В пантеоне искусства эпохи Возрождения "Мона Лиза" Леонардо да Винчи является непревзойденной иконой. Этот портрет больше, чем просто художественный шедевр. Он воплощает очарование эпохи, отмеченной беспрецедентным культурным расцветом.
Тем не менее, за неуловимой улыбкой Моны Лизы скрываются дебаты, которые затрагивают саму суть эпохи Возрождения, ее политику и роль женщин в истории.
Интрига Моны Лизы, также известной как Джоконда, связана не только с революционными техниками живописи Леонардо, но и с самой изображенной женщиной.
Более полувека после написания картины настоящая личность Моны Лизы остается одной из величайших загадок искусства, интригующей как ученых, так и энтузиастов.
Картина "Мона Лиза" кисти Леонардо да Винчи хранится в коллекции Музея Прадо в столице Испании Мадриде.
Картина традиционно ассоциировалась с Лизой Герардини, женой флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо. Однако другая убедительная теория предполагает другой прототип: Изабеллу Арагонскую.
Изабелла Арагонская родилась в знаменитом Доме Арагонов в Неаполе в 1470г. Она была принцессой и участвовала в политической и культурной жизни эпохи Возрождения.
После заключения брака в 1490году с Джаном Галеаццо Сфорца, герцогом Миланским, Изабелла попала в центр итальянской политики.
Её роль была одновременно и возвышенной, и сложной из-за амбиций и махинаций Людовико Сфорца, также известного как Людовико иль Моро, дяди ее мужа и узурпатора миланского герцогства.
На картине "Богородице с Младенцем с четырьмя святыми и двенадцатью приверженцами" (неизвестного) мастера Пале Сфорцеска, написанной примерно в 1490г, Джан Галеаццо Сфорца изображен молящимся с лицом, обращенным к своей жене, Изабелле Арагонской. Это идентифицируется по ее красно-золотой геральдике.
Теория о том, что Изабелла и есть настоящая Мона Лиза, подтверждается сочетанием стилистического анализа, исторических связей и переосмыслений замысла Леонардо как художника.
Автор биографии Леонардо Роберт Пейн указывает на предварительные исследования художника, указывающие на поразительное сходство с Изабеллой примерно 20-летнего возраста. Пейн предполагает, что Леонардо запечатлел Изабеллу на разных этапах жизни. На картине "Мона Лиза" она изображена уже вдовой.
Американская художница Лилиан Ф. Шварц предполагает, что работа была несколько раз переписана и в итоге сделана путем объединения особенностей первоначальной модели с чертами самого Леонардо.
Эту гипотезу также поддерживают искусствоведы Ежи Кульски и Майке Фогт-Люрссен.
Анализ символов дома Сфорца и изображение траурного наряда женщины, соответствующего жизненным обстоятельствам, предполагает, что Мона Лиза - это не заказной портрет, а тонкое изображение пути женщины через её триумф и трагедию.
То есть, изображенная Изабелла оплакивает своего покойного мужа.
Загадочное выражение лица Моны Лизы также отражает состояние Изабеллы после 1500 года в условиях одиночества в несчастье. При этом портрет излучает ауру добродетельной вдовы.
Это превращает Изабеллу из фигуры, затмеваемой мужчинами в ее жизни, в смелую и многогранную женщину, которая сама по себе заслуживает признания.
Благодаря своему стратегическому браку и политической смекалке, Изабелла сыграла решающую роль в союзах и конфликтах, которые определили итальянское Возрождение.
Возможно, выбрав Изабеллу в качестве своего объекта, Леонардо увековечил именно эпоху итальянского Возрождения.
Котировки
Кластеры
Оценили 7 человек
9 кармы