• РЕГИСТРАЦИЯ

Как казаки с монголами выпивали.

2 944

     Границы не только разъединяют государства и народы, но и сближают их. Тем более, что охраняемая казаками граница с Монголией (которая в те годы входила в состав Китая) была границей с дружественным народом. И именно здесь десятилетиями складывались традиции малой, народной, дипломатии, об одном примере которой мы и хотели бы рассказать вам. Точнее, привести рассказ священника Добромыслова. Рассказ этот мы приводим с некоторыми сокращениями.

Обоюд

    "Обоюд" совершался в разное время, однако не ранее марта и не позднее мая. Соблюдалась очередь. Один год сначала у монголов, потом у казаков, другой -наоборот. О дне обе стороны извещались заблаговременно, чтобы дать возможность приготовиться. В прежние времена на границе, которая была от Наушек в двух верстах, в местности, названной "Синькой", происходила встреча. В этой местности когда-то стояли два столба, между которыми был натянут шнур, припечатанный печатями (станичного или поселкового атамана и зангина). При официальных сношениях перейти границу можно было только в этом месте.

   Открытию границы предшествовала такая церемония. С той и другой стороны старшие (с русской, скажем, поселковый или станичный атаман, с монгольской - дзангин или хундуй) вынимают привезенные с собою половинки расколотой дощечки, на которой на одной стороне по-русски, а на другой - по-монгольски вырезано извлечение из русско-китайского договора. Вынув, их складывают вместе. Конечно, они всегда должны по расколотому месту сойтись. Половину, хранящуюся у наушкинского поселкового атамана, я видел. Половинка эта у наших находится в черном теле, вся загрязнилась, тогда как у монголов, по словам самих казаков, она очень чистенькая и всегда тщательно завернута в лоскуток материи.

   Проверив у Синьки свои полномочия, представители двух народов отправляются в монгольскую ставку, где чай, ханшин или русская водка уже готовы, а в чашах варится мясо. Обменявшись при входе в юрту приветствиями, рассаживаются по местам. Первым подается обязательно чай, кирпичный, зеленый. К чаю подаются купленный у русских хлеб, сахар, белое или желтое масло. После чая обносят ханшином или водкой. Выпивке предшествует спич, который произносит или старший, или другой кто-либо по его поручению. Содержание этого спича приблизительно таково: "Вы, русские и монголы, дети одного Царя Небесного, как пальцы - дети руки. Как пальцы у руки живут согласно и действуют заодно, так и мы должны жить согласно. Все у нас должно быть общим: тепло пополам, снег, дождь и прочее, все пополам". Пожелав всем доброго здоровья и всякого благополучия и сказав громко "болтогой", он пьет водку. Все присутствующие при слове "болтогой" ("да будет благополучие", т.е. как бы: "будем здоровы!") тоже произносят это слово и пьют.

   Если подавать мясо еще не пришло время, то, беседуя, угощаются водкой не раз и не два. Однако монголы, по словам казаков, внимательно наблюдают, как на кого действует выпитое. Если кто-либо из гостей начинает проявлять наклонность к буйству или сделается невоздержанным на язык, то стараются поскорее угостить мясом, уменьшая угощение водкой. При угощении мясом наблюдается такой порядок: старшему из гостей подается целиком баранья голова, с обнаженным мозгом, в который воткнута косточка взамен ложки. Приняв и отведав, старший передает следующему и т.д. То же проделывается с задней частью барана (с курдюком). Выпив, закусив, получив подарки зеленым кирпичным чаем (старшему 1/2 кирпича, прочим из свиты кому 1/4, кому 1/3 кирпича), гости отправляются домой.

   Теперь радушным хозяевам иногда предстоит трудная задача: нужно гостей в целости и сохранности проводить до границы. Дело в том, что некоторые из гостей, хватив лишнего, начинают между собой ссориться, чего монголы терпеть не могут и боятся. Поэтому вполне понятно их желание проводить гостей за границу без инцидентов. Чтобы с головы гостей ни один волос не упал, они, по словам казаков, проявляют большую предупредительность. Однажды один выпивший казак вздумал пошутить. Гикнул на коня и понесся в сторону. Монголы бросились вдогонку. Догнали и привели. Казак опять гикнул и унесся в противоположную сторону. Опять догнали и привели. Доставив неспокойного гостя до границы, радушные хозяева вздохнули свободно.

   В гостях у казаков монголы ведут себя очень пристойно. Старший особенно зорко следит, чтобы много не пили и вели себя корректно. На русской стороне происходит почти то же. Те же чай, китайский ханшин или русская водка, мясо, подарки. Последние только не чаем, а дешевенькими платками дзангину и хундую по 1/4 аршина ситцу на каждого из свиты. Разве только нет той предупредительности к гостям, какая наблюдается у монголов. Впрочем, заслуживающий доверия казак рассказывал мне, что чересчур пьяных гостей увозили до границы на телеге. Оно, конечно, так и должно быть. "Обоюд", так "обоюд" во всем. На границе, при прощании, еще выпивают. Женского персонала у монголов при "обоюде" совсем нет даже в числе любопытных. На русской стороне женщины хотя в приеме и утешении не участвуют, но в качестве любопытных охотно присутствуют. Монголы по отношению к женщинам являются истинными джентльменами. Они их угощают хлебом, сахаром и даже водкой.

Хотелось бы завершить рассказ об "обоюде" словами того же отца Александра Добромыслова, которые и сегодня не потеряли своей актуальности:

"Не надо обращать внимание на то, что "обоюд" далеко не совершенный вид международного отношения, возможный только на первых ступенях гражданской жизни народа. Но зато навязывается вопрос: где больше искренности. В этом ли несовершенном виде международных отношений или в изысканных, но часто лживых уверениях европейских дипломатов, говорящих одно, а делающих - другое".

http://site.infpol.ru/news/311...

    У майнеров праздник. Почему Россия согласилась бесплатно поставлять электричество в Абхазию?

    Что ж, история с Абхазией продолжается. Напомним, в декабре эта солнечная республика осталась без электричества, так как остановилась выработка на Ингурской ГЭС из-за чего электричество в стране было ...

    Гуляй, рванина: как одесские чиновники сбегают оторваться за границу

    Богдан и говорит: «Пойдешь со мной в субботу в Ибицу?». Арина, конечно, для приличия поломается, такая: «Ой, даже не знаю, сегодня еще только четверг. Да и с утра в субботу будем делать...

    Обман космического масштаба Часть 2-я

    И силы были брошены немалые. И деньги тоже – на лунную программу США потратили 25 миллиардов долларов (примерно 175 миллиардов в современных долларах)!Итоги были впечатляющими!Приведём ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Nodber 29 сентября 2016 г. 06:42

      Карты Санкт-Петербурга-Ленинграда

      1914 1977 1978 1978 ...
      2002
      Nodber 12 июля 2016 г. 16:27

      Хазара-монголы

      О хазарейцах - народе монгольского происхождения, - воюющих на стороне Башара Асада в Сирии, рассказал сетевой автор под ником dambiev в своем ЖЖ.3 февраля 2016 года правительственные силы САР и отряды народного ополчения прорвали блокаду шиитского анклава – городов Нубель и Аз-Захра на севере провинции Аллепо. Освобожденные населенные пункты, в которы...
      7380
      Nodber 19 января 2016 г. 19:20

      "Монгольское пятно"

           У многих представителей монголоидной расы в первое время после рождения есть удивительная «метка» - «монгольское пятно», как правило, пятно располагается в области поясницы и крестца, но может локализоваться на коже спины, задней поверхности голени, ягодиц и других участках тела. Форма, размеры и оттенок его варьируются, и через некоторое время оно...
      13297
      Nodber 7 декабря 2015 г. 00:10

      НАЯН-НАВА: БЕЛОЕ ПЯТНО ИСТОРИИ

         У хори-туматов ныне хори-бурят существует широко известная и уникальная песня «Наян-Нава» или «Най-Нава» и связанная с ней легенда, согласно которой появление этой древней песни связано с фактом их ухода из прекрасного края Наян-Нава, расположенного очень далеко, намного дальше Монголии, с мягким южным климатом, где растут виноградники и фрукты. Но тема Н...
      4410
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика