• РЕГИСТРАЦИЯ
Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

ГЛАВНЫЙ ВРАГ РОССИИ

24 1219

   «Я отправляюсь на поиски великого Может Быть», – произнес Франсуа Рабле перед смертью. Религиозные сомнения и едкая ирония в отношении бытия Божьего – обычная характеристика детей вольнодумного Ренессанса. Да еще и для таких ученых детей, как великий автор «Гаргантюа». Заметим, что сомнение уже есть, но отрицания Христа пока нет. Это еще не эпоха Просвещения с ее огульным атеизмом. XVI век – не XVIII, и Рабле – не Вольтер, с его антицерковным лозунгом «раздавите гадину». После Рабле еще был глубоко верующий Паскаль, который составил свое знаменитое «Пари» – шутливое доказательство бытия Божьего в математических формулах. Было множество ученых и мастеров искусства, которые совершали свои великие открытия, искренне веруя в Господа неба и земли.

   О Боге и Его Церкви спорили, писали трактаты, доказывали Его бытие или наоборот высказывали какие-то сомнения. Даже сам Вольтер, заклятый враг Церкви, писал как против христианства, так и против атеизма (Вольтер по своим взглядам скорее деист). Ренессанс сменился Просвещением, Просвещение подготовило почву для Французской революции. А потом Ницше открыл обществу то, что уже давно произошло в европейском сознании, но в чем еще боялись признаться – Бог умер.

   Бурную христианскую историю Европы интересно вспоминать сейчас, потому что там о вере уже не спорят. А если о вере не спорят, это может означать одно из двух: либо все веруют одинаково, как на Руси до Никона, либо вера столкнулась с самым опасным врагом – равнодушием. Поскольку первое, очевидно, не предполагается, остается второе. Есть, конечно, и другой смысл – слишком долго и кровопролитно Европа воевала за религиозные смыслы и просто устала от религиозных диспутов. Но усталость как раз имеет обыкновение соединяться с равнодушием. Усталость от христианства и равнодушие к теме спасения и вечной жизни – не таков ли диагноз той цивилизации, судьбу которой предрек Освальд Шпенглер в своей книге «Закат Европы»?

                                                                              ***

   Впрочем, не о соседях разговор, а о нас. Ведь и у нас теперь о вере почти не спорят, вот в чем дело. Бурные дебаты между протестантами и православными, гремевшие в 90-х и начале 2000-х, как-то постепенно затихли. Даже пропала куда-то задорная молодежь с Библией в руках, останавливающая людей на улице с вопросом «верите ли вы в Бога?». После огромного всплеска интереса к религии и всему духовному вообще, без особого рассуждения об источниках, наступило усталое затишье. Все разбрелись по своим углам и как-то успокоились. Перевелись в том числе интеллигентские «споры на кухне», с обычными винными возлияниями и песнями под гитару. Споры о жизни и религии, правда, ушли в соцсети и сделались виртуальными, но при этом ужасно потеряли в качестве. Ты уже не говоришь с человеком в полном смысле – не видишь его глаз, не слышишь звуков его голоса, не чувствуешь его как собеседника. Да и сами споры строятся, как правило, по одной схеме: я думаю так-то, а если ты не согласен, мне все равно. Вот и весь диалог.

   Не знаю, есть ли еще сегодня «русские мальчики», спорящие в трактирах о Боге. Картина современности представляется такая: некоторая малая часть народа уже определилась с мировоззрением, и каждый обстреливает другого со своих насиженных позиций, остальным же по большому счету все равно. Вот это массовое равнодушие и пугает. Споры о вере иссякли, но общество не воцерковилось. А ведь православных людей, исповедующихся и причащающихся, читающих Евангелие и старающихся жить по заповедям, все еще очень мало. По крайней мере, для многомиллионной России их должно быть в разы больше. Но, увы, всеобщего возврата к вере отцов не произошло.

   Да, христианство никогда не мерялось количеством. Настоящие христиане всегда образуют малое стадо (Лк.12:32). Но все же для таких огромных стран даже малое стадо должно быть большим, нежели сейчас. Существует некая критическая грань количества, за которую нельзя преступать. Как в разговоре Авраама с Богом о судьбе Содома. Авраам, узнав о готовящемся разрушении города, торгуется с Господом: «Разве погубишь всех жителей, если там найдется 50 праведников?» Бог отвечает: «Не погублю». Авраам продолжает просить: «А если 45?» Торг продолжается и доходит до 10, затем Бог прекращает разговор. Получается, есть некий минимум служащих Богу людей, за чертой которого уже бывает суд и наказание для всего общества. Число верующих в Бога должно находиться хоть в какой-то значимой пропорции с общим числом населения – иначе бывает беда. И в этом смысле равнодушие к вере есть наш главный враг, подрубающий под корень любые наши достижения.

                                                                         ***

   Священное Писание содержит один малоприметный, но важный эпизод, касающийся темы равнодушия к Богу и непонимания Его предупреждений. Перед потопом Господь выносит приговор развратившемуся человечеству: Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет (Быт.6:3). Согласно толкованию Златоуста, сто двадцать лет – это срок, данный Богом людям для покаяния. «Обещаю потерпеть еще сто двадцать лет, чтобы они, воспользовавшись, как должно, этим временем, уклонились от нечестия и начали делать добро», – такие слова вкладывает вселенский учитель в уста Божии. Но если сопоставить возраст Ноя при начале строения ковчега со временем прихода потопа на землю, окажется, что Бог не вытерпел обещанных сто двадцать лет. Водные потоки обрушились на безбожное человечество через сто лет и семь дней. Почему Бог нарушил Свое же слово? Объясняет Златоуст: «Это служит величайшим доказательством Его человеколюбия. Видел Он, что люди каждый день грешат неисправимо, и не только не пользуются неизреченным Его долготерпением во благо себе, но и умножают раны свои; поэтому и сократил срок, чтобы они не сделались достойными еще большего наказания».

   Если на предупреждения Божии человек никак не реагирует, наказание может прийти гораздо раньше обещанного. Все что угодно, только не равнодушие – говорит нам Библия. Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Отк.3:15-16) – объявляет Христос Лаодикийской церкви. Действительно, даже гонитель истинной веры или великий нечестивец порой может быть ближе к Богу, чем формалист, лепящий свечки в храме пару раз в год. Теплохладный уже перегорел, а холодный еще не зажигался. Что легче воспламенить – сгоревшую спичку или новую, еще не соприкасавшуюся с огнем?

                                                                         ***

   Равнодушие к вере. Эти слова вызывают очень ясные ассоциации из совсем недавней нашей истории. Киевского митрополита, человека святой жизни, выводят из Киево-Печерской Лавры, где молятся и трудятся более тысячи человек. Выводят открыто, на глазах у всех, еще не поздним вечером, и зверски убивают возле лаврских стен. Никто не пытается защитить святого, никто даже не выходит на поиск тела. Утром мертвого митрополита находят богомольцы, идущие на службу.

   Или другая картина, из воспоминаний Марины Цветаевой, о реакции общества на расстрел царской семьи: «Стоим, ждем трамвая. Дождь. И дерзкий мальчишеский петушиный выкрик:

   – Расстрел Николая Романова! Расстрел Николая Романова! Николай Романов расстрелян рабочим Белобородовым!

   Смотрю на людей, тоже ждущих трамвая, и тоже (то же!) слышащих. Рабочие, рваная интеллигенция, солдаты, женщины с детьми. Ничего. Хоть бы кто! Хоть бы что! Покупают газету, проглядывают мельком, снова отводят глаз — куда? Да так, в пустоту».

   «Тупое равнодушие» – так определил один историк отклик России на это жутчайшее преступление века[4]. То же словосочетание, пожалуй, подойдет, если будем говорить о поведении народа при сносе древних храмов, закрытии Лавр, осквернении и уничтожении святынь, убийстве монахов и священников. Нет, конечно, далеко не всем было все равно. Малое стадо сохранило верность – просто никто уже не мог помешать разгулу зла, попущенному Богом. Фактор большинства сыграл свою роковую роль. Но вот вопрос: а не сыграет ли безбожное и равнодушное большинство ту же роль в истории еще раз?

                                                                         ***

   Конечно, на все воля Божия. Не бойся, малое стадо. Но пока есть время, малое стадо должно помогать большому исцеляться от страшного недуга равнодушия. Нужна качественная проповедь, нужно неравнодушие с нашей стороны. Необходимо болеть сердцем, переживать и из этой боли возносить молитву о наших, пока еще равнодушных, соотечественниках. Причем их равнодушие вовсе не пассивное – оно копится и огустевает, ожесточается и злеет.

   Что в теле душа, то в мире христиане. Церковь вновь должна стать душой России – и тогда богатырь получит былую силу. Об этом должны быть все наши помышления, после переживания о спасении собственной души. Главный враг слишком очевиден, чтоб его не заметить, имя ему – «равнодушие к вере». И борьба с ним есть жизненная задача для всех христиан, неравнодушных к судьбе Отечества.


Источник

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

    ОТЧЁТ ЦЕНТРОБАНКА КАК "МЕЖДУСОБОЙЧИК"

    С момента обсуждения в Госдуме отчёта Центробанка (10.04.2024 г.) прошло несколько дней, но до сих пор очень сложно подобрать пристойную лексику для оценки итогов работы ЦБ за 2023 год и самого хода о...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      GORIGOR 26 октября 2017 г. 14:00

      Учитель уподобился Хаму и навозной мухе

      Режиссер «Матильды» оправдывает свое право экранизировать жизнь Николая II так, как ему заблагорассудится, тем, что Царь был канонизирован не за праведную жизнь, а за страдальческую кончину …Как сообщалось, 23 октября в Санкт-Петербурге в Мариинском театре прошла премьера кощунственного фильма Алексея Учителя «Матильда». В ходе мероприятия в кулуарах театра между Учит...
      1426
      GORIGOR 23 сентября 2017 г. 20:06

      Николай II: 8 мифов о последнем императоре

      Ни об одном русском царе не создано столько мифов, сколько о последнем, Николае II. Что же было на самом деле? Был ли государь человеком вялым и безвольным? Был ли он жестоким? Мог ли он выиграть Первую мировую? И сколько правды в черных измышлениях об этом правителе?...Черная легенда о Николае IIМинуло уже 13 лет с канонизации последнего императора и ...
      1830
      GORIGOR 19 сентября 2017 г. 12:16

      Сила православной веры

      Материал, напечатанный в 1917 году в листке для раздачи народу   Наши отцы и деды крепко держались православной веры и берегли ее — как великую драгоценность. И нам они заповедали хранить ее непоколебимо. Но теперь мы нередко слышим хулу на Православие и терпим злословящих веру Христову. Иноверцы не мало дивятся нашей холодности к своей вере. ...
      1367
      GORIGOR 13 сентября 2017 г. 18:31

      Терпение Мединского

      Министр культуры суетится, ибо понимает, что ему может грозить наказание за разжигание ненависти через прокат «Матильды» …СМИ сообщают об угрозах кинотеатрам страны. Еще даже не ясно, по какому поводу поступали звонки о ложном заминировании кинозалов и торговых центров, а средства массовой информации уже сообщили, что якобы противники «Матильды» угрожаю...
      2511
      GORIGOR 11 сентября 2017 г. 14:21

      ПРОРОЧЕСТВА ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО Святой праведный пастырь и русская революция

         Перечитывая творения, дневники, воззвания св. прав. Иоанна Кронштадтского (1829–1908), протоиерей Владимир Вигилянский сделал заметку в Фейсбуке о том, что тревожное предчувствие кровавого будущего России мучило святого, который постоянно искал истоки будущих бедствий русского народа и краха государственности; в его рассуждениях и пророчест...
      4776
      GORIGOR 6 сентября 2017 г. 15:11

      Первый русский губернатор против «Матильды»

      МОО «Русское Собрание» благодарит губернатора Тверской области Игоря Руденю, отказавшего демонстрировать кощунственный фильм на территории области …Сегодня в редакцию «Русской народной линии» поступил ответ Комитета по делам культуры Тверской области на обращение Международной общественной организации «Русское Собрание» (РС). В документе, в частности, г...
      1565
      GORIGOR 25 августа 2017 г. 11:40

      Страсти по Серебренникову: Повелитель навозных мух

      Новость об аресте «режиссера» (он такой же «режиссер» как Павленский – художник) Кирилла Серебренникова я воспринял с большим удивлением. Удивился, однако, не тому, что этот «деятель» оказался за решёткой, а тому, что он, оказывается, до недавнего времени гулял на свободе. Даже беглое знакомство с его деятельностью и биографией давали самые веские основ...
      1708
      GORIGOR 14 августа 2017 г. 19:40

      Приближая Судный День

        Новая забава рунета - иронизировать над предсказаниями блаженной Матроны Московской - не настолько безопасна, как это кажется ерничающим  Когда пять лет назад (получается, уже в далеком 2012-м), западная медиаиндустрия вывела в топы суперактуальную на тот период времени информацию о скором конце света, согласно календарю майя, в России на эт...
      2194
      GORIGOR 3 августа 2017 г. 13:06

      Не убивайте наши души!

      Открытое письмо господину Алексею Учителю …«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь Того, Кто может и душу, и тело погубить в геенне»   (Мф. 10:28).                    Бутово, Левашово, Селифонтово…    Что общего у этих географических названий? Сколько их еще по всей матушке России...
      1073
      GORIGOR 9 июня 2017 г. 10:47

      "МОЛИТЕСЬ ЗА РУССКИХ, ПОТОМУ ЧТО БЕЗ НИХ ВЫ ПОГИБНЕТЕ"

      Вы ведь так не хотели жить вместе с русскими. Вы говорили, что русские - оккупанты, что они изувечили вашу древнюю великую культуру, что они эксплуатируют вас и выкачивают ресурсы из вашей богатейшей земли. Вы не хотели учить русский язык, язык захватчиков. Вы говорили русским: уезжайте, убирайтесь с нашей земли! Без вас мы будем жить богато и счастливо...
      4266
      GORIGOR 4 июня 2017 г. 13:25

      Почему мы победим?

      В первую очередь гибнут те, кто не понимает, что мы живем в состоянии войны       Сегодня в политических спорах, в средствах массовой информации, да и в проповедях священников нередко можно услышать концепцию – допустимо идти на любые уступки, только бы избежать войны. Главное, сохранить мир любой ценой. Кстати, это глубочайшее заблуж...
      2086
      GORIGOR 21 апреля 2017 г. 12:41

      Владыка Серафим: Выбор ислама в качестве консолидирующего фактора является ошибкой

      Митрополит Пирейский направил президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану открытое письмо с призывом принять Православие …Митрополит Пирейский Серафим направил президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану открытое письмо с призывом принять Православие, сообщает Православие.ru со ссылкой на АгионОрос.Послание начинается с анализа кризисной ситуации, сложившей...
      1605
      GORIGOR 11 января 2017 г. 12:20

      Безоговорочная духовная катастрофа русского кинематографа

         Как сообщалось, в России завершился Год российского кино. В ознаменовании его окончания в северной столице прошел V Санкт-Петербургский международный культурный форум.   Итоги Года кино прокомментировал в интервью «Русской народной линии» народный артист России, член президиума Общественного совета Министерства культуры РФ, Патриа...
      1862
      GORIGOR 22 ноября 2016 г. 19:28

      Дума о Евпатии Коловрате

      В юные годы я, узнав историю о Евпатии Коловрате, был поражён до глубины души этим подвигом, этим самопожертвованием за Родину.Горстка русичей вызвала на бой всю орду, и орда не смогла победить их ни мечом, ни огнём, ни медными трубами. Они остановили всё татаро-монгольское войско и погибли только под тяжёлыми камнями стенобитных орудий.Из летописи мы з...
      1787
      GORIGOR 4 ноября 2016 г. 23:20

      Разложение культурной элиты. К. А. Райкину

      Развалины души швыряя на подмостки,Стремясь достичь лишь почестей людских,Бравируют грехом актёры-вертихвостки,На лаврах почивая воровских.Разнузданный бомонд желает утвердиться,Пороки выставляя напоказ:В гримасе доброты расплывшиеся лицаУж больше не в диковинку у нас.«Я – сам себе судья, – надменно слой элитыВещает с постамента божества, –Мы жжём сердц...
      1684
      GORIGOR 4 октября 2016 г. 14:34

      «На глазах побежденного противника насиловать его женщин — это и есть счастье»...

        С точки зрения западных европейцев, мигранты из мусульманских стран – это несчастные люди, которые должны быть им, европейцам, по гроб жизни благодарны за позволение жить в таком Старом и таком зализанном свете. А вот с точки зрения самих мусульман-мигрантов, европейцы – это в массе своей законченные безбожники, непонятно почему пользующиеся несл...
      1784
      GORIGOR 20 сентября 2016 г. 18:28

      "Ответил за Брест" - с Артемия Лебедева взыскали миллион по иску ветерана ВОВ

      Блогер Артемий Лебедев выплатил дважды Герою Советского Союза Сергею Крамаренко миллион рублей, по делу об оскорблении ветеранов Великой Отечественной войны, сообщает канал Life. Дело рассматривал Мещанский суд Москвы, принявший осенью 2015 года решение в пользу ветерана, обратившегося по поводу записей в "Живом Журнале", которые, как было сказано в иск...
      4141
      GORIGOR 11 сентября 2016 г. 11:31

      Опять Иродиада беснуется

         Опять Иродиада беснуется, снова перед нами эта история гнусного пира Ирода в день его рождения — развратное плясание юной девицы, неразумное обещание Ирода дать ей все, что она ни попросит. Девица, которая идет торопливо посоветоваться с матерью и возвращается, чтобы потребовать голову Иоанна Крестителя на блюде. Немедленная жестокая казнь...
      1609
      GORIGOR 8 сентября 2016 г. 11:51

      Безумные фантазии либераста Зубова

         Как эмоционально сообщается на одном из сайтов: «В российской науке есть экземпляры, чьё мировоззрение представляет нетто взрывоопасное по содержанию, а для общества и научного сообщества - просто позор. Одним из таких уник умов является профессор А.Зубов. Специалист по "демократиям Востока" (?!), либерал и монархист (?!), да ещё православный активист (?!...
      1145
      GORIGOR 1 сентября 2016 г. 22:51

      «Гений русской культуры достоин всенародного праздника»

         Своими мыслями о подготовке юбилея великого русского писателя поделился в интервью «Русской народной линии» настоятель храма св. ап. Иоанна Богослова (историческое Леушинское подворье), директор мемориального музея-квартиры св. праведного Иоанна Кронштадтского в Кронштадте протоиерей Геннадий Беловолов:    Указ Президента о ...
      1457
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика