• РЕГИСТРАЦИЯ

Философия Иммануила Канта

3 6781

Иммануил Кант – краткая биография

Кант Иммануил, знаменитый немецкий философ, род. 22 апреля 1724 г.; он был сыном шорника. Первоначальное образование и воспитание Канта имело строго религиозный характер в духе царившего тогда пиетизма. В 1740 г. Кант поступил в кенигсбергский университет, где он с особенной любовью занимался философией, физикой и математикой и лишь впоследствии стал слушать богословие. По окончании университета Кант занялся частными уроками, а в 1755 г., получив докторскую степень, был назначен приват-доцентом в своем родном университете. Лекции его по математике и географии пользовались большим успехом, и популярность молодого ученого быстро росла. Как профессор, Кант старался побуждать своих слушателей к самостоятельному мышлению, менее заботясь о том, чтобы сообщать им готовые результаты. Вскоре Кант расширил круг своих лекций и стал читать антропологию, логику, метафизику. Ординарную профессуру он получил в 1770 г. и преподавал до осени 1797 г., когда старческая слабость принудила его прекратить свою педагогическую деятельность. До самой смерти своей (12 февраля 1804 г.) Кант ни разу не выезжал далее окрестностей Кенигсберга, и весь город знал и уважал его своеобразную личность. Это был в высшей степени правдивый, нравственный и строгий к себе человек, жизнь которого шла с пунктуальной правильностью заведенных часов. Характер Иммануила Канта отразился и на его стиле, точном и сухом, но полном благородства и простоты.

Иммануил Кант

Иммануил Кант в молодости

 

Литературная деятельность Канта была очень плодовита и отличалась разносторонностью, но неоценимое значение для философии имеют только три главных произведения: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790). Величайшая заслуга Иммануила Канта, как философа, заключается в том, что он предложил глубокомысленное решение той задачи теории познания, которая издавна разделяла мыслителей на приверженцев эмпиризма и рационализмаКант задался целью показать односторонность обеих этих философских школ и выяснить то взаимодействие опыта и интеллекта, из которого и состоит все человеческое знание.

 

Гносеология Канта

Свою гносеологию Кант развивает в работе «Критика чистого разума». Прежде чем приступить к решению основной проблемы, прежде чем охарактеризовать наше познание и определить область, на которую оно распространяется, Кант задает себе вопрос о том, как возможно само познание, каковы его условия и происхождение. Этого вопроса вся предшествовавшая философия не касалась и, поскольку она не была скептической, довольствовалась простой и ни на чем не основанной уверенностью, что предметы нами познаваемы; вот почему Кант и называет ее догматической, в противоположность своей, которую он сам характеризует как философию критицизма.

Кардинальная мысль гносеологии Канта заключается в том, что все наше знание слагается из двух элементов – содержания, которым снабжает опыт, и формы, которая существует в уме до всякого опыта. Все человеческое познание начинается опытом, но самый опыт осуществляется только потому, что находит в нашем  разуме априорные формы, заранее данные условия всякого познавания; поэтому, прежде всего надо исследовать эти неэмпирические условия эмпирического знания, и такое исследование Кант называет трансцендентальным.

О существовании внешнего мира нам раньше всего сообщает наша чувственность, и ощущения указывают на объекты, как на причины ощущений. Мир вещей познается нами интуитивно, путем чувственных представлений, но эта интуиция возможна только потому, что материал, приносимый ощущениями, вставляется в априорные, независимые от опыта, субъективные формы человеческого ума; эти формы интуиции, согласно философии Канта, – время и пространство. Все, что мы познаем посредством ощущений, мы познаем во времени и пространстве, и только в этой временно-пространственной оболочке является пред нами физический мир. Время и пространство – не идеи, не понятия, их происхождение не эмпирическое. По Канту, они – «чистые интуиции», формирующие хаос ощущений и обусловливающие чувственный опыт; они – субъективные формы ума, но эта субъективность общечеловеческая, и поэтому вытекающее из них познание имеет априорный и для всех обязательный характер. Вот почему и возможна чистая математика, геометрия с её пространственным, арифметика с её временным содержанием. Формы пространства и времени приложимы ко всем предметам возможного опыта, но и только к ним, только к явлениям, а вещи в себе для нас скрыты. Если пространство и время – субъективные формы человеческого ума, то понятно, что и обусловливаемое ими познание тоже субъективно-человеческое. Отсюда, однако, не следует, что объекты этого знания, явления, представляют собою одну лишь иллюзию, как учил Беркли: нам доступна вещь исключительно в форме явления, но само явление реально, оно – продукт объекта в себе и познающего субъекта и стоит посредине между ними. Надо, впрочем, заметить, что взгляды Канта на сущность вещи в себе и явления не совсем выдержаны и неодинаковы в различных произведениях его. Таким образом, ощущения, становясь интуициями или восприятиями явлений, подчиняются формам времени и пространства.

Но, согласно философии Канта, познание на интуициях не останавливается, и вполне законченный опыт мы получаем тогда, когда синтезируем интуиции посредством понятий, этих функций рассудка. Если чувственность воспринимает, то рассудок мыслит; он связывает интуиции и придает единство их разнообразию, и подобно тому, как чувственность имеет свои априорные формы, так имеет их и рассудок: эти формы – категории, т. е, самые общие и независимые от опыта понятия, при помощи которых все остальные, подчиненные им, понятия соединяются в суждения. Кант рассматривает суждения с точки зрения их количества, качества, отношения и модальности, и показывает, что категорий существует 12:

 

Категории количества: 1) единичность, 2) множество, 3) цельность.

Категории качества: 4) действительность, 5) отрицание, 6) ограничение.

Категории отношения: 7) субстанция и принадлежность, 8) причина и следствие, 9) взаимодействие.

Категории модальности: 10) возможность и невозможность, 11) бытие и небытие, 12) необходимость и случайность. 

 

Только благодаря этим категориям, априорным, необходимым, всеобъемлющим, возможен опыт в широком смысле, только благодаря им есть возможность мыслить предмет и создавать объективные, для всех обязательные суждения. Интуиция, говорит Кант, констатирует факты, рассудок обобщает их, выводит законы в виде самых общих суждений, и вот почему его следует считать законодателем природы (но только природы, как совокупности явлений), вот почему возможно чистое естествознание (метафизика явлений).

Для того чтобы из суждений интуиции получить суждения рассудка, надо первые подвести под соответственные категории, а это делается посредством способности воображения, которая умеет определять, под какую категорию подходит то или другое интуитивное восприятие, благодаря тому, что каждая категория имеет свою схему, в виде звена, однородного как с явлением, так и с категорией. Этой схемой в философии Канта считается априорное отношение времени (наполненное время – схема действительности, пустое время – схема отрицания и т. д.), отношение, которое и указывает, какая категория приложима к данному предмету. Но хотя категории по своему происхождению нисколько не зависят от опыта и даже обусловливают его, однако употребление их не выходит за пределы возможного опыта, и они совершенно неприложимы к вещам в себе. Эти вещи в себе могут быть только мыслимы, но не познаны, они для нас – ноумены (объекты мышления), но не феномены (объекты восприятия). Этим философия Канта подписывает смертный приговор метафизике сверхчувственного.

Тем не менее, человеческий дух стремится все-таки к своей заветной цели, к сверхопытным и безусловным идеям Бога, свободы, бессмертия. Эти идеи возникают в нашем уме, благодаря тому, что разнообразие опыта получает высшее единство и конечный синтез в разуме. Идеи, минуя предметы интуиции, распространяются на суждения рассудка и придают им характер абсолютного и безусловного; так, согласно Канту, градирует наше познание, начинаясь с ощущений, переходя к рассудку и заканчиваясь в разуме. Но безусловность, характеризующая идеи, является только идеалом, только задачей, к решению которой человек постоянно стремится, желая найти условие для каждого обусловленного. В философии Канта идеи служат регулятивными принципами, которые управляют рассудком и ведут его вверх по бесконечной лестнице все больших и больших обобщений, ведут к высшим идеям души, мира и Бога. И если мы будем пользоваться этими идеями души, мира и Бога, не упуская из виду, что мы не знаем соответствующих им объектов, то они сослужат нам великую службу в качестве надежных руководительниц познания. Если же в объектах этих идей видят познаваемые реальности, то является основание для трех мнимых наук, составляющих, по убеждению Канта, оплот метафизики, – для рациональной психологии, космологии и теологии. Разбор этих псевдонаук показывает, что первая зиждется на ложной предпосылке, вторая запутывается в неразрешимых противоречиях, а третья тщетно пытается рационально доказать бытие Бога. Итак, идеи позволяют обсуждать явления, они расширяют пределы употребления разума, но и они, как все наше познание, не выходят за границы опыта, и перед ними, как и перед интуициями и категориями, вещи в себе не раскрывают своей непроницаемой тайны.

Этика Канта – кратко

Вопросам этики Кант посвятил философскую работу «Критика практического разума». По его мнению, в идеях чистый разум говорит свое последнее слово, а далее начинается область практического разума, область воли. Ввиду того, что мы должны быть нравственными существами, воля предписывает нам постулировать, считать познаваемыми некоторые вещи в себе, как, например, нашу свободу и Бога, и вот почему практический разум имеет первенство перед теоретическим; он признает познаваемым то, что для последнего только мыслимо. В силу того, что наша природа чувственна, законы воли обращаются к нам в виде приказаний; они бывают или субъективно-действительны (максимы, волевые мнения индивидуума), или объективно-действительны (обязательные предписания, императивы). Среди последних своей несокрушимой требовательностью выделяется категорический императив, повелевающий нам поступать нравственно, как бы ни влияли эти поступки на наше личное благополучие. Кант считает, что мы должны быть нравственными ради самой нравственности, добродетельными – ради самой добродетели; исполнение долга само по себе составляет цель хорошего поведения. Мало того, вполне нравственным может быть назван только такой человек, который совершает добро не вследствие счастливой склонности своей натуры, а исключительно из соображений долга; истинная нравственность скорее побеждает склонности, нежели идет с ними рука об руку, и в числе стимулов добродетельного поступка не должно быть природной склонности к таким поступкам.

Согласно идеям этики Канта, закон нравственности ни по своему происхождению, ни по своей сущности не зависит от опытаон априорен и поэтому выражается только в виде формулы без всякого эмпирического содержания. Он гласит: «поступай так, чтобы принцип твоей воли всегда мог быть и принципом всеобщего законодательства». Этот категорический императив, не внушенный ни волей Бога, ни стремлением к счастью, а извлекаемый практическим разумом из своих собственных глубин, возможен только при предположении свободы и автономии нашей воля, и неопровержимый факт его существования дает человеку право смотреть на себя, как на свободного и самостоятельного деятеля. Правда, свобода – идея, и реальность её не может быть доказана, но, во всяком случае, ее необходимо постулировать, в нее необходимо верить тому, кто хочет исполнить свой этический долг.

Кант

Иммануил Кант

 

Высшим идеалом человечества является соединение добродетели и счастья, но опять-таки не счастье должно быть целью и мотивом поведения, а добродетель. Однако Кант полагает, что этого разумного соотношения между блаженством и этикой можно ожидать только в потусторонней жизни, когда всесильное Божество сделает счастье неизменным спутником исполненного долга. Вера в осуществление этого идеала вызывает и веру в бытие Бога, и теология, таким образом, возможна только на моральной, но не на умозрительной почве. Вообще, основанием религии является мораль, и заповеди Бога – это законы нравственности, и наоборот. Религия отлична от морали лишь постольку, поскольку к понятию этического долга она присоединяет идею Бога, как морального законодателя. Если же исследовать те элементы религиозных верований, которые служат придатками к моральному ядру естественной и чистой веры, то надо будет прийти к заключению, что понимание религии вообще и христианства в частности должно быть строго-рационалистическим, что истинное служение Богу проявляется только в нравственном настроении и в таких же поступках.

 

Эстетика Канта

Свою эстетику Кант излагает в труде «Критика способности суждения». Философ полагает, что посредине между разумом и рассудком, посредине между познанием и волей находится сила суждения, высшая способность чувства. Она как бы сливает чистый разум с практическим, подводит частные явления под общие принципы и, наоборот, из общих принципов выводит частные случаи. Первая функция её совпадает с рассудком, при помощи второй предметы не столько познаются, сколько обсуждаются с точки зрения их целесообразности. Предмет объективно-целесообразен, когда он согласуется со своим назначением; он субъективно-целесообразен (прекрасен), когда соответствует природе нашей познавательной способности. Констатирование объективной целесообразности доставляет нам логическое удовлетворение, усматривание субъективной целесообразности приносит нам эстетическое удовольствие. Кант считает, что мы не должны наделять природу целесообразно действующими силами, но наше представление цели вполне законно, как субъективно-человеческий принцип, и идея цели, как и все идеи, служит прекрасным регулятивным правилом. Как догматы, механицизм и телеология несовместимы, но в приемах научного исследования они оба примиряются в пытливом искании причин; идея цели, вообще, много сделала для науки тем, что открывала причины. Практический разум видит цель мира в человеке, как субъекте нравственности, потому что нравственность имеет самое себя целью своего существования.

Эстетическое наслаждение, доставляемое субъективно-целесообразным, не чувственно, потому что оно имеет характер суждения, но и не теоретично, потому что оно имеет элемент чувства. Прекрасное, утверждает эстетика Канта, нравится всем вообще и необходимо, нравится потому, что мы рассматриваем его без всякого отношения к нашим практическим нуждам, без интереса и корысти. Эстетически прекрасное приводит душу человека в гармоническое настроение, вызывает дружную деятельность интуиции и мышления, и вот почему оно целесообразно для нас, но целесообразно только в этом смысле, и мы вовсе не желаем видеть в художественном объекте намерения понравиться нам; красота – это целесообразность без цели, чисто формальная и субъективная.

 

Значение Канта в истории западной философии

Таковы в самых общих чертах главные мысли критической философии Канта. Она явилась великим синтезом всех систем, когда-либо выработанных гением европейского человечества. Она послужила венцом той философии, которая ей предшествовала, но она же сделалась и исходным пунктом всей новейшей философии, в особенности германской. Она восприняла в себя и эмпиризм, и рационализм, и Локка, и Лейбница и взяла от скептицизма Юма то, что нашла в нем верного. Все эти философские учения Кант переработал в лаборатории своего критицизма, сопоставил их с оригинальными идеями своего глубокого ума и создал бессмертные теории познания и морали. Со времени Канта критицизм служит обязательным требованием, которое предъявляется ко всякой философии, и даже противники кенигсбергского мыслителя не могут не считаться с ним, как с могучей силой. Критицизм Канта может быть поведен дальше, преимущественно в области морали, но он не может быть разрушен.

Источник

Политика лишь часть истории

    Трамп, Европа, два хохла

    А как правильно: украинофоб или украиножер? Истерика среди европейских «ястребов», начавшаяся после победы Трампа на выборах в США, не только не думает затухать, но и продолжает уси...

    Россия переиграла Америку её же картами: Чем обернётся урановый удар по США?

    Россия ввела временные ограничения на экспорт обогащённого урана в США. Такое решение было принято по указанию Президента Владимира Путина в ответ на введённые Соединёнными Штатами санк...

    Проблема добивания

    В мире есть всего два государства, которые невозможно добить военным путём даже в случае победы над ними: Россия и США. Причина — наличие ядерных арсеналов и средств доставки, покрывающ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Михаил Руднев 9 ноября 21:21

      Откуда взялась эта примета «Не свисти – денег не будет!»

      Насвистывать любят многие. Существует даже такое музыкальное направление, как художественный свист. Но если вы засвистите в доме у русских, то рискуете вызвать как минимум раздражение. Вам тут же скажут: «Не свисти – денег не будет!» На Руси свистеть в доме издавна считалось дурной приметой. Почему? Свист связан со стихией ветра В древно...
      1332
      Михаил Руднев 4 ноября 13:46

      Кем на самом деле были "монголо-татары"?

      В XIII веке на Русь напали войска хана Батыя, после чего началось монголо-татарское иго. Однако вот вопрос: а почему этих захватчиков называют монголо-татарами? Кем они были на самом деле и как себя именовали? Кроме того, определение, состоящее из двух этнонимов «монголы» и «татары», появилось сравнительно недавно – в XIX веке. Как...
      9166
      Михаил Руднев 24 октября 19:59

      Зачем в Средневековье захватывали замки и крепости если могли их просто обойти?

      У большинства может сразу возникнуть вопрос, почему войска так много тратили ресурсов на то, чтобы захватить крепость? Можно ведь было ее просто обойти и не заморачиваться. Нужно сразу отметить, что всегда замки строились исключительно для обороны. Их зачастую ставили на огромных возвышенностях или возле рек. Это позволяло обитателям крепости иметь отличный обзор н...
      6267
      Михаил Руднев 24 октября 09:43

      Вертолет, которому больше 3,5 тысяч лет?

      Изображение в храме Сети I в Абидосе. Что вы тут видите? Многие уверяют, что это картина атакующего вертолета и того, что напоминает расположенные внизу друг под другом емкости с горючим-полусфера и на ней стоит орел, смотрящий на бронетанк. Здесь оказались и два других типа летательных аппаратов, направленных в ту же сторону. «Врагом» является брон...
      1191
      Михаил Руднев 11 октября 13:54

      Галилея сожгли за фразу «А все-таки она вертится!»?

      Все уже наверное в курсе этого заблуждения, но все же давай по порядку. Первым человеком, внесшим серьезный вклад в школьный учебник астрономии, был Николай Коперник. Он жил в XVI веке, часто глядел в небо и однажды понял, что Земля вертится вокруг Солнца. Умер он своей смертью в 70 лет, потому что не кричал на площадях: «Земля вертится, пацаны!» &ndas...
      1263
      Михаил Руднев 10 сентября 14:12

      Математик, рассчитавший дату собственной смерти

      Обычно предсказание даты смерти – удел мистиков. Однако Абрахам де Муавр был математиком, для которого вся жизнь состояла из чисел. Впрочем, именно благодаря этому француз сумел рассчитать день, в который он навсегда покинул бренный мир. Бедный гений Абрахам де Муавр, родившийся во Франции в 1667 году, учился в протестантской академии, когда его заинте...
      966
      Михаил Руднев 17 августа 10:56

      Пять фактов о самом забытом русском царе

      Современники упоминали Ивана III, используя прозвище Великий. За всю историю такой чести удостаивались еще Петр I и Екатерина II. При этом все, чего достиг Иван III, все еще не на слуху. Правитель первым ввел термин «Россия» и собрал вокруг Москвы множество разрозненных княжеств, начиная с Ярославии и заканчивая Новгородщиной. До сих пор малоизвестны я...
      1149
      Михаил Руднев 4 июля 15:37

      Чем прославился и куда исчез самый странный правитель Египта

      «Что-то волшебное и таинственное охватывает сердце, когда входишь во двор этой древней мечети в центре Каира», - так говорят сегодня многие туристы о построенной более 1000 лет назад мечети Аль-Хакима. И мало кто знает, что появлением этой мечети Каир обязан самому странному правителю в истории Египта, который заявил о своей божественности, запретил кр...
      1189
      Михаил Руднев 27 июня 14:55

      Какие секреты хранит 3000-летняя Золотая шляпа

      Берлинская золотая шляпа — это один из самых таинственных древних артефактов, который веками очаровывает учёных. Артефакт представляет собой головной убор затейливой конической формы и изготовлен он из цельного листа чистого золота. Украшена шляпа замысловатыми узорами и загадочными символами. Исследователи считают, что эта вещь была важным церемониальным пр...
      1467
      Михаил Руднев 22 июня 19:31

      Как Рузвельт оставался на президентском посту 4 срока?

      До принятия 22-й поправки к Конституции США в 1947 году президенты могли баллотироваться более чем на два срока, и некоторые пытались это сделать. Но удалось это только Франклину Рузвельту, который стал первым и единственным президентом США, выигравшем более двух выборов подряд. Его беспрецедентные четыре срока президентства отчасти стали следствием выбора времени...
      671
      Михаил Руднев 22 июня 11:04

      Кем на самом деле была Мона Лиза

      В пантеоне искусства эпохи Возрождения "Мона Лиза" Леонардо да Винчи является непревзойденной иконой. Этот портрет больше, чем просто художественный шедевр. Он воплощает очарование эпохи, отмеченной беспрецедентным культурным расцветом. Тем не менее, за неуловимой улыбкой Моны Лизы скрываются дебаты, которые затрагивают саму суть эпохи Возрождения, ее п...
      896
      Михаил Руднев 16 июня 12:53

      Как сменялись королевские династии Англии?

