Многие думают, что винил как предпочтительный музыкальный носитель остался в прошлом. Все разговоры о наступлении цифровой эры и о том, что прогресс не стоит на месте, безусловно, верны, но пластинки и не думают кануть в Лету. Рост продаж за последние пять лет — тому подтверждение.
Но сегодня рассуждение пойдет не о спросе, а о коллекционной ценности отдельно взятых синглов и альбомов. Порой цена пластинки может доходить до нескольких тысяч долларов. Мы выбрали несколько сумасшедше дорогих релизов и попробовали выяснить, почему они столько стоят.
Автограф исполнителя
Самый очевидный способ значительно увеличить стоимость пластинки — получить автограф ее автора. Было бы неплохо также выждать некоторое время, чтобы такая копия сумела обрести статус «кусочка истории». Кстати, сегодня продажей пластинок с автографами занимаются многие специализированные магазины и сайты, подлинность автографа в которых подтверждается специальным сертификатом и репутацией места. Кто ведает этими сертификатами, не ясно.
JOHN LENNON & YOKO ONO
«DOUBLE FANTASY», 850 000 ДОЛЛАРОВ
Безусловно, если речь идет о Queen, Элвисе Пресли или, скажем, The Beatles, автограф артиста может значительно поднять цену пластинки. Но одна из копий альбома Джона Леннона и Йоко Оно «Double Fantasy» побила все рекорды. Речь идет о самом экстраординарном артефакте в музыкальной истории — пластинке с отпечатками Марка Чепмена, сперва получившего от Джона Леннона роспись на конверте, а через пять часов убившего его. В 1999 году ее продали за 150 тысяч долларов, а спустя 11 лет выставили на торги с начальной ценой в 850 тысяч.
Ацетат
Особая категория пластинок, изготовлявшихся из алюминия с тонким напылением ацетатного лака. Основная цель их выпуска — услышать, как будет звучать материал на виниле, поступающем в продажу. Но встречаются и такие, на которых записаны неизданные впоследствии произведения или варианты песен, серьезно отличающиеся от финального релиза.
FRANK SINATRA & ANTONIO CARLOS JOBIM
«SINATRAJOBIM», 1969 ГОД, 9 000 ДОЛЛАРОВ
Ацетат одного из лучших альбомов Синатры второй половины 1960-х. С одним «но»: вплоть до 2010 года этот релиз был доступен ничтожно малому количеству людей.
В 1967 году Фрэнк Синатра записал совместную пластинку с одним из основоположников босановы Антонио Карлосом Жобимом. Сотрудничество было настолько плодотворным, что спустя два года они решили повторить подобный эксперимент. Результатом должен был стать лонгплей с названием «SinatraJobim». Лейбл протестировал запись на ацетате, подготовил обложку и даже выпустил в продажу три с половиной тысячи 8-дорожечных лент (первый относительно распространенный кассетный формат, разработанный и распространяемый исключительно в Северной Америке). Но непроданные копии кассет были очень скоро отозваны из магазинов.
Очень скоро непроданные копии кассет были отозваны из магазинов по неизвестной причине.
Что это было, осознанный отказ лейбла от уже готовой босанова-пластинки в сторону концептуального поп-рок-альбома Синатры «Watertown» или иная неявная миру причина — теперь остается лишь догадываться. Факты же имеем следующие: подобные закулисные игры оттянули выход бриллиантового материала на 40 лет и превратили ацетат в сокровище стоимостью 9 тысяч долларов, а с одной из нескольких уцелевших кассет коллекционеры не расстанутся меньше, чем за 5 тысяч.
THE VELVET
UNDEGROUND & NICO
«THE VELVET UNDERGROUND & NICO»,
1967 ГОД, 25 200 ДОЛЛАРОВ
13-й номер в списке «500 величайших альбомов всех времен» журнала Rolling Stone. Достоверно известно, что до наших дней дожила одна копия ацетата, которую канадский коллекционер Уоррен Хилл приобрел в 2002 году на распродаже в Нью-Йорке всего за 75 центов, а спустя четыре года продал за 25 200 долларов. Где данный экспонат провел свои 36 лет жизни — тайна, которая вряд ли когда-либо раскроется.
Первый пресс
Традиционно высоким спросом среди коллекционеров пользуются первые выпуски пластинок (first press). Есть мнение, что из-за особенностей производства первый пресс звучит наиболее близко к оригиналу записи. С другой стороны, распространены случаи, когда первый пресс пластинок выходил бракованным, поэтому полагаться на то правило как непреклонную истину нельзя. Проверить, является ли ваша копия первым прессом, можно на сайте Discogs: достаточно «пробить» по базе специальный цифро-буквенный код, указанный на экземпляре.
THE BEATLES
«THE BEATLES», 1968 ГОД,
19 201 ФУНТ
«Белый альбом» The Beatles на виниле, выпущенный ливерпульской четверкой в 1968 году, был назван тематическим журналом Record Collector наиболее редкой записью всех времен. На каждом из конвертов почти полувековой давности вы можете увидеть уникальные проштампованные номера. Догадываетесь, у кого первые четыре? А запись под номером 0000005 ушла с eBay в 2008 году за 19 201 фунт.
Ограниченный тираж
Ограниченный тираж обычно подразумевает не только сложность в поисках одной из копий, но и кучу других приятных бонусов. Пронумерованные вручную копии, цветной винил, измененная обложка, дополнительные приятные вещи вроде аксессуаров или игрушек с символикой группы — все это неизменные спутники лимитированного тиража. Какой почитатель винила откажется обладать одним экземпляром из нескольких сотен, да еще и таким?
QUEEN
«BOHEMIAN RHAPSODY/
I’M IN LOVE WITH MY CAR», 1978 ГОД, 5 000 ФУНТОВ
Летом 1978 года британская звукозаписывающая компания EMI устроила званый ужин в честь получения своим международным подразделением престижной награды Queen’s Award to Industry for Export Achievement. Наряду с набором памятных подарков (шелковый шарф, бокал, спички, ручка) гости получили специальное лимитированное издание сингла группы Queen на синем виниле. 200 пронумерованных пластинок, попавших в руки акул шоу-бизнеса и журналистов топовых изданий на закрытом мероприяти, — чем не раритет? На данный момент оценочная стоимость заветной копии для любого коллекционера составляет 5 000 фунтов.
JACK WHITE
«FREEDOM AT 21», 2012 ГОД, 1 000 ДОЛЛАРОВ
Солист распавшихся The White Stripes решил пошутить и к 1 апреля прошлого года запустил в воздух тысячу гибких пластинок со своим новым синглом. Приземлившись в различных частях США, они сразу же стали взлетать в цене на интернет-аукционах. Отличное промо к выходу альбома, ничего не скажешь! Подобный креатив вкупе с ограниченным тиражом установил довольно-таки высокую ценовую планку для относительно свежего материала на вторичном рынке: в районе тысячи долларов за копию.
Специальный конверт
Конверт является неотъемлемой частью пластинки и своего рода маленьким произведением искусства. Иногда к рисунку прикладывались и именитые художники: Энди Уорхол, Питер Блейк, Жан-Мишель Баския и другие.
RAMMELZEE VS K-ROB
«BEAT BOP», 1983, 1 000 ДОЛЛАРОВ
Баския является легендой для всех ценителей культуры — неспроста его упоминают в своих текстах Джей-Зи и мистер Уэст, а Мадонна и Леонардо ДиКаприо коллекционируют его работы. Именно Жан-Мишель Баския создал оформление данного сингла, называемого из-за редкости Святым Граалем среди рэп-записей. 500 оригинальных копий, оформленных глашатаем нью-йоркского искусства 1980-х. Тысяча долларов — и этот кусочек истории ваш.
Бутлег
В свое время виниловые бутлеги были чуть ли не единственными носителями уникального концертного материала. Они выпускались в обстановке строжайшей секретности и были нарасхват (как, например, концерт Хендрикса 1970 года в Лос-Анджелесе). С развитием технологий бутлегерство превратилось в банальный выброс неофициальных концертных записей, сборников и ремиксов в интернет. Удобно, конечно, но без подпольной романтики.
DONNA SUMMER
«I FEEL LOVE (REMIX BY PATRICK COWLEY)»,
1978, 650 ДОЛЛАРОВ
Неофициальный ремикс Патрика Каули на Донну Саммер не впечатлил ее тогдашнего продюсера Джорджо Мородера, но быстро стал андеграундной классикой. Каули сам нарезал свой трек на винил и распространял среди диджеев и радиостанций. Широкой публике ремикс стал доступен только с 1982 года в несколько укороченной версии, а на CD появился лишь в 2003 году. Одну из уцелевших пластинок 1978 года можно приобрести за 650 долларов.
НУ.....КАК ТО ТАК!!!
Оценили 16 человек
32 кармы