приветствую!  Знаете, на месте фрау фон дер Ляйен, я бы ввел - нет, не цензуру - но хотя бы предварительное редактирование того, что во множестве изрекают её брюссельские соратники."У(==)на должна занять уверенную позицию на пути члена Евросоюза".Вот такими словами и образами, Шарль-Мишель, накануне декабрьского саммита, будет пытаться убедить...
      222
      GP 15 ноября 2023 г. 13:53

      Америка просит мира

      – Фима, таки что вы имеете сказать за Киссинджера?– Это который Генри? Бывший госсекретарь и помощник президента Америки по национальной безопасности?– Именно!– Киссинджер – голова! Я бы ему палец в рот совать не стал!– Фима, между нас приличных людей – зачем вы собрались совать грязные пальцы в рот уважаемому человеку? Я вам за мир во всём мире толкую,...
      337
      GP 27 октября 2023 г. 11:43

      Война на Украине – тактический анализ

      Русские перешли в наступление на украинскую "линию Мажино" под Авдеевкой, пишет Myśl Polska. Это будет еще одна битва на истощение по типу сражений за Артемовск, считает автор статьи. Украинцы решили отстаивать Авдеевку, но клещи вокруг города сжимаются все сильнее.Кшиштоф ПодгурскийРусские захватили возвышающийся над украинской "фортецией" Авдеевка мощ...
      275
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика