В наше время стало очень распространённым мнение, что нужно обязательно найти свою вторую половинку, чтобы стать по-настоящему счастливым. На протяжении многих лет мы перебираем людей, ищем того или ту единственную, предназначенную нам Богом. А почему? Потому что каждый из нас хочет быть счастливым, быть безраздельно понятым и по достоинству оценённым. Возможно ли это? И откуда вообще взялось понятие «второй половинки»?
Само понятие “вторая половинка” берёт своё начало из древних преданий, которые весьма схожи у разных народов мира. Все они начинаются с сотворения человека, которое, кстати, было не единожды, то есть Бог сотворил человека дважды.
«Изначально Бог создал человека как существо бесполое и невидимое. Это у нас сейчас есть в материи мужчина и женщина. А первые люди – они были бесплотные и бесполые, как и ангелы. Ангел не имеет плоти. Ангел не имеет пола. И раньше вот это мужское и женское начало, оно было слито в одном существе. Приобретя материю, они оставались своей сутью. То есть не было мужчин и женщин на первоначальном этапе. Вначале мужское и женское начало было слито в одном существе, то есть было присуще такое явление как андрогиния первого человека, то есть совмещение в одном лице мужского и женского пола».
Когда Бог создал человека (согласно Книге Бытия), то нарёк ему имя Адам. Но это слово не было именем собственным, мужским именем, а обозначало просто человека, как имя нарицательное. И оно одинаково приложимо как к мужчине, так и к женщине.
«В последующем Бог всё-таки утвердил половое различие и люди были разделены на мужчин и женщин. Для того, чтобы усложнить путь Домой. Для чего это было сделано? Ведь первые люди сами попросили плоть, чтобы преодолевать трудности, достигать любви Божией заслуженно. Это и создало преграды. Это послужило тому, что был создан мир материальный, была создана плоть, потом была разделена окончательно на мужчин и женщин. Ну и потом начались подмены понятия «любви истинной» на «любовь человеческую». А любовь человеческая, она – временная. Появился миф о том, что нужно найти свою половинку, что она обязательно есть»
Хотелось бы особо подчеркнуть тот момент, что при создании человека было два основных этапа — это этап духовного рождения и этап преобразования в материи. И ключевым являлся момент выбора человеческого: служить миру Духовному, даже будучи заключенным здесь, в материи.
Амр ибн Усман Макки в “Книге о Божественной Любви” говорит также о том, что человек был создан дважды и изначально бестелесным.
“Бог создал души за семь тысяч лет до сотворения тел и поместил их на “стоянке” приближенности к Себе. [Потом] Он заточил сердце в дух, дух в душу, а душу в тело. И он смешал с ними ум, и послал пророков, и низвёл повеления, и каждый из них начал искать своё изначальное состояние. Господь предписал им молитву. Тело обратилось к молитве, душа достигла Любви, дух обрёл приближённость к Богу, а сердце успокоилось в единении с Ним” [8].
В Ветхом Завете говорится, что создал Бог их по образу Своему и подобию. А в Евангелии говорится, что Бог есть Дух. То есть создал Бог человека изначально как духовное существо. Далее, в той же Библии также упоминается, что Бог создал людей второй раз (Быт. 1:27) уже в качестве существа материального.
К сожалению, со временем люди забыли, что изначально человек – это не тело. Бог дал человеку тело значительно позже. А изначально человек был создан как существо духовное. И такое искажение, когда происходит смещение акцента с духовного на материальное, можно проследить во многих культурах.
Очень ярко и образно о сотворении человека рассказано в зороастрийской мифологии. Согласно писанию Бундахишн (книга о сотворении мира) первочеловеком был Гайомард, но сам он ещё не имел человеческой формы. Вследствие борьбы Добра со Злом Гайомард умирает, но часть семени его попадает в землю. Через сорок лет из земли выросли люди — Машиа и Машиана, в виде растения ревеня со стеблем, напоминающим переплетённых змеек. Это, конечно, ассоциативное сравнение и вольная интерпретация знаний о том, что первые люди, бесплотные и невидимые, были слиты воедино. То есть изначально была сотворена их душа (Хварн), и только позже материальный образ.
«Ибо сказано в Религии, что сначала был сотворен Хварн, а потом тело, для того, для кого он был сотворен, ведь сначала определяется предназначение человека, а уж потом для него создаётся тело» [2].
Затем стебель ревеня был разделён, и люди приняли форму мужчины и женщины. Это образное сравнение, которое, однако довольно точно отображает момент, когда двуполое существо обрело тело, и какое-то время продолжало быть единым, как стебель ревеня. И только позже люди были разделены на мужчин и женщин также, как можно разделить стебель ревеня на две “змейки”.
Что любопытно, это растение (ревень благородный) было распространено на территориях современных Индии, Афганистана, Китая, Бутана. То есть как раз там, где некогда и зародился зороастризм. Этот факт наталкивает на любопытные умозаключения: история сотворения мира и человека для каждого народа рассказывается на примерах, знакомых людям этого народа в повседневной жизни. Получается, что у всех этих историй один корень, единое зерно истины, но облечено оно в различные метафоричные образы, понятные людям той местности, для которой принесено учение.
В китайский культуре есть упоминание о Матери-прародительнице Нюй-ва, которая часто изображалась в паре со схожим с ней существом Фу-си (Фуси) с туловищем человека и хвостом змеи вместо ног, причём их тела были переплетены подобно ревеню из зороастрийской мифологии.
«На картине Матерь-прародительница Нюй-ва и культурный герой Фу-си. Их тела спирально переплетены между собой в три с половиной оборота. В контексте данной картины этот символ отображает знания, как о спиральной структуре Вселенной, так и о медитативной технике достижения человеком одной из ступеней совершенствования — состояния духовного просветления» [7].
Греческие мифы описывают андрогинов как мифических существ-предков, перволюдей, соединяющих в себе мужские и женские признаки. За то, что андрогины возгордились своей силой и красотой, боги разделили их надвое и рассеяли по миру. И с тех пор люди обречены на поиски своей половины. Но не стоит забывать, что дошедшие до нас греческие мифы – это заслуга Гомера. И человека-поэта с таким именем на самом деле никогда и не было. «Гомер» — это псевдоним, который произошёл от преобразования греческого слова homilia, что означает «беседа», «религиозная проповедь нравоучительного характера». А на других греческих диалектах это слово имеет также значения: «заложник», «поэт», «слепец».
«Под псевдонимом «Гомер» работала целая группа под руководством представителей от Архонтов. Их целью и задачей было создание таких произведений, которые под прикрытием популярных древних легенд, известных исторических фактов внедрили бы в психологию людей выгодную Архонтам идеологию и соответственно оказали влияние на формирование у народов определённого мировоззрения, предрасполагающего к религиозному и политическому главенствованию Архонтов» [6].
У древних греков с течением времени знания о подлинной природе и истории человека превратились в мифы о Гермафродите, которого стали почитать как бога. Он считался сыном Гермеса и Афродиты, и в нём совмещались черты обоих полов.
ГЕРМАФРОДИ́Т (Ἑρμαφρόδιτος), в греческой мифологии сын Гермеса и Афродиты, юноша необычайной красоты, воспитанный наядами на горе Ида во Фригии. Когда Гермафродиту исполнилось пятнадцать лет, он отправился странствовать по Малой Азии. Однажды в Карии, когда Гермафродит купался в водах источника, нимфа этого ключа Салмакида страстно влюбилась в Гермафродита, но её мольбы о взаимности не имели успеха. По просьбе Салмакиды боги слили её с Гермафродитом в одно двуполое существо (Ovid. Met. IV 285 след.). В нач. 4 в. до н. э. в Аттике был популярен культ Гермафродита. М. Н. Ботвинник
Бердяев отмечает аналогичную концепцию в каббале: «Человек заслуживает это имя лишь постольку, поскольку он объединяет в себе мужчину и женщину. Адам, верно отражающий Адама высшего или первичного, должен был, в согласии с этой моделью, объединить в себе мужское и женское начала. И первоначально он был создан андрогином».
Якоб Бёме, немецкий христианский мистик, провидец, теософ, родоначальник западной софиологии — учения о «премудрости Божией», тоже весьма любопытно рассуждает об андрогинии: «Адам был мужчиною, равно как и женщиной, но и не тем, и не другим, а девою, исполненною целомудрия, чистоты и непорочности, как образ Божий; он имел в себе и тинктуру огня и тинктуру света, в слиянии которых покоилась любовь к себе как некий девственный центр; чему и мы уподобимся по воскресении мертвых, ибо, по слову Христа, там не женятся и не выходят замуж, а живут подобно ангелам Божиим».
Что же касается древней индо-арийской культуры, то в её легендах можно встретить даже несколько образов, отражающих феномен андрогинии. Среди индийских богов видное место занимает Праджапати — «господин потомства», создавший всё из самого себя. Также существует образ Апава (аспект Вишну), расчленяющего себя на мужскую и женскую части. А также Шива-Шакти — универсальная для индуизма форма проявления соединённых мужской и женской энергий. Такой образ — Ардханаришвара – изображают как стоящего на плавающем в воде цветке лотоса Господа Шиву, соединяющего в себе мужское и женское начало (Шакти).
В мифах африканского народа догонов бог Амма изготовляет из глины первую чету людей, в свою очередь порождающую восемь бессмертных двуполых предков.
Древнегерманское божество Туисто буквально переводится как «двойственный», «двуполый».
Небесное существо андаманской мифологии Пулуга в южной части архипелага мужской природы, в северной — женской.
Даже в далёкой Австралии сохранились мифы с упоминанием андрогинов. Но в австралийской мифологии присутствуют образы не столько двуполых, сколько бесполых существ — предков. В племени реки Тулли сохранилось предание, согласно которому первые мужчины и женщины ничем между собой не различались, и только гораздо позже у них появились различительные признаки пола.
Получается, что на заре времён все народы, населяющие Землю, знали подлинную историю создания человека. Но со временем знания были искажены и люди забыли о том, кто они есть на самом деле, и для чего они были созданы. Люди забыли, что человек – это в первую очередь существо духовное, и что смысл его жизни – в обретении своей целостности, в слиянии Личности с Душой. А это значит, что все поиски своей второй половинки в мире материальном заранее обречены на провал. Потому что целостность человек может обрести только внутри себя.
Природой в человеке заложен инстинкт продолжения рода и это побуждает его к поиску подходящей пары. Но человек двойственен по своей природе, и инстинкт продолжения рода – это только часть нашей животной природы. А наша духовная составляющая требует, чтобы мы обрели целостность внутри себя, нашли себя настоящего. Семья – это, конечно, прекрасно! Какая радость – наблюдать, как растут детки! Семья – это самое первое место, где человек учится проявлять любовь и заботу. Но создание семьи не является единственным смыслом жизни человека. Иначе бы люди, которые “посадили дерево, вырастили сына и построили дом” были бы абсолютно счастливы и удовлетворены. А ведь на практике всё совсем не так. Всё равно остаётся чувство неудовлетворения, как будто есть ещё что-то, что пока не сделал.
Видимо, так и должно быть, чтобы мы поняли, наконец, что никто и ничто не сможет заполнить нашу внутреннюю пустоту, кроме истинной Любви, Любви к Богу. Не стоит терять время на ожидание, что кто-то когда-то придёт и искренне нас полюбит. Надо учиться раскрывать Любовь внутри себя — Любовь к Богу. Ведь человек создан по образу и подобию Бога, то есть Духом. Личность есть Дух. И чтобы обрести истинное счастье, нужно начать Жить миром Духовным. И вот когда человек на практике постигает, что в действительности есть мир Духовный, когда он чувствует, что Духовный мир существует, тогда он становится частью семьи духовной, настоящей семьи, истинной, неразрывной, той семьи, где жизнь Вечна, она не заканчивается и, естественно, что она не в трёхмерности, она не в земном. Это высшая ценность. Для этого люди сюда и приходят, для того, чтобы родиться… родиться Живыми.
Источники:
1. Библия;
3. Бхагавата-Пурана;
4. Лосев А. Мифология греков и римлян;
5. Бердяев Н. А. Творчество и пол. Мужское и женское.
6. "Сэнсэй-IV. Исконный Шамбалы" А. Новых
7. “АллатРа” А. Новых
8. Али ибн Усман Аль-Джуллаби Аль-Худжвири “Раскрытие скрытого за завесой для сведущих в тайнах сердец”.
9. С. А. Токарев ДВУПОЛЫЕ СУЩЕСТВА // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. - Т. 1. - С.358-359.
Ещё по теме:
Сотворение человека. Мифы народов России. Часть 1.
Оценили 12 человек
20 кармы