• РЕГИСТРАЦИЯ

За что Сталин закрыл Комакадемию как закончилась мрачная страница отечественной науки.

1 1027

В ноябре 1935 года была ликвидирована прелюбопытнейшая научная структура - Коммунистическая академия. Прелюбопытнейшая в том числе и потому, что деятельность ее проливает свет на многое, происходящее у нас сегодня.

Каждому знакома Академия наук – старейший институт нашего общества. Она была учреждена указом Петра I, пожелавшего иметь в империи исследовательскую цитадель по самым различным отраслям знания. Импульс становлению академии дали известные и не очень европейские ученые, специально приглашенные в страну.

Но затем в ее стенах воспитываются русские учёные, чьи труды прославили Отечество (хрестоматийный пример – Михаил Васильевич Ломоносов). Именно их усилиями академия превратилась в признанный центр не только российской, но и мировой науки.

Однако ее позиции были серьезно поколеблены свершившейся в 1917 году революцией. Большевистский истеблишмент, жаждавший разделаться с «проклятым наследием» старого мира, решил оттеснить Российскую академию на второстепенные роли. Для этого партийная интеллигенция инициировала создание альтернативной структуры под названием Коммунистическая академия, чей расцвет пришелся на 20-е годы.

Позабытая ныне, организация задумана в 1918 году в ходе работы комиссии по подготовке первой российской конституции. Огромную роль в ее пестовании (еще под названием Социалистическая академия) сыграли М.А. Рейснер (профессор левых взглядов, возглавлявший политуправление Балтийского флота), Д.Б. Рязанов-Гольденбах (ветеран революционного движения, страстный почитатель Маркса), и главный партийный историк М.Н. Покровский. Сначала ее планировали запустить в качестве учебного заведения – в противовес Московскому университету. Однако в 1923 году переориентируют на сугубо научную работу, именуя уже Коммунистической академией. Под ее эгидой учреждаются институты: мирового хозяйства и политики, советского права, а также общество историков-марксистов, статистиков, аграрников и т.д. Создается специальное отделение естественных и точных наук с физико-математической, биологической и психоневрологической секцией.

Ответ на вопрос, чем Комакадемия должна отличаться от своей старшей соперницы – Академии наук, формулировался предельно четко: тем, чем Советская власть отличается от Америки, Франции и Англии. Главное преимущество руководство КА видело в опоре на наследие основоположников марксизма, в изживании подлинного академического духа. Ее многообразная деятельность нацеливались на «оплодотворение» знаний марксистской методологией. Результаты трудов Комакадемии планировалось презентовать в новом энциклопедическом словаре, призванном заменить прежние безнадежно «устаревшие» издания, включая популярный Гранат. Новый словарь (20–25 томов) базировался строго на материалистическом мировоззрении и предназначался не студентам, т.е. людям с определенной образовательной подготовкой, а партийно-советским функционерам, имевшим «большой общественный опыт, великолепно разбирающихся в вопросах общественности». Большевистские ученые предрекали Коммунистической академии – своему детищу – светлое будущее. Партийные лидеры первого ряда требовали воспринимать ее в качестве основной, ведущей, а не второстепенной.

Как этот большевистский центр осваивал передовые научные рубежи, можно проиллюстрировать на примере истории.

В этой дисциплине в 20-е годы безраздельно господствовала школа М.Н. Покровского. Ее формирование как раз и происходило в недрах Коммунистической академии. «Визитной карточкой» исторической концепции Покровского стало стойкое неприятие всего, что касалось России и, прежде всего, ее прошлого – отсталого и дикого. То есть, образ нашего Отечества прочно ассоциировался с самыми негативными варварскими чертами. Большевистские идеологи даже ставили под сомнение само слово «русский». В частности, они предрекали полное забвение терминов «русский» и «великорусский», от которых веяло контрреволюционностью. Вместо этого считалось правильным говорить о проживающих в России различных народах. Эта установка проводилась на всех крупных (не только партийно-советских) мероприятиях того периода. Например, краеведческий съезд 1927 года приветствовал сбор сведений о культуре и быте различных национальностей страны. И когда один из участников призвал не забывать в этом отношении и о русских, его подвергли форменной обструкции.

Такое отношение к русскому подкреплялось историческими изысканиями, проводимыми Комакадемией. Они обосновывали мысль: русское прошлое представляет собой непрерывную череду грабежей и захватов других народностей. Изначальной родиной так называемых великороссов объявлялась небольшая территория между Окой и Верхней Волгой, где ныне расположена Московская промышленная область. Из этого района распространялась экспансия проживавших там воинственных сил. Причем осуществлять завоевательную политику в западном направлении им было затруднительно, поскольку на пути оказывались намного более культурные и развитые литовцы, поляки, немцы, шведы и т.д.; войны с ними не приносили ничего, кроме неудач. А вот на Востоке жили более слабые соседи; их беспощадное «искоренение» и стало целью московские владык. К концу XVII века удалось подчинить множество земель – русские отряды добрались аж до Тихого океана. В итоге эту огромную территорию и стали называть «Россией», а населявшим ее разнообразным народам было приказано именоваться «русскими», хотя подавляющее большинство не понимало ни одного слова из того языка, на котором говорили в Москве. Отсюда следовал вывод: «русский» означает не национальность, а лишь «подданство» по отношению к русскому царю! Вот, например, все крепостные крестьяне графов Шереметьевых назывались «шереметьевскими», так и все подданные русских царей считались «русскими».

Большевистская пропаганда двадцатых годов с явным удовольствием эксплуатировала образ России – «тюрьмы народов». Как «авторитетно» утверждалось, Великороссия построена на костях «инородцев», и едва ли последние много утешены тем, что в жилах великороссов течет 80% их крови. Разумеется, порабощенные народные массы всеми способами пытались сбросить гнет царя и помещика. Поэтому русская история соткана из череды конфликтов и восстаний – до середины XIX века крестьянских, а потом рабочих – с ярко выраженной национальной составляющей. Определение «тюрьма народов» распространялось не только на Российскую империю под скипетром династии Романовых, но и к древнему Московскому княжеству. Его столица – признанный центр притяжения земель – воспринималась не иначе, как «укрепленной факторией в финской стране», то есть, по сути, типично колонизаторским городом, который возник на землях, густо заселенных еще в доисторические времена. То же самое говорили и еще об одном великорусском центре – Нижнем Новгороде, в начале XVII столетия (в Смутное время) сыгравшем судьбоносную роль в истории страны. Само название новой русской пограничной крепости свидетельствует о том, какое значение придавали ей завоеватели. С опорой на новейшие археологические данные утверждалось, что этот город не заложен, как считалось, в 1221 году, а возник на месте существовавшего «инородческого» поселения, разграбленного и разоренного русскими лет за пятьдесят до этого. Причем это было не просто поселение, а столица мордвы – народа, ставшего в ту историческую эпоху основной жертвой русских захватчиков. Так что это ни в коем случае нельзя было считать заселением пустых земель, «где там и сям бродили дикие охотники»; напротив, перед нами – «изнасилование и угнетение» довольно густо населенной земледельческой страны, чья материальная культура мало уступала русской культуре. Поселенцы превосходили местное население лишь в военном отношении – лучшем вооружении и боевой организованности.

В свете «передовой» исторической мысли 1920-х годов никогда не были «Русью» и такие центры, как Новгород и Владимир. Да и Московское государство XVI–ХVII веков не считалось национальным образованием великороссов. Помимо остатков финских племен, порабощенных ранее, оно вобрало в себя завоеванных татар, башкир, чувашей; тогда же произошло покорение мелких северных народностей, началось присоединение Сибири. В имперский период эта политика проводилась еще настойчивее. При Екатерине II и Александре I поделена Польша, в состав России вошли Привислинские губернии и Финляндия, было закрепощено Закавказье и т.д. Таким образом, русские всегда прикрывались разговорами о благотворном влиянии на соседние земли, хотя на деле «собирали то, что лежало в чужих карманах». Как заявил мэтр Коммунистической академии Покровский на первой Всесоюзной конференции историков-марксистов: «В прошлом мы, русские… величайшие грабители, каких можно себе представить». Не меньше самого этого заявления поражает то, что, как не преминул напомнить Покровский, он сам по рождению является великороссом – «самым чистокровным, какой только может быть».

Насаждение большевистского доктринерства неизбежно вело к нагнетанию настоящей истерии вокруг столпов российской исторической науки. Обструкции подверглись труды Н.П. Карамзина, в которых проводилась мысль о спасительности самодержавия для Российского государства. Богатейшее творчество С.М. Соловьева использовалось главным образом для того, чтобы показать: помещики, купцы, церковь и власть ведут совместную борьбу с революционными устремлениями народных масс, ненавидящих своих угнетателей. Под сомнение ставилась и научная состоятельность В.О. Ключевского: его признавали лишь узким специалистом по истории Московского государства, начиная со второй половины XVI века. Особенную же неприязнь советских ученых вызывали здравствующие представители русской исторической школы, полагавшие, что одним из факторов возвышения Москвы было именно национальное самосознание. В вину им ставилось чрезмерное увлечение великороссами и пренебрежение к многочисленным малым народностям: вместо того, чтобы показывать их заслуги перед российской историей представители старой школы ограничивались констатацией вхождения различных народов и тех или иных территорий в состав России. Одного из видных русских специалистов, С.Ф. Платонова, обвиняли в том, что он выступает в роли неприкрытого апологета великодержавных идей.

Обильные потоки грязи на наше прошлое стали ослабевать с начала 30-х годов. Это совпало с ослаблением позиций Коммунистической академии, в стенах которой вынашивались и пропагандировались исторические концепции, изложенные выше. Сталин не испытывал ни малейшей потребности в подобных изысканиях.

В ноябре 1935 года на повестку дня политбюро ЦК ВКП (б) был вынесен вопрос о ее ликвидации и присоединении к большой академии. Мрачная страница отечественной науки завершилась.

Доктор исторических наук Александр Пыжиков

Первоисточник.

    Двести Хиросим

    Новая вундерваффе прилетела в завод Южмаш. Это шесть раздельных блоков по шесть боеголовок в каждом - хотя, поговаривают, их может быть и 8х8, что зависит от конфигурации и задач. Пока ...

    Реакция на пуск "Орешника"
    • pretty
    • Вчера 07:00
    • В топе

    Австрийский журналист Крис Вебер: Россия запускает неядерную межконтинентальную баллистическую ракету в качестве предупреждения о недопустимости дальнейшей эскалации.Фракция поджигателей войны го...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Fat ПРОБУЖДЕНИЕ
      15 августа 2017 г. 12:56

      Концептуальная власть Сталина. Александр Пыжиков

      ...
      690
      Fat ПРОБУЖДЕНИЕ
      11 августа 2017 г. 21:18

      Староверы и комиссары

      Важно отметить, что пролетарские низы к концу XIX века приблизительно на 80% составляли старообрядцы-беспоповцы — возникавшие фабрики и заводы вбирали потоки староверов из Центра, с Поволжья и Урала, из северных районов. Каналы староверческих согласий (землячества) выступали в роли своеобразных "кадровых служб". После революции 1917 года именно из среды этих "сознател...
      1700
      Fat ПРОБУЖДЕНИЕ
      11 августа 2017 г. 21:11

      Ничто не ново… олигархические виражи в российской истории.

      Олигархический фактор, говоря современным языком, проходит красной нитью через всю отечественную историю. Взаимоотношения между верховной властью и сановными тузами представляют собой достаточно сложный механизм. Меняются эпохи, трансформируются государственные форматы, однако притязания группировок, из коих комплектуется истеблишмент, остаются определяющими в политич...
      838
      Fat ПРОБУЖДЕНИЕ
      11 августа 2017 г. 20:55

      Сталинский ответ колониальной концепции.

      ...
      547
      Fat ПРОБУЖДЕНИЕ
      5 августа 2017 г. 12:20

      Русский царизм. Кто опрокинул трон? Про что умалчивает Наталья Владимировна Поклонская. №4

      Во 2 номере, я обмолвился, что позже покажу, как проводили свободное время арестанты из числа царской семьи. Смотрим. Пытаемся понять суть происходящего.Мне очевидно, что холопы, став на место хозяев, изгаляются как могут.Так вот и корми сволочей с рук. Самое "комичное" в этом, что угнетают угнетателей, такие же угнетатели.В следующих номерах увидим, что эти зарвавшие...
      1763
      Fat ПРОБУЖДЕНИЕ
      5 августа 2017 г. 10:53

      Русский царизм. Кто опрокинул трон? Про что умалчивает Наталья Владимировна Поклонская. №3

      № 1  № 2Продолжаем "гулять по времени".Сейчас мы поприсутствуем на похоронах жертв дворцового переворота.Дворцовый переворот февраля 1917 года не прошёл без убитых и раненых.Сведенья о числе пострадавших разнятся, у исследователей, на порядок:Одни утверждают, что жертв (убитые и раненые) - не более 1000 человек.Другие - не менее 15000. Тут, как всегда, туман.Скор...
      4365
      Fat ПРОБУЖДЕНИЕ
      4 августа 2017 г. 23:47

      Русский царизм. Кто опрокинул трон? Про что умалчивает Наталья Владимировна Поклонская. №2

      1917, февральский переворот."Жалкая кучка" большевиков, говорите, ну - ну...Смотрим и понимаем размах народного недовольства: Январские очереди за хлебом Январские очереди за хлебом Демонстрация работниц Путиловского завода в первый день Февральской революции Волынский полк - один из первых полков, пе...
      5642
      Fat ПРОБУЖДЕНИЕ
      4 августа 2017 г. 15:13

      Русский царизм. Кому живётся на Руси? Про что умалчивает Наталья Владимировна Поклонская. №1

      Если плохо изучать историю своей родины, то царская Россия выглядит так: ...
      20133
      Fat ПРОБУЖДЕНИЕ
      27 июля 2017 г. 16:35

      Внимание! Монархический реванш олигархий.

      В Русской православной церкви всерьёз задумались о возвращении в России монархии. Мол, при царях страна добивалась максимальных успехов, а Империя гремела на весь мир. Но так ли это было на самом деле, и кто сейчас стоит за небывало богатыми православными патриотами-монархистами рассказал доктор исторических наук, профессор МПГУ Александр Пыжиков. ...
      694
      Fat ПРОБУЖДЕНИЕ
      25 июля 2017 г. 05:59

      Украинская история России. Александр Пыжиков

      Химия поколений: как найти свои корни и выстроить русскую доктрину на энергетике предков?Доктор исторических наук Александр Пыжиков рассказывает, почему понимание истории необходимо каждому человеку? Важно ли изучать русский раскол, чтобы понять события нашей истории? Почему официальная наука старается вообще не привлекать внимание к этой проблеме? Исче...
      1285
      Fat ПРОБУЖДЕНИЕ
      25 июля 2017 г. 05:55

      Что скрыли «татаро-монгольским нашествием»? Александр Пыжиков

      В очередном сюжете доктор исторических наук, Александр Пыжиков рассказал о том, как в романовскую эпоху была «слеплена» удобная для правящей династии версия отечественной истории. Как создавались мифы «романовской истории»? Какие технологии использовались для фальсификации источников? Где находится ключ к разгадке исторических подделок? Для чего на само...
      8953
      Fat ПРОБУЖДЕНИЕ
      25 июля 2017 г. 05:51

      Киевская Русь – «форпост» агрессии Ватикана на Восток. Александр Пыжиков

      Доктор исторических наук Александр Пыжиков пытается разобраться в загадочных и противоречивых событиях, произошедших на славянских землях в период становления Киевской Руси. Для чего на самом деле было осуществлено крещение Руси? Почему князь Владимир был канонизирован католической церковью? Стал ли 988 год отправной точкой будущих бедствий для нашей ст...
      1545
      Fat ПРОБУЖДЕНИЕ
      25 июля 2017 г. 05:39

      "На Независимость Украины" - Иосиф Бродский.

      Дорогой Карл Двенадцатый, сражение под Полтавой,слава Богу, проиграно. Как говорил картавый,время покажет - кузькину мать, руины,кости посмертной радости с привкусом Украины.То не зелено-квитный, траченый изотопом,- жовто-блакитный реет над Конотопом,скроенный из холста: знать, припасла Канада -даром, что без креста: но хохлам не надо.Гой ты, рушник-кар...
      1396
      Fat 6 июля 2017 г. 16:49

      "Карты Иллюминатов" - правила игры

      ...
      16125
      Fat 24 июня 2017 г. 21:47

      Казиник Сергей - "Восточная сказка (3) о сеньораже"

      (Читать по-прежнему с восточным акцентом.) Э-э-э, садЫкеее, опять пришел! Мальчик, мальчик, что ж ты такой неугомонный-то, а? Ну салям бЕши, присаживайся. Во многом знании многие печали, так один мудрец сказал-да. Твой случай? МушкЕле кабИра, тьфу, большая проблема, то есть, для тебя это?О, опять самса принес! Тот самый самса! Из тандыра, на фруктовых в...
      1351
      Fat 24 июня 2017 г. 21:45

      Казиник Сергей - "Восточная сказка (2) о деньгах"

      (Читать по-прежнему обязательно с восточным акцентом.) Вах, мальчик! Опять пришел! Видать, что-то интересное тебе старый акын рассказал, если вернулся… Что? Спать перестал? Кушать перестал? Думаешь постоянно?Э-э-э, на то и голова Аллахом человеку дана, чтобы думать, а не только тюбетейка носить! Именно этим человек от барана и отличается, что не так-то?...
      1151
      Fat 24 июня 2017 г. 21:42

      Казиник Сергей - "Восточная сказка (1) о налогах"

      (Читать обязательно с восточным акцентом.)Э, мальчик, туда не ходи — сюда ходи. Зачем спешишь, со старым акыном поговорить не хочешь?Садись, сказка слушай. Про налог расскажу. Старый-старый, восточный сказка.Что? На работу надо? На кого работаешь? На себя? Ха-ха-ха! Ох, насмешил, мальчик, ох насмешил!Не, без сказки тебе туда ходить точно не надо — садис...
      1598
      Fat 24 июня 2017 г. 20:41

      Казиник Сергей - "Библейская экономика"

      Библия. В буквальном смысле слова Библия – это книги. Любые. Слово и понятие «библиотека» произошло именно отсюда. Но так уж сложилось, что произнося «Библия», мы подразумеваем иное: духовный и нравственный документально закрепленный стандарт христианства, материализованный именно в виде такого носителя – Библии.Структурно она и правда состоит из нескольких книг, напи...
      2626
      Fat 24 июня 2017 г. 11:19

      Советский диафильм для детей 1960 года о 2017-ом годе.

      ...
      1285
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика