• РЕГИСТРАЦИЯ

«Если он что-то хотел, роль или женщину, они безоговорочно становились его»

2 673

Актер Влад Маленко — о мужской харизме Высоцкого, его режиссерских амбициях и черепе в реквизиторской

Зоя Игумнова

Влад Маленко помнит, что Высоцкий хотел ставить в театре «Калигулу» и снимать кино про «Зеленый фургон». Уверен, что от современников он на том же расстоянии, на каком шестидесятники были от Маяковского. И надеется, что в Театре на Таганке восстановят его гримерку. Об этом актер и поэт, служивший в легендарной труппе Юрия Любимова, рассказал в интервью «Известиям».

— Вы много лет проработали в Театре на Таганке. Знаете все мифы и реальные истории о Владимире Высоцком. Про его взаимоотношения с Юрием Любимовым рассказывают разное. На что шел Любимов ради Высоцкого?

— Владимира Высоцкого на Таганку привела Таисия Додина, замечательная актриса с трагической судьбой. Она была его однокурсницей в Школе-студии МХАТ. Придя на прослушивание, Владимир Семёнович показался не очень удачно. Читал Маяковского, еще что-то, но не впечатлил Юрия Петровича. Любимов спросил: «А для чего же гитара? Может быть, тогда споете?» И он спел. «Это чьё?» — «Моё». Любимов попросил еще спеть и взял его.

А после ему позвонили: «Вы, Юрий Петрович, делаете ошибку». Далее версии, кто уговаривал чиновников оставить Высоцкого в театре, расходятся. Директор Таганки Николай Лукьянович Дупак говорит, что этим занимался он, а Любимов уверял, что это его заслуга. Он до последних дней был для Высоцкого как отец. А в театре не понимали, почему Владимиру Семёновичу многое сходит с рук.

— Говорят, Любимов мог забрать у кого-то роль и передать ее Высоцкому. Было такое?

— Было и не раз. Так было, когда Александр Калягин выпустил спектакль «Галилео Галилей», сыграл в нем главную роль. Любимов убрал его и поставил Высоцкого. После этого Калягин ушел из театра. Когда Эфрос ставил «Вишневый сад», на роль Лопахина утвердил Шаповалова. За месяц до выпуска Шапен (так Виталия Владимировича звали на Таганке) пришел в мастерские театра Моссовета, где шили костюмы. Швеи удивились его появлению: «А вы кто?» — «Шаповалов. На Лопахина». — «А мы шьем Высоцкому. Видите белый костюм? Он не вашего размера».

Шапен пошел в театр, где встретил Любимова и Эфроса. И сказал им: «Володя сыграет несколько спектаклей, потом укатит на концерты. А вы позовете меня». — «Но вы же будете играть?» — «Нет. Это всё нечестно и отвратительно», — сказал артист. Виталий Владимирович сам мне рассказывал эту историю. Она нанесла ему большую рану. В итоге случилось так, как он предрекал. Но второго состава у спектакля не было. Каждый раз ждали Высоцкого.

— Как Шаповалов после этого общался с Высоцким?

— Я спрашивал. Все-таки они рядом сидели в гримерке. Шаповалов сказал, что они поговорили. Шапен добрый был. Он на него не обижался.

— Но как два таких разных по фактуре артиста могли претендовать на эту роль?

— Шаповалов — большой, как медведь. А Высоцкий компенсировал недостаток фактуры мощной мужской харизмой и голосом. Если он что-то хотел, будь то роль или женщина, они безоговорочно становились его. Высоцкий мог нахрапом взять Эфроса. Устоять против такого напора было нереально. Но ближе к концу Высоцкий, по его выражению, спрыгивал с ролей. У него были дублеры во всех спектаклях, кроме «Гамлета».

Иван Сергеевич Бортник рассказывал мне, что однажды Высоцкий пришел к нему домой, а на глазах у него слезы. «Чего ты?» — «Представляешь, я пошел к шефу и сказал: «Я, наверное, уйду из театра». А шеф так легко: «Да уходите, я могу хоть сейчас подписать». И Высоцкий остолбенел. Он не ожидал такой реакции, думал, что Любимов его будет уговаривать. А тот: «Но вы знаете, все-таки иногда снисходите. Все-таки здесь ваши товарищи. И роль. Играли бы хоть раз в месяц «Гамлета». Ведь вы долго меня просили, уговаривали дать вам ее». Любимов мог найти нужные нотки.

Этот разговор не закончился увольнением. Высоцкий собирался и играл. Но он понемногу остывал к исполнительскому труду. Ему было тесновато. Иметь такое количество начальников над собой: завтруппой, режиссер, директор.... Он сам подумывал над постановкой.

— Что хотел ставить?

— Думал о Камю. «Калигула»... А еще хотел снимать кино. Вместе с Игорем Шевцовым работал над сценарием фильма «Зеленый фургон». Они писали, литрами пили кофе-чай, он загорелся этим произведением Александра Казачинского. Был заключен договор с Одесской киностудией. Потом началась катавасия какая-то с Госкино, наложился запой. Через пять дней после его смерти на киностудию пришла бумага, что он утвержден режиссером-постановщиком. «Зеленый фургон» всё-таки сняли в Одессе, только через три года. Играли Александр Соловьев и Дмитрий Харатьян. А режиссером был Александр Павловский.

— Как Юрий Петрович вспоминал 25 июля 1980 года?

— В пять утра ему позвонил Давид Боровский и сказал: «Вот и закончилась ваша борьба с актерами за Высоцкого». Такая фраза была.

— Жестокая.

— В театре очень много жестокого, а в жизни и того больше. В конце пути Высоцкого стали окружать люди, неравные ему по масштабу. К сожалению, они только и делали, что доили его. Они были, как полипы. Он намекал на это в своем творчестве. Например, в «Маскараде». «Вокруг меня сжимается кольцо, меня хватают, вовлекают в пляску. / Нет-нет, мое нормальное лицо все, вероятно, приняли за маску». При всей суете вокруг Владимира Высоцкого к финалу его привело олимпийское одиночество.

— Почему олимпийское?

— Здесь можно искать подтекст, пересечения, совпадения. Но факт остается фактом. В июле 1980-го в Москве была Олимпиада. О том, что 25 июля скончался Высоцкий, в прессе не сообщали. Маленькая заметка в одной газет и случайно попавший в кадр спортивной кинохроники плакат с надписью «Умер Высоцкий». Но этого хватило, чтобы сарафанное радио разнесло весть по всей стране. Владимир Семенович не вписывался в советские стандарты. Он сам был вершиной, Олимпом, который не покорить. Равных ему не было и нет до сих пор.

— Говорят, что в день похорон Высоцкого Юрий Петрович о чем-то разговаривал с могильщиками?

— Это очень грустная история. На церемонии прощания было очень много народа. Но среди всех присутствующих могильщики безошибочно определили, что Любимов главный. После похорон они подошли к нему и сказали: «Мы закопали его на 3 м. Чтобы подольше сохранился». Это была их дань любимому артисту. Есть в этой истории нечто шекспировское, мистическое. Эти ребята, как могильщики из «Гамлета».

Когда я играл «Ричарда III» в театре на Таганке, попросил реквизитора Ларису принести череп для мизансцены. Я рассчитывал, что это будет деталь от школьного скелета или что-то из папье-маше, но когда она вошла, почувствовал, что в ее сумке лежит настоящий череп. От него шла странная и страшная энергия. Я отказался с ним работать.

— Не с этим ли реквизитом Высоцкий играл Гамлета?

— С ним. Он брал его в руки, обращался к нему — «Бедный Йорик». А потом череп благополучно стоял на полочке у Ларисы.

— Как человеческие останки попали в театр?

— А кто его знает. Никто не мог вспомнить. Когда Давид Боровский для спектакля «Гамлет» придумал историю с могилой, на сцене появилась настоящая земля и настоящие кости. В советское время художники любили настоящую фактуру. Да и спокойно относились к этому.

— Как только Высоцкий умер, у него вдруг объявилось много друзей.

— Это история, как про Ленина и бревно. Кто только не нес его с Владимиром Ильичом. Хотя Высоцкий действительно сталкивался с большим количеством людей. Но близких было совсем немного. Лучшим его другом был Всеволод Абдулов. Очень уважал Владимир Семёнович Вадима Ивановича Туманова и бесконечно его слушал: у него сложная судьба, человек провел 20 лет в лагерях. Михаил Шемякин был близок с Высоцким к концу жизни. С ним он чувствовал себя на равных. Иван Сергеевич Бортник, с которым я дружил, тоже был близким другом. Называл его шутейно Вольдемаром или Вольдемариусом. А тот, в свою очередь, величал Ивана Сергеевича Ваняткой.

Кроме того, Высоцкий уважал его отца. Сергей Бортник возглавлял Гослитиздат. Был человеком образованным, знал Анну Ахматову, Бориса Пастернака. Даже был на диспуте Маяковского с Есениным, который проходил, кстати, в ресторане «Кама». Сейчас там зрительский буфет театра на Таганке.

Когда московские власти стали расширять Садовое кольцо, были ликвидированы трамвайные пути и собирались сломать театр, Любимов с Высоцким пошли отстаивать Таганку. Юрий Петрович говорил чиновникам, что в этом здании выступал Ленин, Маяковский с Есениным выпивали. А Высоцкий посмеивался: «И мы с Вознесенским. Так что не надо трогать». И театр сохранили.

— Но на театре даже нет таблички, говорящей об этом?

— Одно время я горел идеей повесить мемориальную доску на здание — «Здесь работал Владимир Высоцкий». Потом думал, что этого будет недостаточно. Придется писать еще и о том, что здесь служили Филатов, Золотухин, выступал Вознесенский, бывал Шукшин, сэр Лоуренс Оливье и другие. Досок будет много, как у Дома на набережной. В итоге отказались от мемориала.

Хорошо, что спустя много лет Таганский тупик, что за театром, все же переименовали в улицу Высоцкого. Одно меня удручает, в театре сделали мемориальный кабинет Юрия Петровича, а до гримерки Высоцкого руки так и не дошли. Гримерная — не музей. В ней даже я много лет занимал соседний столик.

— Это место вам досталось за особые заслуги?

— Мне оказал честь Виталий Владимирович Шаповалов. Сам бы я никогда такую дерзость себе не позволил. Шапен предложил: «Давай-ка собирай вещички и перебирайся из общей гримерки сюда». «Благословляю», — сказал Юрий Петрович. Так меня поселили рядом с Высоцким. Оставаясь один в гримерке, в особо трудные времена я поглаживал столик, стоящий справа и просил: «Володя, помоги».

— И помогал?

— Да, помогал. Мы сейчас от Высоцкого на таком расстоянии, на каком шестидесятники были от Маяковского. Спустя 40 лет после его ухода становится понятна величина и масштаб этого художника, поэта, артиста. У него была милость к падшим — то, за что его глубинно полюбил народ. Он никогда не был высокомерен по отношению к окружающим.

Мне кажется, главное качество Высоцкого — он был еще и добрый парень. Даже первый спектакль Таганки назывался «Добрый человек из Сезуана». Он и в друзьях своих видел светлое. Даже советовал использовать эти качества в ролях.

— Но роли бывают разные. Кому он советовал добрее?

— В 1979 году Михаил Швейцер снимал картину «Маленькие трагедии». Владимир Семёнович играл там Дон Гуана. На роль Моцарта режиссер пригласил Валерия Золотухина. И вот в театре он встречается с Высоцким, настроение хуже некуда. Оказывается, Валерий Сергеевич встретил на киностудии Смоктуновского, которого утвердили на роль Сальери. Иннокентий Михайлович поприветствовал Золотухина и сказал: «Валерий, видел ваши пробы Моцарта. Это отвратительно». И ушел. Золотухина трясло. Он стал сомневаться, хотел уйти из фильма. Ему даже в голову не пришло, что таким образом Смоктуновский мог уже репетировать Сальери.

На выручку пришел Высоцкий. Он посоветовал Валерию Сергеевичу построить образ Моцарта на том, каким был сам Золотухин, сыграть его солнечным и добрым. Эти слова очень помогли ему. Для меня Высоцкий таинственный, глубокий, мудрый. Но его упрощают и пытаются прилепить к попсе. Нельзя гения ставить в один ряд с легионом.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Влад Маленко — актер и поэт. До 2006 года — ведущий актер Театра на Таганке. В 2013-м основал Московский театр поэтов. С 2014-го художественный руководитель Всероссийского фестиваля молодой поэзии «Филатов фест». Автор поэтических сборников, популярных современных басен.

Источник

    Эволюция "адского утёнка": От "тупика авиации" до "символа русской военной мощи". Западные эксперты полностью поменяли мнение о Су-34

    Редко чего хорошее прочитаешь в западной прессе о российской авиации. И даже если хвалят, обязательно ввернут что-нибудь саркастическое или ядовитое. А таким "спорным" разработкам, как ...

    Бомбардировка Одессы 11 часов без передышки: Корабли НАТО пошли ко дну. "Ониксы" зачистили флот врага - столбы огня за десятки километров

    Одна из самых массированный атак по Одессе и области началась поздним вечером 5 октября. Всю ночь фиксировали мощнейшие удары до самого утра - бомбардировка 11 часов. Подполье писало об...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Ежидзе 25 июня 2021 г. 22:50

      ГАЗПРОМ МЯГКО ЗАВОЕВАЛ ЕВРОПУ

      21.06.2021АВТОР GEOENERGETICS За последние годы мы видели столько публикаций, касающихся магистрального газопровода «Северный поток-2», что даже перестали задумываться, кому мы обязаны появлением этого проекта. Ведь было время, когда никакие суда-трубоукладчики Балтийское море не бороздили, российский газ тихо и мирно шел в Европу через газотранспортную ...
      1026
      Ежидзе 22 декабря 2020 г. 12:55

      Подвиг артиллеристов

      Современным "армянским" армянам - "защитникам" Шуши посвящается... Не путать с ростовскими армянами!  Источник  Вечером 8 мая случай завел меня в окрестности села Большие Салы. Услышав, что неподалеку есть памятник защитникам Ростова, сразу же отправилась к нему. Скажу, что, к своему стыду, даже не знала о существовании этого пам...
      1010
      Ежидзе 18 декабря 2020 г. 21:40

      Как политики, руководящие энергетическими проектами, убивают экономику

      Борис Марцинкевич. 25 сентября 2020.  БРЭЛЛ, Прибалтика и Евросоюз. Формально электрическое кольцо БРЭЛЛ (Белоруссия – Россия – Эстония – Латвия -Литва) было создано 7 февраля 2001 года, однако это вовсе не говорит о том, что БРЭЛЛ возникло «на пустом месте». Синхронизированная работа энергетических систем пяти ныне независимых и суверенных государств –...
      521
      Ежидзе 18 декабря 2020 г. 21:23

      Нас пугают – нам не страшно

      Борис Марцинкевич Как Прибалтика обходится «без российской электроэнергии» После подписания политического соглашения между Еврокомиссией и правительствами Литвы, Латвии и Эстонии о предстоящем в 2025 году отключении энергетических систем стран Прибалтики от электрического кольца БРЭЛЛ прошло чуть более двух лет. Вскоре после подписания этого соглашения руков...
      683
      Ежидзе 13 декабря 2020 г. 00:05

      Америка. Победа закономерного над законным

      СТАНИСЛАВ БЕЗГИН Прошла очередная сцена в ТВ-шоу «Выборы артиста для исполнения роли президента США». Как я и предполагал, чуда не произошло. Развитие ситуации идет по наиболее вероятному сценарию – от «победы» Байдена на выборах к утверждению этой победы в верховном судеОтмечу, что я, как и все непрогрессивное человечество, искренне желал победы товарищ...
      617
      Ежидзе 16 ноября 2020 г. 11:18

      Глобальное управление: феномен «теневой» власти

      Шикарный доклад от РАССТРАТ .   В ряде работ Ленина отмечается, что массы вырабатывают только экономическое мышление, а политическое – удел сплоченной группы единомышленников, вооруженной идеологией, которая вносится в массы. Данная посылка важна как принцип соотношения в политике принципов спонтанности и управляемости. [1]  Развивая этот мето...
      702
      Ежидзе 11 ноября 2020 г. 12:40

      Она умерла сегодня. Почитайте мой рассказ о ней, пожалуйста

      Маргарита Симоньян, 6 ноябряMomЯ никогда не называла тебя русским словом «мама». Но и по имени или как-то еще я никогда не смогла бы тебя назвать. Ты всегда была для меня, есть и останешься только Mom. Она умерла сегодня. Почитайте мой рассказ о ней, пожалуйста.С того самого дня, как я первый раз вошла в твой дом, взволнованная, счастливая и испуган...
      791
      Ежидзе 10 ноября 2020 г. 20:21

      Геостратегическая сказка про Новую Ялту

      06.11.2020 08:29 СТАНИСЛАВ БЕЗГИН Была себе большая саванна. И, кроме саванны, ничего больше не было. А в саванне паслись овцы и бараны, их окормляли шакалы, а крышевала всю эту вселенную мерзкая, старая гиенаШакалы резали баранов и таскали мясо гиене. Но и себя конечно не забывали, одаривали себя хорошими кусочками. Хотя, конечно, гиене несли кусочки и ...
      471
      Ежидзе 5 ноября 2020 г. 20:16

      Гадание на баклажановой гуще – Невозможные сценарии будущего

      04.11.2020 в 16:43 СТАНИСЛАВ БЕЗГИН Очень сложно говорить о том, что будет, потому что вероятности – весьма зыбкие. Гораздо проще говорить о том, чего не будет совершенно точно. Попробую перечислить несколько сценариев (событий будущего), которые некоторыми ошибочно считаются вероятнымиРеволюция Трампа против победивших демократовВзаимная ненависть и раз...
      623
      Ежидзе 5 ноября 2020 г. 20:09

      Гадание на баклажановой гуще – Реалистичные сценарии будущего

      03.11.2020 09:21 СТАНИСЛАВ БЕЗГИН Что будет ?В предыдущей статье я показал, какие варианты исхода выборов являются наиболее вероятными. Можно грубыми мазками попробовать прикинуть, какое развитие событий будет возможным в том или ином варианте.Базовый сценарийК сожалению, базовым является вариант, при котором демократы получают власть относительно л...
      601
      Ежидзе 5 ноября 2020 г. 20:03

      Гадание на баклажановой гуще – Предвыборная ситуация

      02.11.2020 08:50 СТАНИСЛАВ БЕЗГИНКоронавирусПоздравляю все население планеты Грунт с наступлением счастливого события – дня Третьего Ноября, дня окончания страшной пандемии опасной болезни Ковид-19! Наконец-то настанет этот радостный день! Наконец-то телекомпанию CovidloNews переименуют взад в телекомпанию EuroNews и они перестанут посвящать 80% эфирного времени пропа...
      603
      Ежидзе 5 ноября 2020 г. 19:56

      Гадание на баклажановой гуще – Ретроспектива правления Трампа

       30.10.2020 08:36 СТАНИСЛАВ БЕЗГИН Подходит к своей кульминации забавное американское шоу «Выборы президента». Масса диванных аналитиков и полупрофессиональных политтехнологов выдают на-гора свои прогнозы и видение будущего. Я, будучи заслуженным диванным аналитиком, конечно тоже захотел поучаствовать в этом развлечении и написал серию статей под об...
      405
      Ежидзе 16 октября 2020 г. 11:36

      «Отравление» Навального как тонкий намек Меркель

      РУССТРАТ, ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ30 сентября в истории с оппозиционным блогером Алексеем Навальным произошёл весьма существенный разворот. Точкой качественного перехода является интервью, которую он дал немецкому еженедельнику «Шпигель». Сейчас оно активно обсуждается мировым экспертным сообществом. Прежде всего потому, что в нём ...
      526
      Ежидзе 13 сентября 2020 г. 12:27

      А русские имеют право на жизнь?

      13 Сентября 2020  Р. ДервишНедавно прочитал у одного информированного зарубежного эксперта, что попытка «цветной революции» в Белоруссии ― самая продвинутая, совершенная и изощренная в мире. Западные ее модераторы на этот раз выбросили на политтехнологический рынок абсолютно все заготовки. Это и дифференцированная работа с различными социальными, возрастными и да...
      514
      Ежидзе 5 сентября 2020 г. 13:22

      Отношения с Прибалтикой с точки зрения геоэнергетики

      БОРИС МАРЦИНКЕВИЧ , 04.01.2017 За время, которое провела Латвия в составе СССР, ее объединили с Россией не только ЛЭП, но и газовая система. Коротко опишем, как эти связи формировались и в каком состоянии они находятся в настоящее время.Полезные ископаемые на территории Лифляндии начали искать еще во времена Российской империи, продолжили после окончания...
      568
      Ежидзе 30 августа 2020 г. 17:49

      Освоение производства арктических газовозов в России

      Хроники изолированной страны-изгоя на задворках планеты, с порванной в клочья экономикой, которую кормят белорусы, молдаване, армяне... (слава Богу, украинцы уже бросили!) Наслаждайтесь! БОРИС МАРЦИНКЕВИЧ , 28.08.2020Мировой кризис, разразившийся в апреле 2020 года на нефтяном рынке, коварен уже тем, что едва ли 90% материалов СМИ посвящены перипетиям колебаний ц...
      718
      Ежидзе 9 августа 2020 г. 11:56

      Конкуренты Росатома: Westinghouse. Строительство АЭС по американски

       БОРИС МАРЦИНКЕВИЧ , 19.09.2016Оговоримся сразу: в этой статье рассматривается только часть корпорации Вестингауз и ее деятельности на мировом рынке атомной энергии – та, которая отвечает за проектирование и строительство атомных электростанций. То, как и что удается Вестингаузу на рынке ТВС – отдельная история.«Геоэнергетика» уже касалась проблем американского а...
      806
      Ежидзе 3 августа 2020 г. 09:57

      О праве на жизнь разумного гедонизма

      Р.Дервиш, 02 августа 2020 г.Люблю засыпать под торопливое бормотание Ютуба. Ну, как герои незабвенных Ильфа и Петрова забывались под гипнотическое журчание унитаза. Вот и вчера почти уснул, когда с постели буквально подкинула фраза: «Гедонизм ― это главный грех, по мнению великого писателя эпохи потребления».Упс! Попадалово... Много лет назад, когда еще отношения межд...
      591
      Ежидзе 30 июля 2020 г. 08:59

      Энергетическая война: Россия сосредотачивается

      Статья Б.Марцинкевича от ещё 2018 года. Первоклассная аналитика с элементами базовых знаний о том, что происходило, что происходит и будет происходить в Европе. Неизбежно происходить, - ибо базис! Кто внимательно читал Марцинкевича в 2018-м, следующие два года ни о чём не спорил, а только печально и понимающе улыбался... В 2009 году Россия официально выш...
      1100
      Ежидзе 29 июля 2020 г. 20:16

      Жертвам и героям ЕГЭ посвящается!

      От Кота Моти. Из раннего. "Нетленка". Пьеса . " История одной награды "Действующие лицы :1 Маленький кот Мотя2 Учительница кота Моти3 Мыше-завуч кота Моти4 Мыше-директор кота Моти5 толпа злых родственников-доброжелателей с веникомПредыстория : кот Мотя закончил на отлично предыдущий класс и первую четверть, перед самыми каникулами. ничего не подозревающ...
      768
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика