Иллюстрация к роману А. Дюма "Граф Монте-Кристо"
Среди многочисленных романов, написанных Александром Дюма (отцом), два имеют наиболее счастливую судьбу. Ни один из других романов, написанных этим автором, даже и близко не смог повторить их успех и приблизиться к ним по тиражам и популярности. В ХХ веке эти произведения были многократно экранизированы, и теперь с их сюжетами знакомы даже те, кто так и не собрался раскрыть книгу и ознакомиться с оригиналом.
Первый из них, разумеется, "Три мушкетёра" — один из главных и любимых романов подростков всех стран, который, однако, вызывает отчётливое чувство недоумения и неприятия у способных здраво размышлять взрослых читателей. Его разбору была посвящена имевшая большой резонанс и разошедшаяся по десяткам сайтов статья Четыре мушкетёра, или Почему опасно перечитывать романы Дюма.
Второй из этих романов — знаменитый «Граф Монте-Кристо»: волнующая и будоражащая воображение история коварства и любви, ненависти и мести.
Роман "Граф Монте-Кристо", издание 1853 г.
Первый фильм по этому роману был снят еще в 1908 году в США. А во французских киноверсиях снимались культовые актеры и звезды первой величины — Жан Маре (1954 г.) и Жерар Депардье (1998 г.).
Жан Маре в роли графа Монте-Кристо
Жерар Депардье в роли графа Монте-Кристо
В фильме 1998 года вместе с Жераром Дерердье снимался и его сын Гийом, сыгравший роль молодого Дантеса.
Гийом Депардье в роли молодого Дантеса
Этот роман также стал настольной книгой подростков нескольких поколений, неслучайно детское тренировочное ружье, созданное в середине XIX века французским оружейником Флобером (прототип мелкокалиберных винтовок), в России получило название "Монтекристо".
Ружье "Монтекристо"
Ружья "Монтекристо" часто можно было увидеть также и в тирах дореволюционной России. А вот в Европе их называли "флоберами".
В данной статье мы не будем проводить литературный анализ романа. Вместо этого поговорим о реальных людях, ставших прототипами его героев и персонажей.
Сюжетная основа романа "Граф Монте-Кристо"
В романе "Граф Монте-Кристо" А. Дюма, как и во многих других своих произведениях, воспользовался реальным сюжетом, лишь значительно романтизировав его: идеализировал главного героя и лишил его противников полутонов. Основные черты всех персонажей были гиперболизированы и доведены до абсолюта. Это, с одной стороны, предельно вульгализировало героев романа, которые стали похожи на ходячие стереотипы, наделённые каждый своей функцией. Но, с другой стороны, такое упрощение позволило читателям сразу и четко определиться с симпатиями и смириться с поведением главного героя во второй части книги. Ведь Дюма не оставляет читателям и тени сомнения, подводя их к мысли: эта жестокая и поистине маниакальная месть осуществляется абсолютно положительным персонажем по отношению к абсолютно отрицательным. Враги героя всего лишь получили по заслугам, совесть мстителя была абсолютно чиста и спокойна.
Однако реальная история мщения, ставшая основой романа Дюма, имела другой финал — и для человека, ставшего прототипом главного героя, закончилась намного страшнее и печальнее. Если бы этот сюжет взялся разрабатывать не легкомысленный романист, традиционно рассматривавший историю как "гвоздь, на которую он вешает свою картину", а более серьезный писатель, могла бы получиться трагедия шекспировского масштаба. Это было бы произведение о тщетности и даже пагубности злопамятства и мести всем подряд. Но при этом любители беллетристики лишились бы одной из "жемчужин" этого жанра.
История Франсуа Пико
В романе "Граф Монте-Кристо" Дюма творчески переработал одну из глав книги "Полиция без масок", изданной в 1838 году. Это были мемуары некоего Жака Пеше, а историю, заинтересовавшую знаменитого сочинителя, сам Пеше назвал "Алмаз и мщение".
Началась эта история в 1807 году, что почему-то не устроило Дюма, который перенес начало действия романа в 1814 год. Профессия главного героя писателю также не понравилась. Решив, что романтический герой не может быть сапожником, Дюма лёгким движением своего пера превратил реального Франсуа Пико в моряка и капитана корабля Эдмона Дантеса. Что касается титула, которым Дюма "наградил" героя своего романа, то произведен он был от названия скалистого островка, который писатель увидел близ острова Эльба.
