Посмотрите, что происходит в Газе и на территории бУ: геноцидно и изощренно искореняется местное население, очевидно, чтобы освободить территорию для заселения некой другой нацией!! Как всегда и делалось со времен Ветхого завета... Сплотились ВСЕ (т.наз. «объединенный запад»), исповедующие этот культ, для достижения их общей цели – создания мировой Хазарии!!! А мы против них боремся - вот именно это и есть – СВО, по моему мнению!!!
А теперь почитайте внимательно! Может быть вы этого не знали? - Ничего не напоминает?!!
Начало тут: «Мировое «начальство»?!» https://cont.ws/@nata_urieva/2...
Продолжение:
Дарование Торы
В новолуние третьего месяца после исхода сынов Израилевых они достигли Синайской пустыни и стали лагерем у горы Синай. Её высота относительно плато 332 м:
На третий день с раннего утра ударили громы и молнии, и гору окутало густое облако дыма – Яхве как огонь сошёл на её вершину и призвал Моисея к Себе: «Взойди ко Мне на гору, там дам Я тебе каменные таблички с правилами и заповедями, которые написал для этого народа».
Моисей вошёл в облако, поднялся на гору и пробыл там сорок дней и сорок ночей. Там поведал Яхве Моисею как сделать Скинию – походный храм евреев. И наказал: «Возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его, чтоб он был священником Мне». И поведал, как вести службу. И наказал сделать ковчег из акации, покрытый изнутри чистым золотом и с золотой каймой: «В ковчег положишь текст Завета, который Я тебе вручу». Кончив говорить с Моисеем, дал ему две таблички Завета – каменные доски, исписанные перстом Божьим.
А внизу кипели страсти. Поскольку Моисей долго не возвращался, люди обступили его брата Аарона и потребовали: «Сделай нам бога, который поведёт нас за собой. А этот человек Моисей, который вывел нас из Египта, мы не знаем, что с ним случилось». По велению Аарона соплеменники Моисея собрали драгоценности, и выплавил он из них статую Золотого Тельца – языческого бога. И принесли они жертвы всесожжения (по-другому называется – холокост), и пиршественные жертвы, затем стали есть и пить, а после принялись вовсю веселиться.
И сказал тогда Яхве Моисею: «Спускайся с горы, негодным стал твой народ, выведенный тобой из Египта! Не препятствуй Мне излить на них Мой гнев и уничтожить их, а от тебя Я произведу великий народ». Но Моисей стал умолять простить евреев, и Яхве отменил наказание, которому хотел их подвергнуть.
Когда Моисей спустился с горы, в руках у него были две таблички Завета с письменами, начертанными Богом. Приблизившись к стану, Моисей увидел и тельца, и пляски вокруг него:
Поклонение Золотому Тельцу (Никола Пуссен)
Разгневанный, он бросил таблички наземь и разбил их. Статую тельца он сжёг и растёр в порошок, бросил его в воду и заставил сынов Израилевых пить её.
Увидел Моисей, что люди забыли стыд и страх. Встал он в воротах стана и воззвал: «Кто за Господа? Все ко мне!» Вокруг него собрались все сыны Левиевы. И сказал им Моисей от имени Яхве: «Возьмите мечи и пройдите по стану, от ворот к воротам! Пусть каждый убьёт брата, убьёт друга, убьёт соседа!» И выполнили они приказ Моисея: около трёх тысяч человек было убито в тот день (а между тем на скрижалях Завета значилась заповедь: «не убий!»). После сказал им Моисей: «Посвятите себя отныне в священники Яхве, и тогда будет вам дано благословение!» С той поры стало племя Левия священнослужителями, а брат Моисея Аарон первосвященником.
Вскоре наказал Яхве Моисею вытесать две скрижали каменные, подобные прежним, и взойти утром на гору Синай, и предстать пред Ним. Поведал Господь заповеди народу Израилеву и сказал: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем. И опять пробыл Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, и написал на скрижалях слова завета, десятословие. Спустившись с горы Синай, Моисей принёс в руках две таблички Завета.
К первому месяцу второго года Исхода была сделана Скиния и вся утварь в ней, и закончен ковчег Завета. Взял и положил Моисей откровение в ковчег, и крышку на ковчег сверху, и внес ковчег в Скинию, и повесил завесу, и закрыл ковчег откровения. Как окончил Моисей дело, покрыло облако Скинию собрания, и слава Господня наполнила её.
Книга Левит
Сооружением и освящением походного храма Скинии заканчивается книга Исход. Следующая, третья книга Торы Левит – обрядовая, она посвящена религиозной стороне жизни народа Израиля. Большая её часть заполнена предписаниями священникам, которые Бог передал через Моисея на горе Синай. Впрочем, подавляющее большинство из них касается всего народа Израиля. Было среди наставлений и такое «таинственное», как «не вари козленка в молоке матери его».
Лишь малая часть книги Левит носит повествовательный исторический характер, поэтому мы пропускаем её и переходим в книге Числа.
Сорок лет скитаний
Основное содержание книги Числа – жизнь народа Израиля в пустыне, перед лицом Создателя и «наедине» с Ним. Название книги объясняется тем, что в ней приводится целый ряд подробных данных по исчислению народа, отдельных колен, священнослужителей, первенцев и пр. В книге Числа детально описываются правила разборки и погрузки Скинии во время переходов и её утвари, обязанности левитов и множество прочих формальных процедур.
Затем книга переходит к историческому повествованию. Оно охватывает события от приготовлений к уходу из Синая после сооружения Скинии до прибытия на равнины Моава при Иордане, напротив Иерихона.
На двадцатый день второго месяца второго года Исхода израильтяне покинули подножие горы Синай и двинулись в путь. От Синая они направились в Ханаан. Достигнув его границ, они выслали в обещанную им землю двенадцать разведчиков. Вернувшись, те высказали сомнения в возможности завоевания Ханаана: «Не можем мы воевать с этим народом, он сильнее нас!» Вся община подняла громкий крик. Возроптали сыны Израилевы на Моисея и Аарона и говорили им: «Уж лучше бы мы умерли в Египте! Уж лучше бы мы умерли в этой пустыне! Зачем Яхве ведёт нас в эту страну? Чтобы мы погибли от меча? Жены наши и дети попадут в неволю! Не лучше ли нам вернуться в Египет?»
Только Иисус Навин и Калев, из числа ходивших в разведку, стали убеждать общину: «Та земля, по которой мы прошли, очень, очень хороша! Господь приведёт нас туда и отдаст нам эту землю, источающую молоко и мёд. Только не бунтуйте против Господа! А людей той страны не бойтесь – мы их одолеем! Они лишились своей защиты, а с нами Яхве. Не бойтесь их!» Но люди стали говорить между собою: «Повернём назад, вернёмся в Египет!»
Уступая мольбам Моисея, Яхве вновь простил своему народу его неверие, но обрёк на сорок лет скитаний по пустыне, пока не умрут все, кто был рабами в Египте, включая Моисея: «Никто из вас не войдет в ту страну, в которой Я поклялся поселить вас, никто, кроме Калева и Иисуса Навина. А вот детей ваших, за которых вы боялись, как бы они не попали в плен, их Я приведу в страну, которую вы отвергли».
Через сорок лет перед входом в Ханаан Яхве сказал Моисею: «Взойди на горы Аварим и окинь взглядом страну, которую Я отдаю сынам Израилевым. Ты посмотришь на эту страну и отойдёшь к предкам своим. Позови Иисуса Навина – человека, в котором дух – и возложи на него руку и на глазах у всех передай ему полномочия, чтобы вся община сынов Израилевых слушалась его». Так и было сделано.
Книга Второзаконие
Согласно библейской хронологии, Моисей умер в 1273 г. до н.э. в возрасте ста двадцати лет, оставив своим преемником Иисуса Навина. Перед смертью он произнёс обращённое к израильтянам накануне перехода через Иордан и завоевания Ханаана завещание, положенное в основу пятой, заключительной книги Торы Второзаконие. В еврейских источниках её иногда называют Мишне Тора – буквально «повторенный Закон».
Книга носит характер длинной прощальной речи Моисея перед смертью и содержит ретроспективный обзор пройденного по пустыне пути в стремлении достигнуть земли Обетованной, а также расширенное изложение и толкование полученных через Моисея законов. Наряду с новым материалом, Книга излагает цепь событий и законов, уже известных по трём предыдущим книгам – Исход, Левит и Числа. В целом Второзаконие являет собой подробное предсмертное завещание мудрого и опытного вождя, наделённого вдохновением свыше, молодому и неустойчивому народу Израиля.
Народ Израиля оплакивал Моисея на Моавской равнине тридцать дней, пока не истёк срок погребального плача. С тех пор не было среди сынов Израилевых пророка, равного ему – ведь с ним Яхве говорил лицом к лицу.
Авторство Торы
На этом Тора, записанная Моисеем со слов Всевышнего, заканчивается. Существует разногласие по поводу того, вся ли Тора была записана в течение сорока дней на горе Синай или же писалась в течение сорока лет странствований в пустыне и была завершена незадолго до смерти Моисея.
Согласно мнению рабби Йехуды, последние строки Второзакония, в которых описывается смерть Моисея, записаны Иисусом Навином, что было бы естественным. Тем самым Иисус Навин становился бы одним из авторов Второзакония. Однако многие авторитеты не согласны с рабби Йехуда, поскольку считают, что по уровню святости Тора соответствует только пророческому дару Моисея и никому из живших после него пророков.
Полная карта странствий от Авраама до Моисея
Вашему вниманию полная карта странствований народа Яхве – от Авраама до Моисея, с древне-шумерского города Ур в 1813 г. до н.э., до входа в 1273 г. до н.э. под предводительством Иисуса Навина в землю Обетованную:
Невиим
Со смертью Моисея заканчивается Тора, и мы переходим ко второму разделу Танаха – Невиим или Пророки. Невиим делится на Ранних Пророков, повествования которого носят в основном исторический характер, и Поздних Пророков, в большинстве своём состоящем из пророчеств в духе проповедей. К ранним относятся книги Иисуса Навина, Судей, Самуила и Цари. В свою очередь, книга Самуила делится на I и II книги Царств, книга Цари – на III и IV книги Царств. В православном каноне они так и присутствуют, как четыре книги Царств.
Иисус Навин
Продолжим с первой книги Пророков – книги Иисуса Навина, описывающей историю еврейского народа от смерти Моисея в 1273 г. до н.э. до смерти Иисуса Навина в 1245 г. до н.э. Согласно еврейскому канону её автором является сам Иисус Навин, за исключением последних строк, повествующих о его смерти и похоронах, которые были дописаны пророком Самуилом.
Иисус Навин 1355-1245 гг. до н.э. был исполнен духом мудрости, ибо Моисей возложил на него руки. После его смерти Яхве явился Навину и велел возглавить народ и вместе с ним перейти Иордан и войти в Обетованную землю, «ибо народу сему ты передашь во владение землю, которую Я клялся отцами их дать им».
Основная историческая миссия Иисуса Навина – завоевание и заселение Ханаана народом Израиля. Первым поселением на пути евреев в земле Обетованной был Иерихон – один из древнейших непрерывно населённых городов мира, по мнению ряда исследователей древнейший из них. Он многократно упоминается в Библии, где именуется как «город пальм». Первые следы жизни людей в Иерихоне относятся к VIII тыс. до н.э., а стены первого непрерывно существовавшего городского поселения были возведены здесь не позднее 6800 г. до н.э.
Иисус Навин, дабы «высмотреть землю», послал в город двух юношей-разведчиков, которые остановились в доме блудницы Раав. Поняв, что они разведчики враждебной армии, Раав не выдала их (ну логично же?!!)). Она попросила сохранить жизнь ей и её домочадцам, когда армия войдёт в город. Разведчики поручились своею жизнью, и Раав помогла им покинуть город. После их возвращения евреи перешли воды Иордана и взяли Иерихон. Навин приказал истребить всё его население, кроме блудницы Раав и её домочадцев. Иерихон был полностью разрушен и сожжён, причём Иисус произнёс заклятие, запрещающее его восстанавливать. Также он запретил использовать обнаруженные в городе серебро, золото, медь и железо для бытовых нужд, их следовало передать в будущее храмовое хранилище.
Пользуясь раздробленностью местных ханаанских князей, евреи за короткое время одного за другим разбили их. Завоевание Ханаана длилось примерно семь лет. Всё его население, включая женщин, стариков и детей, подвергалось поголовному истреблению. Обоснованием ему служила «ужасная» степень религиозно-нравственного развращения ханаанских народов язычеством, при которой они были решительно опасными для духовного здоровья евреев.
После покорения и раздела Ханаана Иисус Навин мирно скончался в 1245 г. до н.э. и был погребён на горе Ефремовой.
Двенадцать колен Израилевых
Далее библейская история еврейского народа излагается в книге Судей. Согласно еврейской традиции, она была написана пророком Самуилом, годы жизни 1064-1012 гг. до н.э. Изложенные в книге события охватывают период примерно с 1244 по 1029 гг. до н.э. – от смерти Иисуса Навина до установления в древнем Израиле монархии.
После смерти Иисуса Навина народ, оставшийся без вождя, распался на двенадцать колен Израилевых, разделивших между собой землю Ханаана.
Вспомним, что перед смертью Иаков (Израиль) благословил в родоначальники колен Израилевых одиннадцать своих сыновей – Рувима, Симеона, Левия, Иуду, Иссахара, Завулона, Дана, Неффалима, Гада, Асира (Ашера), Вениамина. А вместо своего любимца Иосифа благословил двух его сыновей, своих внуков Ефрема и Манассию. Следуя формальной арифметике, получается тринадцать колен, тогда как в Танахе традиционно присутствует их число двенадцать.
Дело в том, что колено Левия, посвящённое служению Богу, исключено из общего числа. Левиты не входили в счёт боеспособных мужчин, не было указано их место в порядке следования колен при переходах на пути в Ханаан, не получили они и удела в земле Обетованной, однако, как священники, присутствовали в землях каждого колена. Колено Левия, хотя и упоминается при поимённом перечислении колен, в общий счёт не включается. Вынесение его за скобки и приводит к традиционному их числу – двенадцать:
Земли двенадцати колен Израилевых в Ханаане
Время Судей
Территориальное разделение на колена Израилевы ослабило евреев. Они стали поддаваться влиянию окружающих народов и недоистреблённого ханаанского населения. В частности, увлеклись идолопоклонством – культами Ваала из Тира и Астарты из Сидона и Бейрута – богини земного плодородия, материнства и любви, в свою очередь позаимствованной у вавилонян – их культ богини Иштар.
Ослабив связь с Яхве, евреи ослабли и в военном плане. Этим сразу воспользовались окружавшие его туземные народы, подчиняя евреев и подвергая жестоким угнетениям. От бедствий евреев отчасти избавили старейшины и вожди, называемые Судьями. Их подразделяют на значительных и малых. Из судей выделялись гроза филистимлян герой Самсон, главарь банды разбойников Иеффай, освободитель от нашествия кочевников Гедеон, пророчица Девора и сам библейский пророк Самуил, последний и знаменитейший из судей израильских.
Судьи, будучи активными носителями израильского самосознания, ожесточённо сопротивлялись ассимиляции израильтян ханаанеями, хеттами, амореями, иевусеями и пр. Они предводительствовали израильским ополчением и призывали к уничтожению святилищ местных народов, прежде всего, капищ Ваала и Астарты. Правление судей всегда было временным и никогда не распространялось на все колена.
Несмотря на подвиги судей, их эпоха стала историей заблуждений, беззаконий, идолопоклонства и неразлучно следовавшими за ними бедствиями. Избранный народ почти совсем забыл свою религию – её место заняли распространяемые бродячими левитами суеверия. Отсутствие централизованной власти привело со временем к проблемам в противостоянии растущему давлению со стороны соседних народов, в первую очередь филистимлян.
Плюс к этому меж племенами Израилевыми начались междоусобные войны. В эпоху Судей израильское ополчение во главе с судьей Иеффаем истребило около 42 тыс. ефремлян. Та же участь постигла и маленькое колено Вениамина, на территории которого находился Иерусалим, отличавшееся чрезвычайно воинственным и мужественным духом. Воинственность развила в них крайнее самомнение, что в итоге и привело к ожесточённой схватке с остальными коленами, едва не окончившейся полным истреблением сынов Вениаминовых: их погибло 25 тыс. и 22 тыс. ратников израильского ополчения.
По мнению специалистов, эпоха Судей заняла XII-XI века до н.э. и длилась не более двухсот лет, а не 350, как это следует из текста книги Судей, согласно электронной еврейской энциклопедии. В эпоху судей часть народа продолжила вести полукочевой образ жизни, другая переходила к оседлости. К примеру, жители иудейского Вифлеема стали выращивать ячмень и пшеницу.
Эпоха Царств, Саул
Время Судей сменила эпоха Царств, ознаменованная тремя великими, в масштабе Израиля, царями – Саулом, Давидом и Соломоном. Как вы понимаете, от книги Судей мы переходим к книге Самуила, состоящей из I и II книг Царств. Согласно еврейскому канону, название книги не предполагает авторство самого Самуила. Очевидно, оно дано исходя из того, что Самуил 1064-1012 гг. до н.э. – первая значительная личность повествования. Книга Самуила не принадлежит перу одного автора, также несомненно, что её текст подвергся впоследствии редактуре (см. электронная еврейская энциклопедия).
I-я книга Царств открывается биографией пророка Самуила до начала истории Израильского царства. Основателем единого Израильского царства и первым царём стал Саул, правивший около 1029-1005 гг. до н.э. До Саула царей над евреями не было. Однако ситуация в стране показала, что судьи Израиля были не в состоянии противостоять растущему давлению со стороны соседних народов, прежде всего, филистимлян. По воле Господа, и следуя гласу уставшего от анархии народа, судья и пророк Самуил помазал на царство простого юношу Саула родом из колена Вениаминова.
Саул создал первую еврейскую регулярную армию из трёх тысяч воинов, которая вела непрерывные войны с Моавом, Аммоном, Идумеей, Филистией, см. на карте колен Израилевых. В одной из таких войн будущий царь Израиля Давид убил в личном поединке огромного филистимлянского воина Голиафа.
Саул был поставлен на царство по воле Бога, но, в конце концов, стал Ему неугодным. Началось с размолвки между пророком Самуилом и Саулом перед одной из битв с филистимлянами. Ввиду их подходящего войска Саул лично принёс жертву Богу, не дождавшись опаздывавшего Самуила. Позже он не выполнил указание Яхве, которое ему передал Самуил – полностью истребить народ амалекитян. Он пощадил царя амаликитского Агага. Разгневанный Самуил напророчествовал Саулу конец его царствования и лично разрубил перед Господом царя Агага, которого привели по его требованию.
Следуя указанию Яхве, Самуил отправился в Вифлеем, где пас отцовские стада Давид, и втайне помазал его на царство. Вскоре Саул осознал, что народ благоволит к победителю Голиафа Давиду больше, чем к нему. Дабы обезопасить себя, он женил его на своей младшей дочери. Но брак оказался бездетным: внук, который мог бы объединить Давида и Саула, не родился. Зависть к Давиду закончилась попыткой убить его, после чего тот был вынужден скрываться, пока Саул не пал в очередной битве с филистимлянами.
Давид
Смертью Саула в 1005 г. до н.э. заканчивается I книга Царств. История Израиля от смерти Саула до преклонных лет царствования Давида изложена во II книге Царств.
Царствование следующих двух царей Давида и Соломона называют золотым веком Израильского царства. С царя Давида начался его расцвет. В связи с отсутствием достоверных письменных источников о царствовании Саула и Давида, существует несколько мнений относительно времени правления Давида. Обычно называют интервал 1005-965 гг. до н.э. Он выведен, исходя из его предполагаемых внешних контактов, прежде всего, с царём Финикии Хирамом I. Сведения о них почерпнуты исключительно из II книги Царств.
Давид пришёл к убеждению, что для упрочения царской власти ему необходима столица, которая не принадлежала бы ни одному из колен Израилевых, тем самым могла бы служить общей столицей всего народа. На эту роль Давид наметил Иерусалим – сильную крепость, стоявшую на рубеже между коленами Иуды и Вениамина. Иерусалим принадлежал храброму племени иевусеев – древнейшему народу Ханаана, который, несмотря на все усилия евреев, отстоял до той поры свою независимость (!!!). Давид завоевал Иерусалим (оккупировал его) и превратил его в столицу единого Израильского царства.
С Давида началась череда победоносных войн, сокрушивших филистимлян, Моав и Идумею (Эдом). Также Давид провёл победоносный сирийский поход против царств полукочевников-арамеев – Арам-Дамаск, Арам-Цоба и Арам Бет-Рехов. Войны вывели Израиль к берегам Евфрата и обеспечили доступ к богатейшим месторождениям меди (!!!). Земли побеждённых народов отошли к Израилю, в итоге царство Давида простёрлось от Ецион-Гавера на юге, близ Эйлата, до Евфрата на севере. За исключением узких прибрежных полосок, населённых филистимлянами и финикийцами, оно заняло почти все пространство между морем и Аравийской пустыней:
Давид превратил Иерусалим в сакральный иудейский центр, поместив Ковчег Завета в Скинию на горе Сион. Как то и положено истинному царю, он подчинил духовную власть светской: объединил всех священников под началом первосвященника и включил их в состав государственного аппарата – писцами и судьями. Он намеревался построить Храм для Ковчега Скрижалей. Но строительство выпало осуществить его сыну Соломону, ибо, участвуя в войнах, Давид пролил слишком много крови.
Движимый честолюбием, Давид устроил перепись населения Израиля. Как и государи-язычники, он рассчитывал на собственные силы, позабыв, что царь Израильского народа должен полагаться только на силу Господа, стократно умножающего свой народ. Приказ Давида был неугоден Богу, и Он наказал Израиль – наслал на него мор. Погибло семьдесят тысяч израильтян. Но Яхве внял мольбе Давида и остановил ангела с мечом, уже простёртым над Иерусалимом. Через пророка Гада Он указал место, где Давид должен был построить жертвенник Господу. Тем самым было указано место, на котором позже Соломон построил Храм.
При Давиде израильтяне вошли в близкие и дружественные отношения с финикийцами, считая их высококультурным народом, весьма полезным и выгодным в деле развития материальной культуры. Финикийцы были торговой нацией и не любили воевать. Царь Тира и Библа Хирам I 969-936 гг. до н.э., царствование которого на четыре года пересеклось с царствованием Давида 1105-965 гг. до н.э., направил к нему вскоре после своего вступления на престол послов и плотников, а также снабдил кедровыми деревьями для постройки дворца в Иерусалиме.
На вершине могущества, во время войны с Аммоном, Давид впал в грех. Впечатлённый красотой купающейся женщины он узнал, что это Вирсавия – жена Урии, одного из его военачальников. Царь приказал слугам привести её и вступил с ней в близость, после чего отослал домой. Узнав, что Вирсавия понесла, Давид вызвал её мужа из похода, надеясь, что после долгого воздержания тот вступит с ней в связь и грех прелюбодеяния будет сокрыт. Однако Урия перед всем двором отказался войти в свой дом. Тогда Давид отправил его обратно в войско, сопроводив письмом, в котором повелел «поставить Урию в место самого жестокого сражения и отступить от него, чтобы тот был сражён и умер». Вскоре Урия погиб. Когда истек срок траура, Давид взял Вирсавию в жёны, и она родила царю сына.
Поступок Давида, убившего Урию мечом аммонитян, был неугоден Господу. Давид раскаялся, и Господь заменил ему смертную казнь на болезнь.
В течение шести месяцев его тело было покрыто язвами, ведь пораженный язвами подобен мертвому, т.е. болезнь эта имеет искупительную силу смерти. Вдобавок за свой грех Давид заплатил вчетверо: сначала смертью младшего сына, затем изнасилованием дочери Фамарь старшим сыном Амноном, последующей смертью Амнона от руки брата Авессалома и, наконец, предательством своего сына Авессалома и его смертью от руки воинов Давида (да-а… та еще семейка). Но любимая жена Вирсавия родила Давиду ещё одного сына, и это был будущий царь Израиля Соломон.
Соломон
Мы закончили книгу Самуила и переходим к следующей книге Невиима Цари, которая состоит из III и IV книг Царств. Её авторство установить затруднительно, оно весьма предположительно.
III книга Царств открывается хроникой заключительного периода жизни Давида. Начинается она с того, что «царь Давид состарился, вошёл в преклонные лета, покрывали его одеждами, но не мог он согреться». По всей видимости, два последних года 967–965 гг. до н.э. он правил вместе с Соломоном. Давид умер в 965 г. до н.э. в возрасте 70 лет после 40 лет царствования. Его погребли в Иерусалиме, на горе Сион, где, согласно христианскому преданию, проходила Тайная вечеря. Давид не только завещал Соломону постройку Храма на указанном Богом месте, но и начал подготавливать строительство – собрал средства и предоставил Соломону планы и часть строительных материалов.
Соломон, годы жизни 1011-928 гг. до н.э., сын Давида и Вирсавии – третий и последний правитель объединённого Израильского царства. После смерти Давида он стал единоличным правителем. При нём в Иерусалиме была воздвигнута главная святыня иудаизма – Иерусалимский Храм, а царство Израиль достигло наивысшего расцвета. Для еврейского народа Соломон, как и Давид, легендарный царь.
Как и в случае с Саулом и Давидом, обоснование историчности личности Соломона опирается исключительно на Тана́х. Никаких иных достоверных свидетельств его существования, помимо библейских текстов, не обнаружено. Тем не менее, Соломона принято рассматривать в качестве исторической фигуры.
При Соломоне страна разбогатела, и её благосостояние возросло до небывалого уровня. Казну Соломона ежегодно пополняли 666 талантов золота. В зависимости от того, что это был за талант, это составляет чуть больше либо одиннадцати, либо двадцати тонн металла. Основой благосостояния Израильского царства служил проходивший по его землям торговый путь из Египта в Дамаск. Возможно, что и так, хотя Дамаску и Египту удобнее и дешевле было торговать через Тир:
Интересный вариант: Длинный и дорогой континентальный торговый путь через проблемную Филистию в сравнении с морским переходом до Тира и затем совсем коротким сухопутным плечом через Финикию в Дамаск? Даже если оставить в стороне экономическую целесообразность, выиграть конкуренцию с Тиром было не в силах евреев. Невероятно богатый Тир щелчком пальцев дестабилизировал бы отношения Израильского царства с соседями, тем самым деклассировал его торговый путь, на котором и без того непрерывно шли войны.
Считается, что Соломон покончил с четырёхсотлетней враждой евреев и египтян, взяв в качестве первой жены дочь нижне-египетского фараона Шешонка I 946-922 гг. до н.э. Если это и так, то был брак на дочери пришельцев в Египет – Шешонк был основателем XXII ливийской династии, сместившей XXI теократическую династию Нижнего Египта. Тогда как исконно египетские династии всегда строго следовали запрету на браки принцесс с иностранными правителями, дабы избежать претензий извне на египетский трон. Было сделано единственное вынужденное исключение в 582 г. до н.э., когда фараон Априй вынужденно выдал свою дочь Нейтакерт за Навуходоносора II. Но то был случай для Древнего Египта беспрецедентный, и ему были основания: Априя вынудили обстоятельства – в тот момент Вавилон продиктовал Египту мир с позиций силы и вынужденный брак скрепил его.
Соломон поддерживал дружественные отношения с царём Тира Хирамом (с конкурентом за торговые пути?), поскольку Финикию древние евреи (или те, кто позже писал Танах), по всей видимости, почитали за образец социального успеха. Приступая к исполнению завещания Давида о постройке Храма, Соломон написал о том Хираму I и просил его содействия. Цари заключили меж собой союз: Хирам присылал Соломону деревьев кедровых и кипарисовых, работников, каменщиков, плотников, золото для строения храма и дворцов, Соломон посылал ему пшеницу и оливковое масло.
Великие строительные проекты оставили его в долгу перед Хирамом, поэтому в 946 г. до н.э. много задолжавший Соломон вынужден был расплатиться двадцатью городами в земле Галилейской. Города те не понравились Хираму, но это не нарушило его дружбы с Соломоном.
Соломон жил истинно по-царски – имел семьсот жён и триста наложниц, среди которых были и чужестранки. Одна из них, ставшая любимой женой, убедила Соломона построить языческий жертвенник и поклоняться божествам её родной земли: «Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидона, и Милхому, мерзости Аммонитской». За это прогневавшийся Бог пообещал народу Израиля множество лишений.
Конец царствования Соломона омрачился многими разочарованиями. Непомерные расходы на содержание двора, строительство дворца, огромные затраты на строительство Храма истощили государственную казну. Один тот факт, что Соломон расплатился с Хирамом не золотом и товарами, а городами Галилеи, является свидетельством начавшегося уже в правление Соломона кризиса. Строительную повинность отбывали не только пленники и рабы, но и рядовые подданные Соломона. Народ стал тяготиться быстро возраставшими налогами. Соломон же кончил жизнь с убеждением, что «всё суета и томление духа» и вовсе не пустяшным опасением за будущность своего дома.
Смутные времена
После завершения эпохи трёх великих царей история еврейских царств являет собой непрестанные внутренние смуты и политические перевороты.
После смерти в 928 г. до н.э. царя Соломона на трон взошёл его сын – неопытный и заносчивый Ровоам, правивший с 928 по 911 г. до н.э. Ровоам сразу навлёк на себя гнев народа отказом снизить установленные его отцом налоги. Тяжелые повинности и подати, роскошь царского двора, привилегированное положение колена Иуды и возвышение Иерусалима в ущерб другим традиционным культовым центрам послужили причиной восстания северных территорий. На стороне Ровоама осталось только колено Иуды и половина колена Вениамина, в то время как десять северных колен основали новое Израильское царство и избрали своим царём Иеровоама I 928-907 гг. до н.э. из колена Ефремова. Единое при Сауле, Давиде и Соломоне царство распалось на два – Иудейское на юге и Израильское на севере со столицей в Самарии. Отпадение Северного Израильского царства было наказанием за грехи Соломона:
Меж царствами развернулось ожесточённое соперничество, истощавшее их силы, чем не преминули воспользоваться соседи. На пятом году царствования Ровоама фараон Шешонк I напал на Иудею, разграбил Иерусалим и Иерусалимский храм и превратил Иудейское царство в вассала Египта. В Карнаке на одном из памятников Шешонка сохранился перечень взятых в том походе городов Иудеи.
Поступь язычества
Иеровоам укрепил границы своего царства, построил несколько новых городов и вообще много сделал для своего народа. Из опасения перед возможным объединением под властью царя Иудеи он всячески стремился к отчуждению своего народа от Иерусалима и его Храма. Апогеем стала религиозная реформа. Началось поклонение божествам финикийского культа, что было естественным, поскольку Северное Израильское царство в силу своего географического положения находилось под сильным влиянием процветающей Финикии. На границе с Иудеей и на севере Израильского царства были установлены идолы золотых тельцов, которым Иеровоам лично совершал жертвоприношения.
В книге Цари представлена картина постепенного упадка Иудейского и в особенности Северного Израильского царства в связи с идолопоклонством и презрением к слову пророческому, что с точки зрения авторов книги стало основной причиной разложения.
К примеру, жена израильского царя Ахава 873-852 гг. до н.э. Иезавель и дочь сидонского царя Ефваала, унаследовала от отца фанатическую преданность культу Астарты, жрецом которого некогда был её отец. Женщина сильная и энергичная, она имела большое влияние на мужа. По настоянию Иезавели Ахав ввёл культ Ваала-Астарты и воздвиг храм финикийскому богу Ваалу, многих пророков умертвили. При Ахаве в Израиле почти перестали поклоняться Яхве, что, по мнению древнееврейских авторов, послужило причиной многих несчастий. Прежде всего, страну поразила страшная засуха и вражеское нашествие.
Иорам, царь Иудеи с 846 по 843 гг. до н.э., женился на Гофолии, дочери Ахава, и тоже стал идолопоклонником. Вступив на царство, он убил всех своих братьев. В свою очередь Гофолия стала казнить потомков Давида во всей Иудее, пытаясь уничтожить «все царское племя дома Иудина». От Иудеи отложились идумеи. Филистимляне и аравийцы ворвались в её земли и ограбили ее. Правление Иорама сопровождалось экономическим и политическим упадком Иудейского царства.
Прелюдия катастрофы
Примерно с этого момента начинается изложение IV книги Царств, венчающей книгу Цари, а с нею и повествования Ранних Пророков. В ней продолжена история клонившихся к упадку Израильского и Иудейского царств: первого – до его разрушения Ассирией, второго – до пленения иудеев Навуходоносором II. Важное место в IV книге Царств занимает обличительная деятельность пророка Илии, ревновавшего о Боге, и его приемника пророка Елисея.
При иудейском царе Ахазе 743-727 гг. до н.э. финикийские и сирийские культы получили ещё большее распространение, что вызвало возмущение иерусалимского жречества и пророков. В частности, Ахаз установил в Иерусалиме статую Ваалу. Он наделал идолов Ваала, приносил им жертвы и совершал пред ними курения, проводил через огонь даже своих сыновей.
С этого места начинается та часть истории евреев, которая подтверждена реальными письменными источниками, прежде всего ассирийскими, дошедшими до нас из той эпохи. И история эта не столь блестяща, как библейская.
Ахаз отказался вступить в антиассирийский союз, в который помимо Дамасского царства вошли Израиль, Газа, филистимляне, Идумея (Эдом) и Тир. Видя нежелание Иудеи примкнуть к коалиции, Израильский царь Факей в союзе с Арам-Дамаском решили силой свергнуть Ахаза и посадить на престол своего ставленника. Армия иудеев потерпела жестокое поражение, и Иерусалим оказался в осаде. Филистимляне захватили ряд пограничных городов, с юга напал Эдом, лишив Иудею выхода к Красному морю, грабя и опустошая земли, угоняя иудеев в плен.
Ахаз, запертый в Иерусалиме, отправил послов в Ниневию к Тиглатпаласару III 745-727 гг. до н.э. с просьбой о помощи: «Раб твой и сын твой я, приди и защити меня от руки царя сирийского и царя израильского, восставших против меня». Призыв, подкреплённый богатыми дарами, был услышан.
В 734 г. до н.э. ассирийская армия выступила в поход. Главным своим противником Тиглатпаласар видел Сирийское царство арамеев, однако первыми под его ударом пали филистимляне, затем, заплатив огромный выкуп, признал его власть царь Газы. В следующем году Ассирия продолжила военные действия в Ханаане и южной Сирии. В 732 г. до н.э. Тиглатпаласар взял Дамаск. Сирийский царь Рецин был казнён, царство арамеев превратилось в ассирийскую провинцию. Израильский царь Факей пал жертвой бунта, на его место был посажен сторонник Ассирии Осия – последний царь Израильского царства, правивший с 731 по 722 гг. до н.э.
Израильское царство было сокращено до пределов Самарии: весь его север был отторгнут, часть населения уведена в плен, ассирийские завоевания сопровождались разрушениями крупных городов. Царь Тира и Сидона Хирам II, цари Моава, Эдома, Аммона и др. тоже покорились и принесли богатые дары золотом и серебром. Напомним, что именно тогда Тир уплатил самую большую за всю историю Ассирии единовременную дань в 150 талантов золота – более 4,5 тонн.
Тиглатпаласар воздвиг в Дамаске жертвенник в честь своей победы. Туда с визитом к нему прибыл Ахаз. Он привёз освободителю богатые дары, засвидетельствовал вассальное подчинение Иудеи и принял обязательство выплачивать за свою мнимую независимость огромную дань. В знак почтения к ассирийскому повелителю Ахаз велел построить в Иерусалиме такой же жертвенник, как и в Дамаске. Что ж, Ахаз сделал мудрый выбор: главное – предвидеть.
Катастрофа десяти колен Израилевых
Израильтяне, не путать с иудеями, сразу же после смерти Тиглатпаласара III в 727 году до н.э. вошли в антиассирийский союз, по-видимому, инспирированный Египтом. В тот союз вступили новый царь Тира Элулай, некоторые другие правители Финикии и Леванта. Сначала новый царь Ассирии Салманасар V 727-722 гг. до н.э. попытался уладить дело миром и в 725 г. до н.э. заставил Элулая и Осию опять признать себя верховным властителем и выплатить дань. Но в следующем 724 г. до н.э. Осия отказался от её уплаты. Тогда Салманасар V предпринял поход против Тира и Израиля. Египтяне на помощь им не пришли. В тот смутный период заканчивалось правление XXII ливийской династии и с новой силой вспыхнули внутренние раздоры. Армия израильтян была разбита, Осия попал в плен и был отправлен в Ниневию. В том же году ассирийцы приступили к осаде Тира и столицы Израиля Самарии.
Самария была одной из сильнейших крепостей в регионе. Её осада длилась до 722 г. до н.э. Самария сдалась следующему Царю Ассирии Саргону II 722-705 гг. до н.э. В наказание за непокорность Саргон II ликвидировал Северно-Израильское царство, а его жители были интернированы в отдалённые области Ассирии.
Это был конец Северного древнееврейского царства и десяти племён, населявших его согласно религиозному преданию. Место депортированных заняли люди из других земель. Сама территория, включенная в состав Ассирии, утратила свою идентичность…
С точки зрения ассирийцев, это не было наказанием. Всё это представляло собой ассирийский плавильный котел – способ гарантировать, что со временем любая этническая принадлежность, отличная от ассирийской, и всякая лояльность, кроме лояльности к империи, будут забыты. Исчезновение десяти израильских племён демонстрирует, насколько хорошо работала эта политика даже с таким, стремившимся к сохранению своей идентичности народом, как древние евреи» (Пол Кривачек, «Вавилон. Месопотамия и рождение цивилизации»).
Из двенадцати колен Израилевых сохранилось лишь два, входившие в Иудейское царство – колена Иуды и Вениамина. Естественно, сохранилось и распределённое по всей Земле Обетованной колено Левия.
Спорным является вопрос об утрате колена Симеона. Его земли были внутренним «островом» в Иудее. Сомнительно, чтобы ассирийцы зашли внутрь земель своего верного вассала специально для того, чтобы интернировать колено Симеона. Очевидно, оно было ассимилировано более воинственным и многочисленным коленом Иуды. Поэтому вовне растворились не десять, а девять колен. За утрату же десятого колена следует спрашивать не с Ассирии, а с иудеев.
Растворение на просторах Ассирийской империи девяти колен Израилевых до сих пор подпитывает негативное отношение евреев к Ассирии и её истории, которое непроизвольно продемонстрировал Исаак Юдович Азимов, в миру Айзек Азимов, в книге «Ближний Восток. История десяти тысячелетий». Его сравнения и негативные эмоциональные оценки в отношении Ассирии порой зашкаливают.
Завершение первого акта истории древних евреев
Северное царство Израиль просуществовало свыше двухсот лет, пока в 721 г. до н.э. не было уничтожено Ассирией, южное Иудейское царство – почти три с половиной столетия до его разрушения Вавилоном. Их геополитическая значимость была минимальной. Они проявляли себя лишь в режиме членов альянсов.
К окончанию истории Иудейского царства его народ дошёл до крайнего нечестия и развращения. Господь прогневался и навёл на него царя Вавилонского Навуходоносора II. В 598-597 г. до н.э. за то, что Иудея отложилась от Вавилона к Египту, он вторгся и подчинил иудеев, наказав массовым насильственным переселением (наказал переселением… но не уничтожением!!).
Но вскоре Иудея вместе с другими царствами Заречья, которым было не по душе вавилонское иго, вновь отложились от него. В 586 г. до н.э. после длительной осады Иерусалим пал и был сожжён, его стены срыты, Храм Соломона разрушен, царство уничтожено, те его жители, которые не укрылись в Египте, были переселены в Вавилон. В Иудее осталось лишь немного бедных земледельцев. Именно это переселение имело непреходящее значение для последующих процессов социогенеза.
Историчность Библии
Большинство персонажей, о которых велось повествование, историчны ровно настолько, насколько историчен сам Тана́х, ни единого фрагмента которого, относящегося к той древней эпохе, о которой он повествует, не найдено.
Это в полной мере относится к первым Израильским царствам Саула, Давида и Соломона. Их историчность является предметом дискуссии, которую почему-то называют научной. Наверное, потому что в Израиле имеется ряд историков-археологов, подобных Эйлат Мазар, утверждающей, что она работает «с Библией в одной руке и инструментом для раскопок в другой». Деятельность такого рода «партийных» учёных небезосновательно критикуется другими археологами, как ведущая к пристрастным датировкам находок и тенденциозности их трактовок. И небезосновательно: как может признаваться «задокументированной» древнейшая история, в которой катастрофически отсутствуют сохранившиеся древние письменные источники. Реальная история более поздних еврейских царств лишь весьма и весьма фрагментарно прослеживается в дошедших до нас письменных источниках соседей, отражавших контакты с ними.
Те, кто оперируют с фактической историей, рассматривают библейское повествование, в том числе историю царей Саула, Давида, Соломона, как идеологическую конструкцию, созданную в жреческих кругах Иерусалима в V веке до н.э. во времена Ездры и Неемии, после возвращения части евреев из вавилонского плена, или даже позже. С точки зрения представителей этой школы Давид является «не более исторической фигурой, чем король Артур».
К примеру, по мнению главы кафедры археологии Тель-Авивского университета Исраэля Финкельштейна Иерусалим времён Давида был «небольшой горной деревушкой», а в X веке до н.э. на территории царства, о котором повествует Ветхий Завет, только шёл процесс формирования государств, и в нём участвовал целый ряд племён:
«Та реальность, которая имеется в Библии, – реальность более поздняя. С точки зрения археолога, Ветхий Завет вообще писался с VIII века до н.э. по II век нашей эры. Да, Давид действительно жил в Х веке до н.э. Но это был вожак группы смутьянов, проживавших в небольших поселениях, а вовсе не в золотом городе Иерусалиме, как описывали державу царя Соломона. По мнению профессора Давид был оборванцем и выскочкой, а его армия – «полусотней вооружённых палками крестьян, которые кричали, ругались, плевались, а отнюдь не мощным войском с колесницами, описанным в библейских текстах». До настоящего времени нет археологических находок, подтверждающих описание бурного роста Иерусалима во время «золотого века».
«Когда я провожу исследования, мне приходится делать различие между Давидом как предметом мировой культуры и реальным, исторически существовавшим Давидом», – говорит ученый. И затем поясняет: «Так же я могу праздновать Песах – Исход, если я не думаю о нём, как о реальном событии. Для меня Давид – это Давид, отразившийся в образах позднейших царей Езекии и Иосии, это Давид в пророчествах Захарии. Тот Давид, который олицетворяет связь с зарождением христианства. Этот Давид для меня не вожак банды разбойников Х века до н.э., в культурном плане Давид – это все. И я даже горд тем, что этот «никто» из «ниоткуда» стал центральной фигурой религиозной традиции Запада».
Источник: Александр Оноприенко - https://onoprienko.ru/mirovoj-krizis-26-drevnyaya-istoriya-evree/
+++
Вот так вот… И эта религиозная традиция превратилась в жесткий культ, и даже в инструкцию к действию (на уровне вековых инстинктов)! И места все те же (Ханаан/Палестина, бУ/Хазария, с тенденцией охвата всей нашей Планеты), и действия: геноцид... геноцид... геноцид...
Оценили 28 человек
41 кармы