Данная публикация https://cont.ws/@obolensky/777... "Евангелие Фёдора Достоевского" (автор - https://cont.ws/@Obolensky) подвигла меня выразить свое мнение о Евангелие, нет, не Достоевского, а Толстого.
Это гений, мудрец, грамотный человек, он владел словом, его понятно и приятно читать. В 2018 году мир будет праздновать 190 - летие со дня его рождения.
Его считали еретиком, оболгавшим христианство.
И он также, как и Достоевский, занимался богоисканием, прочел все, что можно об учениях церкви, посвятил этому много лет своей жизни. Для него открылось иное понимание учений Христа. Толстой отрекся от церкви. И в своем "Письме Синоду. Отречение от церкви" от 04.04.1901 г. он рассказывает, почему принял такое решение.
Приведу интересные, на мой взгляд, выдержки из него:
"... Постановление Синода, наконец, подстрекательство к дурным чувствам и поступкам, так как вызвало, как и должно было ожидать, в людях непросвещенных и нерассуждающих озлобление и ненависть ко мне, доходящие до угроз убийства и высказываемые в получаемых мною письмах"...
"В постановлении сказано: Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на господа и на Христа его и на святое его достояние, явно перед всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его матери церкви православной.
То, что я отрекся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрекся я от нее не потому, что я восстал на господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему."
"...Прежде чем отречься от церкви и единения с народом, которое мне было невыразимо дорого, я, по некоторым признакам усомнившись в правоте церкви, посвятил несколько лет на то, чтобы исследовать теоретически и практически учение церкви: теоретически - я перечитал все, что мог, об учении церкви, изучил и критически разобрал догматическое богословие; практически же - строго следовал, в продолжение более года, всем предписаниям церкви, соблюдая все посты и посещая все церковные службы. И я убедился, что учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения"
"...Для того, чтобы хорошо родился хлеб, прекратилась засуха, для того, чтобы путешествие было благополучно, для того, чтобы излечиться от болезни, для того, чтобы облегчилось положение умершего на том свете, для всего этого и тысячи других обстоятельств есть известные заклинания, которые в известном месте и за известные приношения произносит священник.И я действительно отрекся от церкви..."
"...И если когда какой человек попытается напомнить людям то, что не в этих волхвованиях, не в молебнах, обеднях, свечах, иконах - учение Христа, а в том, чтобы люди любили друг друга, не платили злом за зло, не судили, не убивали друг друга, то поднимется стон негодования тех, которым выгодны эти обманы...Можно бы согласиться в 10 раз лучше, в величайшей роскоши содержать их, только бы они не губили людей своим обманом. Но они не могут поступать иначе. Вот это-то и ужасно. И потому обличать их обманы не только можно, но должно. Если есть что священное, то никак уже не то, что они называют таинством, а именно эта обязанность обличать их религиозный обман, когда видишь его..."
"...Когда люди как бы много их ни было, как бы старо ни было их суеверие и как бы могущественными они ни были, во имя того бога, которым я живу, и того учения Христа, которое дало жизнь мне и может дать ее всем людям, проповедуют грубое колдовство, не могу этого видеть спокойно... Если же они вместо того, чтобы ужаснуться на свое кощунство, называют кощунством обличение их обмана, то это только доказывает силу их обмана и должно только увеличивать усилия людей, верующих в бога и в учение Христа, для того, чтобы уничтожить этот обман, скрывающий от людей истинного бога"
"Верю я в следующее: верю в бога, которого понимаю как дух, как любовь, как начало всего. Верю в то, что он во мне и я в нем. Верю в то, что воля бога яснее, понятнее всего выражена в учении человека Христа, которого понимать богом и которому молиться считаю величайшим кощунством. Верю в то, что истинное благо человека - в исполнении воли бога, воля же его в том, чтобы люди любили друг друга и вследствие этого поступали бы с другими так, как они хотят, чтобы поступали с ними, как и сказано в евангелии, что в этом весь закон и пророки"
"Я не говорю, чтобы моя вера была одна несомненно на все времена истинна, но я не вижу другой - более простой, ясной и отвечающей всем требованиям моего ума и сердца"
"...Я сам для себя выразил в сочинениях свое понимание учения Христа и не скрывал эти сочинения от людей, желавших с ними познакомиться, но никогда сам не печатал их; говорил же людям о том, как я понимаю учение Христа только тогда, когда меня об этом спрашивали"
Вычитывал Толстой Евангелие скрупулезно, с красным и синим карандашами. Красным он вычеркивал ненужное, то, что по его мнению, приписали невежественные люди, зацикленные на суевериях, а синим - подчеркивал важное и нужное.
Мне близок его взгляд на христианство. Он считал, что церковь водила за нос христианский народ в своих интересах, искаженно трактуя истинное учение Христа. У него хватило сил, смелости и ума об этом заявить. Но самое интересное, он никого не призывал и не принуждал следовать за ним, как это делается нахрапом в той или иной религии.
Толстой пишет в манере поучений, помогая читателю мыслить шире и дерзновенно, а Библия излагается в манере запугивания, наполняя внутренний мир человека не свободой, но страхами.
Но это мое мнение, субъективное.
Хорошо, что сегодня мы живем в демократической стране, где у человека есть право на свободное вероисповедание любой религии, и он не будет подвержен гонениям.
Закончу я, пожалуй, цитированием Сенеки: "Чернь считает религию истиной, мудрец ложью, правитель - полезной выдумкой"
Оценили 4 человека
8 кармы