Враг реального Пико, небогатый буржуа Матье Лупиан, в романе Дюма стал дворянином и офицером Фернаном. Имя миланского прелата, с которым герой познакомился в тюрьме, Пеше в своих мемуарах не назвал, и А. Дюма ничтоже сумняшеся назначил "добрым гением" Дантеса Хосе Кустодио де Фариа, вполне реального человека, который и сам мог бы стать героем приключенческого романа. О нем мы сегодня тоже поговорим (чуть позже).
Э. Дантес и Фариа, кадр фильма, 2002 г.
То обстоятельство, что Фариа и не думал умирать в замке Иф, а благополучно вышел из этой тюрьмы и на свободе написал одну из первых посвященных гипнотическим практикам научных книг, для Дюма не имело никакого значения. Он "художник" и "так видит", что поделаешь.
Но что же было на самом деле? Реальная история, как мы помним, началась в 1807 году в Париже, когда сапожник из города Ним Франсуа Пико рассказал своему земляку Матье Лупиану, что ему повезло: он женится на Маргарите Вигору, родители которой выделили дочери весьма щедрое приданое. Вместо того чтобы порадоваться за старого знакомого, Лупиан, который и сам имел виды на столь богатую невесту, вместе с двумя друзьями написал донос в полицию. В нем говорилось, что Пико — дворянин из Лангедока и английский агент, через которого осуществляется связь между различными группами роялистов. Это дело заинтересовало начальника полиции Лагори, который отдал приказ об аресте Пико. Несчастный сапожник провел в тюрьме 7 лет и, разумеется, не бежал из нее, а просто был освобожден после падения Наполеона — в 1814 году. Соседом Пико по камере оказался неназванный по имени священник из Милана, который и завещал ему свое состояние. А в романе Дюма, как мы помним, Дантес получил старинный клад кардинала Чезаре Спады (реальное лицо), якобы отравленного папой римским Александром VI (Борджиа).
Полученные деньги позволили бы ещё отнюдь не пожилому Пико начать новую жизнь, однако он жаждал мести и потому стал искать виновников своего ареста. Его подозрения пали на Лупиана, но доказательств не было. Скоро Пико повезло (по крайней мере, так он тогда думал): он нашел знакомого Лупиана — некоего Антуана Аллю, который в то время проживал в Риме. Назвавшись аббатом Бальдини, он сообщил ему, что действует по завещанию умершего Франсуа Пико, согласно которому на его могильной плите следует высечь имена людей, причастных к его аресту. Получив в качестве награды крупный алмаз, Аллю назвал нужные имена. И с этой минуты началась цепь трагических событий, приведших к гибели и Пико, и многих других людей.
Первой жертвой стал ювелир, которому Аллю продал алмаз, получив за него 60 тысяч франков. Узнав, что продешевил, и алмаз на самом деле стоит 120 тысяч, Аллю ограбил и убил "обманщика". А Пико вернулся во Францию и, сменив имя на Просперо, нанялся в ресторан, которым владели Лупиан и вышедшая за него замуж Маргарита Вигору.
Вскоре Пико начал свою месть. Один из доносчиков был найден убитым, а на рукоятке кинжала, что стал орудием преступления, следователи прочитали таинственные слова: "Номер первый". Вскоре был отравлен второй доносчик и на черное сукно, покрывавшее гроб, кто-то приколол записку со словами: "Номер второй".
Теперь настала очередь Лупиана, и оказалось, что месть Пико направлена также и на его семью — жену и детей. Сын Лупиана и Маргариты Вигору познакомился с лихими парнями, которые вовлекли его в воровские дела, потянувшие на 20 лет каторги. Одна из дочерей этой четы была обманута и обесчещена беглым каторжником, выдававшим себя за богатого и влиятельного маркиза. После этого сгорел ресторан Лупиана, и Маргарита, не выдержав свалившихся на ее семью бед, умерла после тяжелой болезни. Ее смерть не остановила Пико, который вынудил другую дочь бывшей невесты стать его любовницей, обещая заплатить долги ее отца. Вместо этого Пико убил его. Однако Антуан Аллю не поверил в историю, рассказанную ему лже-аббатом Бальдини, и не выпускал Пико из виду, рассчитывая хорошо поживиться за его счет. После третьего убийства он ударом дубинки оглушил возомнившего себя богом правосудия мстителя и долго держал взаперти в своем подвале. Так не пожелавший воспользоваться шансом на новую жизнь Пико вновь оказался в темнице — и новая тюрьма была гораздо хуже первой. Аллю издевался над своим пленником и морил голодом, вымогая все новые и новые суммы денег: дошло до того, что он стал требовать по 25 тысяч франков за каждый кусок хлеба и глоток воды (в романе Дюма, как вы помните, так "развлекался" со своим пленником сам Дантес). В результате Пико сошел с ума и только после этого был убит Аллю, который затем перебрался в Англию. Здесь в 1828 году на предсмертной исповеди он рассказал обо всем некоему католическому священнику, который передал полученные сведения в парижскую полицию. Рассказ Аллю оказался достоверным и был подтверждён архивными документами.
Таким образом, полученное Пико состояние в реальной жизни счастья ему не принесло и стало причиной смерти пяти человек, в том числе и его самого.
Настоящая жизнь аббата Фариа
Теперь обратимся к другому важному персонажу романа Дюма, которого писатель назвал аббатом Фариа.
Настоящий Хосе Кустодио де Фариа родился в 1756 г. в Западной Индии — на территории португальской колонии Гоа, в настоящее время хорошо знакомой туристам всего мира. Будущий аббат был выходцем из рода брахманов, но его отец, Каэтано де Фариа, принял христианство. Это позволило ему жениться на дочери португальского чиновника, а их сыну — получить прекрасное образование. Но индийское происхождение и годы, проведенные в этой стране, давали о себе знать, и, даже получив сан священника, Хосе продолжал заниматься йогой и ведическими практиками.
В Европу семья де Фариа перебралась, когда Хосе исполнилось 15 лет. В Риме отец и сын одновременно поступили в университет: Каэтано закончил медицинский факультет, Хосе — богословский. После этого они неплохо устроились в Лиссабоне, где отец стал исповедником португальской королевской четы, а сын — священником королевской церкви.
Padre Jose Custódio de Faria
Однако в дальнейшем они оказались втянуты в заговор, ставящий своей целью отделение Гоа от метрополии, и в 1788 году семья Фариа вынуждена была перебраться во Францию. Но и в этой стране взгляды младшего Фариа были сочтены чересчур радикальными: эмигрант оказался в Бастилии, где и находился на протяжении нескольких месяцев, пока не был освобождён восставшими парижанами 14 июля 1789 года.
Режим заключения Хосе де Фариа не был очень уж суровым, тем более что один из тюремных надзирателей оказался большим любителем игры в шашки, а заключенный — настоящим мастером. Поэтому особенно скучать опальному аббату не пришлось. Именно тогда он решил модернизировать правила этой игры, увеличив количество полей, и стал изобретателем стоклеточных шашек. И этого было бы достаточно, чтобы имя аббата осталось в истории, но он отнюдь не собирался останавливаться на достигнутом.
Революции открывают немало путей для неординарных людей, и де Фариа не был исключением. Как человек, пострадавший от прежнего режима, он пользовался полным доверием новых властей и даже получил под командование один из отрядов Национальной гвардии. Но, как известно, революции склонны пожирать своих детей, и в 1793 г. на подозрительного бывшего аббата обратили внимание возглавившие Конвент якобинцы. Де Фариа не стал ждать ареста и бежал на юг, где отошёл от политики, занимаясь преподаванием медицины. Именно в это время он увлекся новомодным учением Франца Месмера о «животном магнетизме», а заодно начал свои эксперименты в области гипноза. Однако вне политики этот незаурядный человек остаться не смог, и, когда «негодяи спасли Францию от фанатиков», он примкнул к основанной Франсуа Ноэлем Бабёфом организации, названной им "Заговор во имя равенства".
В 1794 году после падения якобинцев власть во Франции оказалась в руках нового правительства — Директории, при котором фактическими хозяевами страны стали немногочисленные нувориши, а разница в уровне жизни между богатыми и бедными достигла невиданных размеров, намного превзойдя социальное расслоение при Людовике XVI. Все это сопровождалось падением нравственности и в крупных городах появились и стали задавать тон бесстыжие "светские львицы" вроде Терезы Тальен. Республиканские войска уже имели хороших генералов и научились воевать, вражеские армии теперь не могли угрожать самому существованию Французской Республики. Главная опасность для нее теперь заключалась во внутренней нестабильности. С одной стороны, "порядок в стране" стремились навести некоторые популярные в народе генералы, с другой — имелись довольно многочисленные сторонники "левых", мечтавшие о социальной справедливости и установлении во Франции истинно народной власти. Закончилось все государственным переворотом 18 брюмера 1799 г., в результате которого к власти пришел Наполеон Бонапарт. Лидеры новых "левых" с этим не смирились, и филиалы "Заговора во имя равенства" появились во многих французских городах, в том числе и в Ниме, где находился в то время Хосе Кустодио де Фариа. Именно он и возглавил городскую организацию "Заговора..." Однако "Гракх" Бабёф был предан и казнён 27 мая 1797 г., его соратники оказались в тюрьмах, либо сосланы в южные колонии на каторгу. Местом заключения Хосе де Фариа стал замок Иф, в одиночной камере которого ему которой ему пришлось провести 17 лет.
Гуальтьеро Тумиати в роли Фариа
В настоящее время в этом замке находится музей. Показывают и "камеру аббата Фариа", в которой имеется лаз его имени. Но размер его отверстия таков, что пролезть сквозь него невозможно даже ребенку.
Интерьер замка Иф, камера Фариа с лазом внизу
Имеется в этом музее и "камера Дантеса", в которой также есть два маленьких отверстия. Но, если в первой камере отверстие располагается у самого пола, то в этой — под потолком.
Надо сказать, что А. Дюма, лично посещавший этот замок, несколько сгустил краски: Иф все же был построен не в качестве тюрьмы, а как крепость, и многие камеры имели окна, из которых открывается прекрасный вид на море, берег иди окрестные острова. Лишь несколько камер располагались в подвальных помещениях, именно их и описал в своем романе Дюма.
Скажем уж заодно, что Дантес и Фариа — не единственные "звёзды" и герои музея замка Иф. Часть экспозиции посвящена носорогу, благодаря которому, как считается, и была построена крепость. Утверждают, что корабль с носорогом, который король Португалии Мануэль I подарил папе римскому Льву X, остановился в Марселе, чтобы на этого невиданного зверя смог полюбоваться и французский монарх Франциск I. Остров Иф, на котором этот носорог был временно высажен, показался Франциску удобным для строительства крепости, которая и была возведена в 1524-1531 гг.
Вид на замок Иф и Марсель
Изображение этого носорога сохранилось на гравюре А. Дюрера.
Носорог, гравюра А. Дюрера
Но вернемся к Фариа, который вышел на свободу одновременно с Пико, после падения Наполеона в 1814 году. С несчастным сапожником, ставшим прототипом другого героя романа Дюма, он не только не был знаком, но даже и не подозревал о его существовании. Это вообще были личности разного масштаба и разных взглядов, вряд ли они могли быть интересны друг другу.
Обретя свободу, Пико начал свою маниакальную месть, а Фариа вернулся в Париж, где в доме №49 на улице Клиши открыл "магнетические классы", которые быстро обрели большую популярность. Хосе де Фариа проводил очень успешные сеансы гипноза, в которых объектами его экспериментов были не только люди (и взрослые, и дети), но даже домашние животные. При этом он лично разработал два новаторских приёма внушения, которые получили его имя и описаны во всех учебниках по психотерапии. Первый из этих приемов предписывает долго и не мигая смотреть в глаза пациенту, а потом уверенным повелительным тоном дать команду заснуть. Используя второй прием, врач должен быстро подойти к пациенту и властно приказать: «Спать!» В городе Панаджи, столице индийского штата Гоа, можно увидеть памятник, на котором местный уроженец Хосе Кустодио де Фариа предстает именно в роли гипнотизёра.
Аббат Фариа, памятник в Панаджи, Гоа
Деятельность Фариа, как уже говорили, была вполне успешна, и это вызвало зависть коллег, которые стали обвинять его в обмане пациентов и шарлатанстве. С другой стороны, представители официальной церкви обвиняли его в связях с дьяволом и в колдовстве. Опасаясь быть арестованным в третий раз, Фариа предпочел оставить медицинскую практику и даже от греха подальше уехал из Парижа. До смерти в 1819 году он служил священником в церкви одной из окрестных деревень. Однако научную работу он не оставил: написал ставшую знаменитой книгу "О причине ясного сна, или Исследование природы человека, написанное аббатом Фариа, брамином, доктором теологии".
Оценили 19 человек
23 кармы