      С IX века в Англии сменилось семь основных правящих династий. Сейчас британским монархом является «Карл III, милостью божьей король Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии и ее других владений и территорий, глава содружества, защитник веры» из династии Виндзоров. От Уэссекской династии до Плантагенетов Первым королем Англии пр...
      1211
      Михаил Руднев 11 июня 14:22

      Археологи обнаружили в Помпеях невероятно редкую голубую комнату

      Археологи обнаружили в Помпеях невероятно редкую голубую комнату с потрясающими фресками женских фигур Эксперты полагают, что комнату площадью 8 квадратных метров можно интерпретировать как святилище или помещение, предназначенное для ритуальных действий и хранения священных предметов. В Помпеях во время недавних раскопок в центральной части древнего города появ...
      995
      Михаил Руднев 10 июня 21:17

      Место захоронения тысяч носов

      В центре тихого жилого района в пригороде Киото, Япония, находится поросший травой холм высотой более 9 метров, внутри которого захоронено около 38 000 носов мужчин, женщин и детей, убитых во время японского вторжения в Корею в конце 16 века. Под предводительством военачальника Тоетоми Хидэеси Япония вторглась в Корею в 1592 году с намерением завоевать Корейский полуо...
      1111
      Михаил Руднев 20 апреля 12:42

      Как преступникам в Средневековье давали шанс избежать смертной казни

      Как манна небесная, как чудо с небес слышались преступнику, обреченному на повешение, слова о том, что его хотят в мужья. Традиция позднего Средневековья позволяла освобождать от наказания обвиненных на смерть, если кто-то из толпы изъявлял желание взять его мужем, или ее женой. «Свадьба под виселицей» применялась не единожды и стала традицией, особенн...
      1394
      Михаил Руднев 17 апреля 16:41

      Древние египтяне в Ирландии

      Картина, которую вы видите выше называется «Всадники сидов». Джон Дункан, шотландский художник XIX в. Примерно так представляют в Шотландии и Ирландии племена богини Дану Холм Тара – священное ирландское место. Его окружают сооружения и гробницы эпохи неолита. Правда, Тару связывают с кельтами, но оно старше их прибытия на остров на тысячи лет...
      1128
      Михаил Руднев 13 апреля 20:02

      «Солнечный день и эти ребята на земле… мертвые»

      Что стало причиной давки на стадионе «Хиллсборо» и почему никого не наказали за гибель 96 человек 35 лет назад, 15 апреля 1989 года, на футбольном стадионе в английском Шеффилде произошла одна из самых страшных трагедий в истории мирового футбола. Из-за халатности полиции, запустившей на трибуны многотысячную толпу, погибли 96 болельщиков,...
      630
      Михаил Руднев 29 февраля 16:44

      Почему в Средневековье камни из желудка стоили дороже золота?

      Невзрачные на вид камушки непонятного коричневого цвета ценились с XI по XIX век выше золота, и этому были объяснения, которые казались правдивыми на то время. Безоар драгоценной вещью считался не в смысле украшения, а как возможность избежать отравления. Но шло время, и миф стал развенчиваться, а получаемая твердая масса из желудка, как следствие его плохой работ...
      1066
      Михаил Руднев 27 января 15:35

      В Гималаях найдено каменное войско

      Как бы это не удивительно звучало, но до сих пор на нашей Планете мы находим следи цивилизаций, о которых раньше и не знали. Хотя большинство из этого лежит практически под ногами, но труднодоступных мест на Земле еще предостаточно. Жителям округа Ранбан, давно было известно, что в горах Пир-Панджал стоят бесчисленные удивительные скульптуры коней с всадниками,...
      1523
      Михаил Руднев 25 января 15:07

      Настольные игры XIX века

      Сложно сказать, когда человечество открыло для себя настольные игры. Упоминание об игре как таковой можно встретить еще в древних записях и документах. В XIX столетии возникла теория игр: люди стали изучать стратегии для победы с помощью математического метода. Именно в эту историческую эпоху появилось множество настольных развлечений для детей и взрослы...
      873
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика