Одним из наиболее значимых культурно-политических событий на Руси стало Крещение. Киевский князь Владимир Святославович в 10 веке принял решение крестить Русь. Но процесс христианизации с постепенным уходом от языческой религии инициировала ранее княгиня Ольга. Решением одного правителя было определено направление развития крупного государства на тысячи лет вперёд. Нужно заметить, что на переход именно в христианство князь решился не сразу. Он потратил массу времени на анализ всех доступных на тот момент «мировых» религий.
Историки, опирающиеся на информацию из летописей, утверждают, что Киев даже был в шаге от мусульманства.
Зачем понадобилась новая религия
Во времена правления Владимира государство Киевская Русь достигло своего рассвета, охватывая обширнейшие территории и практически не имея мощных врагов-соседей. Русь превратилась в авторитетную силу на востоке Европы, и князь намеревался сплотить вверенное ему население. Помочь ему в этом могла единая вера. Историк Б.Греков говорит о первоначальных попытках Владимира Святославича создать на основе языческого пантеона богов новую религию. Ведь отживающее язычество с объединяющим началом не справлялось и не помогало предотвращать распад массивного племенного союза с Киевом во главе. Тогда Владимир сделал ставку на монотеистические религии.
Помимо сакральных мотивов, такое решение, конечно же, определялось задачами сугубо политическими. Князь рассчитывал на дружеские союзнические взаимоотношения с довлеющей в тогдашнем мире Византией, что было возможным с принятием христианства Древнерусским государством. Важную роль в крещении Руси, по мнению историка М. Покровского, сыграл верхний слой древнерусского общества — князья и бояре. Представители элиты гнушались старославянскими обрядами, в духе модных заморских веяний выписывая себе с греческими шелковыми тканями греческие обряды и даже греческих священников.
Какие религии рассматривались князем
Владимир не торопился с окончательным решением в выборе той или иной религии для своего государства. Эти искания названы в истории «выбором веры». Выбор у князя был что ни на есть богатый. Примкнуть можно было к хазарскому иудаизму, исламу из Волжской Булгарии, изучалось римское христианство и его византийская версия. Если опираться на «Повесть временных лет», то в процессе анализа особенностей верований Владимир отправил доверенных лиц изучить строение богослужений в каждой из этих религий.
Параллельно к князю прибывали представители различных вероисповеданий, пытаясь «сманить» его в свой лагерь. Иудаизм оттолкнул Владимира опасениями потери отечественных традиций. А вот ислам князь изучал максимально тщательно и детально, в какой-то момент склоняясь именно к этому выбору. Но по легенде отверг мусульманское будущее из-за запрета употребления вина. «Руси веселие есть пити», - изрек Владимир Святославович и навсегда вычеркнул ислам из перспектив.
Сосуществование христианства и язычества
988 год, по мнению сегодняшних историков, лишь условно можно считать датой крещения Древнерусского государства. Религиовед Н.Гордиенко приписывает этому временному отрезку обращение в христианство лишь киевлян. Это стало точкой отсчета для растянувшегося на годы и достаточно болезненного процесса примыкания к новой вере всех жителей Руси. Новая религия приживалась долго и неустойчиво. Христианство скорее сосуществовало с язычеством в Киевской Руси после крещения. По этой причине некоторые историки используют термин «двоеверие». Именно так выглядела сложившаяся ситуация, когда христианство уже приняли, а язычество оставалось близким и привычным.
Наблюдалась даже некая консолидация, слияние соседствующих религий. К 13 веку, будучи крещеными в нескольких поколениях, люди продолжали соблюдать старые языческие обряды. Обычным делом было верить в домовых, обращаться к языческим богам в периоды неурожая. «Повесть временных лет», описывая события того периода, свидетельствовала, что русские люди христиане лишь на словах.
Меры по борьбе с язычниками
Сражаясь за укрепление христианства в народной среде, правительство и духовенство предпринимали целый комплекс практических мер. Все новые церкви строились на местах разрушенных капищ, наглядно замещая христианством старую веру. Людям было важно приходить к привычным местам поклонения и вид монументальной церкви подсознательно воспринимался как непререкаемая сила христианской веры.
Имел место и тот факт, что язычники верили в способность того или иного божества себя защищать. При виде мирно возвышающейся церкви на месте разрушенных идолов вчерашняя уверенность невольно подтачивалась сомнениями. Следующим шагом стала ликвидация волхвов со жрецами. Их попросту отлавливали и порой даже казнили. Управители христианской церкви на Руси нередко силой подавляли попытки неугодной религиозной самоорганизации, опираясь на поддержку дружины.
Но грубо победить язычество оказалось невозможно, так как вера сложно отделялась от традиций и народного быта. Мудрые церковники решили накладывать новую веру на привычный жизненный уклад. Календарь подстраивался под давние праздники, делались доступные пояснения, известны даже случаи подмены святых. Образованные священнослужители сотрудничали друг с другом ради объединяющей цели и шли на некоторые хитрости, что отражено в переписках духовенства.
Дети из знатных родов принимались на обучение грамоте при христианских церквях, где, разумеется, параллельно преподавали закон божий. Кроме этого, в тот период дружина представляла собой нечто вроде идолов поп-культуры. Молодёжь стремилась соответствовать их примеру и с готовностью пополняла христианские ряды. А новые завоевания христианских правителей поступательно распространяли христианство на территории соседних племен. Так что упрочение позиций новой религии оставалось лишь делом времени.
Оценили 8 человек
9 кармы